Альманах борух - кто такие николаиты и чему они учили? Николаиты в современных церквях

  • Дата: 29.11.2023

Спрашивает: dmitriy

Вопрос (сокращен): Откр. 2:15 Чему учили Николаиты?

Отвечает Александр Болотников: Мир Вам!

Библия точно не дает указания, кто такие Николаиты. Имя Николай встречается единственный раз в книге Деяния Апостолов: «И угодно было это предложение всему собранию; и избрали Стефана, мужа, исполненного веры и Духа Святого, и Филиппа, и Прохора, и Никанора, и Тимона, и Пармена, и Николая Антиохийца, обращенного из язычников» (Деян.6:5). Николай был избран одним из дьяконов Иерусалимской Церкви. Однако же мы не видим, чтобы в дальнейшем Библия описывала этого Николая как проблемного человека. В книге Откровение название «Николаиты» появляется в двух местах:

- «Впрочем то в тебе [хорошо], что ты ненавидишь дела Николаитов, которые и Я ненавижу» (Откр.2:6).

- «Так и у тебя есть держащиеся учения Николаитов, которое Я ненавижу» (Откр.2:15).

Очевидно, эти названия не имеют никакого отношения к дьякону Николаю. Скорее всего, Николаиты являются псевдо-именем. Псевдо-имена очень часто используются в еврейской литературе для обозначения врагов, представляющих непосредственную угрозу. Так, в частности, ессеи, в своих книгах называли Римлян Хиттимлянами. Таким образом, римские власти, отслеживающие деятельность неугодных им группировок, не могли понять, о чем пишется в этих книгах. Позже в мидрашах для обозначения христиан используется псевдо-имя «Идумеяне». Всякая критика христианства в Византийский период строго наказывалась и поэтому компиляторы мидрашей не могли использовать слово «христиане» напрямую.

Таким образом, Николаиты – псевдо-имя, обозначающее какого-то непосредственного врага ранних христиан, которому в течение Ефесского периода развития христианства дается отпор, а в более поздний Пергамский период его присутствие в церкви превалирует.

Полное исследование пророческого исторического символизма 7-ми церквей выходит за рамки темы, поднятой в данном вопросе. Поэтому мы ограничимся лишь тем, что заявим, что 7 церквей, описанные в книге Откровение представляют собой различные исторические периоды/этапы. В частности Пергамский период характеризуется значительным проникновением и смешением языческих понятий и традиций в христианство.

С начала II в до н.э. самым главным врагом иудаизма стал эллинизм. Христианство, вынесшее библейские ценности за пределы еврейской нации, стало особенно уязвимо для нападок этого коварного врага. Но иудео-христиане первого века не позволяли эллинизму проникнуть и пустить корни. Это, скорее всего, имеет в виду Иоанн, описывая Ефесскую церковь. Иными словами, на наш взгляд, Николаиты – это эллинисты, которым удалось пустить глубокие корни в христианстве Пергамского периода, который начался в IV в.

Метки: Николаиты, Откровение Иоанна, учение Николаитов.

О Николаитах в Библии упоминается в Откровении 2:6
«Впрочем то в тебе хорошо, что ты ненавидишь дела Николаитов, которые и Я ненавижу» и в Откровении 2:15 «Так и у тебя есть держащиеся учения Николаитов, которое Я ненавижу».

По одной из версий, Николаты получили своё название по имени Николая – прозелита из Антиохии, одного из семи служителей Иерусалимской церкви: Деяния 6:5 «И угодно было это предложение всему собранию; и избрали Стефана, мужа, исполненного веры и Духа Святаго, и Филиппа, и Прохора, и Никанора, и Тимона, и Пармена, и Николая Антиохийца, обращенного из язычников».

По другой версии, название секты Николаитов – имя символическое, представляющее собой перевод на греческий язык еврейского имени Валаам. Имя Валаам с иврита переводится как «развратитель» или «разрушитель народа» , а имя Николай с греческого переводится как «победитель народа» .

