Этикет поведения в православном или католическом храме, синагоге или мечети. Можно ли христианину, не еврею, ходить в синагогу? Пускают ли женщин в синагогу

  • Дата: 31.01.2024

Ковчег

Прямо перед входящим находится святейшее место синагоги, ковчег – это углубление в стене, в котором хранятся свитки Торы – Пятикнижия. Эти свитки – главная ценность общины прихожан, и все они написаны от руки специально обученным писцом. В тяжелые для иудеев времена эти свитки были первым, что спасали при пожаре или погроме.

Чтение свитков Торы

Перед ковчегом находится небольшое возвышение – бима, с него еженедельно читают вслух Тору. За год священнослужители успевают прочесть все пять книг Торы, от сотворения Адама до получения Моисеем Закона Божьего на горе Синай, чтобы в новом году начать читать все сначала. Читать вслух в синагоге считается почетным делом, и помимо раввинов на такие чтения зовут почетных членов общества и тех, кому хотят оказать уважение.

Время работы

Открывается синагога на рассвете для проведения утренней молитвы и остается открытой весь день. За это время в ней пройдут еще две молитвы – полуденная и вечерняя.

Особые дни в синагоге – пятница и суббота. Именно вечером в пятницу в синагоге проходит чтение свитка Торы. В этот же день звучат дополнительные благословения и молитвы в преддверии священного дня субботы. Те, кто не мог прийти в синагогу в будние дни, собираются в ней именно в пятницу, поэтому в этот день тут очень людно. Многие приходят целыми семьями и после служения отправляются домой к праздничному столу.

В субботу молитвы длиннее, поскольку никто не спешит на работу. По субботам после утренней или дневной молитвы в синагоге часто собираются члены общины для изучения Торы.

Отправляясь в синагогу, оденьтесь в соответствии с традициями

Перед походом в синагогу позаботьтесь о головном уборе. Это обязательное правило и для мужчин, и для женщин.

Женщина должна покрыть голову платком, шляпой или даже париком, мужчина – надеть кипу. Кипа – религиозный головной убор евреев. Если кипы не оказалось под рукой, ее можно приобрести при входе в храм. Если не получилось найти кипу, наденьте любой другой головной убор: шляпу, кепку и т.д.

Не позволяйте себе приходить в синагогу в чересчур яркой или пляжной одежде и в спортивном костюме, это вызовет неодобрение среди прихожан.

Женщинам полагается быть в юбке ниже колен и с закрытыми до локтя руками.

Правила поведения в синагоге

Оказавшись в синагоге впервые, внимательно наблюдайте за поведением прихожан, чтобы не попасть в неудобное положение.

Соблюдайте ритуалы на входе

Прежде чем зайти в синагогу, выключите мобильный телефон. Затем омойте руки из специальной раковины с ковшом, расположенной у входа, – сначала правую руку, затем левую. Входя в синагогу, помните, что в традиционных храмах мужчины и женщины молятся раздельно и попадают внутрь тоже через разные входы. Мужчинам полагается находиться в центральной части синагоги, в молитвенном зале, женщинам – на втором этаже, на балконе или в галерее, с которых хорошо виден ковчег. Эти балконы часто отгорожены прозрачной занавеской, которую ни в коем случае не надо поднимать.

В праздники ограничения на передвижения в синагоге отменяются, и мужчины могут заходить на женские балконы и галереи, а женщины – спускаться в молитвенный зал.

Находясь в синагоге, старайтесь исключить все тактильные контакты с вашими попутчиками противоположного пола.

На территории синагоги мужчине позволительно дотрагиваться до женщины, только если она является его ближайшей родственницей.

Во время молитвы постарайтесь не разговаривать

Некоторые молитвы читаются только священнослужителем. Если вы неопытный посетитель синагоги, вы можете не знать, когда именно следует помолчать. Кроме того, у иудеев есть правило, по которому женщинам категорически запрещается петь соло перед мужчиной, даже молитву.

Иудеи молятся стоя и сидя, поэтому справа и слева от алтаря установлены скамьи, на которые можно присесть, если возникнет такая потребность.

