Интересные традиции одного из народов воронежского края. Этническая самобытность Воронежской области: как жили и что носители жители Черноземья сотни лет назад. Игра « Можем ли мы назвать объект историческим?»

  • Дата: 28.01.2024

Народные традиции и календарные обряды Воронежского края.

В календарных обрядах Воронежской области, как и во всем русском фольклоре, тесно переплелись христианство и язычество. Часть народных обрядов непосредственно связана с христианским учением, с памятными датами церковного календаря, как, например, предвестие о рождении Иисуса Христа (Благовещенье), праздник Рождества Христова, Пасха. Но еще до того как были введены эти праздники, существовали языческие обряды, которые долгое время подвергались церковным гонениям и запретам. К ним относятся Масленица, Встреча весны, Семик, Ивана Купала и многие другие, которые впоследствии были совмещены с новыми для народа христианскими праздниками. В результате подобных преобразований в русской традиции сложилась своя уникальная мировоззренческая система, так называемое двоеверие, в которой соединились и христианские, и языческие представления о мире. До настоящего времени в селах и деревнях Воронежской области сохранились в памяти жителей сведения о народных обрядах и обычаях, включающих архаические элементы христианства и язычества.

Среди календарных праздников одним из особо почитаемых были зимние Святки, открывавшие новый земледельческий год. Готовиться к ним начинали задолго, еще с декабря. Кода декабрь-студень на дворе, а у него, как известно, семь погод: сеет, веет, рвет и метет, земля отдыхала под белой пеленой снега до красной весны. Но уже с зимы крестьянин готовился к полевым работам, думал о будущем урожае. С Филиппова дня (14/27 декабря) наступал рождественский пост, или филипповки. Конец свадьбам, посиделки становятся строже. 6/19 декабря – день Николая Чудотворца, Никлая Зимнего, одного из наиболее почитаемых святых на Руси. Культ Николая приближался к почитанию самого Бога. Зима в это время вступила в свои права. 12/25 декабря – день святого Спиридония. После Спиридония день начинал прибавляться, говорили: «Спиридон-поворот, солнцеворот», солнце «поворачивало» на лето.

Зимние святки длились две недели и включали три больших праздника: Рождество Христово, Васильев вечер (Старый новый год) и Крещение. В народных зимних обрядовых песнях о них так и пели, как о трех братьях.

Все три даты воспринимались как единый цикл праздников, представляющих собой смешение языческих и христианских ритуалов, так как христианские праздники совпали по времени с древними языческими обрядами, отмечавшими зимний солнцеворот.

День накануне Рождества (24декабря / 6 января) назывался сочельник, от слова «сочиво», т.е сушеные хлебные зерна, размоченные водой, которые употребляли в этот день в пищу. В рождественский сочельник заканчивались все приготовления к празднику.

Марина Зайцева
Конспект интегрированного занятия в подготовительной группе «Путешествие по реке Воронеж»

Конспект занятия

воспитателя М. С. Зайцевой.

Тема : «Путешествие по реке Воронеж »

Цель : Обобщить и конкретизировать знания детей о родном городе, его достопримечательностях. Расширять представления детей о родном крае, городе, вызывать интерес к истории своего края. Патриотическое воспитание. Знакомить с государственной символикой : флагом, гербом, гимном. Рассказывать о знаменитых людях воронежского края . Формирование основ ценностного отношения к элементам социальной культуры : бережного и уважительного - к собственным этническим ценностям и достояниям истории, гуманного - к людям, природе, окружающему миру.

Интеграция областей : познание, социализация, коммуникация, конструирование , краеведение, экология.

Задачи :

Познакомить детей с историей родного города и его достопримечательностями.

Развивать интерес к ознакомлению с родным краем, к традициям города и людям, прославившим его.

Развивать интерес к ознакомлению с родным краем, к людям, прославившим его.

Воспитывать бережное отношение к природе.

Оборудование и материалы : музыкальный центр, проектор, магнитно-маркерная доска, бинокль, конусы, сигнальные стойки, буквы магнитные, таблички с красным и зелёным квадратом, карта Воронежского края , наглядность в виде сайд шоу, модули, штурвал, воротники матросов , фуражка капитана, юнги, штурмана, колпак кока, колпак медицинского работника, сундук, «золотой ключик» , «волшебное зеркальце» , «яблочке на блюдце» .

Ход занятия.

1. Вводное слово воспитателя.

Дети под музыку входят в спортивный зал и выстраиваются полукругом.

В : Здравствуйте ребята! Вы конечно же узнали меня!

Д : Да!

В : Я знаменитый капитан корабля «Детство» . И сегодня я собираю команду для путешествия на таинственные острова по реке Воронеж . Хотите отправиться со мной? Учтите, плавание будет нелегким. Много трудностей встретится нам на пути. Вам придется выполнять сложные задания, и собирать сокровища на каждом острове. Лишь собрав их все можно узнать великую тайну.

Теперь скажите мне : кто главный на корабле, без кого наш корабль не сможет отправиться в путь?

Д : (Ответы детей) .

В : Правильно, без капитана – самого главного человека на корабле, командира морского судна и штурмана (помощника капитана, который прокладывает путь и следит за навигационными приборами). Ещё на корабле обязательно присутствуют : медицинский работник, юнга кок и конечно же отважные матросы.

2. Игра – путешествие .

Посмотрите ребята, под нами река Воронеж . Это место строительства, где Воронеж , стал колыбелью русского военного флота. Россией в это время правил Пётр 1. Это был великий царь, и местом возведения флота – город Воронеж , выбрал неслучайно. Ведь именно наш город стал самым подходящим, т. к. имел выход к морю и берега реки покрывали дубовые, липовые и сосновые леса, из которых строили флот. А ещё, уже в то время, у нас было много знающих своё дело плотников, именно эти мастера занимались строительством русского военного флота. А Пётр 1 великим был потому, что обладал сообразительностью и смекалкой, и поэтому он сумел рассмотреть в нашем городе то, что не удавалось другим.

В : А на чём же мы отправимся в путешествие ?

Д : (на корабле)

В : Да, только нам, прежде нужно построить корабль (дети вместе с воспитателем строят корабль из модуля) .

