И стал я на песке морском, и увидел выходящего из моря зверя с семью головами и десятью рогами: на рогах его было десять диадим, а на головах его — имена богохульные. Зверь, выходящий из моря

  • Дата: 29.11.2023

До сих пор Иоанн в духе пребывал на небе, и всё, что видел и слышал о земле, было открыто взорам его как бы с высоты небесной (т.е. с духовной стороны). Но вот, перенёсся он мысленно на саму землю и стал на берегу моря волнующих её страстей, на зыбком и непрочном песке его. И увидел он выходящего из моря сего зверя страшного: как и у дракона, у него было семь голов и десять рогов, но диадимы были не на головах, а на рогах, на головах же – имена богохульные. Пользуясь уже известными нам символами, нетрудно заключить, что в этом аллегорическом образе он провидел наступление (вскоре после гласа седьмой трубы) звериного царства на земле, т.е. царства антихриста, в котором как бы обрело своё воплощение сатанинское царство тьмы. Семь голов у зверя – это семь столиц некоторых государств, причём названия этих городов носят имена богохульные (т.е. названы они либо в честь богоборцев, хуливших Бога и Церковь Его, либо в честь языческих богов и пр. идолов). Под рогами же подразумеваются цари (или президенты), пришедшие к власти в тех странах с приходом антихриста и подвластные ему (об этом говорят диадимы на рогах зверя). Как личность он характеризуется не человеческими, а звериными свойствами. Так, барс является символом хитрого, ловкого и жестокого деспота; его ноги, как у медведя, говорят о том, что действовать он будет через злонравных и немилосердных своих наместников (царей или президентов); пасть, как у льва, говорит о его дерзости и высокомерии, а также о силе и свирепости, с которой он будет преследовать непокоряющихся ему. Силу свою и престол он получил от диавола, ибо сатана всю власть над народами и городами и стихиями, которой сам обладал, передал ему, как послушному орудию своему в хуле на Бога и жестокому гонителю Церкви Его.

16-17. И он сделает то, что всем – малым и великим, богатым и нищим, свободным и рабам – положено будет начертание на правую руку их или на чело их, и что никому нельзя будет ни покупать, ни продавать, кроме того, кто имеет это начертание, или имя зверя, или число имени его.

Документ ООН (Экономический и Социальный Совет)

– N Е/1990/100, с. 3-4: «Нынешний кризис в мире еще больше подрывает уровень жизни, вызывая обнищание все более широких слоев населения, и представляет угрозу будущему. Во многих странах на карту поставлена не просто стабильность демократических режимов, но и выживание системы социального человеческого существования, и сама жизнеспособность этих стран... пойдет резкое падение реального уровня заработной платы, снижение среднего показателя продукта на душу населения, повышение темпов инфляции... Все это следствие структурной перестройки мира ТНК (транснациональные корпорации)».

В другом документе ООН подчеркивается, что к 2000 году ожидается крупнейший энергетический и продовольственный кризис, жертвами которого станут 2 миллиарда человек (сюда включены народы СССР, Африки, Юго-Восточной Азии и Латинской Америки). В документах международной конференции ООН сказано, что «если численность населения Земли перевалит за 8-9 миллиардов (сейчас 5,6 миллиарда), то живая природа планеты погибнет, а затем деградирует человечество. Это может случиться через 20-25 лет...». Доктор Моххамед Беджауи, член Международного суда ООН, с тоской сказал: «Кружится голова, когда нашему равнодушному миру говорят об этом» (Г/А ООН, XXXVI, т. 1, 1986, с. 697).

Для решения этой проблемы в будущем в развитых странах планируется установить контроль за потреблением продовольствия и основных жизненно-необходимых товаров, о чем неоднократно писалось и в современной российской прессе.

«Земщина» N 40, 52, 1991 год:

«Доктор Элдеман, глава анализов Европейского Рынка, сообщил, что система всемирных компьютерных установок готова к действию. Она находится в Брюсселе и имеет высоту 3-этажного здания. Обслуживающие офисы главной квартиры уже в полной готовности. Этот огромный компьютер носит название "зверь"... Компьютер имеет сто весьма чувствительных приемников, которые могут принимать сведения из ста направлений одновременно. Это будет своего рода мировой ум...

Для того, чтобы подчинить каждого гражданина власти мирового правления, каждому жителю будет дан номер. Только тот, кто имеет этот номер, сможет продавать или покупать. Каждый гражданин Мирового Государства будет иметь этот номер вытатуированным на тканях кожи посредством ультрафиолетовых лучей. Для глаза этот номер будет невидим. Он будет просвечиваться ультракрасным лучом аппарата в том месте, где человек будет продавать или покупать.

Этот номер, как печать зверя, будет поставлен на тыльной стороне руки или на лбу. Таким образом, в несколько секунд будет произведен процесс уплаты из Мирового Банка. Эта чудовищная машина способна не только в одно мгновение переслать в банк цену всех купленных предметов, но также указать, есть ли у вас в банке деньги. Кроме того, если покупатель совершил какое-либо преступление, он, подойдя к аппарату, сразу же будет опознан. Деньги к тому времени существовать больше не будут...

Ну, а как будет с теми, кто откажется принять эту «печать»? Бывший директор связи общества «VISA International» сказал: «Слишком настойчивый протест против карточки (или пластинки) принесет вам только вред, потому что это будет занесено в ваш архив. И когда придет время, что ваша жизнь должна будет целиком зависеть от этой карточки (или иного приспособления), вы можете остаться без него и без всяких средств к существованию». Коротко и ясно».

Понятно, что все эти технологии (1991 год) несколько устарели за прошедшие 10 лет. Так, сейчас уже очевидно, что сбор, пересылка и обработка подобной статистической и компьютерной информации будет осуществляться при помощи Интернет. Но главные цели этих мероприятий остаются по-прежнему в силе. Новейшие достижения в продвижении этой технологии понятны из описания проэкта «Цифровой Ангел» (DigitalAngel), информация о котором нам поступила в письме от Люмилы Лавэлли из Бостона (США):

Люмила Лавэлли, США:

«Дорогие мои! Вы не можете себе представить, какую массу информации мне удалось отыскать об этом на Интернете. Начиная от личных и христианских сайтов, наполненных гневом и возмущением и требованиями публичного обсуждения, так и ссылок на официальные источники. Посылаю вам выжимку о том, что попалось мне за период начала 2000г. по июль 2001г. Не знаю, что именно интересует вас: назначение, устройство, последние достижения? В каком объеме? На каком языке? Первоисточники?

Так же, как и номер социального страхования, который в свое время был необязательным, данный чип предлагается внедрить, как продукт для желающих. Этот продукт уже имеет зарегестрированный Trade Mark и кампанию Applied Digital Solutions (ADS), представленную на NASDAQ, с штаб квартирой во Флориде, которая уже планирует доход в 70 биллионов $$ от производства этого чипа. Уже есть и заказчики из разных стран мира, включая Мексику, Испанию и дядю Сэма. Dr. Peter Zhou, chief scientist for development of the implant and president of DigitalAngel.net, a subsidiary of ADS. Сама идея родилась давно, но в последний год продвинулась значительно: если в прошлом году чип имел размеры монеты в 25 центов, то на сегодняшний день размеры уменьшились до зерна риса. Этим летом проводились испытания на добровольцах студентах одного из вузов США, которым даже не объяснили четко, что испытывалось. Одна из целей его использования – замена карточки о социальном страховании. Чип будет внедряться подкожно или внутримышечно и будет содержать всю необходимую информацию. Он также будет подзаряжаться от работы мышц, и через него может осуществляться контроль над человеком (это пока в проекте). Особенно страшно становится, если учесть, что по акту об эмиграции (не помню номер), этот чип может использоваться как обязательное средство, без рассмотрения этого вопроса в Конгрессе. Рассматривается также возможность использования его в качестве прививки для детей. Сейчас его появление сравнивают с появлением сотового телефона, утверждают, что это шаг вперед и очень скоро все свыкнуться с его применением.

В материалах по этому вопросу, которые мне пришлось переворошить за последние дни, упоминается также причастность к этому крупных политических деятелей США. Я пошла на Google и результаты поиска были прошло ошеломляющими, как публикации крупных издательств, так и сайты христианских организаций, протестующих против данного продукта. Это еще очень свежо. Последние материалы датируются июлем этого года. Согласно им, если предварительные испытания в этом году пройдут успешно, то массовый выпуск этого продукта намечен уже на следующий год. Как ни хочется в это верить, но это страшная реальность. Теперь я понимаю, почему в России внедрение номера социального страхования было встречено с таким протестом и тревогой со стороны христианских организаций и почему вас так интересует положение с подобным номером в США.