Со временем секта Николаитов преобразовалась в секту гностиков. «Гностицизм понимал спасение исключительно как духовное познание, для которого внешнее поведение человека, его поступки не имеют никакого значения; истинное познание, по мнению гностиков, само по себе делает человека совершенным»

«Николаитами» в первых веках нашей эры называли группу лжеучителей, приверженцы которой были распространены среди христиан, уверовавших из язычников: в частности в Эфесской (Откровение 2:6 ) и Пергамской (Откровение 2:14-15 ) церквах.
В противовес Библейскому учению о святости и воздержании они проповедовали учение о «свободе вседозволенности во Христе».
Так, они объявили дозволенными жертвы идолам (разрешив употреблять в пищу идоложертвенное) и любодейство (то есть различного рода сексуальный блуд).

Библия приравнивает учение николаитов к учению Валаама, который ввёл Израиль в грех, позволив народу Божьему есть идоложертвенное и блудить.

О возмездии за подобные дела и ложное учение Новый Завет говорит следующее:
2-е Послание Петра 2:1-3, 12-15 «Были и лжепророки в народе, как и у вас будут лжеучители, которые введут пагубные ереси и, отвергаясь искупившего их Господа, навлекут сами на себя скорую погибель.
И многие последуют их разврату, и через них путь истины будет в поношении.
И из любостяжания будут уловлять вас льстивыми словами; суд им давно готов, и погибель их не дремлет…
Они, как бессловесные животные, водимые природою, рожденные на уловление и истребление, злословя то, чего не понимают, в растлении своем истребятся.
Они получат возмездие за беззаконие, ибо они полагают удовольствие во вседневной роскоши; срамники и осквернители, они наслаждаются обманами своими, пиршествуя с вами.
Глаза у них исполнены любострастия и непрестанного греха; они прельщают неутвержденные души; сердце их приучено к любостяжанию: это сыны проклятия.
Оставив прямой путь, они заблудились, идя по следам Валаама, сына Восорова, который возлюбил мзду неправедную»
.
Послание Иуды 11:4, 7-8, 11 «Ибо вкрались некоторые люди, издревле предназначенные к сему осуждению, нечестивые, обращающие благодать Бога нашего в повод к распутству и отвергающиеся единого Владыки Бога и Господа нашего Иисуса Христа…
Как Содом и Гоморра и окрестные города, подобно им блудодействовавшие и ходившие за иною плотию, подвергшись казни огня вечного, поставлены в пример, так точно будет и с сими мечтателями, которые оскверняют плоть, отвергают начальства и злословят высокие власти…
Горе им, потому что идут путем Каиновым, предаются обольщению мзды, как Валаам, и в упорстве погибают, как Корей»
.

Николаиты являлись группой, которая развращала Божьих людей, представляя им компромисс с культурой их времени.

Другая попытка идентифицировать николаитов достаточно популярна в некоторых богословских кругах. В этом случае внимание уделяется значению имени «николаиты» (νικᾷ и λαόν означают соответственно «побеждать, завоевывать» и «люди»), и выдвигается мнение, что эта группа угнетала рядовых членов церкви, развивая сложную систему церковной иерархии. Однако, это объяснение больше определено современными понятиями, и нет никакого доказательства, что это было вопросом в первом столетии. Нужно отметить, что этимология очень часто опасна для определения истинного значения термина. Более того, в самом тексте нет ничего, что поддерживало бы такое понимание.

Решение мы находим в отождествлении николаитов с «учением Валаама» (Откр 2:14-15). С одной стороны, у нас есть все основания полагать, что Николай был реальной личностью, с другой стороны, как учили многие раввины, – имя Николай является греческим эквивалентом еврейского Валаам (Νικολαΐτης составлено из νικᾷ + λαόν, точно так же как и Βαλαάυ, т.е. בִּלְעָם, составлено из בְּלַם + אָם, «уничтожил, поглотил, победил» + «люди»).

Вполне возможно, здесь игра слов: последователи некого Николая учили тому же, что и Валаам Ветхого Завета. И мы видим, как эта интерпретация более всего соответствует тексту и ситуации первого века.

Иоанн отождествляет учение Валаама с двумя проблемами: «они ели идоложертвенное» и «любодействовали». Ранняя церковь постоянно боролась с проблемой компромисса с язычеством (1Кор. 8-10; Деян. 15:20, 29; 1Кор. 5:1; 6:12-20; Евр. 13:4, Числ 25:1-18).