Какой красивый корабль красивый у нас получился!

В : А вы ребята можете видеть то, чего не видят другие?

Д : ДА.

В : А давайте – ка проверим вашу смекалку и сообразительность.

Бескозырка белая,

в полоску воротник

мы парни очень смелые

вам скажем на прямик.

Д : (моряк)

Чтобы сильная волна

Корабль сдвинуть не смогла,

За борт быстро цепь бросаем,

В воду груз тот запускаем.

Д : (якорь)

Чтоб увидеть мне вдали,

Пароходы, корабли,

В него быстро погляжу,

И команде расскажу.

Д : (бинокль) .

В : Ну что же, вы действительно находчивые, и вы так дружно отгадывали загадки, а это значит что вы настоящая команда, и с вами смело можно отправлять в путешествие на корабле .

.

В : (смотрит в бинокль) .

Так, прямо по курсу удивительно красивый остров! Нам нужно причалить!

Ребята, смотрите, чтобы попасть на другой берег – нужно перейти всем вместе дружно и весело этот мостик. (дорожка препятствий) .

3. Дорожка препятствий.

(это задание дети выполнят все вместе и проходят змейкой через конусы, положив руки на плечи друг другу, не потеряв ни одного звена).

Эй, весёлый народ!

Отправляемся в поход!

Мостик в стороны качался,

А под ним ручей смеялся,

На носочках мы пойдём,

На тот берег попадём.

Перейдём преграду вмиг

И по кочкам прыг, прыг, прыг.

В : Вот мы с вами и оказались на красивом острове, под названием «Воронежский государственный заповедник» . Давным давно, в нашей стране появились заповедники. Что же такое заповедник?

Д : (ответы детей) .

В : Заповедник – это место, где охраняются травы, цветы, ягоды, грибы, деревья, кустарники, животные, птицы, насекомые, рыбы. Здесь запрещается рвать цветы, ягоды, грибы, ловить рыбу, охотится на птиц и животных. В заповедник приходят только на экскурсию, где знакомятся с красотой и богатством заповедных мест. А создают заповедники, чтобы охранять законом всех тех животных, птиц и редкие растения, которые занесены в красную книгу, а красного цвета книга потому, что красный цвет тревоги и опасности.

А как вы думаете, только ли в заповедниках надо беречь природу?

Д : Нет, природу надо беречь и охранять везде!

В : Правильно, охранять родную природу надо в любом месте.

4. Игра «Что хорошо, а что плохо» .

(у меня таблички с красным и зелёным квадратом. Зелёный квадрат – положительное влияние, а красный квадрат – отрицательное влияние на природу).

Костёр в лесу;

Мусор в лесу;

Сломанные ветки;

Срубленные деревья;

Кормушки на деревьях;

Разорённые гнёзда птиц;

Создание заповедников;

В : Молодцы, ребята! Вы отлично справились с заданием и теперь вы ещё и другим скажите, как важно беречь природу.

В : Занять свои места на корабле!

(дети под музыку плывут на корабле) .

В : (смотрит в бинокль) .

5. «Символы и награды Воронежа » .

Лево руля в два оборота, и теперь прямо по курсу. Перед нами остров. «Символы и награды Воронежа » . Надо бы заглянуть сюда! Решено причаливаем!

Воронеж имеет свои официальные символы – герб и флаг.

На жёлтом фоне изображение с черным двуглавым орлом с золотыми клювами, лапами и глазами, на красном фоне жёлтая гора, на склоне которой - опрокинутый серебряный кувшин, изливающий серебряную воду. Щит увенчан золотой башенной короной, по бокам стоят щитодержатели, один держит в руке золотой меч, другой старинный щит.

На жёлтом фоне изображение с черным двуглавым орлом с золотыми клювами, лапами и глазами, на красном фоне жёлтая гора, на склоне которой - опрокинутый серебряный кувшин, изливающий серебряную воду.

В : А сейчас давайте проверим, как вы запомнили символы нашего родного города. Вы готовы?

Д : Да.

В : (среди картинок найдите символы Воронежа ) .

Награды города Воронежа .

Воронежу присвоено почётное звание Российской Федерации «Город воинской славы» за мужество, стойкость и массовый героизм, проявленный защитниками города в борьбе за свободу и независимость Отечества. Есть у Воронежа и награды . Это орден Отечественной войны I степени за мужество и героизм в годы Великой Отечественной войны и Орден Ленина «За большие заслуги трудящихся города и за борьбу с немецко-фашистскими захватчиками в годы Великой Отечественной войны.

(находят сокровища и складывают в сундук)

В : Занять места на корабле !

(дети под музыку плывут на корабле) .

В : (смотрит в бинокль) . Право руля в три оборота и теперь прямо по курсу. Мы отправляемся на остров «Их имена история хранит» .

6. Знаменитые люди воронежского края .

Воронежский край – край замечательных людей. Немало среди них и тех, кто прославил наш край на всю страну и на весь мир. Наш край подарил России немало знаменитых людей. Воронеж был прославлен на весь мир благодаря творчеству многих людей. Таких как академик Н. Г. Басов, изобретатель военной техники С. И. Мосин, поэты Иван Бунин, Алексей Кольцов, знаменитые спортсмены Панин – Коломенкин, Д. Саутин, художники И. Н. Крамской, композиторы Константин Массалитин , Митрофан Пятницкий и многие другие.

И наши всеми любимые сказки Анны Корольковой не исключение. Благодаря этой простой женщине из воронежского села удалось сохранить многие жемчужины устного народного творчества. Ее сказки стали известны поистине за тридевять земель от родного края. Их издали даже в далекой Японии, чтобы школьники из «Страны восходящего солнца» могли познакомиться с лучшими образцами русского фольклора. Но особую славу талант крестьянской сказительницы обрел на Родине. И мы с вами сегодня тоже немножко поговорим о сказках.

Игра «Сказочные предметы»

(дети отгадывают названия предметов и определят сказку, в которой использовался этот волшебный предмет).

(находят сокровища и складывают в сундук)

В : Занять места на корабле !

(дети под музыку плывут на корабле) .

В : А что у нас в сундуке?

Д : (ответы детей) .