Но обычно эти скамьи заняты пожилыми людьми, которым позволительно не вставать во время молитвы.

Синагога также служит местом проведения религиозных праздненств

Когда отмечают бар-мицву (переход во взрослую жизнь, мальчики достигают религиозного совершеннолетия в 13 лет, а девочки в 12), в синагоге устраивается шумное празднование, и женщины кидают с галерей в зал конфеты и сладости. Дети, девочки до 12 лет и мальчики до 13, не обязаны молиться как взрослые, обычно они, нарядно одетые, играют на улице.

Для некоторых частей молитвы необходим миньян

Это собрание десяти взрослых мужчин-евреев.

При необходимости они могут выйти на улицу и попросить прохожего зайти помолиться вместе с ними. Не смущайтесь, если к вам обратятся с подобной просьбой, а иногда просто с вопросом: «Вы – еврей?», но и не соглашайтесь, если оказались возле синагоги случайно или в качестве туриста, чтобы не вводить собравшихся в заблуждение.

В Петербурге существует несколько синагог, наиболее интенсивно из которых действует Большая хоральная синагога на Лермонтовском проспекте. Она включает в себя малую хоральную синагогу, где собирается хасидская община, а также помещение грузинского миньяна. Отличие грузинского миньяна от хасидского или какого-либо иного состоит разве что в превалировании этнического коэффициента в заявленном названии. Миньяном можно назвать молитвенную единицу в десять человек, наличие которой легитиматизирует службу, либо молитву. Летом, когда город пустеет, может наблюдаться такое явление, как роспуск миньяна и закрытие синагоги. Оставшиеся члены общины посещают другой миньян, без всякого ущерба целостности своим религиозным представлениям, поскольку в иудаизме вместе могут молиться представители нескольких течений иудаизма: от ортодоксального до реформистского.

Иудаизм не имеет геометрически оформленного коммуникативного пространства. Сакральное пространство задается любыми стенами и общиной, молитвенным кворумом, (в виде означенных десяти человек). В архитектурном контексте здание синагоги не выделяется как эстетическая доминанта. Даже в Иерусалиме синагоги ничем не отличаются от обыкновенных домов и опознаются только благодаря вывеске. Отсутствие императива на эстетическое воздействие объясняется историческими условиями бытования иудаизма в течение последних двух тысячелетий. Отсутствие государственности не привело к созданию строгой иерархии. Отличительной чертой современного иудаизма можно назвать особую плюралистичность религиозной идеологии, избегающей авторитарной институализации какого-либо одного мнения.

Традиционно синагога посещается по субботам и религиозным праздникам. Счет времени ведется по восточной традиции, т.е. с вечера, поэтому суббота начинается с вечера пятницы. Общепринято это время проводить в покое, т.е. не выполняя никакой работы, связанной с потенциально производственными действиями. В этом отношении иудаизм следует древним нормам, кодифицированным в Талмуде, а еще раньше - в Библии. Изменяющаяся повседневная реальность не приводит к смягчению запретов, связанных с использованием автомобиля или общественного транспорта. Прогресс идет лишь в технологическом направлении. Дома религиозных евреев оборудуются специальными датчиками, включающими и выключающими свет, кухонную плиту и т.п. Лифты в субботу переключаются на режим «субботнего дня», т.е. с остановками на каждом этаже.