Николаиты являлись группой, которая развращала Божьих людей, представляя им компромисс с культурой их времени. Вместо того, чтобы поклоняться Богу и Ему одному, они предполагали, что для христианина допустимо участвовать в патриотических церемониях (праздники, ассоциирующиеся с поклонением императору). Возможно, что как часть этих церемоний или же как отдельную сферу компромисса они дозволяли прелюбодеяние и проституцию.

Николаиты поощряли христиан идти на компромисс с миром. Это была попытка установить разумный компромисс между установившимися обычаями греко-римского общества и сохранением как можно больше христианских норм жизни. Это новое учение николаитов больше всего затрагивало верхние слои общества, ибо именно им пришлось бы поступиться очень многим, если бы им пришлось соблюдать все христианские нормы.

В то время как сами проблемы могут отличаться, подобные компромиссы угрожают современной церкви. Каждое общество имеет своих «идолов», и очень часто от членов общества ожидается поклонение этим «идолам» или подражание традициям общества. «Николаиты» встречаются и сегодня среди нас. И хотя они под разными именами, но суть их одна: компромисс с миром.

Впрочем то в тебе [хорошо], что ты ненавидишь дела Николаитов, которые и Я ненавижу.

Откровение 2:6

Вас когда-нибудь интересовало, кто такие эти николаиты, о которых упоминается в книге Откровение? Кем бы они ни были, Иисусу было омерзительно их учение и ненавистны их дела. Давайте сегодня вникнем в этот вопрос и выясним отличительные черты николаитов. Почему их учение заслуживало порицания? Какие дела они совершали и чем вызвали у Иисуса такую реакцию?

Давайте начнём с Откровения 2:6, где Иисус обращается к Ефесской церкви: «Впрочем то в тебе [хорошо], что ты ненавидишь дела Николаитов, которые и Я ненавижу». Иисус был доволен тем, что церковь в Ефесе ненавидела дела николаитов, которые и Он ненавидел. Слово «ненавидеть» очень весомо по своему значению, поэтому давайте его рассмотрим. Греческое слово miseo - «ненавидеть», также переводится питать отвращение, находить очень омерзительным и описывает человека, который испытывает глубоко укоренившуюся враждебность к тому, что находит совершенно неприятным или даже ужасным. Он не только ненавидит это, но и полностью отвергает. Это не просто неприязнь, это настоящая ненависть.

Николаиты получили своё имя от греческого слова nikolaos, которое состоит из слов nikos - побеждать, подчинять и laos - люди. От второго слова произошло английское слово laity - миряне. Вместе они образуют слово Nicolas, которое означает: тот, кто побеждает людей и подчиняет их. Отсюда следует, что николаиты побеждали людей и подчиняли их себе.

Ирений и Ипполит, два служителя первоапостольской церкви, которые записывали многие события, происходившие в то время в церкви, сообщали, что николаиты были последователями Николая Антиохийца, которого посвятили в дьяконы: «И угодно было это предложение всему собранию; и избрали Стефана, мужа, исполненного веры и Духа Святого, и Филиппа, и Прохора, и Никанора, и Тимона, и Пармена, и Николая Антиохийца, обращённого из язычников» (Деяния 6:5).

О некоторых из тех, кого выбрали в дьяконы, мы знаем много, о других же не знаем почти ничего. Например, мы знаем, что главным критерием при отборе дьяконов стало то, чтобы они были «изведаны, исполнены Святого Духа и мудрости» (стих 3). После избрания их представили апостолам, которые и возложили на них руки, тем самым официально назначив их дьяконами.

Как и другие избранные, Стефан был изведан, исполнен Святого Духа и мудрости. Но в книге Деяния Апостолов 6:5 есть одно упоминание о Стефане, которое относилось только к нему. Там говорится: «…избрали Стефана, мужа, исполненного веры и Духа Святого…» Его крепкая вера и послужила причиной того, о чём говорится в 8-м стихе этой же главы: «А Стефан, исполненный веры и силы, совершал великие чудеса и знамения в народе».

Стефан был призванный Богом благовестник и стал первым в истории Церкви мучеником, убитым по одобрению Савла Тарсянина (впоследствии ставшим апостолом Павлом) (см. Деяния 7:58–8:1). Дьяконское служение стало для Стефана «испытательным полигоном» и подготовило его к служению благовестника. Имя Стефан, на греческом stephanos, значит венец. Это стоит отметить, ведь он стал первым, кто получил венец мученика.