В : (читает задание) .

Задание Познайка, Узнайка, Угадайка.

Составьте из предложенных букв слово, которое здесь спряталось, это название города. В этом городе строили флот, создают заповедники, этот город имеет награды и ордена, в этом городе много знаменитых людей.

Д : (выкладывают слово ВОРОНЕЖ из букв на магнитной доске) .

Это не весь список знаменитых людей, имена которых еще долго будет хранить история Воронежского края .

В : Ребята, давайте мы с вами скажем пожелания нашему городу.

Итог : Сегодня на занятии мы познакомились с историей родного города, его достопримечательностями. Патриотическое воспитание. Познакомились с государственной символикой : флагом, гербом, гимном. Узнали о знаменитых людях воронежского края . Научились сплочённо работать в команде, а также бережно и уважительно относится к собственным этническим ценностям и достояниям истории, к людям, природе, окружающему миру.

Крестьянская жизнь начала XX в. по-прежнему регламентировалась созданным еще в древности земледельческим календарем. Он был четко привязан к религиозным датам и праздникам, учитывал цикл сельскохозяйственных работ и их сезонность. Хозяйственные и климатические изменения находили отражение в разнообразных обычаях и обрядах. В них содержались зашифрованные элементы рациональных знаний и навыков, приобретенных в процессе привыкания сотен поколений к окружающей среде.

В отечественной историографии усилиями, прежде всего, В.Я. Проппа, В.И. Чичерова, Д.К. Зеленина и другими исследователями удалось раскрыть содержание аграрных праздников восточных славян, самобытность их культурных традиций, рассмотреть календарь в аспекте его семантики и функционирования в системе традиционной культуры. В тоже время, не все регионы страны в равной мере подверглись изучению. Так, календарь Воронежского края, описанный в статьях краеведов и этнографов, начиная с XIX в., не дает возможность в полном объеме рассмотреть весь годовой цикл.

В Воронежской губернии, как и повсеместно в русской традиции, начало нового земледельческого цикла у крестьян связывалось с зимними святками, знаменующими наступление нового солнечного года (25 декабря — 6 января по старому стилю). Под влиянием православной христианской церкви Святки стали связывать с рождественскими обрядами и отмечать по церковному календарю — от Рождества до Крещения. Их совпадение по времени (начало года) способствовало смысловому сближению языческой святочной обрядности с христианской.

Зимние обряды, совершавшиеся в Воронежской губернии, содержали традиционные компоненты, характерные для восточных славян: поздравительные обходы дворов, колядование, магические действа с хлебом и зерном, поминальные обряды, обрядовую еду, гадания, ряжение. Ритуальными действиями крестьяне стремились воздействовать на природу, с целью получения хорошего урожая. Так, обход дворов на Святки совершался несколько раз: накануне Рождества, утром в день Рождества, вечером под Новый год и утром Нового года, сопровождалясь пением специальных песен — колядок или авсеней. После их следовало обязательное угощение колядующих. В случае недостаточного одаривания или отказа в Нижнедевицком уезде Воронежской губернии колядующие произносили угрозы и даже выполняли их, например, могли сломать ворота. В с. Коротояк Острогожского уезда говорили так: «Кто давал пирага, таму желали счастья и здаровья».

Колядующие разграничивались по возрастному признаку: дети, молодежь и пожилые люди ходили отдельно. Под Новый год дети ходили и посыпали избы и хозяев зерном со словами: «Сею-вею, насеваю, с Новым годам паздравляю…». В северных районах губернии был распространен обычай обхода дворов пастухом.

Поминальные обряды происходили в форме разжигания ритуальных костров из соломы. В с. Истобное Нижнедевицкого уезда под Новый год и Рождество жгли снопы: «обогревали своих родителей». По мнению В.Я. Проппа «поминовение усопших в разных формах есть одни из постоянных элементов аграрных обрядов, празднеств».

Рождественский ужин представлял собой поминальный стол. Одним из непременных блюд являлась кутья. В селе Шубное Острогожского уезда «варили перловую кутью. Для земледельцев очень важно было употребление такой еды в наступающем новом году, так как зерна и ягоды имели символику возрождения жизни».

Во время святочных гаданий крестьяне хотели узнать свое будущее. В селе Ростошь Валуйского уезда был распространен обычай «выстраивания» колодца, чтобы во сне пришел суженый. В селе Ситное Воронежского уезда сыпали овес к дверям и приговаривали: «Суженый-ряженый приходи ко мне косить, а я буду вязать». В слободе Осетровка Богучарского уезда разновидностью гаданий было подслушивание имени жениха, в селе Пузево Бобровского уезда — гадание с зеркалом.

В основе ряжения лежит идея перевоплощения человека в какое-то другое существо, его связь с потусторонним миром. В Воронежской губернии рядились дикими и домашними животными, стариками, цыганами.

Завершение Святок отмечали обряды и обычаи Крещения (6/19 января): в сопровождении священника совершались крестные ходы к «Ердани» — проруби, имевшей форму круга или креста. В ней купались с целью очищения и обливали священной водой скотину. В с. Шубное Острогожского уезда для защиты от злых духов на дверях домов рисовали мелом кресты («закрещивали» злых духов). В этот день выпускали голубей и стреляли вверх из ружья.

После Крещения наступало время крестьянских свадеб — Мясоед (так называли несколько недель до Масленицы — единственного праздника крестьянского земледельческого цикла, не получившего христианского толкования). В это время ели очень много масленой пищи. Праздник носит переходный характер: сочетает элементы весенней и зимней обрядности. С приближением весны у земледельцев начинался весенний цикл обрядов, когда было необходимо готовиться к предстоящим полевым работам. В это время исполнялись обряды, изгонявшие зиму, и встречающие весну, которая несла свет, тепло и пробуждение природы. Следующий за Масленицей понедельник в сл. Березовка Новохоперского уезда назывался «тожики» или «тужики», «нету ничего — ни блинов, ни масла уже, квасок, да картошечка».

Поминальным кушаньем на этой неделе были блины. В с. Пекшево Воронежского уезда в пищу еще употребляли и рыбу. Первый блин, испеченный на Масленицу, предназначался умершим предкам. Его клали к иконам «в угол — к родителям», где он должен был пролежать три дня, после чего его отдавали скотине. В сл. Березовка Новохоперского уезда на Масленицу было принято раздавать блины.