Для Петербурга, где на весь город существует всего несколько синагог, проблема посещения молитвенного собрания в субботу не актуальна, хотя и сказывается на посещаемости. Как правило, в синагогу ходят либо близживущие, либо решающиеся нарушить запрет на «работу» в день покоя, поскольку пользование общественным транспортом предполагает работу другого, пусть и нееврея, и в то же время - пользование деньгами, которые в субботу брать в руки или иметь в карманах нельзя. В советское время люди выходили из положения, пользуясь автобусными карточками, которые деньгами не являлись. Сам визит в синагогу подразумевает пешее к ней приближение (длинной пути не более километра), без поклажи в руках. Ключи от дома, как подразумевается ортодоксальными нормами, тоже нельзя класть в карман или нести в руках. Выходом из положения является особое приспособление из шнурков, к которым поверх одежды привешивается ключ. Строгость ритуала не является обязательной для выполнения. Как правило, на службу прибывают каждый возможным для него способом. Участие в ритуале подразумевает не пассивное выслушивание (или выстаивание) текста, а непосредственное его чтения. Для этих целей раздаются специальные молитвословы, которыми пользуется данная община. Многие члены общины хранят свои молитвословы прямо в синагоге. Во время службы можно молится и по молитвослову, отличающемуся от общепринятого. Вся суть состоит лишь в том, чтобы вовремя вступать в общезначимые моменты богослужения, такие как чтения молитв «Шма» и «Амида». Чтение производится вслух и нараспев кантором, который ведет богослужение. Его функция состоит лишь в озвучивании молитв и слежении за тем, чтобы каждый раздел службы начинался сообща.

Поведение и ритуальные жесты не регламентированы. Каждый занимает удобное для себя место. Поскольку в синагоге нет сакрального пространства и сакрального центра в строгом смысле этого слова (если не считать таковыми арон кодеш для хранения свитка Торы и биму - специальное возвышение для чтения священного текста), то молящиеся регламентированы только лишь в направлении молитвы - в сторону Иерусалима (в самом Иерусалиме - это, разумеется, Стена Плача). Молящийся может стоять, прислонившись к стене, опершись на спинки сидений, расхаживать с молитвословом по залу, здороваться со знакомыми, переговариваться. На задних рядах можно видеть евреев, которые в момент службы заняты разговором по мобильному телефону (что запрещено в субботу как работа) или веселым комментированием происходящего. На втором этаже, предназначенном для женщин, собираются любопытствующие обоих полов, которые не стесняются в проявлении критический замечаний в адрес молящихся. Это не кажется странным, поскольку доминантой религиозного сознания иудея является предельно трансцендированный Бог, в то время как в христианстве таковой доминантой служит ритуал, полицентричный во временной и пространственной реализации. На степень религиозного усердия в синагоге никто не обращает внимания, отчего действия молящихся кажутся беспорядочными и произвольными. Слуховое впечатление от католического храма, православной церкви и синагоги сопоставляется как отношение между тишиной, речью (пением) и шепотом, поскольку в синагоге молящийся сам решает, с какой фонетической интенсивностью ему произносить текст молитв. Т.о. позиционирование своей религиозности осуществляется не коллективно, а произвольно, в рамках приличия.

Эта нестройность службы объясняется отсутствием установки на эмоциональное единение. Собственно, традиционное разделение синагоги на женскую и мужскую часть не создает предпосылок для такого единения, поскольку эмоциональная и религиозная активность женщин ограничена их удаленностью от происходящего.

По причине эстетической невыразительности богослужения течение службы редко нарушается назойливым внимание иностранцев и других любопытствующих.

Кроме религиозной функции синагога является к тому же этническим и культурным центром. При Петербургской синагоге работает магазин кошерных продуктов, действуют различные образовательные программы, декларируется религиозно и этнически значимая информация (например, о возможности репатриации в Израиль).

Коммуникационно община открыта всякому посетителю. Взаимодействие с посетителями происходит через служащих синагоги - сторожей и смотрителей, не являющихся ни евреями, ни иудеями. Поэтому посетители не подвергаются катехизаторскому гнету, как это часто бывает в христианских церквях. В иудаизме религиозные ценности переживаются скорее этически и интеллектуально, нежели психологически и эмоционально, поэтому посещение синагоги в праздничные дни не несет функции религиозной интеграции или религиозной социализации. На вопрос одного прихожанина, можно ли в субботу пользоваться машиной, раввин ответил уклончиво: «Пользоваться автомобилем в субботу нельзя. Лучше оставайтесь дома. Но если вы намерены свой вынужденный досуг посвятить друзьям или развлечениям, то лучше садитесь в машину и езжайте в синагогу». Т.о. посещение синагоги подразумевается как мера дисциплинарного воздействия.