Филипп тоже был в числе других шести человек, посвящённых в дьяконы. Но потом он перешёл в служение благовестника (см. Деяния 21:8). У него было четыре дочери, которые пророчествовали (стих 9). Дьяконское служение и подготовило Филиппа к служению благовестника. Имя Филипп означает любитель лошадей. Оно символизировало человека, бегающего с той же лёгкостью и резвостью, что и лошади, - подходящее имя для новозаветного благовестника, которому приходится быть проворным, неся народам евангельскую весть.

Об этом члене дьяконского служения известно очень мало. Его имя, Прохор, состоит из приставки pro - впереди, указывающей на лидерское положение, и корня chorus - танец, от которого произошло слово хореография. Отсюда следует вывод, что это не имя, а прозвище, которое ему дали потому, что он был главным руководителем танца в какой-то школе, театре или музыкальной постановке. Этому предположению нет никакого доказательства, но его имя всё же говорит о такой вероятности.

Никанор

Этот неизвестный брат тоже был «изведан, исполнен Святого Духа и мудрости». Больше о нём ничего неизвестно. В Новом Завете о нём больше не упоминается. Имя Никанор означает завоеватель.

Как и о Никаноре, о Тимоне известно только то, что он также был «изведан, исполнен Святого Духа и мудрости». Его имя означает благородный, высокой ценности.

Кроме того, о чём говорится в 6-й главе книги Деяния, о Пармене не известно больше ничего. Его имя состоит из приставки para - рядом и корня meno - оставаться, пребывать. Целиком его имя означает держаться рядом и передаёт смысл быть преданным, верным.

Николай

Николай был Антиохийцем, обращённым из язычников. Некогда язычник, впоследствии он перешёл в иудейскую веру. Затем у него было второе обращение: из иудаизма в христианство. На основании этих сведений, о Николае Антиохийце можно сказать следующее:

* Он пришёл из язычества, а значит, имел глубокие языческие корни, чего нельзя сказать о других шести дьяконах - по происхождению иудеях. Языческое прошлое Николая указывает на то, что раньше он занимался оккультной практикой.
* Он не побоялся противостать языческим верованиям, что подтверждается его двойным обращением. Обращение в иудаизм отделило его от семьи и друзей. А это указывает на то, что он не переживал по поводу мнения о себе других людей.
* Он был свободомыслящим человеком, открытым для новых идей и понятий. Иудаизм сильно отличался от язычества и связанного с ним оккультного мира, в котором он рос и воспитывался. Его переход от язычества к иудаизму указывает на его либерализм во взглядах, в то время как большинство язычников иудаизм раздражал. И он не боялся перенять новый образ мышления.
* Его обращение к Христу было вторым переходом из одной религии в другую.

Мы не знаем, сколько раз он переходил от одной языческой веры в другую, прежде чем оставить язычество. Его способность легко менять веру говорит о том, что он не боялся на полпути повернуться и пойти в противоположном направлении. Как писали старейшины первоапостольской церкви, Николай призывал к компромиссу, уверяя, что полное отделение христианства от оккультного язычества не так уж и важно. Судя по этим записям, Николай Антиохиец настолько погряз в оккультизме, погрузился в иудаизм и увлёкся христианством, что спокойно со всем этим уживался. Ему ничего не стоило смешивать эти верования, что-то выдумывать, и он не видел причин, почему бы верующим не дружить с теми, кто погружён в чёрную магию и многочисленные мистические культы.

Оккультизм был главной силой, которая противостояла верующим первоапостольской церкви. В Ефесе самой распространённой языческой религией было поклонение Диане (Артемиде). В этом городе процветало идолопоклонство, но Диана была главным объектом оккультного поклонения. В Пергаме было множество мрачных, зловещих форм оккультизма, из-за чего Пергам считался самым нечистым, безнравственным городом того времени. В обоих этих городах приверженцы языческих религий избивали верующих и устраивали на них жестокие гонения, потому что те противостояли язычеству гораздо интенсивнее, чем в других городах.