Посылаю вам также выдержки из 2-х последних публикаций:

«Digital Angel.net Takes 16.6 Percent Stake in MAS By Roy Mark Digital Angel.net, a subsidiary of Applied Digital Solutions, Inc. (NASDAQ:ADSX) is acquiring a 16.6 percent stake in Medical Advisory Systems (AMEX:DOC) of Owings, Md. In addition, Digital Angel will gain control of the Medical Advisory Systems board of directors. Terms of the deal were not disclosed. The Palm Beach, Fla.-based Digital Angel.net will be nominating four members to the board including Mercedes Walton and David A. Loppers, president and former chief financial officer, respectively, of Applied Digital Solutions, and two as yet unnamed outside directors with strong medical backgrounds. Ron Pickett will continue in the role of president and chairman and Dr. Thomas Hall will remain as chief executive officer. Medical Advisory Systems (MAS) operates a secure application service provider (ASP) facility under FDA guidelines for the tracking of clinical studies. MAS also offers a variety of services to individuals and Fortune 100 clients including a 24/7 physician-staffed Medical Telecommunications Response center, emergency/non-emergency medical advice for maritime customers, and emergency/non-emergency distribution of medical equipment and supplies under FDA and DEA guidelines. «This furthers our strategy to define the Digital Angel "product" in terms of both device and service. Through this transaction, we have added another facet to the service side of the Digital Angel products. Applied Digital will now have a secure, FDA approved ASP facility for management sensitive data and a 24/7 physician-staffed medical call center for use by Digital Angel customers and end-patients», said Walton. «In addition to location and bio-monitoring, Digital Angel will now be able to offer subscribers to the Digital Angel Delivery System the ability to have their medical needs and emergencies monitored and treated by a physician 24 hours a day, 7 days a week, 365 days per year from anywhere in the world. This additional layer of value-added service stands to further distance us from potential competitors». In December of 1999, Applied Digital Solutions announced that it had acquired the patent rights to a miniature digital transceiver, which it named Digital Angel. The device represents the first-ever operational combination of advanced sensor technology and Web-enabled wireless telecommunications linked to GPS systems. The company believes this technology will allow it to tap into a multi-billion dollar marketplace with a number of applications that will prove to be extremely popular. «We intend to fully leverage the interrelationship of our core businesses of applications and call center solutions with MAS. Moreover, the international operations of MAS are in lock step with our own plans for a global presence. Through this relationship, we will enjoy a first-mover advantage into key geographic markets», said Walton. Ron Pickett, chairman and president of MAS, echoed Walton"s comments: "This transaction is mutually beneficial to MAS and Digital Angel.net for a variety of reasons. For three years, we have been building the telecommunications infrastructure necessary to offer an array of healthcare services and assistance worldwide. This strategic alliance serves as the final pillar to our company"s platform. We will not only be the backbone to ensure Digital Angel"s customers receive the highest level of service possible, but we will also provide marketing expertise to our extensive international customer base. In addition, we believe that Applied Digital Solutions, the parent company of Digital Angel.net, will be instrumental in bringing potential customers to MAS». Applied Digital Solutions is a provider of e-business solutions. In recognition of its strong growth record, the company has been ranked in the top tier of the fastest growing technology companies in the «Technology Fast 500» listing compiled annually by Deloitte & Touche. With a ranking of 27 in the listing for the year 2000, Applied Digital was ranked in the top Ten of the Fast 500 in two of the past four years. Medical Advisory Systems can be found on the Web at http://www.mas1.com. February 9, 2001 Copyright 2001 INT Media Group, Incorporated All Rights Reserved.

Июль 2001г. Science and Technology Digital Angel implant technology designed to thwart the evil spirits Mon Jul 2 17:27:42 2001

By James Cruickshank in New York 01 July 2001 A Nasdaq-listed company which claims its microchip can help find children who have been kidnapped has been attacked as being an agent of evil. A prominent US religious group has said the new technology is a prophecy of the coming of the devil, calling it the «mark of the beast». Known as a Digital Angel, the microchip works in conjunction with GPS – military satellites positioned around the globe – and testing begins next month in Palm Beach, Florida. If successful its maker Applied Digital Solutions will start implanting them inside humans between the muscle and the skin on the forearm next year. Early shipments start in October for a $300 watch with the chip inside and comes with a thing like a beeper which clips onto your belt and holds the technology linked to the GPS. The angel pinpoints your whereabouts so that you could even be found in a cave in South America, bio-probes on the back of the watch also relay medical information over the internet so specialists can monitor your physical and mental health. «That information is collected and bundled with location coordinates provided by GPS and sent by wireless to a hosting center on the internet which allows access by authorized users», said Bob Jackson, a spokesman for ADS. «In kidnappings for ransom the child is sometimes not returned alive. With Digital Angel we can tell if the child is still alive while the parents are organizing the ransom», said Jackson. «In certain requests people said they wanted this implanted and others said it"s not a good idea», he added As the company registers orders for the watches in October they played-down the human implant development after the American Family Association, a right wing religious group, said the invention is the biblical «mark of the beast». A quote taken from the Book Of Revelation where no man can buy or sell without the mark on their forehead or arm. The inventor of the chip Peter Zhou, chief scientist for development of the implant said: «There are different interpretations of the Bible. Anything to improve the quality of life is from God». US soldiers were also thought of as a potential client in what analysts see as a $70bn market. The devil connection has done no good for ADS" share price. Its shares, traded on Nasdaq, have fallen from a high of $5 to just 50c. Mr. Jackson attributed this to the general market dislike of tech stocks rather than a message from God».

Теперь стало уже очевидно, что замена бумажных денег на «электронные» не вызовет протеста у большинства населения, потому что будет оправдана в условиях экономического и финансового кризиса. Но возможность установления тотальной системы электронного контроля над человечеством вызывает тревогу общественности, о чем уже пишут в прессе и обсуждается в Интернет. Когда же настанет время внедрения этой системы, потребуется немало усилий, чтобы успокоить общественность. И уговоры здесь не помогут. Поэтом то в Откровении говорится, что «будет убиваем всякий, кто не будет поклоняться образу зверя» (Откр. 13: 15).

Также понятно и то, что «электронные деньги» сами по себе злом, конечно же, быть не могут. Но Откровение запрещает принимать на себя это начертание (печать) потому, что она будет означать добровольное подчинение человечества силам мирового зла: «И третий Ангел последовал за ними, говоря громким голосом: кто поклоняется зверю и образу его и принимает начертание на чело свое или на руку свою, тот будет пить вино ярости Божией, вино цельное, приготовленное в чаше гнева Его, и будет мучим в огне и сере пред святыми Ангелами и пред Агнцем; и дым мучения их будет восходить во веки веков, и не будут иметь покоя ни днем, ни ночью поклоняющиеся зверю и образу его и принимающие начертание имени его. Здесь терпение святых, соблюдающих заповеди Божий и веру в Иисуса. И услышал я голос с неба, говоривший мне: напиши: отныне блаженны мертвые, умирающие в Господе; ей, говорит Дух, они упокоятся от трудов своих, и дела их идут вслед за ними» (Откр. 14: 9-13).

Сергий Булгаков писал в 1944 году:

«Начертание на челе или на правой руке означает какую-то отмеченность духовного падения. Таковым в наше время может быть вступление в партию большевиков или расистов – притом не по убеждению, если можно о таковом говорить в случаях этого духовного озверения, но по принуждению, от страха или ради корысти. Далее следует еще черта того же порабощения личности государству, которая не находила для себя полного осуществления в древности, но получает поистине пророческое подтверждение теперь. Это порабощение экономического характера, через карточную систему распределения хозяйственных благ для удовлетворения насущных потребностей: «никому нельзя будет ни покупать, ни продавать, кроме того, кто имеет это начертание, или имя зверя, или число имени его». Всем, сохраняющим и утверждающим свободу от деспотии зверя, объявляется хозяйственный бойкот, лишение «продовольственных карт» со всеми его страшными последствиями – угроза голода. «Начертание, или имя зверя, или число имени его» выражает знак подданства и верноподданнических чувств по отношению к зверю. Такова эта пророчественная и ужасающая картина будущего, которая осуществляется на наших глазах в наши дни, и никто не может сказать, есть ли это конец и вершина, или же только начало бедственного порабощения зверю и лжепророку, организованному антихристианству» .

О последствиях этого начертания сказано в 16-ой главе Откровения: «Первый Ангел вылил чашу свою на землю: и сделались жестокие и отвратительные гнойные раны на людях, имеющих начертание зверя и поклоняющихся образу его» (Откр. 16: 2). А одним из возможных объяснений причин появления этих гнойных ран на людях является то, что информация с имплантированных под кожу микрочипов будет считываться при помощи электромагнитного излучения. Но даже слабое ультрафиолетовое излучение, при постоянном воздействии на человека, вызывает раковые заболевания кожи, изменения в иммунной системе и генах. Возможно, что это и станет причиной гнойных ран на людях, о которых сказано также в 16-ой главе Откровения: «Пятый Ангел вылил чашу свою на престол зверя: и сделалось царство его мрачно, и они кусали языки свои от страдания, и хулили Бога Небесного от страданий своих и язв своих; и не раскаялись в делах своих» (Откр. 16: 10, 11).

18. Здесь мудрость. Кто имеет ум, тот сочти число зверя, ибо это число человеческое; число его шестьсот шестьдесят шесть.

Существует достаточно много толкований числа зверя 666, разбирать которые здесь не имеет смысла, так как сами же авторы этих теорий отрицают друг друга, а одно только их перечисление заняло бы достаточно много места.

Св. Ипполит Римский писал в 230 году:

«Что касается до имени антихриста, то мы не можем с точностью сказать, как именно думал и знал о нем блаженный Иоанн: о сем мы можем только предполагать. Когда антихрист явится, тогда время покажет нам искомое теперь» .