Каждый, кто пришел в синагогу - желанный гость. Не стесняйтесь спрашивать у более «опытных» прихожан, если не знаете, как поступить в том или ином случае. Надеемся, что приведенные ниже правила сделают ваш визит в синагогу более комфортным.

Одежда

Одежда для посещения синагоги должна быть достойной и опрятной. Не принято посещать синагогу в шортах, спортивном костюме, плавках или рабочей одежде сантехника.

Женщины

По еврейскому закону, волосы замужней женщины должны быть покрыты. Это может быть парик, платок или любой другой головной убор. По , руки женщины до локтя должны быть прикрыты рукавами, а ноги ниже колена – юбкой, поэтому синагогу не принято посещать в открытых нарядах. По традиции не принято, чтобы женщина ходила в брюках, поэтому в синагогу лучше прийти в юбке или в платье.

Мужчины

Мужчинам находиться в синагоге . Чаще всего на голову одевают кипу, хотя это может быть и любой другой головной убор. Вообще-то покрывать голову по еврейской традиции следует не только в синагоге: это знак признания власти Б-га, волю которого часто невозможно постигнуть разумом.

Что же касается практики, никто специально не контролирует соответствие внешнего вида пришедшего существующим правилам. Замечание могут сделать мужчине с непокрытой головой или в случае вопиющего нарушения общепринятых норм приличия.

Мезуза

Переступая порог синагоги, нужно дотронуться до укрепленной на дверном косяке - футляра, в который вложен пергамент с отрывком из Торы. Но в некоторых синагогах мезузы может не быть, поскольку обязанность устанавливать мезузу распространяется прежде всего на частные жилые помещения, а синагога таковым не является.

Поведение

Правила поведения в синагоге подчиняются понятной логике и вполне очевидны. В синагоге, как и в любом другом месте, следует вести себя достойно, не перебивать своими замечаниями выступление раввина, не мешать громкими разговорами вести молитву кантору и т.д. и т.п. Не стоит брать с собой на молитву совсем маленьких детей, если они мешают молящимся. Раньше встречались синагоги, предназначенные лишь для молитвы, и тогда в этом помещении нельзя было даже разговаривать о делах, но в наше время почти все синагоги строят с тем условием, что в них можно заниматься и будничными делами.

По еврейскому закону, мужчина может прикасаться к женщине только в том случае, если это его ближайшая родственница (мать, сестра, дочь) или жена, поэтому при встрече между мужчиной и женщиной не принято пожимать руку, обниматься и целоваться.

Где взять молитвенник (Сидур)

Обычно для хранения молитвенников в синагоге есть специальный стеллаж или шкаф. Если его не видно, можно подойти и спросить у шамеса или у любого молящегося.

Если Вы опоздали на молитву

Как и любое опоздание, опоздание на молитву не приветствуется. Но если Вы все же опоздали на начало молитвы, это не значит, что в молитвенный зал зайти нельзя. Заходите не стесняясь, вас никто не осудит. Нужно взять молитвенник и попросить, чтобы вам показали, где сейчас читают. Если вам по какой-то причине необходимо уйти раньше, чем закончится молитва, можно выйти из молитвенного зала, не привлекая к себе большого внимания.

Ковчег

Прямо перед входящим находится святейшее место синагоги, ковчег – это углубление в стене, в котором хранятся свитки Торы – Пятикнижия. Эти свитки – главная ценность общины прихожан, и все они написаны от руки специально обученным писцом. В тяжелые для иудеев времена эти свитки были первым, что спасали при пожаре или погроме.

Чтение свитков Торы

Перед ковчегом находится небольшое возвышение – бима, с него еженедельно читают вслух Тору. За год священнослужители успевают прочесть все пять книг Торы, от сотворения Адама до получения Моисеем Закона Божьего на горе Синай, чтобы в новом году начать читать все сначала. Читать вслух в синагоге считается почетным делом, и помимо раввинов на такие чтения зовут почетных членов общества и тех, кому хотят оказать уважение.