Верующим было очень тяжело жить посреди всех этих языческих святынь, потому что язычество было главным в жизни этих городов. Молодые или неутверждённые верующие легко оставляли язычество и так же легко возвращались к нему, ведь большинство их друзей и родственников оставались язычниками. Обращённому из язычества было очень трудно не поддаваться влиянию языческого мира.

Важно отметить, что дела и учения николаитов распространялись в церквях только этих двух языческих городов. Суть учения, очевидно, заключалась в пропаганде того, что стоять одной ногой в язычестве, а другой - в христианстве вполне естественно, и, чтобы быть христианином, совсем не обязательно столь категорично отделяться от языческого мира. Вот это и было то самое учение николаитов, которое ненавидел Иисус. Это учение привело к слабому подобию христианства, бессильному и маловерному, так сказать, мирскому христианству.

Из-за своих глубоких языческих корней Николай вполне терпимо относился к оккультизму. Он вырос в оккультной атмосфере, поэтому не считал, что язычество может быть вредным или даже опасным. Это искажённое понимание привело к распространению свободных взглядов, в свете которых верующих призывали не отделяться от мира. Вот, по мнению многих исследователей Библии, во что верили и чем занимались николаиты.

Приверженцы этого учения потерпели полное фиаско. Если верующие идут на компромисс со святостью, Святой Дух не может действовать в их жизни во всей полноте. Вот почему этот разговор о Николае Антиохийце так важен. Злые плоды учения Николая побуждали людей к мирским делам, позволяли грешить и не стремиться жить благочестиво. В этом смысле он действительно завоевал людей.

Для того чтобы у нас было ясное представление об учении николаитов, Бог сравнил их учение и дела с действиями Валаама: «Но имею немного против тебя, потому что есть у тебя там держащиеся учения Валаама, который научил Валака ввести в соблазн сынов Израилевых, чтобы они ели идоложертвенное и любодействовали. Так и у тебя есть держащиеся учения Николаитов, которое Я ненавижу» (Откровение 2:14–15).

Когда Валааму не удалось совратить Божий народ одним способом, он использовал другой: соблазнил израильтян вести разнузданную, похотливую жизнь, дразня их проститутками Моава. «И жил Израиль в Ситтиме, и начал народ блудодействовать с дочерями Моава, и приглашали они народ к жертвам богов своих, и ел народ [жертвы их] и кланялся богам их. И прилепился Израиль к Ваал-Фегору…» (Числа 25:1–3).

Как тогда мужи израильские пошли на уступку с миром и лжерелигиями, так и теперь николаиты своим учением призывали верующих пойти на такую же уступку. Как вы хорошо понимаете, компромисс с благочестием приведёт христиан к полному бессилию. Вот почему Иисус ненавидел учение и дела николаитов.

«…Так и у тебя есть держащиеся учения Николаитов, которое Я ненавижу. Покайся…» (Откр. 2:15,16).

«Учение Николаитов», по-другому «учение Валаама»,есть одно из самых коварных дьявольских учений. Впервые оно проявилось в дни Моисея.

…Израиль приближается к заветной цели своего сорокалетнего путешествия, к земле Ханаанской. Но, на его пути встает серьезное препятствие в лице моавитского царя Валака.Царь отлично понимает, что военной силой Израиль ему не одолеть.И он идет на хитрость.

В это же время в Месопотамии живет один человек, пророк, которыйшироко известен тем, что его слова обязательно сбываются. Его зовут Валаам. Кого Валаам благословляет, тот бывает благословлен. А кого проклинает, того неизбежно постигает проклятие. Несомненно, что с данной личностьюкаким-то образом и почему то общался Бог. Библия ничего не говорит по этому поводу.

Моавитский царь Валак посылает к Валааму своих вельможных послов и предлагает ему за весьма солидное вознаграждение прийти и проклясть Израиль.«Может быть,- говорит он,-я тогда буду в состоянии поразить его и выгнать его из земли». Пророк не прочь получить царское вознаграждение, и приходит к Валаку, но не может проклясть Израиль, потому что Бог благословляет его.

После нескольких неудачных попыток Валаам, как написано «возвращается в землю свою». На этом в книге Числа повествование о Валааме и Валаке практически заканчивается.

