Кошерные продукты: взгляд православного богослова. Протодиакон Димитрий Цыплаков. Можно ли христианину есть кошерную и халяльную пищу

  • Дата: 25.01.2024

Нет, не считается. Так как я не знаю сути предположения, то отвечу подробно с вариантами.

Что такое халяль? Это просто всё разрешенное в исламе. Буквальный перевод с арабского "свободное ".

В исламе есть пищевые запреты, они сходны с запретами в иудаизме и объясняются принципиально также.

Теперь о христианстве и, в частности, православии. Несмотря на простой ответ "в христианстве пищевых ограничений нет", тут всё сложно.

Во-первых, этот вопрос встал перед апостолами, которые сами из иудеев продолжали соблюдать запреты из желания не соблазнять своих братьев, что самое главное, но которые проповедовали язычникам и язычникам пищевые запреты были непонятны. Апостолы соборно приняли решение, которое и отражено в Новом завете:

Посему я полагаю не затруднять обращающихся к Богу из язычников, а написать им, чтобы они воздерживались от оскверненного идолами, от блуда, удавленины и крови, и чтобы не делали другим того, чего не хотят себе. (Деяния апостолов, 15:19-20)

Здесь сразу обращает на себя внимание запрещенная удавленина и кровь. О связи души, дыхания и крови откуда и появляется этот запрет (в иудаизме, а потом и в исламе) предлагаю прочитать мой вот этот ответ:

Однако даже такой ограниченный пищевой запрет сразу вызвал практический вопрос -- а как на рынке разбирать, что можно будет есть, а что нет. Апостол Павел сказал следующее, тоже соборно одобренное и потому включенное в Новый завет. Стоило бы процитировать главу полностью, но максимально сокращу. Там всё очень важно с точки зрения подхода к этим вопросам:

  • Все мне позволительно, но не все полезно; все мне позволительно, но не все назидает.
  • Никто не ищи своего, но каждый пользы другого.
  • Все, что продается на торгу, ешьте без всякого исследования, для спокойствия совести;
  • ибо Господня земля, и чтó наполняет ее.
  • Если кто из неверных позовет вас, и вы захотите пойти, то все, предлагаемое вам, ешьте без всякого исследования, для спокойствия совести.
  • Но если кто скажет вам: это идоложертвенное, – то не ешьте ради того, кто объявил вам, и ради совести. Ибо Господня земля, и чтó наполняет ее.
  • Совесть же разумею не свою, а другого: ибо для чего моей свободе быть судимой чужою совестью?
  • Если я с благодарением принимаю пищу, то для чего порицать меня за то, за что я благодарю?
  • Итак, едите ли, пьете ли, или иное что делаете, все делайте в славу Божию.
  • Не подавайте соблазна ни Иудеям, ни Еллинам, ни церкви Божией,
  • так, как и я угождаю всем во всем, ища не своей пользы, но пользы многих, чтобы они спаслись.
  • (1 Коринфянам, 10)

Здесь сказано и про то, что может оказаться с кровью, и про идоложертвенное.

Теперь второе -- про объявленное халялем. Оно заведомо не с кровью, не удавленное, не идоложертвенное. Оно свободное именно по этим соблюденным условиям. Мусульмане -- люди Книги, у них нет идолов, они не приносят им еду. Зарезанные на праздник бараны тоже не посвящаются идолам. Поэтому и они разрешены, тем более если вас приглашают есть и вы едите с благодарностью.

Ещё раз повторю из Нового завета.

Халяль (حلال - «свободное» с арабского) – это термин, означающий одобрение или разрешение чего-либо с точки зрения Ислама.

Он относится почти ко всем сферам деятельности человека: продуктам питания, отдыху, финансовой деятельности, гигиене, косметике и парфюмерии, одежде, развлечениям, работе, распоряжению своим имуществом, отношениям между людьми, одежде.

Особенности халяльных продуктов

Несведущий человек, увидев на прилавке продукт с маркировкой «Халяль» (Халал, Halal), вряд ли задумается о том, что это такое. Если такая мысль и придет в голову, первый ответ - «халяль - это что-то диетическое». Однако на самом деле все гораздо сложнее. Например, если такой знак стоит на выпечке, то это означает, что в ней нет:

Запрещенного Исламом мяса;

Пьянящих ингредиентов (любых: как природных, так и синтетических);

Ингредиентов животного происхождения, убитых не по правилам Ислама.


При этом, в выпечке с маркировкой «Халяль» не должно быть ингредиентов, в состав которых входят изделия с очень малым содержанием запрещенного или те, которые могут содержать запрещенное. К примеру, если в торте использовались красители или подсластители с добавками, то нужно убедиться, что они производились без использования неразрешенных ингредиентов (животные жиры, яйца со следами крови, спирт).