Обряды семейно-брачной тематики, присутствующие в зимних святках, несли продуцирующую функцию, способствовали пробуждению земли и росту культурных растений, обеспечивали будущий урожай. Так, в первый день Масленицы в с. Гремячье Воронежского уезда молодые ходили в гости к тёще на блины. В с. Копанище Острогожского уезда молодые в прощённый день шли к родителям невесты, по дороге молодая угощала детей орешками, сделанными из хлебного теста, и семечками.

На масленичной неделе были широко распространены кулачные бои, в которых принимали участие одни мужчины, а женщины присутствовали в роли зрительниц.

Большой комплекс обрядовых действий на Масленицу был связан с аграрной и скотоводческой деятельностью человека. В Воронежском уезде в это время катались с гор на плетёнках, в Россошанском — на лошадях и качелях, высота взлета которых служила символом мощного роста растений.

Другими ритуальными действиями были зажигание костров и проводы или похороны чучела Масленицы, изготавливаемого из соломы. В с. Краснолипье Острогожского уезда чучело делали в виде снопа. «Масленичные костры… это и проводы Масленицы как календарного периода, и один из способов уничтожения мифологических персонажей, старых, ненужных вещей и выпроваживание духов предков, всю масленичную неделю незримо присутствовавших в мире людей».

Обычай ряженья на Масленицу бытовал в с. Ростошь Валуйского уезда: девушки одевали на себя несколько юбок.

В последний день Масленицы, Прощеное воскресенье, просили прощенья не только у своих самых близких родственников, но и у всех членов сельской общины. В с. Сенное Воронежского уезда в этот день ходили на кладбище «к родителям» и там просили прощенье.

Необходимо отметить, что в традиционном праздновании Масленицы к концу 30-х гг. сохранились архаичные, наиболее существенные элементы этого обряда: поминальные обряды, ритуальная еда и кулачные бои.

Весенний период крестьянского календарного цикла определялся началом Великого поста и начинался с празднования Встречи весны. В народе этот праздник, соответствующий христианскому Дню памяти сорока мучеников (22 марта), называют Сороки.

В Воронежской губернии, как и в целом в русской традиции, наступление весны крестьяне связывали с прилётом птиц: дети исполняли специальные песенки — заклички весны, в которых призывали быстрее прилететь жаворонков. Так же выпекали «жаворонков» — обрядовое печенье в форме птичек из пресного или кислого теста, с которым дети залезали на заборы, крыши домов, скирды соломы, подбрасывали птичек вверх. Существовал обычай в жаворонков запекать денежку и гадать — кому она достанется, тот будет счастливым.

Следующий весенний праздник, почитаемый крестьянами — Благовещенье. Отмечался он по старому стилю 25 марта (по новому — 7 апреля) и до настоящего времени остается одним из главнейших христианских праздников. Так, «черты древнеязыческих богинь Живы, Лады, слились с христианскими понятиями о Богоматери, покровительнице труждающихся и обремененных».

В середине четвертой недели Поста отмечался праздник — Середокрестие, когда в ночь со среды на четверг Пост, как говорили в народе, «переламывался пополам». В этот день приготавливали обрядовое печенье в форме крестов и ходили в церковь.

Воскресенье, предшествующее Светлому Христову Воскресенью, называется вербным. Крестьяне шли домой из церкви с освященными ветками вербы, слегка «<хлестали» ими всех членов семьи и скотину. Считалось, что это придаст всем здоровья, очистит духовно и предохранит от болезней. Принесенная в дом верба означала «присутствие душ предков на земле» и хранили ее до первого выгона скота.

В дни последней недели Поста выделялся Великий четверг — день духовного очищения, принятия таинства покаяния. Распространенным обычаем было очищение водой — умывание, обливание, иногда купание, уборка дома. В народе четверг называется «чистым».

В пасхальном ритуале важное место занимала обрядовая еда: пасха, кулич и крашеные яйца. В этот день играли, катались на качелях, водили хороводы, ходили на кладбище и там катали яйца по могилам, а потом отдавали их детям.

Одним их обрядов, совершавшихся в этот день, был пасхальный обход дворов, который перекликается с обходом дворов на Святки. Отличием является то, что в это время по дворам ходили дети и собирали яйца.

Пасха является самым большим христианским праздником, вследствие чего наблюдается малочисленность народных обычаев, приуроченных к ней. Несмотря на запреты духовенства, крестьяне оставались верными своим традициям: продолжали водить хороводы и кататься на качелях. Они верили, что все эти действия помогут получить и сохранить хороший урожай, обеспечат растительности быстрый рост. В последний день пасхальной недели (в первое воскресенье после Пасхи) отмечали праздник Красная горка. В этот день поминали родителей, ходили на кладбище.

Следующим праздником весеннего цикла отмечалось Преполовение (на 25-й день после Пасхи). В с. Ростошь Валуйского уезда Воронежской губернии «<сохой делают круг в земле, а в нем крест». По мнению крестьян, обряд способствовал избавлению от какого-либо бедствия — эпидемии или засухи.

Значительное место занимал Егорьев день — первый выгон скота. В народном сознании Егорий был покровителем диких зверей и хранителем домашнего скота. Совершавшиеся обряды, были направлены на оберег скота и усиление плодородия. Крестьяне считали, что первый раз выгонять скотину в поле надо обязательно на Егория и ударять освященной веточкой вербы, сохранившейся от праздника Вербного воскресенья. В с. Козловка Валуйского уезда на Егория с вербой выгоняли скот, со словами: «Верба хлест бей да слез, Да краснае яичка, да бела малачко». Хозяева одаривали пастухов обрядовой пищей: хлебом, пирогами, яйцами, салом, молоком, маслом.

На сороковой день после Пасхи отмечался праздник Вознесения, к которому крестьяне приурочили действия, способствовавшие росту посевов и увеличению урожая. В этот день выпекали специальное обрядовое печенье — «лесенки».

