Храм владимирской иконы божией матери в красково. Красково. Церковь Владимирской иконы Божией Матери. Фото и описание

  • Дата: 11.03.2024

Фото: Владимирская церковь в Красково

Фото и описание

История храма, известного сегодня как Владимирская церковь в Красково, начинается в XVII веке в деревне Малышевой (Малышево). Когда в ней была построена церковь Сретения Владимирской иконы Божией Матери, деревня была переименована: теперь она носила название «село Богородское». Позже и это название было изменено: после слияния с деревней Красково, село стало именоваться Богородское-Красково.

В конце XVIII И. Д. Орловым (который в этот период был владельцем села) начато строительство новой деревянной церкви. Возведение ее было закончено в начале XIX века. Впрочем, уже спустя три десятилетия решено было на этом месте построить каменный храм. Кирпичная церковь, выстроенная в стиле ампир, созданная по проекту архитектора Ф. М. Шестакова, была освящена в начале 30-х годов XIX столетия. Спустя еще шестьдесят лет к храму пристроены два придела. Они были созданы по проекту архитектора А. С. Каминского, возведены на средства А. С. Оболенского (который в этот период времени являлся владельцем села).

В 30-е годы XX века церковь была закрыта. Находившиеся внутри ценности были расхищены, многие иконы уничтожены. Позже на колокольне был установлен водонапорный бак. В храме было решено организовать клуб и библиотеку, церковь начали перестраивать соответствующим образом.

В начале 90-х годов здание было возвращено Русской православной церкви, возобновились Богослужения. Теперь храму дано другое наименование - церковь Владимирской иконы Богоматери. При храме открыта воскресная школа, посещать которую могут как дети, так и взрослые.

Деревянный шатровый храм в честь Сретения Владимирской иконы Божией Матери с приделом во имя Святителя Николая был построен в деревне Малышевой на речке Пехорке на средства князя В.А. Голицына и впервые упоминается в 1649 г. После постройки храма деревню переименовали в село Богородское. В 1681 г. село Богородское и соседняя деревня Красково слились в село Богородское-Красково. В 1799-1803 гг. на средства И.Д. Орлова построили новый деревянный храм того же наименования. Существующий (третий) храм заложен тем же храмоздателем 21 мая 1831 г., предположительно, по проекту архитектора Ф.М. Шестакова. Освящен в 1833 г. Храм кирпичный, оштукатуренный, на каменном цоколе, в стиле ампир. В 1894 г. при князе А.С. Оболенском по проекту архитектора А.С. Каминского к храму пристроли приделы: во имя преподобного Сергия Радонежского и во имя святого равноапостольного царя Константина и матери его царицы Елены — освященные в 1895 г.

В 1932 г. храм был закрыт. Внутреннее убранство храма, иконы, утварь расхищены и уничтожены. Впоследствии завершение купольной ротонды и ярус звона колокольни снесли. На колокольне установили водонапорный бак. Храм перестраивался под клуб и библиотеку. Богослужения возобновлены в декабре 1990 г. Храм получил другое наименование — в честь Владимирской иконы Богоматери. В 1992-1998 гг. установлены завершения купольной ротонды и нижнего яруса колокольни (ярус звона не восстановлен), изготовлены и установлены иконостасы. При храме действует воскресная школа для детей и взрослых.



Существовавшая ранее церковь Владимирской Пресвятой Богородицы в селе Богородском-Краскове.

По писцовым книгам 1623 - 24 гг. Московского уезда «в Обарниче стану находилась вотчина за вдовою Матреною Федоровскою женою Краснова по купчей, что купил муж ее Федор у Савы Тараканова в 1615 г., что было преж того в поместье за князем Михаилом Ростовским, да за Яковом Стромиловым, да за Андреем Гороховым, деревня Малышева, а в ней двор вотчинников и 4 двора бобыльских, пустошь, что была деревня Черленикова, Краскова тож, пустоши Малахова и Опарина».