Андрей Кесарийский:

«Тщательное испытание числа (печати), а также и всего остального, о нем написанного, откроет здравомыслящим и бодрствующим время искушения.» [ Слово 13, Глава 38 ]


Прот. Сергий Булгаков писал в 1944 году:

«Если признать здесь таинственность откровения об этом числе зверя, которая была доступна современникам, то для нас она давно уже, точнее, и с самого начала, перестала быть доступной и только напрасно тревожит мысль своей загадочностью. Насколько Господу угодно, тайна этого имени в полноту времен раскроется до конца, пока же нам остается проходить мимо непонятного, а постольку ставшего для нас уже немым за непонятностью шифра. Если наше внимание влечет тайна, то загадка уже не манит. Между тем «число зверя» превратилось для нас в загадку, усилия же ее разгадать проистекают более из раздраженного любопытства, нежели из благочестия....

Усиливаться в дешифрировании этого шифра для нас теперь мистически, духовно и богословски становится даже нездоровым. В этом есть тенденция некоего оккультизма, который не есть богословие, но может быть ему даже враждебен.

Итак, мы должны признать свое бессилие для богословского истолкования символа «звериного числа». Здесь нужно новое откровение, которое не вымогается догадками и ухищрениями, доколе не будет дано свыше» .

Однако в последнее время в Церкви родилось предположение, что "число зверя 666" (Откр. 13: 18) связано напрямую с осуществляемой в ряде стран цифровой идентификацией личности. Это мнение подтверждается, кстати, тем, что в английской Библии, например, (The New Revised Standard Version Bible) выражение «это число человеческое» (Откр. 13: 18) переводится как «it is the number of a person», что означает дословно: «это есть персональный номер». То есть "число человеческое" - это число самого человека или его персональный номер. Таким образом, "числом зверя" является персональный номер, который будет присвоен каждому человеку в будущем царстве зверя (антихриста).

Андрей Мазуркевич

Видение двух зверей. Описание зверя из моря с семью головами, десятью рогами; смертельно раненая и исцеленная его голова; поклонение ему людей и его богохульство (1–6). Борьба его со святыми и поклонение ему людей, не принадлежащих к Царству Божию (7–9). Призыв к терпению (10 ст). Зверь на земле с двумя рогами (11); его чудеса и обольстительная деятельность (12–16). Наложение печати на людей в виде начертания числа 666.

. И стал я на песке морском, и увидел выходящего из моря зверя с семью головами и десятью рогами: на рогах его было десять диадим, а на головах его имена богохульные.

. Зверь, которого я видел, был подобен барсу; ноги у него – как у медведя, а пасть у него – как пасть у льва; и дал ему дракон силу свою и престол свой и великую власть.

Первый стих нужно принимать как указание на новую сцену зрения, как на новое явление пред очами тайнозрителя, при совершенно новой обстановке. Иоанн видит зверя, выходящего из моря, а не из бездны, как в . Очевидно здесь речь о другом существе. Зверь XIII-й главы совершенно самостоятельный символический образ (ср. ). Самое наименование "зверя" употреблено здесь в смысле такого животного, у которого особенно выступают свойства жестокости и кровожадности. Он выходит из моря, которое на языке Свящ. Писания весьма часто употребляется в смысле множества народов, притом народов неспокойных, мятущихся и враждебно относящихся к Царству Божию, к народу Божию (; ; ). На этом основании и символ зверя, выходящего из моря, нужно понимать как изображение существа, которое выходит из среды грешного, боговраждебного человеческого мира. Таким образом зверь XIII гл. есть антихрист, который, по верованию Православной Церкви, будет последним представителем и выразителем боговраждебной диавольской силы, царем антихристианского царства.

Дальнейшие признаки описываемого зверя символически изображают пред нами, как и чрез кого действовал диавол в прежнее время, и как и чрез кого будет он действовать в последнее время. – Зверь в Свящ. Писании служит обыкновенно символом царства, а голова зверя – указанием на царя, стоящего во главе царства. Поэтому, и сообразно с , изображение зверя с семью головами есть только прием апокалиптического раскрытия истины, и под головами нужно разуметь царей и царства в их последовательности. Царства, представляемые семью головами зверя, суть, очевидно, те царства и народы, которые были враждебны установлению Бож. Царства на земле и опасны для народа Божия. Сам тайнозритель не дает никакого решения вопроса об этих царствах. Очевидно, как для него, так и в существе дела важно не то, в каких определенных царствах обнаруживалась боговраждебная сила диавола. Более важно, что эта диавольская сила, сила князя мира сего, обнаружится таковою и в последнее время, и притом так, что предшествующие ее обнаружения как бы войдут в общий состав; и все зло, которое по частям обнаруживалось в мире в лице тех или других царств и государей, враждовавших против Царства Божия на земле, обнаружится во всей своей совокупности в лице царя последнего царства, в лице антихриста, зверя о семи головах.

– Говоря о десяти рогах зверя, св. Иоанн не указывает, как были размещены они. Он как бы хочет показать, что рога зверя принадлежали не какой-либо одной голове, но всему зверю, всем головам вместе и каждой в отдельности. Рог есть общеизвестный в Свящ. Писании символ могущества власти, и десять рогов, как число полноты, говорит, таким образом, о высшей силе и могуществе зверя антихриста. И если когда-либо эти десять рогов будут означать нечто определенное, т. е. десять царей с их царствами, то только в последнее время, в дни антихриста. Диадемы над рогами зверя, как царское головное украшение, также говорит о царской власти зверя-антихриста, о его праве обладать миром, каковое право он получит от диавола-дракона (ст. 2).

Такое происхождение власти зверя естественно отразится на его отношении к Богу: мы видим на головах зверя имена богохульные, которых было, очевидно, несколько. Смысл этого тот, что зверь, как орудие деятельности диавола, столь проникается боговраждебными стремлениями, что у него, как бы на его лбу, будет отражаться то внутреннее существо, которым будет самопревозношение и богохульство . Об этом предсказано и Ап. Павлом в послании к Солунянам (; ср. ). Для указания на губительность и зловредность деятельности зверя ему приписываются свойства не одного, а трех зверей: барса (лукавство), медведя (упорство) и льва (высокомерие и алчное властолюбие); все это вместе говорит о коварстве и жестокости. Дракон, т. е. диавол, дает этому зверю свою силу, свой престол и великую власть. Сила диавола – это те его природные силы и способности, которые принадлежат ему как духу и черному и высшему божественному созданию. Трон диавола есть весь мир, князем которого называет его Свящ. Писание. Господь попускает диаволу пользоваться властью над миром, хотя лишь постольку, поскольку сам мир, как лежащий во зле, позволяет диаволу властвовать над собою ().

. И видел я, что одна из голов его как бы смертельно была ранена, но эта смертельная рана исцелела. И дивилась вся земля, следя за зверем, и поклонились дракону, который дал власть зверю.

Описывая зверя, каким он вышел из моря, Иоанн, далее, обращает внимание на перемену, происшедшую в его образе. – Голова зверя была смертельно раненою уже при самом выходе его из моря. Теперь же Иоанн наблюдает только тот факт, как эта рана на его глазах исцелела. – Этот символ закланной, а потом исцеленной головы нужно изъяснять не по отношению к одной какой-либо голове зверя, но по отношению ко всему зверю. Поэтому смертельную рану головы нужно отожествлять с небытием зверя , а исцеление – с его появлением вновь. Головы зверя есть способность зверя и его вдохновителя-диавола искушать и соблазнять мир, поэтому и смертельная рана головы обозначает временную потерю этой способности или ее ослабление. Но голова была лишь смертельно раненою, а не отделенною и уничтоженною, и, следовательно, способность зверя губить была не то чтобы совсем отнята от него, но лишь лишена возможности проявляться в своей прежней силе. Таким образом раненая голова будет означать то, что во время предшествующее диавол был лишен некоторой части своей свободы в боговраждебной деятельности. Но по попущению Божию эта свобода снова возвратится ему. В лице антихриста, этого зверя со всеми семью головами, он начнет действовать с особенною силою и энергиею.

Рана была нанесена диаволу христианством, которое оградило христиан от диавольской прелести и дало им силу противостоять против его козней именем Иисуса Христа и силою животворящего креста. Но когда в христианском мире совершится отступление от Божественной истины, тогда и диавол получит свою прежнюю свободу. Его голова исцелеет и он проявит свою деятельность в такой же степени, в которой проявилась она в идолопоклонстве и гонении против христиан. Такое возвращение прежней диавольской силы и влияния, и прежних форм этого влияния будет поистине удивительно (). И это удивление приведет землю, т. е. живущих на ней, к прямому поклонению дракону, который дал власть зверю. Здесь не указывается, что люди того времени будут различать зверя, т. е. антихриста от дракона, т. е. от диавола, и выражение поклонения дракону говорит лишь о том объективном факте, что почитание зверя в действительности будет почитанием дракона; так как зверь-антихрист будет иметь силу и значение лишь постольку, поскольку получит их от дракона-диавола.

. и поклонились зверю, говоря: кто подобен зверю сему? и кто может сразиться с ним?

. И даны были ему уста, говорящие гордо и богохульно, и дана ему власть действовать сорок два месяца.