На практике это означает, что быстро приготовить выпечку, разрешенную Исламом, можно только в том случае, если все ингредиенты сертифицированы знаком «Халяль» или в них даже теоретически не может быть Харама (запрещенного).

Какая пища не относится к халялю

К полностью запрещенной пище – «хараму» в Исламе относят:
мертвечину, пьянящие изделия, кровь, свинину;
то, что имеет клыки (плотоядные животные);
птиц с когтями (ястребы, орлы, соколы);
домашних ослов и мулов;
насекомых;
слонов и обезьян.

Что такое «халяль»?

Не позволяется кушать:

То, что воспрещается убивать (лягушка, пчела, муравей, сорокопут, удод);

То, что приказано убить (злых собак , змей, коршунов, мышей, воронов, ящериц и скорпионов);

Мясо и пить молоко животных, питавшихся нечистотами;

То, что запрещено продавать (собаки, кошки);

То, что вредно человеческому здоровью.


Следует отметить, что запрещенное в редких случаях все же можно употреблять, если нет другого выбора. Об этом сказано в суре Аль-Маида: «Страдая от голода, а не из предрасположенности к греху, вынужден будет употребить запретное, то ведь Аллах - милостивый, прощающий».

Что такое мясо халяль?

В быту, говоря о халяле, часто подразумевают мясо. Оно таковым будет при двух условиях:
Во-первых, оно не является харамом (описано выше).
Во-вторых, животное забито по канонам Корана.


Последнее - это особая процедура, требующая тщательного соблюдения следующих норм:

1. Перед забиванием животного читается молитва, по окончании которой перерезается сонная артерия. При этом нож, которым перерезают сонную артерию, должен быть гладким, без каких-либо зазубрин. Мертвое животное должно полностью истечь кровью. Та кровь, что остается внутри туши после всех процедур, считается дозволенной.

3. Если мясо выбрано для домашнего блюда, например, чтобы приготовить плов , то его необходимо присолить и затем ополоскать, дабы избавиться от всей крови.


Еще есть несколько правил для производства мяса в промышленных масштабах:
никакой заморозки;
никаких гормональных добавок;
процесс выращивания и производства халяльной продукции полностью (технологически) отделен от выпуска иной продукции.


Кстати, учитывая такие строгие стандарты производства, продукты с этикеткой «Халяль» можно посоветовать тем, кто намерен похудеть без вреда для здоровья , употребляя исключительно натуральную, экологически чистую пищу.

Можно ли православным есть халяль?

Если не уходить в религиозную демагогию, то можно сказать, что прямого запрета покупать и кушать халяль нет. Поскольку, согласно 1-му Посланию к Коринфянам, глава 6, 12-14: «Все мне позволительно, но не все полезно… Пища для чрева, и чрево для пищи… Бог воскресил Господа, воскресит и нас». Иными словами, христианство не практикует запретов на употребление какой-либо пищи. Есть только наставления о духовной и телесной полезности.


Редакция сайт желает вам мира в душе и приглашает познакомиться со статьей о самых дорогих пряностях.
Подпишитесь на наш канал в Яндекс.Дзен

Традиция халяль породила серьезные вопросы среди христиан. Позволительно ли есть мясо животного, над которым произносилось имя Аллаха? Какие библейские принципы помогут принять правильное решение?

В Великобритании все магазины, рестораны и супермаркеты продают мясо халяль . Мы можем найти его в меню школьных и больничных столовых. Его предлагают на спортивных мероприятиях. Если мы пойдем в гости к мусульманам, то мясо, которое нам предложат, скорее всего, тоже будет халяль. Сложно избежать употребления мяса халяль, тем более, что потребитель не всегда может найти достаточно информации на упаковке.

Мясо халяль приготавливается согласно правилам, установленным в исламском законе — шариате. Термин «халяль » означает «разрешенное», то есть пища халяль – это то, что шариат разрешает употреблять в пищу. Животных забивают особенным способом: кровь проливается на землю из еще живого и, обычно, находящегося в сознании животного, в это же время произносится молитва.

О вы, которые уверовали! Ешьте блага, которыми Мы вас наделили, и благодарите Аллаха, если Ему вы покланяетесь. Он ведь запретил вам только мертвечину, и кровь, и мясо свиньи, и то, что заколото не для Аллаха ” (Коран 2: 167-168).

И не ешьте того, над чем не упомянуто имя Аллаха ” (Коран 6:121).