Главное место в цикле весенне-летних праздников принадлежит Троице (празднуется на пятидесятый день после Пасхи). Он «осознается как пограничный между весной и летом, так как приходится на пик расцвета природы», «связан с культом растительности». В Воронежской губернии этот обрядовый комплекс включал в себя следующие ритуальные действия: украшение домов травою и цветами, ветвями березы и клена, кумление, гадания, кулачные бои, завивание венков, поминовение предков, обрядовые игрища.

Основной зеленью на Троицу были ветви березы. Крестьяне украшали ими дома для придания силы своей семье и хозяйству. Принесенная из леса зелень должна была обеспечить плодородие, урожай, принести здоровье живущим в доме, предохранить от всего нечистого и вредоносного. Бытовал обычай оставлять троицкую траву после праздника, потому что она считалась целебной и ее «хранили как лекарство». В с. Солдатское Нижнедевицкого уезда с Троицы засушивали травы и потом прикладывали к больному месту, лечили скотину.

Распространенным обрядом было завивание венков из травы или веток клена. В с. Болдыревка Острогожского уезда говорили: «вянки завивали, значит гулять по сялу». На венках гадали: бросали в воду и смотрели, если утонет — значит, несчастье будет, а если поплывет — благополучная жизнь.

Одним их характерных ритуальных действ в Воронежской губернии был обряд кумления, во время которого в с. Копанище Острогожского уезда говорили «давай по-жалеемся». Покумившиеся девушки считались родственницами и дружили всю жизнь. Разновидностью этого обряда было кумление во время общей трапезы. В с. Копанище Острогожского уезда на второй день Троицы «ссыпались» складывались продуктами молодежь, на третий «ссыпались» старики и старухи.

Большое значение имели обряды поминовения умерших предков, которых называли обобщенно «родители» и людей, умерших неестественной смертью — самоубийц и утопленников. Повсеместно в Воронежской губернии был распространен обычай носить еду на кладбище и трапезничать там.

В эти дни на улицах плясали под гармонь и балалайку, играли песни, «ходили ку-рагодами», одевались в праздничную одежду, в лесу собирались на «коньки» (карусели), устраивали балаганы и ярмарки.

Во время Троицы повторяются многие обряды годового цикла: зажигание костров, обливание водой, кулачные бои. Семицко-троицкий цикл во многом повторял Святки и включал множество обрядов, характерных для начала новых календарных периодов (ряжение, гадание, поминовение умерших).

Через неделю после Троицы отмечали Русальную неделю, «русальное заговенье». По народным представлениям русалки — утонувшие девушки или души детей, умерших некрещёными. Под воздействием духовенства, русалки стали превращаться в существа, вредящие человеку: нередко их сравнивали с ведьмами. В конце русальной недели в Воронежской губернии совершался обряд «проводов русалки». В с. Ступино Воронежского уезда девушки делали чучело из соломы или травы, несли в рожь и там раскидывали. По народным представлениям русалки способствовали лучшему урожаю.

Праздник летнего солнцеворота (Иван Купала) отмечался 24 июня (по старому стилю), наступление самого важного момента трудовой деятельности крестьянина-земледельца — жатвы. В Воронежской губернии, как и вообще в русской традиции, в этот день разжигали костры и прыгали через них; плели и гадали на венках; обязательно купались в реке — «чтобы не болеть». В с. Никольское Воробьёвского уезда обливали водой молодоженов, когда они приходили в гости к родителям. В Иванов день вода считалась целебной, ею обливались и умывались от разных болезней. Чаще всего такие обливания совершались парнями. Крестьяне считали, что все растения в ивановскую ночь наделены чудесными свойствами, поэтому повсюду собирали лекарственные травы.

Из жатвенного комплекса интересен обряд, связанный с последним снопом: несжатый пучок соломы оставляли на поле — «Илье на бороду, штоб дал урожай хороший на следующий год». Несмотря на немногочисленность сведений по жатвенной обрядности, следует отметить, что этот период, наряду с другими обрядовыми комплексами календаря, составляет единую систему годового цикла, обрядовые действия которого направлены на обеспечение урожая.

Из осенних обрядов в Воронежской губернии отметим обряд «похорон» мух, относящийся к проводным обрядам. По окончании всех сельскохозяйственных работ крестьяне отдыхали, устраивали посиделки, вышивали рушники, вязали, шили, пряли шерсть. Посиделки начинались с Семенова дня (14 сентября), с Покрова (14 октября) или под Дмитриев день (9 ноября). Молодые девушки собирались отдельно от пожилых.

Народный календарь Воронежской губернии относиться к традиции позднего формирования, в связи с этим слабо выражены обряды жатвенного периода. Сроки и продолжительность данного цикла зависели от конкретных погодных условий местности, из-за которых жатвенный период сдвигался во времени.

Календарные обычаи и обряды Воронежской губернии начала XX в. показывают, что наиболее полными сведениями представлены зимний «святочный» период и троицкие обряды. Формирование такого типа традиции объясняется причинами исторического характера, условиями заселения данной территории, а также характером хозяйственной деятельности проживающих здесь людей. Так, например, в западных уездах губернии (Воронежском, Нижнедевицком, Острогожском) обнаруживается более развитая обрядность и сохранившийся календарный фольклор, так как эта территория заселилась на два века раньше, чем остальные части Воронежской губернии (с XVI в.). Центральные районы осваивались, в основном, в петровскую эпоху ремесленным и рабочим населением, переводимым сюда для строительства русского флота. Календарная система этих районов сильно разрушена, представлена единичными сведениями. Большое влияние на южные районы Воронежской губернии оказала украинская традиция, это ярко проявилось в календарных обрядах.

В заключении необходимо отметить, что календарный земледельческий цикл Воронежской губернии представляет собой комплекс различных обрядовых действий,

Воронеж, 20 июня - АиФ-Черноземье. «В июне заря с зарёй сходятся», - говорили наши предки. Действительно, дни солнцеворота проникнуты особым волшебством и напоминают о времени, когда люди узнавали о мире из мифов и чувствовали ритм природы.

Какие поверья и традиции продолжают жить на воронежской земле, рассказала Татьяна Пухова, доцент ВГУ.