Люди поклонятся зверю не только так, как кланяются иногда перед людьми достойными уважения и удивления, но поклонятся как богу. Они поставят его выше всякого сомнения, а несравнимость, полнейшее совершенство есть свойство божественное (ср. ). Дальнейшие черты описания зверя еще более приближают его к тому антихристу, о котором говорят Ап. Павел () и прор. Даниил () и который будет послушным орудием в руках диавола, духа гордости и злобы. Гордость антихриста, по слову Спасителя, выразится в том, что он не признает себя чьим-либо посланником, но придет от себя (). Деятельность антихриста-зверя будет лишь попущением и даже прямым воздействием Божиим ("ему будут даны…" ). Поэтому и это господство в мире богохульства и богопротивления продолжится 42 месяца. Срок этот нужно отожествлять с сорока двумя месяцами попирания народами Иерусалима () и с 3 1/2 годами укрывательства жены от дракона в пустыне (). И св. отцы, и учители Церкви (св. Ириней, Кирилл Иерус., Иоанн Злат., Блаж. Иероним и др.) о продолжении царства антихриста определенно утверждали, что антихрист будет царствовать три с половиною года. Но и в этот краткий период антихрист при содействии диавола успеет совершить свое дело, а мир достаточно обнаружит свою зрелость для суда, так как к тому времени дойдет до крайнего развития своего нечестия, и сам встретит антихриста как выразителя и представителя своего нечестия.

. И отверз он уста свои для хулы на Бога, чтобы хулить имя Его, и жилище Его, и живущих на небе.

. И дано было ему вести войну со святыми и победить их; и дана была ему власть над всяким коленом и народом, и языком и племенем.

. И поклонятся ему все живущие на земле, которых имена не написаны в книге жизни у Агнца, закланного от создания мира.

. Кто имеет ухо, да слышит.

. Кто ведет в плен, тот сам пойдет в плен; кто мечом убивает, тому самому надлежит быть убиту мечом. Здесь терпение и вера святых

Так как антихрист будет стремиться выставить себя богом, то для него, по силе вещей, даже будет необходимо унижать и хулить все то, что люди почитали прежде за Бога, за божественное и святое. Он будет хулить Бога, Иисуса Христа и Его дело искупления, будет хулить небо, жилище Божие, место Бож. престола, будет хулить и живущих на небе, – св. Ангелов и прославленных святых. Антихрист употребит все диавольские козни для соблазна верующих и все средства насилия. Его власть будет столь велика, что будет простираться на всех живущих на земле и благочестивых и нечестивых. И ему поклонятся все те, имена которых не написаны в книге жизни Агнца. Книга Агнца эта та же, что и . Прибавление определения Агнца указывает на то, что спасение благочестивых от козней диавола и антихриста всецело зависит от веры в Иисуса Христа и от надежды на милость Божию.

После подробного описания зверя-антихриста и тех страшных печальных последствий, причиною которых будет его царствование, откровение обращается с призывом к внимательности. Для благочестивых в этом воззвании заключается утешение и ободрение и вместе призыв к терпению, к усилению подвигов бодрствования и благочестия; по отношению же к нечестивым в этом воззвании заключается угроза Божественным возмездием, которое рано или поздно, но всегда верно вступает в свои права. Зверь-антихрист пойдет в плен, будет лишен свободы и ввержен в геенну огненную (); как он убивал мечом, уничтожал и разрушал, так и сам будет уничтожен мечом, исходящим из уст Божиих, будет уничтожен духом уст Господа (). Из этого верующие могут почерпать для себя утешение и ободрение. Выражение "здесь" указывает на то, что именно теперь, во дни антихристианских насилий, нужно особенное терпение, а также и на то, что во всем сказанном имеются ввиду терпение и вера только истинных христиан .

В пояснение факта особенной успешности деятельности антихриста среди человеческого общества пред взором тайнозрителя открывается картина нового явления – второго зверя. – Зверь этот выходит из земли, тогда как первый вышел из моря. Следовательно, он, как выходящий из земли, будет представителем всего того, что составляет собственность земли и всей земной культуры, как она вырабатывается долгой историей человеческого общества и того материализма, который все сводит на действия естественных природных сил, не оставляя места для духа и Бога. Согласно с указанием самого Апокалипсиса () толкователи смотрят на этого зверя как на лжепророка, действующего одновременно с первым зверем-антихристом (ср. ). Как первый зверь из моря есть личность антихриста – человека греха, царя последнего времени, так точно и второй зверь из земли есть также личность, хотя отличная от антихриста, но тесно связанная с ним как по времени, так и по цели их деятельности. Второй зверь будет лжепророком в широком смысле этого слова, именно как провозвестник пред людьми воли антихриста, пришедшего по действию и воле диавола.

. И увидел я другого зверя, выходящего из земли; он имел два рога, подобные агнчим, и говорил как дракон.

. Он действует перед ним со всею властью первого зверя и заставляет всю землю и живущих на ней поклоняться первому зверю, у которого смертельная рана исцелела;

Подобие второго зверя Агнцу нужно ограничить лишь видом рогов . Сила характеристики в том, что зверь по рогам не совсем такой, как Агнец, а лишь подобен ему. Зверь из земли имеет только два рога (Агнец – семь рогов), что, означая его меньшую силу, отличает его как от Агнца, так и от дракона и зверя. Он может быть только служебною силою по отношению к дракону и зверю; а по отношению к Агнцу он может быть только обманщиком, прикрывающимся внешним видом. Его внутреннее существо и цель его появления, как совершенно противоположные существу Агнца и его отношения к миру, ясно указываются в последних словах стиха: «говорил как дракон» . Его слова суть слова лукавства и прельщения, и их цель будет соблазн и гибель людей (). При этом он будет исполнителем чужой воли и чужого желания, о чем ясно говорит выражение "пред ним" . Действуя в качестве слуги зверя-антихриста, лжепророк заставит всю землю и всех людей поклониться этому последнему. В Откр.13было сказано, что антихристу поклонятся все живущие на земле, имена которых не записаны в книгу жизни, т. е. все люди, кроме избранных и совершенных христиан. Здесь (12 ст.) говорится то же самое, только действующим в совершении этого дела выставляется новое лицо – лжепророк.

. и творит великие знамения, так что и огонь низводит с неба на землю перед людьми.

Таким образом, вся деятельность лжепророка будет направлена к увеличению власти и влияния антихриста над миром. Для этого он будет совершать великие знамения, которые будут во всяком случае естественными и действительными фактами, действительными, а не кажущимися чудесами, хотя и совершающимися по диавольской силе .И если эти чудеса почему-либо могут быть названы ложными, то потому только, что будут совершаться для обольщения, обмана и беззаконных внушений. Таково, напр., будет чудо низведения огня с неба, которое он совершит в противовес чуду двух свидетелей (), изводивших огонь из своих уст, и которое будет «перед людьми» , т. е. с характером показным, публичным и с целью произвести впечатление на людей (ср. ; ).

. И чудесами, которые дано было ему творить перед зверем, он обольщает живущих на земле, говоря живущим на земле, чтобы они сделали образ зверя, который имеет рану от меча и жив.

Лжепророк, как известная личность, при посредстве своей проповеди и чудес склонит людей не только воздать почести самому зверю-антихристу, но даже сделать его изображения и пред ними поклоняться. Эта черта деятельности лжепророка указывает на то, что антихристово царство последнего времени будет носить характер религиозности и будет иметь целью возвещение новой религии. Новая религия будет противоположностью христианству – антихристианством; тогда будут веровать в самого антихриста, который и объявит себя Богом. Он потребует себе божеских почестей, потребует особого богослужения и почитания своих изображений (ср. ).

. И дано ему было вложить дух в образ зверя, чтобы образ зверя и говорил и действовал так, чтобы убиваем был всякий, кто не будет поклоняться образу зверя.

В последнее время мира для испытания христианской веры будет нечто особенное. Заговорит статуя зверя-антихриста и отдаст приказание убивать всякого, кто не будет поклоняться пред нею и пред другими изображениями зверя. Значит, тогда будет объявлено полное и повсеместное гонение против всякой другой религии, кроме антихристианства. Тогда возможно будет по действу сатанину и чудо со статуей, как будет возможно для лжепророка и низведение огня с неба.

. И он сделает то, что всем, малым и великим, богатым и нищим, свободным и рабам, положено будет начертание на правую руку их или на чело их,

Начертание зверя может напомнить собою обычай древних римлян, у которых иногда воины выжигали на своих pyках и лбу имена cвоих предводителей, а рабы (добровольно или насильно) – имена своих господ. Начертание антихристианского имени будет насилием и безусловным стеснением только лишь для святых, для тех, которые не пожелают поклоняться зверю и его статуям. Всякий, кто решится отказаться от принятия начертания, тот тем самым подвергнет себя на полную общественную отчужденность и беспомощность. В этом, несомненно, сильное средство склонить всех малодушных и слабых к признанию власти антихриста и достигнуть цели прельщения людей. Начертание было двояким. Но так как по еврейскому и греческому обычаю того времени буквы алфавита очень часто служили цифрами, так что известное сочетание букв давало то или другое имя или соответствующее тому число и наоборот, то число и имя по отношению к зверю суть то же самое и служит определением его личности, по которому он будет известен среди людей того времени. Тайнозритель не назвал прямо этого самого имени; он указал лишь только соответствующее ему число, представивши самой человеческой мудрости открыть действительное имя антихриста. – "Здесь" , т. е. при открытии этого таинственного имени и его значения, нужна мудрость, нужно особенное напряжение ума.

. и что никому нельзя будет ни покупать, ни продавать, кроме того, кто имеет это начертание, или имя зверя, или число имени его.

. Здесь мудрость. Кто имеет ум, тот сочти число зверя, ибо это число человеческое; число его шестьсот шестьдесят шесть.