Традиция халяль породила серьезные вопросы среди христиан. Позволительно ли есть мясо животного, над которым произносилось имя Аллаха или праздничное жертвенное мясо? В каких случаях можно это делать, а в каких нет? Какие библейские принципы помогут принять правильное решение?

МАРКА 7:1-23 / МАТФЕЯ 15:1-20
В Евангелиях Иисус Христос учит, что ничто, входящее в человека извне, не может осквернить его в глазах Бога. Человека оскверняет то, что исходит изнутри, потому что все, что исходит из уст – исходит из сердца, и подобные злые помыслы делают общение с Богом невозможным.

Учение Христа приведено в контексте спора относительно иудейских законов о пище. Эти законы запрещают иудеям есть определенную пищу и принимать ее от не иудеев, потому что они считают их «нечистыми». Но, сказав, что пища не может осквернить стоящего перед Богом, Иисус (согласно Мк. 7:19) объявил всякую пищу «чистой». Его ученики могут есть любую пищу и это не осквернит их.

1 КОРИНФЯНАМ 8–10
В этих главах апостол Павел отвечает на споры, возникшие между христианами Коринфа относительно употребления в пищу идоложертвенного. Некоторые из них утверждали, что это поклонение другим богам. Другие заявляли, что иных богов нет, и поэтому они могут свободно участвовать в языческих празднованиях, во время которых совершалось жертвоприношение идолам.

Павел соглашается с тем, что «идол в мире ничто» и пища, преподносимая им, не имеет религиозного значения. Земля и все, что ее наполняет, принадлежит Богу, а значит и пища от Него и поэтому не может быть оскверненной.

Но Павел также говорит о конкретных случаях, когда нельзя употреблять в пищу идоложертвенное. Недопустимо участвовать в праздновании, если они проходят в языческом храме, так как подношение идолам на самом деле подразумевает подношение бесам, которые стоят за этим ритуалом. Вкушать пищу в подобной обстановке означает дружить с бесами.

Кроме того, есть верующие, которые считают, что неправильно есть идоложертвенное. Мы не должны отстаивать свою точку зрения, если это может стать камнем преткновения для таких христиан.

РИМЛЯНАМ 14:1 – 15:6
Здесь Павел пытается разрешить разногласие, возникшее между христианами из евреев, которые считали, что необходимо соблюдать иудейские традиции и христианами из язычников, которые утверждали, что свободны от таковых. Он убеждает тех, кто строго следует пищевым запретам не судить других, потому что все будут держать ответ перед одним Богом.

При этом Павел настаивает на том, чтобы те, кто не придерживается пищевых запретов, не презирали тех, кто соблюдает их, но были терпимы к ним и не давали повода претыкаться. На самом деле, ничто не может быть нечистым само по себе. Но если человек считает что-то нечистым, то для него это так и есть. Если, употребляя мясо, мы принуждаем других христиан делать то, что они считают неправильным, мы толкаем их к греху.

ДЕЯНИЯ АПОСТОЛОВ 15 И ОТКРОВЕНИЕ 2
В 15-й главе Деяний в письме иерусалимской церкви дается наставление уверовавшим из язычников в Антиохии и прочим воздерживаться от пищи, принесенной в жертву идолам. Во 2-ой главе Откровения Бог обвиняет две церкви в том, что они попустительствуют тем, кто учит других употреблять в пищу идоложертвенное.

1 ТИМОФЕЯ 4:1-5
Этот отрывок подтверждает, что все, созданное Богом — хорошо, и, что Он позволяет принимать любую пищу с благодарением всем, кто знает истину. В нем также говорится, что ничто, полученное с благодарением, не должно быть отвергнуто, потому что освящено молитвой и Словом Божьим.

ПРИНЦИП
Фоном для высказываний Иисуса были иудейские религиозные предписания. Он заложил принцип, согласно которому не пища оскверняет человека, а то, что внутри него самого. Таким образом, Он выступил против иудейской традиции различать пищу по религиозному признаку. Иисус Христос утверждает, что пища сама по себе не является негодной.

Павел подтверждает это в контексте язычества. Обычно мясо животного, убитого во время жертвоприношения в храме, поступало в открытую продажу на рынке и его мог купить кто угодно. И снова, Павел подтверждает принцип, что любая пища пригодна к употреблению.

ПРАКТИКА
Однако существуют ситуации, когда мы должны для себя решить, как применять этот принцип на практике. Одной из таких ситуаций может быть идолопоклонство. Хотя идолы сами по себе не значат ничего, но за ними стоят демонические силы. Таким образом, христиане должны избегать участия в таких мероприятиях и не употреблять пищу в этом случае.