В 1632 г. вдова Матрена Краснова продала свою вотчину Якову Милославскому, а в 1636 г. она куплена князем Андреем Андреевичем Голицыным, от него перешло к его сыну князю Василию. При этом владельце около 1649 г. на земле пустоши Черленикова, Краскова тож, поселены были крестьяне и пустошь названа деревнею, подле которой построена потом церковь во имя Владимирской Пресвятой Богородицы, отчего по церкви и была селом Богородицким.

В 1657 г. жена князя В. А. Голицына вдова княгиня Татьяна отдала село Богородское с деревнею Красковою в приданое своей дочери княжне Ирине Васильевне при выходе замуж за князя Юрия Петровича Трубецкого, и за ним утверждено отказною книгою 1672 г., в которой говорится: «в селе Богородская церковь деревянная шатровая во имя Сретения Пресвятой Богородицы Владимирской, а в церкви образы и книги, и на колокольне колокола и всякое церковное строение вотчинниково, у церкви поп Михей».

В 1678 г. в селе Богородском находились: двор боярский князя Ю. Трубецкого с 10 чел. кабальных людей и двор скотный; а в деревне Красковой 9 дворов крестьянских с 27 чел. При церкви были в 1678 - 80 гг. священник Михаил Фалелеев и дьячок Марк Сидоров; церковной земли нет, а служит поп из руги».

По смерти князя Ю. П. Трубецкого имение досталось в 1681 г. его детям князьям Ивану и Юрию; они между собою имение разделили в 1697 г., и последнему досталось село Богородское с дер. Красковою. В 1704 г. в селе находились: двор вотчинников князя Юрия Юрьевича, дворы приказчика, скотный и конюшенный, в них 30 чел., 10 дворов крестьянских с 32 чел., переведенными из дер. Красковой. После Ю. Ю. Трубецкого селом Богородским и дер. Красково владели в 1755 г. его сын князь Никита Юрьевич и в 1781 г. родной внук князь Василий Никитич Трубецкие.

Холмогоров В. И., Холмогоров Г. И. «Исторические материалы о церквах и селах XVI - XVIII ст.» Выпуск 6, Вохонская десятина Московского уезда. Москва, Университетская типография, Страстной бульвар, 1868 г.

Владимирская церковь. Поселок Красково

История. Усадьба Красково на р. Пехорка сформировалась в XVIII в., когда она принадлежала князьям Трубецким. В 1795 г. она перешла к И. М. Олонкину, затем к Орловым, в 1894 г. - к Оболенским. Усадьба эпохи классицизма , обновленная на рубеже XIX-XX вв., до наших дней дошла в сильно запущенном состоянии. От прежних построек остались: рубленый деревянный усадебный дом, церковь и служебные флигеля с хозяйственными постройками. В Краскове на даче в середине 1880-х гг. жил В. А. Гиляровский. Известный публицист, поэт и очеркист он был дружен с А. П. Чеховым, который неоднократно приезжал сюда. В 1928-1929 гг. в еловом лесу на даче жил А. М. Горький.

Объемной композицией здания служит кубический храм, увенчанный приземистой световой ротондой с плоским куполом. Небольшая трапезная связывает его с колокольней , сохранившейся в приделах двух ярусов. Декоративная внешняя обработка здания крайне скупа. В 1932 г. храм закрыли;

Название села «Богородское» появилось в связи со строительством в имении князя В.А. Голицына церкви во имя Владимирской иконы Богородицы. Более подробные сведения об этом храме содержатся в отказной книге за 1672 г.: «...церковь деревянная шатровая во имя Сретения Пресвятые Богородицы Владимирская, а в церкви образы и книги, и на колокольне колокола и всякое церковное строение вотчинниково, у церкви поп Михей». К этому времени в приход церкви входили в селе Богородском-Малышеве «двор боярский и дворы кабальных людей, а также 9 крестьянских дворов в деревне Красковой с 27 человек». После того, как село Богородское с деревней Красково по раздельной записи достались князю Юрию Петровичу Трубецкому, эти населенные пункты стали считаться одним поселением, а именно селом Богородским-Красковом.