Это и трудно и легко. Трудно потому, что требуется нравственное совершенство, легко же потому, что, с одной стороны, сами обстоятельства того времени будут способствовать этому, с другой стороны, и число зверя, которое нужно счесть, есть число человека, т. е. число , составляющее имя человека, в обычном употреблении и значении человеческого имени. Нужно отыскать такое человеческое имя, которое бы суммою своих букв, переведенных на цифры, давало сумму 666. – Не иным чем, как всевозможными натяжками, были все же мнения, которые в антихристе думали видеть напр. Магомета, патр. Никона, Наполеона и других исторических личностей. История в ее прошлом еще не дала нам антихриста-зверя, и потому не может быть указано в прошлом и его имя или число его имени. Но нельзя числу 666 придавать и исключительно символическое значение.

При решении вопроса о числе зверя нужно обратить особенное внимание на то, что в тексте нарочито повторено число зверя равносильно числу его имени. А если так, то нет никакого основания обращать исключительное внимание только на число, а не число и имя. Нужно, отожествляя имя зверя и число его имени, относить их к антихристу, как его личное имя. Во всяком случае то истинное имя антихриста, которое дает сумму 666, вместе с другими признаками будет принадлежать его исторической личности, как она изображена по пророчеству cв. Иоанна, Ап. Павла и прор. Даниила. Иоанн не назвал этого имени теперь, но не потому, что хотел чрез то создать загадку, но потому, что знание этого имени теперь и ненужно, ибо бесполезно. Оно будет нужно и полезно только лишь в последнее время, когда появится тот человек, который и будет носить это имя. Сообразно с словами Иисуса Христа: «иной придет во имя свое» () антихрист будет известною человеческою личностью и подобно ему будет носить собственное личное имя . Личное имя антихриста намеренно скрыто по воле Божией с особенными премудрыми целями, и только будущие времена откроют имя этого чрезвычайного противника Иисуса Христа и св. Церкви. В исполнении желания узнать имя антихриста нужно начинать не с его имени, но с других его признаков, указанных в Свящ. Писании, и имя антихриста, дающее число 666, нужно придать только тому (антихристу) лицу, к которому будут приложимы все другие признаки.

Итак, что мы наблюдаем в жизни? Страх, неприязнь, а иногда и ненависть к числу шестьсот шестьдесят шесть и к его цифровому изображению в виде трех шестерок. На чем же основан этот страх и имеет ли он реальное основание в действительности?

Как это ни странно, но этот страх основан на вере и на вере именно в слово Божие, которое записано в 13-й главе «Откровения» Иоанна Богослова в стихах с 16-го по 18-й. Представьте себе на минуту, что этого места нет и никогда не было! Разве мог бы тогда возникнуть страх перед числом 666? На чем бы он был основан? Но надо отметить, что эта вера получила искаженный, а значит, и неправильный свой предмет. То есть стали верить в то, чего там, в «Откровении», нет.

Святые отцы Церкви, послушные Богу, мудро поступили, уклонившись от ясного ответа на вопрос о числе зверя. Они это делали из повиновения Богу и Его промыслу о спасении людей. А промысел этот касается и пророческих мест Священного Писания, должных открываться в нужное и угодное Богу время. Следовательно, вера в магическую силу числа 666 ложна.

Итак, существует мнение, что само по себе число 666 не несет ничего негативного или дьявольского и злого. Ведь и в Библии есть 666-я страница, и во многих других случаях в жизни мы употребляем это число просто как число. Конечно, при виде его возникают неприятные ощущения от воспоминаний по поводу указанного в Священном Писании, но само-то число тут не при чем. Оно такое же, как и другие числа. Тем более, что Бог творил именно шесть дней, и мы трудимся тоже шесть дней в неделю, а в седьмой отдыхаем.

Надо отметить, что ни в книге «Откровение», ни в других книгах Священного Писания, кроме 1-го и 2-го Посланий Иоанна Богослова, нет слова «антихрист». В Писании он именуется: зверь; зверь, выходящий из моря; зверь, выходящий из бездны; сын погибели; человек греха; беззаконник. Антихристом этот зверь именуется у святых отцов церкви и в Предании Церкви. Вот почему, когда мы именуем его антихристом зверем, мы как бы связываем Писание с Преданием, ибо одно дополняет другое.

Имя антихриста зверя и будет в себе отражать эту двойственность. Одной своей частью оно будет выражать противление истинному Богу, причем это будет первая часть его имени. Второй же частью — выражать звериную суть сына погибели. Из возможных имен антихриста следует сразу исключить имена святых апостолов и вообще всех святых. Следует исключить из рассмотрения все другие распространенные имена человеческие, так что нельзя будет сказать: антихрист Жора, Джордж, Билл, Михаил и т. п. Зверь в своем имени будет подчеркивать свою уникальность, неповторимость и исключительность, как это было в именах его предтеч: Наполеон Бонапарт, Гитлер, Ленин, Сталин. Его имя будет придуманным и составленным, а не паспортным, как это было с кличками: Ленин и Сталин. Подражая Христу, зверь возьмет для своего имени семь букв, как это мы видим в имени Христос.

Поскольку в Писании Господь именует себя Альфой (и Омегой), то и беззаконник возьмет эту букву первой в своем имени, как бы подчеркивая свою богоравность и первенство над всеми (будет у него и О от Омеги). Мы знаем, что книга «Апокалипсис», как и большинство книг Нового Завета, была написана на древнегреческом языке. Также и Господь, называя Себя Альфой и Омегой, употребил первую и последнюю буквы именно греческого алфавита. Вот почему и имя антихриста зверя будет составлено из букв греческого алфавита, хотя, возможно, и будет иметь аналоги на других основных языках.

Важно и то, что греческий язык позволяет производить расчет имени зверя, так как цифры и числа в этом языке имеют буквенное выражение, т. е. изображаются буквами греческого алфавита. Это дает возможность считать каждую букву и выражать всякое слово своим числом, а также записывать буквы цифрами, а цифры — буквами. Такую способность кроме греческого языка имеют еще два: древнееврейский и церковнославянский. Церковнославянский язык почти совпадает в переводе на числа с греческим. Ведь не зря святые Кирилл и Мефодий взяли для него многие буквы греческого алфавита.

Перейдем к рассмотрению нужного текста из 13-й главы «Откровения». Однако недостаточно будет сосредоточить внимание на стихах с 16-го по 18-й. Для лучшего разрешения вопроса об имени и числе имени зверя следует расширить контекст, добавив стихи, предшествующие 16-му, а также фрагмент из 14-й главы, в котором тоже речь идет о начертании имени зверя.

Откр. 13:

11 И увидел я другого зверя, выходящего из земли; он имел два рога, подобные агнчим, и говорил как дракон.

12 Он действует перед ним со всею властью первого зверя и заставляет всю землю и живущих на ней поклоняться первому зверю, у которого смертельная рана исцелела;

13 и творит великие знамения, так что и огонь низводит с неба на землю перед людьми.

14 И чудесами, которые дано было ему творить перед зверем, он обольщает живущих на земле, говоря живущим на земле, чтобы они сделали образ зверя, который имеет рану от меча и жив.

15 И дано ему было вложить дух в образ зверя, чтобы образ зверя и говорил и действовал так, чтобы убиваем был всякий, кто не будет поклоняться образу зверя.

16 И он сделает то, что всем — малым и великим, богатым и нищим, свободным и рабам - положено будет начертание на правую руку их или на чело их.

Итак, мы видим, что именно второй зверь, выходящий из земли (т. е. во времена твердого порядка при антихристе) и именуемый лжепророком, введет в обиход начертание с именем и числом имени зверя.

Когда же, т. е. в какой период правления первого зверя — антихриста, появится второй зверь — лжепророк? Узнав это, мы узнаем и время повсеместного введения в действие начертания зверя. Для этого вернемся к началу 13-й главы:

Откр. 13:

1 И стал я на песке морском, и увидел выходящего из моря зверя с семью головами и десятью рогами: на рогах его было десять диадим, а на головах его имена богохульные.

2 Зверь, которого я видел, был подобен барсу; ноги у него — как у медведя, а пасть у него — как пасть у льва; и дал ему дракон силу свою и престол свой и великую власть.

3 И видел я; что одна из голов его как бы смертельно была ранена, но эта смертельная рана исцелела. И дивилась вся земля, следя за зверем, и поклонились дракону, который дал власть зверю,

4 и поклонились зверю; говоря: кто подобен зверю сему? и кто может сразиться с ним?

5 И даны были ему уста, говорящие гордо и богохульно, и дана ему власть действовать сорок два месяца.

6 И отверз он уста свои для хулы на Бога, чтобы хулить имя Его, и жилище Его, и живущих на небе.

7 И дано было ему вести войну со святыми и победить их; и дана была ему власть над всяким коленом и народом, и языком и племенем.

8 И поклонятся ему все живущие на земле, которых имена не написаны в книге жизни у Агнца, закланного от создания мира.

9 Кто имеет ухо, да слышит.

Из церковного Предания известно, что всемирному правлению антихриста будет отпущено семь земных лет. Это та последняя седмина, о которой сказано у пророка Даниила. Половину этого срока, т. е. 3,5 года, антихрист будет править в Риме как всемирный царь. Он будет совмещать титул римского императора и папы римского.