Солоноворот

АиФ: - День Ивана Купалы у нас - 7 июля. Но ведь это праздник летнего солнцестояния. И именно в конце июня его отмечают во многих странах.

Т.П.: - У нас этот праздник передвинулся из-за разницы между старым и новым стилем. Но обряды доказывают, что Иванов день действительно связан с летним солнцеворотом, или солоноворотом, как говорили в народе. Это верхушка лета, вся природа радуется, всё цветёт. Плетутся венки, заготавливаются лекарственные травы - с рассветом, пока не высохла роса.

Обычно собирались на возвышенностях - лысых горах. Почему? На открытом месте и ближе к солнцу. Так же и на веснянки, когда пекли «жаворонков», дети надевали их на палочки, забирались на горки, сараи, плетни и пели. Чтобы солнце увидело их и подарило свои лучи, чтобы быстрее снег сходил, быстрее засеять поле и вырастить хлеб. Об этом думали всегда - иначе не выжить.

На Купалу приходила молодёжь из разных сёл, а когда-то, возможно, из разных племён - чтобы избежать кровосмешения. Молодые люди выбирали себе суженых. Пары прыгали через огонь, и ни в коем случае нельзя было разорвать руки. А когда день кончался, зажигали колёса и спускали с горы: ведь год пошёл под уклон. Языческие символы плодородия - это и яйца, которые мы красим на Пасху, и курица - не случайно её всегда давали молодым на свадьбе.

В древности праздник назывался просто Купала, это уже в христианский период он совпал с днём Иоанна Крестителя. Почему Купала? Накануне отмечалась Агрофена-купальница, праздник, связанный с почитанием воды, а до этого - русалии. Русалка - богиня воды, благодатного дождя, орошающего поля. Это уже позже русалки превратились в грешниц, которые заманивают и щекочут до смерти. В это время ходили на поля и освящали посевы: когда наливается колос, дождь необходим.

Илье на бородку

АиФ: - А что сегодня осталось в воронежских сёлах от праздника Ивана Купалы?

Т.П.: - Во многих сёлах ребятишки и взрослые обливают друг друга водой. Распространено и собирание лекарственных трав. Про папоротник в основном просто рассказывают былички. А вот о том, чтобы у нас в области в последние годы прыгали через костёр, мы не слышали. Кстати, Купалу больше празднует украинское население, а в русских сёлах шире отмечают Троицу.

АиФ: - А какие ещё языческие традиции можно встретить?

Т.П.: - У нас аграрный регион, и поэтому в какой-то мере сохранились обряды, связанные с будущим урожаем. Например, колядование. Колядовщики олицетворяют силы будущего, поэтому им надо давать дары - пусть копеечные: пряник или баранку. Но важно, чтобы произошла связь. Пекут обрядовое печенье: «козульки» на Рождество, «жаворонков» на Сороки, «кресты» на Средокрестие, «просвирки» на Благовещенье, «лесенки» на Вознесение. Съедается не всё, часть печенья сохраняют и во время сева бросают в поле. До последнего времени в наших сёлах «водили русалку». Русалкой наряжали девушку, лошадь или просто чучело, собирали по дворам подарки и шли в поле. «Русалка» должна была коснуться посевов, чтобы пошёл дождь. Это магия касания, когда сила божества переходит на предмет, который требует воздействия.

Ещё недавно был жив обычай оставлять несколько колосьев - Илье на бородку. Последний сноп могли оставить в поле, украсить, положить туда кусочек хлеба или сальца. Возможно, это была жертва богу-полевику. Иногда сноп несли домой или в церковь. Потом его зёрнышки использовали в обряде посевания на Старый Новый год. Мужчины шли по селу, заходили в дома и пели: «Сею, вею, посеваю, с Новым годом поздравляю!», обсыпали зерном иконы и хозяев.

Есть древний обычай почитания предков. Рано утром на Рождество семья выходила во двор и жгла пурину - солому.

Это называлось «греть покойников» - ведь им тоже холодно в мороз. Все стояли молча. Важно было, чтобы мысли смешались с дымом. Так семья воссоединялась с предками - родителями, дедами, прадедами. Это свои, хорошие покойники.

А есть покойники «заложные» - самоубийцы, чужестранцы, которых было запрещено хоронить на родовом кладбище.

Ещё в XIX веке, когда начинался мор - такой, например, как сегодняшняя чума свиней в южных районах, - жители сёл вспоминали, что неправильно похоронили какого-то покойника: предки возмутились и наслали беду. Селяне шли на кладбище, вырывали мертвеца и несли за ограду. Потом были судебные процессы, ведь язычество преследовалось.

За тёмными лесами…

АиФ: - Сегодня популярно так называемое «родноверие», многие популяризируют «Велесову книгу». Как вы к этому относитесь?

Т.П.: - Подобные вещи специально финансируются и навязываются. Фальшивки выходят огромными тиражами, тогда как наши работы - самое большее в 100 экземплярах. О мифах мы узнаём через фольклор, этнографию, орнаменты. Так вышло, что на Руси язычество была запрещено именно в момент его становления как государственной религии, и у нас не сложилось высшей мифологии с чёткой системой богов, как у египтян или греков. Но у нас море быличек о воздушных духах, домовых, леших, русалках.

У нас есть замечательные сказки, в которых масса язычества. Превращения, великолепные образы - браки царевен с орлом, соколом, всевозможные образы помощников-животных, волшебных вещей. А былины наши? Ведь можно составить циклы об Илье Муромце, Алёше Поповиче, о богатырях второго уровня - Ставре, Даниле Ловчанине, Сухмантии. Там же десятки образов богатырей, и их создавал не просто народ, а дружинники, которые имели хорошее для своего времени образование.

АиФ: - А может ли современный человек быть язычником?

Т.П.: - Древний человек всё понимал буквально и не мог поступать иначе, а современный, как бы ни старался себя убедить, всё равно может быть язычником лишь в игровой форме. Конечно, нет ничего плохого в том, что кого-то привлекают обряды, связанные с почитанием стихий. Ведь люди стремились угодить божеству своим поведением: не вредили лесу, не истребляли понапрасну животных, не загрязняли реки. Органичное взаимодействие с природой - это прекрасно. Но всё должно быть разумно. Не должно быть полного подчинения этим верованиям. Поэтому, конечно, возродить язычество в чистом виде немыслимо. Но какими-то элементами мы можем украсить свою жизнь.