Несмотря на богатство владельцев села Богородского, церковь при дальнейших перестройках оставалась деревянной до середины XIX в. Имеются сведения, что в январе 1779 г. тогдашний владелец села «полковник князь Василий княж Никитин сын Трубецкой» просил архиепископа московского и калужского Платона (Левшина) разрешить вместо старой церкви, «которая от давнего построения пришла в крайнюю ветхость», построить новую деревянную на его личные средства, «в том месте в тож наименование с двумя приделы» (Николая Чудотворца и Симеона Богоприимца).

На время строительства Трубецкой предлагал проводить службы в одном из покоев барского дома, находившегося в непосредственной близости от строящегося храма. Высокопреосвященный Платон выразил несогласие с этими просьбами. Архиерей согласился дать благословение только на строительство храма с одним приделом, а службы проводить обязательно в ближайшей церкви. Нами не найдено документов, объясняющих решение архиерея. Но князь В.Н. Трубецкой вследствие этого спора отложил строительство, а потом село сменило нескольких хозяев, прежде чем в 1798 г. его владельцем стал коллежский советник Иван Дмитриевич Орлов.

Поскольку церковь в имении уже не действовала и «была к падению опасна», новый хозяин обратился в Консисторию за благословением на строительство нового храма, согласившись со всеми предложениями архиерея. В 1799 г. он получил благословенную грамоту, и в 1803 г. новая деревянная однопрестольная церковь во имя Владимирской Богородицы была построена, «приличествующим церковным благолепием украшена, утварью снабжена», а 1 сентября этого же года освящена.

В консисторском деле о строительстве церкви сохранились некоторые прежние документы, в частности, план и фасад того храма, который предлагал построить князь В.Н. Трубецкой. Судя по чертежам, храм проектировался выдающимся русским архитектором круга Баженова - Казакова. Богато украшенный деталями фасад с лестницей на два всхода напоминал Владимирскую (Христорождественскую) церковь располагавшегося вблизи села Быкова, автором которой, как предполагают, является В.И. Баженов. Вероятно, эти документы послужили основой для строительства последнего по времени деревянного храма в 1799 - 1803 гг.

В феврале 1831 г. Иван Дмитриевич Орлов просит благословения митрополита Московского и Коломенского Филарета (Дроздова) на строительство рядом, «с отступом 6 саженей» от выстроенной деревянной Владимирской церкви, нового каменного храма . К прошению прилагался проект каменного храма (к сожалению, план и фасад не найдены, имя автора не известно), направленный на рассмотрение епархиального начальства. Уже в начале марта губернским архитектором была создана комиссия, чтобы «учинить дознание», на каких условиях передается земля помещиком причту под строительство храма, каково состояние почвы на выделенном участке и т.д. Как только комиссия 6 мая «дозволила постройку», И.Д. Орлов, не дождавшись храмозданной грамоты на построение кирпичной Владимирской церкви, немедленно начал строительство. 21 мая (опять же без разрешения епархиального начальства) он просил приходского священника Петра Иоанова отслужить на месте будущего строения молебен с водоосвящением. Это вызвало возмущение Консистории: Петру Иоанову было запрещено священнослужение и исправление треб, а выдача храмозданной грамоты была задержана до окончания всех формальностей.

После того, как И.Д. Орлов официально передал в собственность Владимирского причта свою землю в количестве 57 квадратных сажен на построение новой церкви, в августе 1831 г. митрополит Филарет разрешил и благословил строительство. В 1833 г. работы были завершены, однопрестольный кирпичный храм освящен .

В начале 1890-х гг. усадьба при селе перешла во владение князя Андрея Сергеевича Оболенского. В 1894 г. решено было пристроить с южной и северной сторон Владимирской церкви два придела . Проект заказали известному московскому архитектору Александру Степановичу Каминскому (1829 - 1897). Он подготовил чертеж фасада и проект перестройки колокольни (предполагалось реконструировать только верхний ярус), одобренный строительным отделением московского губернского правления 28 марта 1895 г. (в состав комиссии входили известные московские архитекторы П. Самарин, Н. Кокорин, Л. Вейнденбаум). Указ с согласием Преосвященного был получен 19 апреля 1895 г. В конце того же года было завершено строительство приделов Преподобного Сергия Радонежского и Святых равноапостольных царя Константина и матери его царицы Софьи. Освящение новых приделов состоялось в ноябре 1895 г. («Московские церковные ведомости». 1895. № 31, 33.), а колокольня была оставлена без изменения.