И вот в половине его правления он будет как бы смертельно ранен от покушения. На самом деле он не умрет, но лишь замрет по действию сатаны, который и организует это покушение и весь спектакль с лжеоживлением, или лжевоскресением зверя. На это указывают слова как бы в 3-м стихе. Отец лжи сатана и здесь пойдет на лукавый обман. Причем он обманет не только людей, но и самого антихриста. Писание называет лжевоскресение зверя «исцелением», чтобы не унизить слово «воскресение», ибо воскресить может только Бог.

Это действо с «оживлением» зверя нужно будет сатане, чтобы уверить всю землю и самого антихриста в божественности последнего, а через него и в своей. За этим представлением будут следить все средства массовой информации. И если Господь Иисус Христос воскрес тайно, то зверь восстанет на глазах у всех. После осознания себя Богом антихрист перенесет свою столицу из политического центра мира — Рима в религиозный центр — Иерусалим и объявит его столицей вечного Бога, т. е. своей. В Иерусалиме он, по слову апостола Павла, воссядет в отстроенном к тому времени иудейском храме и объявит себя Богом. В качестве лжебога ему останется действовать 42 месяца.

Сатана, зная, что мало ему осталось времени, выдвинет на помощь антихристу зверю другого зверя — лжепророка. Именно этот второй зверь, который силою бесовской будет производить эффектные лжечудеса, и выдвинет идею с начертанием первого зверя.

Следовательно, начертание зверя с его именем и числом его имени будет впервые введено на земле не ранее чем появится лжепророк, т. е. не ранее чем после трех с половиной лет правления антихриста и за 42 месяца его конца. Ожидание внедрения начертания до этого срока, а тем более тайным образом ошибочно и есть явная бесовская прелесть или крайнее невежество.

Следует заметить, что нигде в «Откровении» по отношению к начертанию зверя не употребляется наименование «печать». Это слово употребляется по отношению к рабам Божиим:

Откр. 7:

2 И видел я иного Ангела, восходящего от востока солнца и имеющего печать Бога живаго. И воскликнул он громким голосом к четырем Ангелам, которым дано вредить земле и морю, говоря:

3 не делайте вреда ни земле, ни морю, ни деревам, доколе не положим печати на челах рабов Бога нашего.

Не случайно слово Божие употребляет для клейма антихристова наименование «начертание». Корень этого слова — чертить. Чертятся же в основном геометрические фигуры. Вот одна из таких геометрических фигур, составленная из двух пересекающихся равносторонних треугольников, известная под именем звезды Давида, и будет взята антихристом, по предложению лжепророка, за основу начертания.

Рассмотрим подробно стихи с 16-го по 18-й из 13-й главы.

Откр. 13:

16 И он сделает то, что всем — малым и великим, богатым и нищим, свободным и рабам — положено будет начертание на правую руку их или на чело их,

17 и что никому нельзя будет ни покупать, ни продавать, кроме того, кто имеет это начертание, или имя зверя, или число имени его.

В 16-м стихе речь идет только о начертании, а в 17-м добавлено имя зверя и число его имени. Казалось бы, что в 17-м стихе надо было поставить точку после слова «начертание». Или в 16-м добавить к начертанию имя и число имени зверя. Здесь действительно нужна мудрость от Бога, чтобы уразуметь.

На самом деле противоречия или несогласия нет, ибо речь в обоих случаях идет об одном и том же. Мы видим своего рода триединство: одно начертание в трех «ипостасях». В первом случае оно указано свернутым в одно начертание, которое содержит в себе имя и число имени зверя. Во втором — во всех трех своих частях: собственно начертание, имя зверя и число имени его. Соединению этому помогает и место из 14-й главы, где в 11-м стихе читаем: «начертание имени его».

Эти знания помогут нам понять структуру данного начертания, т. е. что помимо геометрической фигуры звезды Давида оно будет заключать в себе имя зверя и число его имени.

Почему же, имея великую власть, антихрист будет требовать подчеркнуто добровольного принятия его начертания? Да потому, что он по безумной дерзости и гордости своей захочет как бы показать истинному Богу, что люди поклоняются и подчиняются ему, зверю, осознанно и добровольно, а также что они оставили истинного Бога.

Само начертание, по мнению ряда отцов церкви, будет наносится на правую руку или лоб посредством лазера или другого современного технического инструмента. Это будет нечто похожее на нынешние пластиковые карточки. Места на лбу и правой руке будут выбраны не случайно, это поможет отнять у человека силу крестного знамения и самую возможность осенить себя знамением креста. Вот почему принятие начертания зверя будет ко всему прочему еще и крестоборческой ересью.

Нанесенное на кожу изображение, помимо начертания с именем и числом имени зверя (что только и дает право на покупку и продажу), может иметь еще сведения о банковских счетах носителя и другую информацию о нем. В этом случае начертание может исполнять функцию денег (банковских пластиковых карточек), так как на нем будет хранится вся финансовая информация зверепоклонника.

Лжепророк введет обязательное поклонение «живой» статуе (роботу) зверя. Эти статуи будут повсеместно установлены в антихристоуариумах (т. е. в капищах, названных именем зверя; мавзолеи некоторых вождей — это только прообразы их). Эти капища зверя в большинстве своем будут бывшими христианскими храмами. Христианство же как религия будет запрещено под страхом смертной казни. Все кресты и святые изображения из храмов и куполов будут удалены. Иконостасы будут убраны и в алтарной части храма вместо престола будет установлена «живая», говорящая и способная убивать статуя (робот) антихриста зверя. Нечто подобное было при захвате Иерусалима римскими войсками императора Тита Веспассиана, когда воины внесли статую Веспассиана в иерусалимский храм и как изображение их бога установили во святая святых. Это осквернение христианских храмов и алтарей и есть то, что у пророка Даниила именуется мерзостью запустения на святом месте.

Откр. 13:

Получится, что любой разумный человек может узнать число зверя. Чтобы не было такого ложного понимания, и надо было указать в отношении сказанного до 18-го стиха: «Здесь мудрость». Из этого следует, что умный человек сможет рассчитать это число, если мудрый человек (т. е. тот, кто имеет духовный разум) даст ему исходные данные для расчета.

Но это возможно только для того ума, который будет погружен в Священное Писание и Предание Церкви. Вспомните слова преподобного Серафима Саровского чудотворца, что ум истинного христианина должен плавать в слове Божием. Только такому уму возможно будет рассчитать число зверя во время, благословенное Богом.

Почему же должно сосчитывать число зверя, если это число уже известно как 666? И что означает в данном случае: сосчитать? Сосчитывание в данном случае не есть арифметическое действие. Известность числа полностью устраняет необходимость математических расчетов. Сосчитать — означает определить по известному из «Откровения» числу его буквенное значение и тем определить имя зверя.

Великий Иоанн Богослов именует это число человеческим. Вот почему негоже этому числу давать значение сатанинского, когда слово Божие и любимый ученик Христов называют его человеческим. Почему же еще это число именуется человеческим? Оно не божественного происхождения, но составлено человеком; оно выглядит человеческим и имеет значение, понятное для человека; оно поддается расчету и пониманию человеком.

Приведем еще свидетельства от Писания, обличающие тех, кто сейчас преждевременно борется с числом 666, как будто бы с числом зверя, а также с введением его в налоговую систему или в другие системы управления и контроля. Писание же свидетельствует, что когда придет время (после выхода лжепророка), то настоящее обличение начертания и числа зверя будет дано тремя великими Божьими посланниками, именуемыми в «Откровении» ангелами.

Откр. 14:

6 И увидел я другого Ангела, летящего по средине неба, который имел вечное Евангелие, чтобы благовествовать живущим на земле и всякому племени и колену, и языку и народу;

8 И другой Ангел следовал за ним, говоря: пал, пал Вавилон, город великий, потому что он яростным вином блуда своего напоил все народы.

9 И третий Ангел последовал за ними, говоря громким голосом: кто поклоняется зверю и образу его и принимает начертание на чело свое или на руку свою,

10 тот будет пить вино ярости Божией, вино цельное, приготовленное в чаше гнева Его, и будет мучим в огне и сере пред святыми Ангелами и пред Агнцем;

11 и дым мучения их будет восходить во веки веков, и не будут иметь покоя ни днем, ни ночью поклоняющиеся зверю и образу его и принимающие начертание имени его.

Первый ангел — это воскресший Великий Апостол Любви Иоанн Богослов, написавший вечное духовное Евангелие. Почему его Евангелие именуется вечным? Потому, что оно, помимо относящегося к земной жизни Христа Господа (что присутствует и в трех остальных Евангелиях), имеет вечные духовные законы.

Второй ангел — это великий ветхозаветный пророк Илия Фесвитянин, который живым был взят на небо в старом теле своем (ему надлежит быть убитым и воскреснуть в новом качестве).

Третий ангел — это великий праведник и пророк из допотопного мира Енох, который тоже был взят живым на небо (и тоже будет убит антихристом и воскреснет с Илией в совершенном теле).

Вот этим великим святым столпам Церкви и Божьим угодникам уготовано Промыслом Божиим проповедовать против поклонения зверю и против принятия его начертания с числом его. Проповедь эта будет сопровождаться и свидетельствоваться великими чудесами, знамениями и силой Божией, производимыми тремя этими ангелами Божиими.