Однако из других мест Писания становится ясно, что этот нанятый лжепророк все-таки сделал свое черное дело. И навел беду на всю нацию Израиль. Каким образом? Он дал Моавитскому царю один очень коварный совет, примерно такого содержания: «Израиль проклясть невозможно. Его благословляет Бог. И ты никак не одолеешь Израиль, потому что его охраняет Бог. Для тогочтобы одолеть Израиль, нужно сделать так, чтобы Израиль согрешил против своего Бога. От грешного Израиля Бог отвернется, и ты сможешь его победить…».

«А как сделать, чтобы Израиль согрешил против своего Бога?»,- спросил царь Валак. «Подошли к нему своих красавиц»,- ответил хитрый мудрец. «Пусть они соблазнят Израильских мужчин, чтобыначался массовыйразврат, и тогда Боготвернется от них.Тебе даже не понадобится воевать.БогСам их поразит…»

Читаем Библию: «И жил Израиль в Ситтиме, и начал народ блудодействовать с дочерями Моава, и приглашали они народ к жертвам богов своих, и ел народ жертвы их и кланялся богам их. И прилепился Израиль к Ваал-Фегору. И воспламенился гнев Господень на Израиля». (Числа 25 гл.)

Итак, дьявольский совет лжепророка сработал на сто процентов.«Миссионерки»царя моавитского с блеском справились с заданием своего господина. А сам этот случай стал классикой мировой политики. Различные правительства и спецслужбы до сих пор учатся у лжепророка Валаама лукавствуи коварству.

«Хорошо ли тебе, красивый»,- томно спрашивает очаровательная туземка. «О-о!»,- стонет от счастья пристукнутый похотью Израильтянин.«А это все тебе дали наши боги. Вино дал бог вина, мясо – бог плодородия.А меня тебе подарил нашдобрыйбог Ваал-Фегор.Нужно бы им поклониться…»,- ласкаясь, продолжает верещатькрасотка.И шел Израильтянин к жертвенникуи к статуе Ваала, как вол на убой и каколень на выстрел…

Целый народ в один момент обезумел. После сорокалетнего путешествия по мертвой пустыне, встретиться с ласковыми напомаженными податливыми красавицами, угощающими вином и мясом,стало для многихИзраильтян невыносимым испытанием.Валаам знал, что говорил!

Тысячи мужчин рванулись «через забор». Ситуация вышла из под контроля.Моисейбыл бессилен.Грех распространялся по стану со скоростью урагана, действуя нагло, в открытую, и уже охватывал элиту нации. Так,«начальник поколения Симеонова», белым днем привел к себе в шатер для греха мадианитянку, нагло прошествовав с нею мимо скинии собрания, мимо самого Моисея, молившегося и плакавшего у входа в святыню…

Наступил критический, переломный момент. Останься такой поступок начальника народа без должного реагирования, и языческие жрицы любви хлынули быпрямо в стан Израиля. А за ними – стоявшаянаготове армия мадиамского царя, убивая и покоряя и грабя оставшийся без Божьей защиты Израиль.Злобный Валак со своим генеральным штабом уже потирал руки, предвкушая легкую богатую добычу.

Срочно требовался какой-то знак, жест, возглас, способный встряхнуть народ, вывести его из того гипноза и оцепенения, в который он попал. И такой знак был подан.Читаем:«Финеес, сын Елеазара, сына Аарона, священника, увидев это, встал из среды общества, и взял в руку свою копье, и вошел вслед за Ираильтянином в спальню, и пронзил обоих их, Израильтянина и женщину в чрево ее…». (Числ.25:6-8)

Это был действительно сильный жест. И – очнулся народ, и - пришел в себя! «Что мы делаем? Мы погибаем… Нас уже поражает Господь…». «Умерших же от поражения было двадцать четыре тысячи» . (Числ. 25:9). Но после решительного поступка Финееса народ пришел в себя. А разнарододумался, то и Господь остановил поражение. «…и прекратилось поражение сынов Израилевых».

Потери народа были колоссальные. Двадцать четыре тысячи умерли только от язвы, пришедшей вместе с развратными мадианитянками. Точное число погибших никто не знал. Когда все улеглось, понадобилась всеобщая перепись народа, чтобы оценить масштаб потерь.Змеюка Валаам, что наделал!