Статья. Воронеж-край родной


Орехова Вера Александровна, воспитатель МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида № 125», г. Воронеж
Описание материала:
Уважаемее коллеги, хочу познакомить Вас с удивительным городом Воронеж, где памятники современности гармонично сочетаются с памятниками истории. Совершая свою первую прогулку по улочкам этого города, Вы, скорее всего, удивитесь, как сообразно выглядят современные здания в тандеме со старинными усадьбами. У Воронежа периодически появляются новые достопримечательности и символы, которые бывают весьма необычными.
Цель:
Знакомство с историей и достопримечательностями города Воронеж.
Актуальность:
Родина, родной город, родной край…
Любовь и уважение к родному городу, знания о своем родном крае являются главными и важными составляющими нравственно патриотического воспитания.
Ведь, что такое патриотизм?
Патриотизм - социальное чувство, содержанием которого является любовь к Отечеству. Патриотизм предполагает гордость достижениями и культурой своей Родины, желание сохранять её характер и культурные особенности, стремление защищать интересы Родины и своего народа.
Поэтому, чтобы воспитать патриотов своего города, надо его знать, любить и уважать.

Немного из истории основания города Воронежа.
Первое упоминание о Воронеже в летописях относится к 1177 году, хотя официальной датой его возникновения считается 1585 год, когда по указу царя Федора Иоанновича на месте нынешнего Воронежа была построена крепость, призванная защищать русские земли от набегов кочевых племен.
Город Воронеж был основан в 1585 году на берегу реки Ворона, вокруг которой росли сосновые боры, густые чащи лиственных лесов, где водилось много кабанов, лосей, бобров, на лесных полянах всегда было много ягод. А в реке - много рыбы. Люди жили в основном за счёт рыбного промысла, но у них были и прирученные животные, они умели сажать овощи и собирать мёд, возделывать участки земли и ковать орудия труда.


Воронеж-колыбель русского флота.
Немногим более века спустя Воронежу было суждено сыграть особую роль в формировании новой, петровской России. В декабре 1695 года боярская Дума утвердила царский Указ «О строительстве в Воронеже флота российского». Именно в Воронеже за 7 лет до основания Санкт-Петербурга под непосредственным руководством великого преобразователя России Петра I были построены и спущены на воду первые российские военно-морские корабли, которые отправились в плавание к Черному морю.


До наших дней на берегу Воронежского водохранилища сохранилась Успенская церковь, в которой крестились легендарные первые русские военные корабли «Принципиум» и «Апостол Петр».


При Петре Великом Воронеж фактически стал деловой столицей России, приобрел важное государственное, экономическое, военное и торговое значение. В XVIII веке, особенно во времена правления Екатерины Великой, и позднее – уже в XIX веке, город получает дальнейшее развитие как промышленный и культурный центр региона.

Воронеж очень красивый и гостеприимный город.
Уважаемые коллеги, я хочу познакомить Вас со своим городом и предлагаю совершить экскурсию по самым красивым и знаменитым местам города Воронежа и Воронежской области.

Воронежский биосферный заповедник.

Воронежский заповедник - один из самых старых в России, имеющий богатую историю и традиции. Благодаря находящемуся здесь единственному в мире бобровому питомнику, речной бобр был не только сохранен, но и расселился и стал вполне обычным обитателем среднерусских лесных рек. В 1985 году Воронежскому заповеднику присвоен статус биосферного резервата ЮНЕСКО.


Дивногорье
Дивногорье… Дивное, диковинное, чудесное, сказочное, уникальное – как только не называют это красивое место в Лискинском районе Воронежской области. Природа создала здесь меловые столбы разной формы, которые в народе получили название «дивы», а само место - «дивные горы» - «Дивногорье»
Дивногорье – это музей-заповедник под открытым небом, сохраняющий удивительные памятники природы, архитектуры и археологии.
Визитной карточкой музея-заповедника являются меловые столбы – дивы, которые по своим размерам и количеству делятся на две группы – Большие и Малые Дивы.
Уникальность природы музея-заповедника заключается, прежде всего, в разнообразных ландшафтах, сосредоточенных на небольшой территории. Здесь и реки, и склоны речных долин, и многочисленные балки и овраги, и меловые горы, и степи с лугами. Растительный и животный мир этой дивной местности также разнообразен, и среди его представителей очень много редких и занесенных в Красную книгу России.




Костомарово
В Подгоренском районе Воронежской области есть село Костомарово, окруженное холмами и меловыми горами. Это особенное место в народе называют «Воронежским Иерусалимом». Пейзаж Костомаровской земли практически повторяет Голгофу в Иерусалиме (место, где был распят Иисус Христос).
Здесь сохранился самый древний в нашей стране монастырь, основанный, по одной из версий, в XII веке, а по другой – еще до принятия на Руси христианства. Главная достопримечательность монастыря – Свято-Спасский собор, высеченный прямо в меловой скале.
Помимо Свято-Спасского собора в монастыре есть еще несколько пещер. Это пещерный храм Серафима Саровского - один из самых "молодых" монастырских храмов, затворы - это места обитания монахов-отшельников, также здесь находится известная на всю Россию пещера Покаяния.
Есть в Костомарово свои Святая гора Голгофа с крестом, гора Фавор, Иордан и Гефсиманский сад…Словом, все то, что напоминает Святую Землю.





Рамонский замок
Издавна Рамонский район называют жемчужиной Воронежской области, а замок принцессы Ольденбургской главной достопримечательностью района.
По преданию, имение Рамонь было подарено императором Александром II племяннице Евгении Максимилиановне Ольденбургской на свадьбу. Очарованные великолепной природой – черноземными полями, прекрасными заливными лугами по берегам реки Воронеж, лесными дубравами – новые владельцы Рамони Евгения и Александр Ольденбургские решили возвести здесь роскошный дворец.


Воронеж является культурным центром Центрально-Черноземного края.
Достопримечательности города Воронеж.