Время работы

Открывается синагога на рассвете для проведения утренней молитвы и остается открытой весь день. За это время в ней пройдут еще две молитвы – полуденная и вечерняя.

Особые дни в синагоге – пятница и суббота. Именно вечером в пятницу в синагоге проходит чтение свитка Торы. В этот же день звучат дополнительные благословения и молитвы в преддверии священного дня субботы. Те, кто не мог прийти в синагогу в будние дни, собираются в ней именно в пятницу, поэтому в этот день тут очень людно. Многие приходят целыми семьями и после служения отправляются домой к праздничному столу.

В субботу молитвы длиннее, поскольку никто не спешит на работу. По субботам после утренней или дневной молитвы в синагоге часто собираются члены общины для изучения Торы.

Отправляясь в синагогу, оденьтесь в соответствии с традициями

Перед походом в синагогу позаботьтесь о головном уборе. Это обязательное правило и для мужчин, и для женщин.

Женщина должна покрыть голову платком, шляпой или даже париком, мужчина – надеть кипу. Кипа – религиозный головной убор евреев. Если кипы не оказалось под рукой, ее можно приобрести при входе в храм. Если не получилось найти кипу, наденьте любой другой головной убор: шляпу, кепку и т.д.

Не позволяйте себе приходить в синагогу в чересчур яркой или пляжной одежде и в спортивном костюме, это вызовет неодобрение среди прихожан.

Женщинам полагается быть в юбке ниже колен и с закрытыми до локтя руками.

Правила поведения в синагоге

Оказавшись в синагоге впервые, внимательно наблюдайте за поведением прихожан, чтобы не попасть в неудобное положение.

Соблюдайте ритуалы на входе

Прежде чем зайти в синагогу, выключите мобильный телефон. Затем омойте руки из специальной раковины с ковшом, расположенной у входа, – сначала правую руку, затем левую. Входя в синагогу, помните, что в традиционных храмах мужчины и женщины молятся раздельно и попадают внутрь тоже через разные входы. Мужчинам полагается находиться в центральной части синагоги, в молитвенном зале, женщинам – на втором этаже, на балконе или в галерее, с которых хорошо виден ковчег. Эти балконы часто отгорожены прозрачной занавеской, которую ни в коем случае не надо поднимать.

В праздники ограничения на передвижения в синагоге отменяются, и мужчины могут заходить на женские балконы и галереи, а женщины – спускаться в молитвенный зал.

Находясь в синагоге, старайтесь исключить все тактильные контакты с вашими попутчиками противоположного пола.

На территории синагоги мужчине позволительно дотрагиваться до женщины, только если она является его ближайшей родственницей.

Во время молитвы постарайтесь не разговаривать

Некоторые молитвы читаются только священнослужителем. Если вы неопытный посетитель синагоги, вы можете не знать, когда именно следует помолчать. Кроме того, у иудеев есть правило, по которому женщинам категорически запрещается петь соло перед мужчиной, даже молитву.

Иудеи молятся стоя и сидя, поэтому справа и слева от алтаря установлены скамьи, на которые можно присесть, если возникнет такая потребность.

Но обычно эти скамьи заняты пожилыми людьми, которым позволительно не вставать во время молитвы.

Синагога также служит местом проведения религиозных праздненств

Когда отмечают бар-мицву (переход во взрослую жизнь, мальчики достигают религиозного совершеннолетия в 13 лет, а девочки в 12), в синагоге устраивается шумное празднование, и женщины кидают с галерей в зал конфеты и сладости. Дети, девочки до 12 лет и мальчики до 13, не обязаны молиться как взрослые, обычно они, нарядно одетые, играют на улице.

Для некоторых частей молитвы необходим миньян

Это собрание десяти взрослых мужчин-евреев.

При необходимости они могут выйти на улицу и попросить прохожего зайти помолиться вместе с ними. Не смущайтесь, если к вам обратятся с подобной просьбой, а иногда просто с вопросом: «Вы – еврей?», но и не соглашайтесь, если оказались возле синагоги случайно или в качестве туриста, чтобы не вводить собравшихся в заблуждение.