Говоря по-человечески, молодой человек Финеес, одним ударом пригвоздив к земле предателя и вражескую шпионку, а это была дочь князя мадиамского,о – какихженщинзадействовали в операции мадианитяне.Так вотФинеес буквально спаснацию. Поэтому и получил от Бога особенные благословения. Юноша Финеес, не мудрствуя лукаво,в одно мгновение спутал все карты Валаама и Валака. Как они, должно быть, злились. Но – не долго, ибо вскоре их настигло справедливое возмездие. (Числ. 31:8).

О том, что пророк Валаам польстился на деньги Моавитского царя, ипревратился влжепророка, пишет Апостол Петр.(2Петр 2:15) .А также Апостол Иуда (11). А о том, что Валаамнаучил Валака ввести в грех Израильтян, и как именно, говорит Сам Господь в Откровении. (Откр. 2:14).

Сегоднянекоторыелюди, не зная Библии, читая историю с Валаамом и рассматривая поступок Финееса, крутят носами: «Да как же он мог так поступить?.. Женщину –копьем, в чрево…Как нехорошо он поступил… И за это Бог его благословил?..Не могу верить такому Богу…». А иные, демонстрируя, ну, полное непонимание смысла, изобрели даже специальный уничижительный термин «Финеесомания».

Что можно сказать по этому поводу? Одно: «Финеесомания» этих людей – от их недопонимания.Они не поняли того, что прочитали. Но зато – осудили.Остается надеяться, что в этих людяхблагоразумие все-таки возьмет верх.

И ОТДЕЛИЛ БОГ ДОБРО ОТ ЗЛА…

«И сказал Господь Моисею: «Враждуйте с Мадианитянами,и поражайте их,ибо онивраждебно поступили с вами в коварстве своем…» (Числ.25:17,18).

Как понимать эти слова? От Бога – вражда?

Не вражда от Бога, но спасение. Бог тогда положил вражду между Израилем и Мадиамом, чтобы сохранить Израиль.Любое другое отношение Израиля к Мадиаму, кроме враждебного, неизбежно привело бы к повторению трагедии.

Вспомним, как в Эдеме Бог сказал змею-сатане: «И вражду положу между тобою и между женою…».Этими словами Бог отделил добро от зла, положил четкую границу между ними. Добро и зло не будут вместе, поскольку они враждебные, взаимоисключающие друг друга. И это – от Бога. И в этом – спасение людей. Отрава на может примешиваться в здоровую пищу.

Отношение Божьего человека к греховным делам должно быть резко отрицательным, воинственно враждебным. «Учение Николаитов Я ненавижу»,- сказал Господь.

Можно ли представить себе более сильное слово, чем «НЕНАВИЖУ»? Наверное, нет.А Господь два раза употребляет именно это слово, когда говорит об «учении Николаитов».

Как еще должен Христос выразиться, чтобы Его ученики поняли, что нельзясмешивать добрые дела со злыми?

«Учение Николаитов» - это когда можно и Богу служить, и с Ваалом повеселиться…Христосненавидит подобную «веру», слышите, верующие?

Учение Николаитов - не какая-нибудь отдельная вера, секта, деноминация. Это – дух, точка зрения, мнение, допускающее определенную вольность в исполнении Божьих Заповедей. Как живет человек?Считает ли он, что необходимо жить строго по заповедям Бога, или как древние Израильтянеполагает, что наряду с поклонением Яхве,можно поклониться и Ваал-Фегору?Вот это, второе - и есть учение Николаитов, или учение лжепророка Валаама, которое Господь ненавидит.

«Учение Николаитов» это не сформулированная религиозная теория, учение, доктрина. «Учение Николаитов», есть форма рассуждения, способ мышления, система взглядов, при которых человек служащий Богу, одновременно допускает возможность совершения дел, поступков,противоречащих Божьим Заповедям. «Учение Николаитов» напрямую связано с образом жизни, с практическими делами, поступками человека.

«Учение Николаитов» смешивает грешное с праведным, чистое с нечистым. В результате святое оскверняется, праведное становится грешным,чистое – нечистым.