Котенок с улицы Лизюкова

Интересно, что все лучшие события в жизни происходят совершенно случайно, спонтанно и незапланированно, тогда, когда их совсем не ждешь.
Вот так, можно сказать, случайно и поселился на улице Лизюкова в Воронеже котенок Василий.
Кто бы мог подумать, что одна лишь встреча в купе поезда Валерия Мальцева, главреда воронежского «Молодого коммунара», с Вячеславом Котеночкиным, создателем мультфильма «Котенок с улицы Лизюкова», способна привнести задор в жесткую архитектуру Северного района города.
Василий стал первым мультипликационным героем, которому в России установили памятник. И третьим в мире. В 2005-м котенок с улицы Лизюкова даже занял 3 место на всероссийском конкурсе «Забавный памятник», а в 2009-м, когда жители Воронежа выбирали символ города, он всего чуть-чуть уступил пальму первенства памятнику Петру Первому. Неплохо, правда?


Памятник Белому Биму Черное ухо
Есть в нашем городе памятник, мимо которого невозможно пройти равнодушно, не ощутив сердечного волнения и щемящей душу неясной тревоги…
Белый Бим Черное ухо – четвероногий и очень трогательный герой одноименной повести воронежского писателя Гавриила Троепольского о трагической судьбе преданного пса. Книга имела огромный успех, она переведена в десятках стран, а в американских колледжах даже входит в программу для прочтения.
Правое ухо пса и одна из его лап бронзовые, на ошейнике выгравировано его имя. Погладить Бима по бронзовому уху – добрая примета, пса гладят и взрослые, и детвора, а потому его ухо, отполированное тысячами дружеских касаний, ярко блестит на солнце и заметно издалека.
Отличительная особенность памятника – отсутствие пьедестала. Бим сидит и терпеливо ждет своего хозяина. Кажется, что вот-вот сейчас тот подзовет к себе своего преданного друга и Бим сорвется со своего места и, радостно помахивая хвостом, помчится навстречу.


Памятник Незнакомке
В 2008 г. в Воронеже на ул. Плехановская появилась необычная скульптура - одинокая девушка, сидящая на стуле.
Прелесть этой незамысловатой, ненавязчивой композиции в том, что она предлагает людям самим дофантазировать, приглашает к размышлениям. Во всей этой застывшей фигуре с устремленным вдаль взглядом есть что-то таинственное, загадочное, недосказанное. Она и сидит как-то боком, держась за спинку, словно присела на минутку, и во всей этой застывшей позе, полной ожидания, чувствуется напряжение. Она явно кого-то ждет, но кого? Кто этот незнакомец, для которого стоит рядом свободный стул с небрежно накинутым на спинку пиджаком?
Скульптура была принята воронежцами благожелательно. Прошло не так много времени с момента открытия, но она стала одним из любимых и популярных мест для фотографирования. «Незнакомка» стала первой в городе представительницей городской скульптуры, популярной в Европе, но еще непривычной в России.

Петровский сквер и памятник Петру I
Петровский сквер - один из красивейших скверов в Воронеже, любимое место отдыха горожан. Здесь назначают свидание влюбленные, гуляют мамы с детьми, сюда приходят новобрачные. Сквер расположен в историческом центре города.
Невысокая ограда сквера облицована гранитом, вдоль одной из ее сторон установлены чугунные пушки, возможно, принимавшие участие в знаменитой Полтавской битве и хранившиеся ранее в петровском цейхгаузе. Безусловно, центральная фигура сквера, - памятник Петру.


Алексеево-Акатов монастырь
Алексеево-Акатов монастырь в Воронежской области считается одним из самых старых, а в самой столице Черноземья он таковым и является. Год его основания - 1620, когда русское войско одержало победу на черкасами и литовцами. День решающего сражения пришелся на день памяти митрополита Московского Алексия, отсюда и первая часть названия монастыря. А вторая часть является указателем комплекса на Акатовой поляне, которая в первой четверти 17 века была безлюдной и покрытой лесом возвышенностью.
Вплоть до начала 19 века Алексеево-Акатов монастырь был единственной в Воронеже мужской обителью. В 20-е годы 20 века, когда многие храмы были ликвидированы, превратился в центр духовной жизни Воронежа. В 1931 году монастырь закрыли, а его имущество, как водится, бесследно исчезло. Свое второе рождение Алексеево-Акатова обитель пережила в 1990-е годы, когда здесь был открыт женский монастырь и проведена первая литургия.


Благовещенский собор Воронежа
На территории Первомайского сада в центре Воронежа расположена его самая новая и самая заметная достопримечательность - Благовещенский кафедральный собор. Строительство этого культового сооружения велось целых десять лет, и было завершено в 2009 году.
По своей величине Благовещенский собор считается третьим в России и одним из самых высоких православных храмов в мире: его высшая точка находится на высоте 97 метров. Помимо своих внушительных размеров собор также известен тем, что в нем хранятся мощи первого воронежского епископа Святителя Митрофания, который, ко всему прочему, был сподвижником Петра Первого и освящал первые корабли российского флота. Памятник епископу также находится рядом, на территории Первомайского сада.


Воронеж-город воинской славы.


За героическое сопротивление немецким захватчикам в годы Великой Отечественной войны 6 мая 1975 года Воронеж награжден Орденом Отечественной войны I степени. За героизм, проявленный защитниками города во время оккупации немецкими войсками, не давший им захватить один из основных центров страны, 16 февраля городу присвоено почётное звание Российской Федерации «Город воинской славы».

Памятник Славы
Есть в летописи нашей страны такие события, важность которых со временем только возрастает. Великая Отечественная война принадлежит к их числу. Современники, отдавая дань солдатам, погибшим за их светлое будущее, увековечивают память о них.

Стела на площади Победы
9 мая 1975 года, через 30 лет после великой победы над немецко-фашистскими оккупантами, в память о защитниках Воронежа в торжественной обстановке в городе открыли мемориальный комплекс «Площадь Победы».
Идут годы, сменяются поколения, стираются в памяти какие-то события, но в сердцах воронежцев жива память обо всех героях Великой Отечественной войны, а возвышающаяся над городом Стела будет вечно напоминать каждом прохожему о том, что и спустя долгие годы «никто не забыт, и ничто не забыто» !