Другим случаем может стать присутствие за столом христианина, который следует традиции не есть мяса, которое было посвящено идолам. Нужно уважать братьев и сестер, которые имеют подобные проблемы, и воздерживаться от подобной пищи в их присутствии.

По мнению Павла, в гостях допускается употребление мяса, если его происхождение неизвестно. Однако если становится известным, что мясо идоложертвенное, необходимо воздержаться от пищи, принимая в внимание приверженность хозяина (1 Кор. 10:27-29). Если человек предупреждает нас о происхождении мяса, следовательно, хочет, чтобы мы воздерживались.

Нехристианин может попытаться склонить нас на свою сторону, предложив идоложертвенное мясо, с тем, чтобы мы участвовали именно в жертвоприношении. В 15-й главе Деяний и 2-ой главе Откровения указаны ограничения относительно употребления идоложертвенного мяса и обвиняются церкви, поощряющие такую практику.

Существуют две основные проблемы в отношении пищи халяль . Первая заключается в способе умерщвления и вызывает спор по поводу того, что убиваемое животное терпит ненужные страдания. Вторая проблема заключается в молитве, которую произносят над забиваемым животным: это может быть бисмиллях (во имя Аллаха) или шахада (нет бога кроме Аллаха, а Мухаммад – его посланник). Это и есть религиозный аспект того, что делает обыкновенное мясо халялным . Кроме того, халяль – это неотъемлемая часть исламского закона шариата.

Вольно или нет, крупные сетевые супермаркеты учитывают отношение шариата к мясной продукции. В результате большую часть мяса, употребляемого в Великобритании и многих западных странах, получают из животных, забиваемых жестоким способом с прочтением над ними молитвы в соответствии с исламским законом. Можно ли его в таком случае есть? Повторяю, принцип в том, что любая пища пригодна. Если она освящена благодарственной молитвой христианина, то нет никакой причины для христианина не есть ее. Именно так решается эта проблема во многих мусульманских странах, где в магазинах доступно только мясо халяль.

Однако, вопрос о пище не может быть отделен от контекста, в котором он возникает. Отвергая иудейские пищевые постановления, можем ли мы, христиане, принимать исламский закон? Производство продукции халяль является частью процесса исламизации, в рамках которого некоторые мусульмане стараются распространить требования исламского закона не только на своих приверженцев, но и на все остальное общество. Должны ли мы как христиане или другие не мусульмане смерится с диктатурой исламского закона, который уже прочно внедрен в британскую пищевую промышленность и сетевые супермаркеты? Вполне можно говорить о том, что христиане и другие не мусульмане, употребляя мясо халал, способствуют дава (исламская миссия), исламизации общества и господству исламского закона.

Есть и другой фактор, требующий внимание – участие в мусульманском праздновании Курбан-байрам. Это праздник основан на истории из Корана о готовности Авраама исполнить волю Аллаха и принести в жертву Измаила. Коран говорит, что Аллах «потребовал выкуп в виде драгоценной жертвы» (Коран 37:100-107). Это кровавое жертвоприношение, хотя многие современные мусульмане не признают это. Разве позволительно христианам есть мясо, являющееся жертвой крови? Некоторые, конечно, сочтут это празднование сугубо общественным событием, но нельзя забывать основную его причину и почему забиваемому животному оказывается такое внимание. В некоторых мусульманских странах, христиане воздерживаются от мяса, предлагаемого после этого празднования.

В то время как большинство христиан считают, что вкушать мясо халяль в принципе неверно, контекст, в котором это предлагается, должен делать нас осмотрительными в выборе.

Д-р Патрик Сукдео
Международный директор Фонда Варнава

На вопрос Можно ли халялльную продукция употреблять в пищу Христианам? заданный автором Просиять лучший ответ это Христианину можно все!
Тит. 1:15 Для чистых все чисто; а для оскверненных и неверных нет ничего чистого, но осквернены и ум их и совесть.
1Кор. 8:8 Пища не приближает нас к Богу: ибо, едим ли мы, ничего не приобретаем; не едим ли, ничего не теряем.
Иоанн Христов
Просветленный
(27291)
Я еще раз отвечу:
1Кор.10:25 Все, что продается на торгу, ешьте без всякого исследования, для спокойствия совести;

Ответ от 22 ответа [гуру]

Привет! Вот подборка тем с ответами на Ваш вопрос: Можно ли халялльную продукция употреблять в пищу Христианам?

Ответ от работа.ру плиточников [гуру]
Можно, только-дорого.