Дух Божий еще в древности диктовал пророкам: «Любящие Господа,ненавидьте зло!». «Дело преступное я ненавижу; не прилепится оно ко мне. Сердце развращенное будет удалено от меня; злого я не буду знать». «Страх Господень – ненавидеть зло; гордость и высокомерие и злой путь и коварные уста я ненавижу». (Псл. 96:10)(Псл. 100:3,4).(Притч. 8:13).

Закон Христа - болеевысокая духовная ступень, чем закон Моисея. Если закон Моисея запрещалчто-либогреховное делать, то закон Христа запрещает даже думать об этом.«Наконец, братия (мои), что только истинно, что честно, что справедливо, что чисто, что любезно, что достославно, что только добродетель и похвала, о том помышляйте». (Филип. 4:8).

Древние Израильтяне на равнинах Моавитских отнюдь не отрекались от поклонения Яхве.У них и мыслей таких не было. Они «просто» посчитали, что, наряду с поклонением Яхве иногдаможно поклониться и Ваал-Фегору.«Что тут такого? Мы же не уходим от нашего Бога»,- вероятно,думали они, не понимая, вернее – не желая понять свое заблуждение.

Среди верующих Богу полно таких, которые подражают образу мышления техдревних само обманщиков.Коварныйдьявольский совет Валаама, направленный противБожьих людей действует поныне.Читаем Откровение Иоанну:«…Но имею немного против тебя, потому что есть у тебя там держащиеся учения Валаама, который научил Валака ввести в соблазн сынов Израилевых,чтобы они ели идоложертвенное и любодействовали. Так и у тебя есть держащиеся учения Николаитов, которое Я ненавижу. Покайся…». (Откровение 2 гл).

Как и в древности, сегодня учение Валаама прогрессирует. Истина с ложью смешивается повсеместно. Праведное разбавляется грешным постоянно.Липким клеем это учение пристает к каждому. Наверное, сегодня трудно отыскать верующего, которыйв той или иной степени не был бы увлеченчем-то от «учения Николаитов».Эта зараза проникает во все щели. Но милосердный Господь дает возможностьпокаяться.

Твердость, принципиальность, бескомпромиссность в вопросах праведности. Этоесть учение Христа. Блажен, кто не уклоняется от него.

«Се, иду как тать: блажен бодрствующий и хранящий одежду свою, чтобы не ходить ему нагим и чтобы не увидели срамоты его». (Откр. 16:15).

Кто такие николаиты? Если возможно, ответьте, пожалуйста, кем они (николаиты) представлены в настоящее время?

Отвечает игумен Амвросий (Ермаков):

В Апокалипсисе, в посланиях Малоазийским Церквам, обличаются еретики, которые именуются николаитами. Свое название они получили от одного из семи диаконов, упоминаемых в книге Деяний Святых Апостолов (6,5),- Николая Антиохийца, обращенного из язычников. Увы, и среди апостолов был предатель Иуда, и среди семи диаконов - вышеупомянутый Николай. Николаиты проповедовали компромисс с язычеством и вели полуязыческий образ жизни, "побеждая" чувственность через удовлетворение чувственных страстей. Свидетельства о безнравственной жизни николаитов можно найти у св. Иринея Лионского, Тертуллиана, Климента Александрийского.
Познания бессилия злого духовного мира и достижение свободы от зла николаиты пытались достичь с помощью познания "глубин сатанинских" (Откр. 2, 24). Собственно говоря, николаиты - это предшественники гностиков, предпринявших смелую попытку "дополнить" христианство восточными религиозными верованиями и греческой философией. Вот как изображает св. Ириней Лионский противоестественное смешение гностиками языческих и христианских понятий:
"...как если бы кто, взяв царское изображение, прекрасно сделанное умным художником из драгоценных камней, уничтожил бы представленный вид человека, представил бы и привел бы в другой вид эти камни и сделал бы из них образ пса или лисицы, и об этом негодном произведении отзывался бы потом и говорил: вот то самое прекрасное царское изображение, которое произвел умный художник".
В настоящее время есть, к сожалению, деноминации, называющие себя христианскими, но узаконившие в своей жизни то, что никоим образом не согласуется с христианством. Таковыми являются, например, некоторые протестантские конфессии, объявившие нормой жизни противоестественные отношения; гностические идеи находят свое выражение у последователей Рерихов, Блаватской и им подобных.