Церковь Владимирской иконы Божией матери в Краскове

После закрытия церкви в середине 1930-х гг. в ее здании в разные годы размещались склады, общежитие, художественные мастерские. Верхняя часть колокольни была разобрана, вместо нее был установлен водонапорный котел. В 1960-1980-х гг. здание использовалось под клуб и было внутри перестроено.

В сентябре 1990 г. Советом по делам религии при Совете Министров СССР было принято решение «передать обществу для молитвенных целей имеющееся в поселке здание бывшей Владимирской церкви». Владимирской церкви был отведен земельный участок в бессрочное пользование. 6 января 1991 г., в канун праздника Рождества Христова, была совершена первая после долгого перерыва Божественная литургия . С помощью населения были разобраны устроенные в храме этажные перекрытия, очищено место главного алтаря, которое было занято кинобудкой. С праздника Святой Пасхи богослужения стали совершаться в центральном алтаре. В следующем году был установлен металлический крест над куполом храма, внутри поставлен резной иконостас. Со временем церковь Владимирской иконы Божией матери в Краскове обрела красивый облик, и храм стал центром духовной православной жизни поселка.

ИСТОРИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ

О ЦЕРКВИ ВЛАДИМИРСКОЙ ИКОНЫ БОЖИЕЙ МАТЕРИ

В СЕЛЕ БОГОРОДСКОЕ – КРАСКОВО

XVII – XIX вв.

М О С К В А

Церковное место во имя Владимирской иконы Пресвятой Богородицы в селе Красково известно с XVII века.

Впервые Красково упоминается в начале XVII века,а именно в писцовых книгах 1623-1624 гг. как пустошь Черленикова, а Красково тож, которая в 1615 году принадлежала к деревне Малышевой с другими пустошами Малаховой и Опариной и находилась во владении трех помещиков: князя Михаила Ростовского, Якова Стромилова и Андрея Горохова, а позже Саввы Тараканова. В 1615 году деревню Малышеву с пустошами покупает Федор Краснов. В 1632 году его жена вдова Матрена Краснова продает свою вотчину князю Якову Михайловичу Милославскому, а от последнего в 1636 году – князю Андрею Андреевичу Голицыну.

При князе Василии Андреевиче Голицыне на пустоши КРАСКОВО были поселены крестьяне и она стала называться деревней, а близ деревни была построена церковь деревянная во имя Владимирской иконы Божией Матери, отсюда новое поселение стало называться селом БОГОРОДСКИМ.

Первое упоминание о деревянном храме в селе Богородском – Красково мы находим в приходской книге Патриаршего Казенного Приказа за 1649 год: «по книгам Вохонской десятины … прибыла вновь церковь Владимирской Пресвятыя Богородицы Обарниче стану на речке Пехорке в вотчине стольника князя Василия Андреевича Голицына дани 3 алтына 5 денег заезда гривна…».

В 1657 году дочь князя В.А. Голицына княжна Ирина Васильевна выходи замуж за князя Юрия Петровича Трубецкого, которому в приданое отдается село Богородское, Красково тож.

В отказной книге за 1672 год в селе Богородском упоминается «… церковь деревянная шатровая во имя Сретения Пресвятыя Богородицы Владимирския, а в церкви образы, и книги, и на колокольне колокола и всякое церковное строения вотчинниково, у церкви поп Михей».

В приход Владимирской церкви села Богородского входили – двор боярский и дворы кабальных людей в селе, а также 9 крестьянских дворов в деревне Красковой с 27 человек.

В 1681 году село Богородское с деревней Красковой по раздельной записи досталось князю Юрию Юрьевичу Трубецкому, у которого во владении по записи 1704 года оказались дворы: вотчинников, прикащиков, скотный, конюшенный и 10 дворов крестьянских, переведенных из деревни Красковой (с этого времени село Богородское и деревня Красково существуют как одно поселение, а именно село Богородское-Красково). После князя Ю.Ю. Трубецкого селом Богородским владеют сын – Никита Юрьевич в 1755 году, а в 1781 году внук князя Василий Никитич Трубецкой.