Некоторые полагают, что вместо Еноха может быть пророк Моисей, ибо он наряду с Илией и Иоанном Богословом был свидетелем и участником Преображения Господа на Фаворе. Эта мысль не верна, ибо Моисей участвовал, по толкованию святых отцов, как представитель умерших, и присутствовал лишь душою. Его присутствие было нужным для того, чтобы показать, что закон Моисея был детоводителем ко Христу, а сам Моисей — слугою Христа. Он также уверял души умерших в пришествии Господа Иисуса Христа как Спасителя человеков. Из живых же древних пророков сохранены были только два: Енох и Илия Фесвитянин. Им же, согласно Писанию, надлежит быть убитыми и после 3,5 дней воскреснуть и вознестись на небо. Как же может уже умерший Моисей быть убитым? К тому же Предание Церкви (например, служба и акафист пророку Илии) и многие святые отцы прямо указывали на Илию и Еноха, в том числе вещавший уже после своей смерти преподобный Нил Мироточивый Афонский. Мы не можем сомневаться в его вещаниях, принесенных с неба.

Тайнозритель Иоанн видит выходящего из моря зверя с семью головами и десятью рогами.

Св. Ефрем Сирин, изображая, как он выражается, «бесстыдство змия, который, как тать, придет в свое время с намерением окрасть, закласть и погубить избранное стадо истинного пастыря», приводит те черты, которыми изображается апокалипсический зверь. Пользуясь этими отеческими свидетельствами, мы можем сделать несколько следующих заметок по поводу видения Иоанна Богослова.

В «Откровении» Иоанна говорится о трех различных зверях: о звере из моря (13, 1 и сл.), о звере из земли (13, 11 и сл.) и о звере из бездны (17, 8 и сл.). Если мы сравним 17, 3 и 8 с гл. 13, 1—2, то сходство в описании (как здесь, так и там зверю приписываются «имена богохульныя», семь голов и десять рогов) и явное отношенйе одной главы к другой (ангел в гл. 17 ст. 8 говорит Тайнозрителю: «Зверь, которого ты видел, был, и нет его...») заставляют считать зверя из моря и зверя из бездны за одного зверя.

Теперь спрашивается: что же означают головы этого зверя? Ответом на этот вопрос служит в «Открвении» 17, 9: седьм голов суть седьм гор, на которых сидит жена, и седьм царей. Таким образом, головы означают носителей мирской власти, враждебно настроенных против Бога. Таким представителем мирского могущества будет и зверь, который был и которого нет, т. е. зверь из бездны.

Апокалипсический зверь из бездны, называемый «восьмым», несмотря на свое близкое отношение к четырехсоставному зверю из моря, в то же время имеет некоторое отличие от него. Выйдя из среды семи голов (или царей) зверя из моря (Откр. 17,10—11), он будет и зверем из бездны, т. е. будет иметь связь с царством тьмы, с тайниками демонических сил пагубы (Откр. 17, 8; 9, 11; 11, 7).

Будучи последним представителем мирского антихристианского царства, он будет зависеть от дьявола, и в нем боговраждебность его — знак кровожадности.

Все эти черты, приписываемые Тайнозрителем зверю из бездны, не напоминают ли нам человека греха, который представляется апостолом Павлом главою отступления, и о котором говорится, что пришествие его по действию сатаны (2 Сол. 2, 9)?! Заметим при этом, что оба апостола, Павел и Иоанн, говорят о поражении антихриста совершенно согласно между собою. Как по предсказанию апостола Павла, торжество антихриста будет коротко, и суд постигнет его скоро (2 Сол. 2, 3, 8), так и св. Иоанн, едва только сказал о новом появлении зверя, как прибавляет уже, что он пойдет в погибель (17, 8, 11). Такое сходство между «человеком греха» и «зверем из бездны» приводит нас к той мысли, что последний есть также индивидуум.

Итак, если признавать «зверя из бездны» за антихриста, а признавать его побуждают, как мы видели, свидетельства некоторых отцов и учителей Церкви и контекст речи, то необходимо допустить также, что он есть отдельный человек, конкретный индивидуум, отдельная личность, одаренная большой силой и властью, которая соединит в себе все свойства мирского боговраждебного могущества, существовавшие прежде нее.

Св. Ефрем Сирин, изображая хитрость и месть антихриста, прямо называет его царем: «Когда многие сословия увидят добродетели и силы отступника, все возымеют к нему одну мысль и провозгласят его царем. И скоро утвердится царство его, и в гневе поразит он трех великих царей. Потом вознесется сердцем и изрыгнет горечь свою этот змей, смятет вселенную, подвигнет концы ее, всех притеснит... » Изображаемая здесь деятельность антихриста относится не к религиозной или духовной сфере, но ко внешней или политической.

Признавая в антихристе политического деятеля, мы вовсе не отрицаем и религиозную его деятельность; напротив, антихрист будет не столько политическим деятелем, сколько религиозным. Политическая сфера будет служить наиболее удобной почвой для достижения его духовных целей и для выполнения его сатанинских планов.

Из слова «Об антихристе» св. Иоанна Дамаскина: «И так иудеи не приняли Господа Иисуса Христа, истинного Сына Божия и Бога, а примут обманщика, который сам себя назовет богом. Что он назовет себя богом, о сем ангел, поучающий Даниила, говорит так: о бозих отцев своих не смыслит (Дан. 11, 37). И апостол: да никто же вас прельстит ни по единому же образу: яко аще не приидет отступление прежде и открыется человек беззакония, сын погибели, противник и превозносяйся паче всякаго глаголемаго бога, или,чтилища, якоже ему сести в церкви Божией, показующу себе, яко Бог есть (2 Сол. 2, 3). Апостол, говоря: в церкви Божией, разумеет не нашу, но древнюю иудейскую. Ибо не к нам он придет, но к иудеям; не за Христа, но против Христа и христиан. Почему и называется антихристом».

Из слова св. Иринея Лионского «О тираническом царстве антихриста»: «Когда же антихрист опустошит все в этом мире, процарствует три года и шесть месяцев и воссядет в храме Иерусалимском, тогда придет Господь с неба на облаках в славе Отца, и его и повинующихся ему пошлет во озеро огненное, а праведным даст времена царства, т. е. успокоение, освященный седьмый день, и восстановит Аврааму обещанное наследие, царство, в котором, по словам Господа, многие от востока и запада придут возлечь с Авраамом, Исааком и Иаковом (Мф. 8, 1.1)».

Очевидно, что антихрист есть конкретный человек, которым в конце времен овладеет (вселится) сатана и который по действу сатаны будет кратковременным мировым правителем. Ясно, что он будет иудеем из колена Дана и явится как их долгожданный мессия, который и утвердит в своем лице их вековое чаяние о владычестве над всем миром. Антихрист явится как выдающийся мировой гений, религиозный лидер и реформатор, самодержец и политический деятель, примиритель и общественный благотворитель.

Для отступнического мира, в том числе и для тех, которые ложно продолжают считать и называть себя православными, антихрист зверь явится разрешителем всех вопросов и удовлетворите л ем всех желаний и чаяний. Для отступников и неверов это исчадие сатаны вполне заменит Христа, Который стал для них люто ненавиденной помехой в их «прогрессе и преуспеянии». Так, он удовлетворит чаяния евреев тем, что объявит себя их мессией, а их послемоисеевскую веру главенствующей на земле. Католиков, протестантов и всех, кто от них произошли, а также отступников от православия он купит тем, что сделается главою экуменической «христианской» религии. При этом он объявит главенство и первенство неоиудейской религии и равенство с буддизмом, индуизмом и другими языческими культами.

Имя Христа Иисуса Господа, Его Церковь и Ее учение он в своем мрачном царстве запретит и упразднит. Церковь Христову он подвергнет самым лютым в истории гонениям с нещадным и самым изуверским убиением Ее верных, которые, как и в начале, будут именоваться святыми.

Мусульман (ислам) он ублажит тем, что примет лжепророка (зверя, выходящего из земли) как своего первого и главного помощника и объявит его воплощенным пророком Мухаммедом (Магометом), который якобы вернулся с неба с новым именем — Магдала или подобным. Этот лже-Мухаммед обратит всех мусульман к антихристу, примирит их с иудеями, отступниками от Христа и язычниками.

Таким образом, формально будут устранены все религиозные раздоры и все земные религии, культы и верования сольются в одну мировую религию антихриста и в один культ — культ отца его, сатаны. Для окончательного разрешения этого вопроса дьявол с антихристом разыграют человечество посредством спектакля с покушением на зверя, его лжесмертью и лжевоскресением. Именно после этого коварного обмана, во второй половине своей седмицы (7 лет) антихрист объявит себя «Богом» и потребует себе божеского поклонения. Тут-то и придет к нему на помощь лжепророк лже-Мухаммед и приведет к поклонению всех мусульман, из числа которых будут созданы самые доверенные и отборные войска антихриста и лжепророка. Антихрист объявит себя общим «Богом» всех религий и всех людей. Он скажет людям: «Приидите ко мне все, ибо я ваш «Бог», «спаситель», «благодетель» и «примиритель» — и две трети из живущих на земле примут его и поклонятся ему как «Богу». После этого поклонения, также как и после принятия начертания зверя, человек становится по душе демоном, не способным уже к покаянию и обращению к истинному Богу. Такие люди-демоны разделят вечную муку с духами-демонами.

Зверь, которого ты видел, был, и нет его, и выйдет из бездны, и пойдет в погибель; и удивятся те из живущих на земле, имена которых не вписаны в книгу жизни от начала мира, видя, что зверь был, и нет его, и явится — это человек антихрист, возжелавший себе божеских почестей и поклонения как Богу. Которого ты видел — св. Иоанн Богослов видел зверя и антихриста в лице римского императора Нерона, первого лютого гонителя христиан. Он требовал себе божественного поклонения, был первым антихристом и являлся прообразом последнего антихриста зверя.