По документам Московской Синодальной Конторы за 1773 год известно, что вдова князя Н.Ю. Трубцкого княгиня Анна Даниловна Трубецкая просила о выдаче нового антиминса во Владимирскую села Богородского, Краскова тож церковь Вохонской десятины в ее вотчину, который был выдан преосвященным епископом Крутицким Самуилом.

В июне 1774 года Синодальная контора дозволила тело умершей княгини А.Д. Трубецкой после отпевания в Чудове монастыре перевезти в село Богородское, Красково « и там при церкви погрести…».

В марте месяце 1781 года полковник князь В.Н. Трубецкой просил архиепископа Московского и Калужского Платона (Левшина) разрешить вместо ветхой деревянной церкви во имя Владимирской Богородицы с приделом Святителя Николая, «которая от давнего построения пришла в крайнюю ветхость», построить вновь собственным коштом деревянную ж на каменном фундаменте и в тож именование с двумя приделами Николая Чудотворца и Симеона Богоприимца. На время построения храма, чтобы не лишиться священнослужения князь В.Н. Трубецкой просит архиепископа Платона разрешить на прежнем Святом престоле и антиминсе служить в одном из покоев деревянного господского дома в селе Богородском, Красково.

Из справки в Московской Духовной Консистории за 1780 год известно, что при Владимирской церкви села Краскове показан священник Федор Сергеев… приходских 64 двора, в них мужеска полу душ 229, женска 236, церковной пашенной и сенокосной земли 33 десятины. Из справки же явствует, что впервые князь В.Н. Трубецкой прошение о построении в Краскове новой деревянной церкви подал в 1779 году, но не представил архиерею план и фасад для освидетельствования Его высокопреосвященством.

Высокопреосвященный Платон строить деревянный на каменном фундаменте храм в селе Богородском, Красково дозволил лишь с одним приделом и запретил устраивать в доме князя В.Н. Трубецкого домовую церковь, «а требы исправлять священнику и служить в ближайшем селе».

Указ о построении новой деревянной церкви дан в московской Консистории в июне 1782 года.

Из-за несогласия архиерея благословить строительство при церкви двух придельных храмов и дачи храмозданной грамоты лишь на один придел помещик села Богородского, Красково не спешил со строительством новой церкви, а благочинный священник в июне 1783 года рапортовал в Консисторию, что «церковь Владимирская Пресвятыя Богородицы … состоит в ветхости и к падению опасна, фундамент кругом огнил, кровлею во многих местах превеликая течь, на святом престоле антиминс ветх … помещик указ (о строительстве) поныне не отдает, а отговаривается будто не найдет где в доме его положил».

По гневной резолюции архиепископа Платона служение в церкви села Краскова было воспрещено до построения нового храма. При встрече с благочинным помещик села Краскова сообщил, что собирается строить храм в 1783 году по август по Богородичный праздник, после личной встречи с Его Высокопреосвященством (архиепископом Платоном).

Новый деревянный храм в селе Богородском-Красково помещик князь В.Н. Трубецкой так и не построил. Скорее всего он продал свое имение камергеру К.И. Повало-Швейковскому, а в 1795 году владельцем усадьбы при селе Краскове числиться оберпровиантмейстер И.М. Оланкин, который в свою очередь продает село Богородское, Красково Московского уезда в 1798 году 23 июля коллежскому советнику Ивану Дмитриевичу Орлову.

В 1799 году митрополит Московский и Калужский Платон (Левшин) дает благословенную грамоту на построение в селе Богородском, Красково новой деревянной однопрестольной церкви на каменном фундаменте во имя Владимирской Богородицы..

В 1803 году новая церковь в Краскове построена «приличствующим церковным благолепием украшена, утварью снабжена». Подготовленный к освящению храм в Краскове помещик надворный советник Иван Дмитриевич Орлов просит освятить Трехсвятительскому протоиерею Василию на вновь выданном антиминсе. Указ о освящении храма выдан в Московской Консистории 19 августа 1803 года.

Торжественное освящение вновь построенной деревянной церкви во имя Владимирской иконы Пресвятой Богородицы происходит 1 сентября 1803 года, о чем рапортовал Консистории ее Член настоятель храма Трех Святителей в Старых Огородниках, у Красных ворот протоиерей Василий.

До наших дней, к счастью, в Консисторском деле о строительстве храма в селе Богородское, Красково Московского уезда Вохонской десятины сохранился подлинный план и фасад деревянной на каменном фундаменте церкви, затребованный митрополитом Платоном от князя В.Н. Трубецкого еще в 1780-1783 гг., который первоначально так и не был представлен. Судя по этим чертежам, представленным в настоящей работе, деревянный храм в Краскове проектировался выдающимся русским архитектором круга Баженова-Казакова и представляет собой уникальную для деревянных храмов композицию объема классических двухколоколенных ротондальных храмов конца XVIII – начала XIX веков. Богато украшенный деталями фасада на белокаменном подклете (фундаменте) с торжественной открытой лестницей на два всхода напоминает нам решение, находящегося недалеко от Краскова выдающегося памятника русской архитектуры Владимирской церкви села Быкова, автором которой предполагают В.И. Баженова.

В феврале 1831 года помещик села Богородского, Красково и храмоздатель деревянной церкви Владимирской иконы Божией Матери статский советник и кавалер Иван Дмитриевич Орлов просит благословения митрополита Московского и Коломенского Филарета (Дроздова) рядом с выстроенной деревянной Владимирской церковью построить новый каменный храм с колокольней, «для которой материалы имею в довольном количестве уже заготовляются, а к весне и все могут быть выставлены … будет же состоять оная на расстоянии с одной стороны от моего дома в 30 саженях … от крестьянских домов саженях в 40, а от места же настоящей церкви – каменная имеет быть устроена в 6 саженях». К прошению прилагается проект нового каменного храма (план и фасад) на рассмотрение епархиального начальства.

Из клировой ведомости Владимирской в Краскове церкви за 1828 год узнаем, что деревянная церковь построена иждивением И.Д. Орлова в 1803 году, состоит в твердости, престол один, по штату и по резолюции митрополита Платона в 1803 году положено причта: священник, дьячек и пономарь, приходских дворов 51, с населением 420 душ обоего пола, с положенной пропорцией церковной усадебной, пашенной и сенокосной земли.

Настоятелем храма в селе Богородском, Красково с 1816 по 1848 год был священник Петр Иоаннов Анцеров, окончивший Московскую славяно-греко-латинскую академию в 1811 году и переведенный из другого прихода в Красково архиепископом Московским Августином (Виноградским).

А в приходе Владимирской церкви состояли: Село Богородское-Красково, где находилась усадьба И.Д. Орлова и дворы крестьян, деревня Хлыстова помещика А.Г. Демидова и деревня Малахова купцов Бабкиных.

К сожалению, мы не имеем проекта на постройку нового каменного храма и не знаем имени его автора. Однако, по некоторым косвенным данным можно предположить, что И.Д. Орлов заказал проект известному московскому архитектору Федору Михайловичу Шестакову (1787-1836 гг.). Интересно, что проверяющими проект на построение каменного храма в селе Богородское, Красково были коллеги и ближайшие сотрудники Ф.М. Шестакова, а именно его учитель архитектор Василий Алексеевич Балашев (1782-1853 гг.) и Николай Ильич Козловский (1791-1878 гг.). Последний в 1827 году совместно с Ф.М. Шестаковым представил в Комиссию по строениям Москвы проект новой колокольни церкви Троицы в Вешнякове. Из проектов церквей, выполненных Ф.М. Шестаковым известны: проект придельного храма Дмитровского Успенского собора (1822 г.), проект трапезного храма с приделами церкви Иоанна Предтечи на Пресне (1828 г.), совместно с В.А. Балашевым проект церкви Параскевы на Пятницком кладбище за Крестом (1829 г.); начал строительство по своему проекту церкви Большое Вознесение у Никитских ворот и колокольни (трапезная построена раньше) в 1831 году, в этом же году строил церковь (колокольню и трапезную) Благовещения на Бережках. Более подробные архивные исследования и изучение аналогов постройки Владимирской церкви в Краскове позволят раскрыть этот аспект истории храма.