Был — был антихрист в лице первых императоров римских, которые гнали Церковь Христову, люто убивали и страшно мучили христиан. Подвигал их на гонения сатана, который будет гнать христиан и через последнего римского и вселенского императора — антихриста зверя.

Который был — был он в лице первых римских императоров-гонителей.

И которого нет — нет его среди императоров Рима, ибо он объявит себя Богом в Иерусалиме.

Есть восьмой — восьмой он по порядку вслед первых семи гонителей римских императоров.

Из числа семи — в духе и в преемственности от семи самых лютых гонителей римских императоров.

Избранное Переписка Календарь Устав Аудио
Имя Божие Ответы Богослужения Школа Видео
Библиотека Проповеди Тайна ап.Иоанна Поэзия Фото
Публицистика Дискуссии Библия История Фотокниги
Апостасия Свидетельства Иконы Стихи о.Олега Вопросы
Жития святых Книга отзывов Исповедь Архив Карта сайта
Молитвы Слово батюшки Новомученики Контакты

Вопрос №696

Почему Иоанн Богослов увидел у зверя семь голов и десять рогов, и вид был подобен барсу?

Алексей , Астрахань, Россия
02/07/2003

Ответ отца Олега Моленко:

Описание "зверя" Откровения есть символическое и аллегорическое, а не реальное или натуральное. Вот почему сравнение или уподобление барсу, льву, медведю есть не описание внешнего сходства, а его духовной сути и черт характера. Так в Евангелии Господь называет царя Ирода лисицей не потому, что тот лицом или внешностью был похож на этого зверя, а потому, что тот по нраву был таким, т.е. притворным, хитрым и лукавым.

Перечисляя 7 голов и 10 рогов, ты упустил упомянуть 10 диадем (корон) на этих 10 рогах и имена богохульные на 7 головах. А ведь эта деталь сразу ставит все на место в понимании этого образа. Ведь никакой зверь в природе не носит корон и имен богохульных и это никак нельзя прилепить к внешнему виду зверя. В 12 главе в 3 стихе символически описан красный дракон (он в 9 стихе прямо называется сатаной и диаволом). У него тоже семь голов и 10 рогов, но диадем 7, а не 10, и они на 7 головах, а не на рогах. Понятно, что на самом деле у падшего херувима, именуемого сатаной и диаволом, нет 7 голов с коронами и 10 рогов. В 17 главе описан зверь багряный, преисполненный именами богохульными, с 7 головами и 10 рогами. Короны не упоминаются, зато появилась блудница, сидящая на звере. Ты не правильно указал ключевые слова. На самом деле они такие:

Откр.17:
9 Здесь ум, имеющий мудрость. Семь голов суть семь гор, на которых сидит жена,
11 И зверь, который был и которого нет, есть восьмой, и из числа семи, и пойдет в погибель.
12 И десять рогов, которые ты видел, суть десять царей, которые еще не получили царства, но примут власть со зверем, как цари, на один час.

Не зря стоит предупреждение, что здесь для правильного понимания нужен ум имеющий мудрость, т.е. стяжанную благодать Духа Святого, а не просто острый природный ум.

Если в самом Писании есть толкование символического образа, аллегории или притчи, то должно толковать их, а не символы. Здесь же мы имеем толкование Ангелом использованных ранее символов: 7 голов, 10 рогов и 10 корон. 7 голов имеет два значения: 1-е – 7 гор, на котором сидит жена-город; 2-е – 7 царей. 10 рогов означают 10 царей. Почему же цари разбиты на две группы по 7 и по 10, обозначенные разными символами, соответственно головами и рогами? Почему короны указаны лишь на 10 царях-рогах и их нет у 7 царей-голов? Зато эти 7 царей-голов связаны с городом-женой на семи горах (т.е. Римом).

Имеющему мудрость все просто и понятно: 7 царей-голов потому и привязаны к семи горам и городу-жене на нем, что были царями (императорами) именно этого города и государства – Рима. О коронах у них не упоминается по той причине, что ко времени появления антихриста-зверя они уже все умерли и не правили. 10 царей-рогов еще только появятся:

12 И десять рогов, которые ты видел, суть десять царей, которые еще не получили царства, но примут власть со зверем, как цари, на один час,

и получат власть со зверем в самом начале его правления на короткое время. Вот почему они названы рогами, т.е. орудиями власти, помогающими зверю придти к власти, и одеты в короны, как имеющие править, чтобы передать реальную власть антихристу-зверю:

13 Они имеют одни мысли и передадут силу и власть свою зверю.

Для чего же упомянуты бывшие римские императоры? Для того, чтобы показать историческое и духовное преемство зверя от них. Исторически он объявит себя римским вселенским императором и главой объединенной Европы (для начала), а духовно продолжит и завершит линию гонений на христиан первых орудий сатаны – 7 главных императоров-гонителей христиан. 7 здесь число и символическое, совершенное, собирательное по отношению ко всем императорам-гонителям (которых было больше семи) и выборочное, избравшее семь самых лютых из них. Теперь понятно и то, почему в описании красного дракона-сатаны семь голов коронованы, а 10 рогов нет. В этом символе описано начало гонений сатаны на Церковь Христовую через 7 тогда правящих один за другим римских императоров, а 10 царей-рогов еще только припасены для будущего. С выходом зверя все поменялось и 10 рогов коронованы, а семи голов-царей уже нет, но только 7 голов-гор, т.е. Рим.

Фраза из Откр.17:
10 и семь царей, из которых пять пали, один есть, а другой еще не пришел, и когда придет, не долго ему быть.
11 И зверь, который был и которого нет, есть восьмой, и из числа семи, и пойдет в погибель

относится к антихристу зверю и его духовно-преемственной связи к 7 римским императорам. Символ 7 голов и 10 рогов, который связывает сатану, императоров гонителей и антихриста, показывает нам, что в истории за всеми гонителями Церкви и за самим антихристом всегда стоял и стоит сатана. В этом смысле образ зверя имеет не только конкретное личностное (персональное) значение, но и духовно-безнравственное и собирательное значение. Учитывая это получаем: "И зверь" – дух антихриста и собирательный образ гонителей Церкви, за которыми стоит сатана. "Который был" – в лице первых императоров гонителей. "И которого нет" – после их смерти и до появления антихриста, ибо уже не было более вселенских гонений. "Есть восьмой" – лично антихрист, который есть восьмой по счету после семи самых лютых вселенских императоров гонителей. "И из числа семи" – римских императоров гонителей по исторической преемственности их престола и духовной преемственности их лютости и вселенских гонений на Церковь Христову. И уж совсем понятно, что "недолго ему быть" и что он "пойдет в погибель".

Остается выяснить вопрос почему в одном случае говорится, что зверь-антихрист выходит из бездны, а в другом, что из моря. Зверь из бездны, как личный антихрист упоминается в связи с проповедью двух пророков – Илии и Еноха:

Откр.11:
7 И когда кончат они свидетельство свое, зверь, выходящий из бездны, сразится с ними, и победит их, и убьет их.

Этот факт точно описан преподобным Нилом Мироточивым Афонским. который утверждает, что антихрист собственноручно убьет пророка Илию и Еноха. Упоминается зверь из бездны, как антихрист и как собирательный образ гонителей Церкви в 17 главе Откровения:

8 Зверь, которого ты видел, был, и нет его, и выйдет из бездны, и пойдет в погибель; и удивятся те из живущих на земле, имена которых не вписаны в книгу жизни от начала мира, видя, что зверь был, и нет его, и явится.

"Зверь " – как духовно-историческое проявление борьбы сатаны с Церковью посредством вселенских гонителей от первых римских императоров до антихриста. "Которого ты (т.е. Иоанн Богослов) видел " – в лице императора Нерона, ставшего символом антихриста-зверя. "Был " – в лице первых римских императоров гонителей. "И нет его " – со времени схождения со сцены римских императоров и до времени появления их в лице антихриста-зверя. "Выйдет из бездны " – в данном случае указан не только его исторический выход из бездны мировой термоядерной войны (причем от радиации и прочих вредных воздействий сатана его сохранит и никакой мутации не будет), но и духовная связь с адской бездной и отцом его сатаной. Сатана будет развязан к этому времени и выйдет в лице зверя из адской бездны и поселится в нем, так, что можно будет сказать: "видевший антихриста, видел сатану; поклонившийся антихристу, поклонился сатане; принявший антихриста, принял сатану". "И пойдет в погибель " – на вечные мучения в озере серном, вместе с лжепророком и сатаной. "Зверь был, и нет его, и явится " – как римский император. Зверь, выходящий из моря, показан, как исторически воцаряющийся антихрист, который выйдет из волнующегося моря послевоенных мировых смятений, колебаний и скорбей:

Откр.13:
1 И стал я на песке морском, и увидел выходящего из моря зверя с семью головами и десятью рогами: на рогах его было десять диадим, а на головах его имена богохульные.

Мы уже знаем, что семь голов указуют на историческую преемственность от римских императоров гонителей и на город Рим, расположенный на семи горах, который будет первой исторической столицей антихриста как царя. 10 рогов с диадемами – это 10 правителей европейских стран, которые воцарятся с ним, и тут же отдадут свою власть зверю.