Московское губернское правление по просьбе Московской Консистории командировало в село Богородское, Красково для «освидетельствования назначенного под новую церковь местоположения и грунт земли до известной глубины под основание» губернского архитектора Дмитрия Фомича Борисова (1788-1850 гг.), служившего с 1824 по 1848 гг. московским губернским архитектором.

В марте 1831 года губернский архитектор Д.Ф. Борисов с местным благочинным священником церкви Илии Пророка, что в селе Черкизове освидетельствовали «… место Московского уезда в селе Богородском, Красково, под выстройку вновь вместо деревянной – каменной холодной церкви с колокольней во имя Владимирской Богородицы и оказалось – грунт земли до твердого материка имеющее песчано-каменистый, глубиной до 3 аршин. Построение церкви будет производимо на крепостном владении, собственным иждивением его господина Орлова, звон на колокольне предполагается до 50-ти пудов, местное положение приличное и от жилого поселения в безопасном расстоянии».

Как выше уже отмечалось, в техническом отношении постройка была одобрена в Комиссии для строений Москвы в апреле 1831 года архитекторами Козловским и Балашевым и «фасад, план и профиль … рассмотрены и оказались приличными … Комиссия постройку из лучших материалов с каменными сводами с железными связями и укреплениями знающими мастерами под наблюдением опытного архитектора дозволяет».

Не дождавших храмозданной грамоты на построение каменной Владимирской церкви в селе Краскове, помещик и ктитор Иван Дмитриевич Орлов без разрешения епархиального начальства просил священника Петра Анцерова отслужить на месте будущего строения молебен с водоосвящением 21 мая 1831 года и немедленно начал строительство храма без разрешительных документов, и благочинный в июне 1831 года докладывал в Консисторию, что «… с 21 мая сооружается каменная церковь, так что уже своды алтаря и трапезы совершены…».

За нарушение установленных правил митрополитом Филаретом (Дроздовым) запрещено священнику села Богородского – Красково церкви Владимирской Богородицы священнослужение в приходе и исправление церковных треб. Отец Федор Анцеров обязался подпиской во исполнение указа митрополита (9 мая 1831 года). Свою вину перед церковным начальством ктитор помещик села Краскова И.Д. Орлов объяснял стремлением побыстрее освятить обещанный им к построению храм: «так как одержим каменной болезнью и к тому же в преклонных годах и по сделанному обещанию Владимирской Богородицы вновь храм каменный … покамест жив при селе в новом месте соорудить».

После того, как И.Д. Орлов передал в собственность Владимирского причта свою землю в количестве 57 кв. сажень на построение новой каменной церкви, в августе 1831 года митрополит Филарет разрешил и благословил постройку храма по апробированным планам, фасадам и профилям.

Окончательное строительство храма, неправильно датированное в клировых ведомостях 1831 годом было завершено к 1832-1833 годам. Освящение храма можно датировать по заголовку уничтоженного в советское время консисторского дела за 1833 год сентябрь месяц: «Об освящении в селе Богородском, Красково тож каменной церкви».

По клировой ведомости Владимирской церкви села Богородского, Красково за 1848 год имеем следующие сведения: «Построена в 1831 году тщанием помещика И.Д. Орлова, зданием каменная с таковою же колокольнею, крепка, на которую план и фасад есть и хранится в ризнице, престол один во имя Владимирской Пресвятой Богородицы, утварью достаточна, в 1848 году на место о. Феодора Анцерова по резолюции митрополита Филарета рукоположен, окончивший Московскую Духовную семинарию Егор Тимофеев Смирнов». Всего в приходе Владимирской церкви в 1848 г. числится приходских 62 двора с населением 491 душа. Кроме села Богородского, принадлежащего сыну И.Д. Орлова штаб-ротмистру Сергею Ивановичу Орлову, в приход входят по-прежнему деревни Хлыстова (И.Н. Кожина) и Малахова (купца Бабкина)…

По опекунским документам над детьми С.И. Орлова, датированными 1851-1858 гг. узнаем, что С.И. Орлов и его жена Ольга Константиновна Орлова летом всегда проживали в усадьбе Богородское Московского уезда. После их смерти в 1850 году наследники разделили имение и село Красково, Богоордское досталась на часть старшему сыну штабс-капитану Константину Сергеевичу Орлову, по раздельной записи 1858 года.

К сожалению та часть документов опеки над детьми С.И. Орлова, содержащая подробную перепись как самого имения в селе Краскове со всеми усадебными постройками, так и Владимирской церкви, в настоящее время исследователям не выдается (дела без переплета, в плохом состоянии). В подробных отчетах опекунов, в том числе и по Красковскому имению, упоминаются прибыльные сдаваемые в аренду оранжереи с фруктовыми растениями, крупный рогатый скот на скотном дворе, мукомольная мельница на речке. Причту выдавалось жалование по расходному расчету около 144 рублей 85 копеек серебром в год. Отдельно выдавалась плата за сугубые молебны в помещичьей усадьбе.

В 1852 году на средства опекунов ремонтируются пришедшие в ветхость дома священника и причетников.

В 1894 году решено было пристроить с южной и северной сторон Владимирской церкви два придельные храма. Проект был заказан известному московскому архитектору Александру Степановичу Каминскому (1829-1897 гг.). В настоящей работе представлен чертеж фасада Владимирского храма, позволяющий представить внешний облик построенной И.Д. Орловым церкви в 1831-1833 гг.

Каминским же был подготовлен дошедший до нашего времени проект перестройки колокольни Владимирской церкви в Красково 1895 года, одобренный Строительным отделением Московского губернского правления 28 марта 1895 года в составе комиссии известных московских архитекторов П. Самарина, Н. Какорина и А. Вейндценбаума. В проекте основные объемы колокольни оставались в виде 1831-1833 годов, только верхний ярус колокольни с устремленным вверх шпилем, по мнению А. Каминского, соответствовал новому облику перестроенного основного здания храма.

От К.С. Орлова в 1890-х годах усадьба при селе Богородское, Красково переходит во владение князя Андрея Сергеевича Оболенского, который и пригласил архитектора А.С. Каминского, автора замечательных памятников русской архитектуры конца XIX века доходных домов, церквей, деревянных дач. 6 марта 1895 года священник Сергей Смирнов просит Преосвященного Нестора епископа Дмитровского разрешить расширенную и благолепноукрашенную Владимирскую церковь в селе Богородском, Краскове поравить «ремонтировкой» колокольни: «верхний ярус колокольни пришел в ветхость и его следует заменить новым». Также на средства храма был устроен новый колокол, не помещающийся в верхнем открытом ярусе старой колокольни. В паперти колокольни предполагалось устройство кладовой для церковной утвари. Преосвященный Нестор разрешил устройство нового яруса колокольни по присланным проектным чертежам А.С. Каминского (указ от 19 апреля 1895 года).

Из уничтоженного дела узнаем, что в 1908 году с разрешения Московской Духовной Консистории приходское кладбище Владимирской церкви села Богородское, Красково было обнесено каменной оградой.

Таким образом, можно выделить следующие этапы строительных работ по Владимирской церкви села Краскова:

1649 год – построена первая деревянная шатровая церковь с колокольней на средства В.А. Голицына.

1779-1783 гг. – В.Н. Трубецкой просит разрешения митрополита Платона (Левшина) построить новую деревянную церковь на каменном фундаменте (не осуществилось).

1799-1803 гг. – постройка деревянной на каменном фундаменте церкви на средства И.Д. Орлова.

1831-1833 гг. – строительство и освящение новой каменной церкви по проекту архитектора Ф.М. Шестакова (?) на средства И.Д.Орлова.

1894 год – пристройка двух придельных храмов с севера и юга настоящей церкви по проекту архитектора А.С. Каминского.

1895 год – надстройка верхнего яруса колокольни по проекту архитектора А.С. Каминского на средства князя А.С. Оболенского.