Ответ от Носок [гуру]
не в пище Бог


Ответ от Невропатолог [гуру]
херня


Ответ от руслан закиров [активный]
да можна. Кушайте на здоровье


Ответ от Пользователь удален [гуру]


Ответ от Pohomius [гуру]


Ответ от Олег@тор [гуру]


Ответ от Андрей ® [гуру]


Ответ от Caид Нургали [гуру]


Ответ от Brevis [гуру]


Ответ от Joric Hixos [гуру]
в природе нет ничего запретного или недозволенного. Зечем обращать внимание на писанину каких то "теоретиков" прошлого?
Пища бывает полезной либо неполезной. полезная пища это - видовая пища (то бишь для приматов) Почитайте Шаталову или посмотрите и все станет ясно.
Все остальные доводы полнейшая ерунда.
PS В скором времени китайцы научат есть все "кроме луны и тени от луны" 😀


Ответ от Леaни [гуру]


Ответ от Ксения Романова [новичек]


Ответ от Куздра Нечуй-Левитский [гуру]
Руководствоваться словами апостола Павла об идоложертвенном.
Мы знаеи, что ислам и иудаизм - искаженные религии, халяль и кошер для нас ничто, всё освящать молитвой Христу и благословением крестом, но, если брат мой соблазняется от того, что я ем халяльные продукты, то лучше ради брата я не буду вкушать халяльное, чтобы он не подумал, что я мусульманин...


Ответ от хайас [гуру]
Все, что на торгу еште без страха. только с благодорением.
Нельзя лишь есть идоложертвенного, что б не совратить братьев по вере.


Ответ от Бек [гуру]


Ответ от Владимир Поболь [гуру]
КОШЕРНОЕ... мне как то это мало о чем говорит.. .
Упала на спину свинья, Копыта вытянула вверх: Глядите, я – кошерная, Такие формы не у всех. Геннадий Сергиенко БАРДЫ РУ Кошерная свинья
ьОн так мал, что, наверно, Написал все неверно, Сам не знал, что кошерно, Что запрещено! Раби Зрахия бен Ицхак гa-Леви Геронди (ХII век, Прованс) . Перевод Р. Торпусман


Ответ от Пан Философ [новичек]


Ответ от Brevis [гуру]
ну все... скоро на конфетах уже будут писать... только для мусульман....


Ответ от Олег@тор [гуру]
закусить айгуль коньячок будет самое То!


Ответ от Андрей ® [гуру]
христианам ничего нельзя! и даже нельзя - тоже нельзя


Ответ от Caид Нургали [гуру]
Можно. Питаясь халяльной пищей и с "Бисмиллах" - люди перестают кормить своего ненасытного демона. Никаких специальных диет не надо, чтоб похудеть.


Ответ от Пользователь удален [гуру]
конечно, можно, и даже полезно


Ответ от Pohomius [гуру]
Человека оскверняет то, что от него исходит, а не то, что он потребляет.


Ответ от работа.ру плиточников [гуру]
Можно, только-дорого.


Ответ от Алексейка [гуру]
не в пище Бог


Ответ от Инквизитор [гуру]
херня


Ответ от руслан закиров [активный]
да можна. Кушайте на здоровье


Ответ от Joric Hixos [гуру]
в природе нет ничего запретного или недозволенного. Зечем обращать внимание на писанину каких то "теоретиков" прошлого? Пища бывает полезной либо неполезной. полезная пища это - видовая пища (то бишь для приматов) Почитайте Шаталову или посмотрите

Ответ от Леaни [гуру]
Винопитие запрещено православием, именно поэтому церковь отделена от государства.


Ответ от Ксения Романова [новичек]
Фимоз и долбославие головного мозга.


Ответ от Куздра Нечуй-Левитский [гуру]
Руководствоваться словами апостола Павла об идоложертвенном. Мы знаеи, что ислам и иудаизм - искаженные религии, халяль и кошер для нас ничто, всё освящать молитвой Христу и благословением крестом, но, если брат мой соблазняется от того, что я ем халя


Ответ от Путник Путник [гуру]
В Евангелиях Иисус Христос учит, что ничто, входящее в человека извне, не может осквернить его в глазах Бога. Человека оскверняет то, что исходит изнутри, потому что все, что исходит из уст – исходит из сердца, и подобные злые помыслы делают общение с Бог


Ответ от Пан Философ [новичек]
Вы христианка - сами и разбирайтесь, какая продукция халяльная, какая не халяльная. Меня больше интересует, в каком времени в артиссенциях употребляются тетраметрические аффирмации. Я понятно излагаю?


Ответ от Бек [гуру]
Нет, зарастёт последняя извилина.


Ответ от Владимир Поболь [гуру]
КОШЕРНОЕ... мне как то это мало о чем говорит.. . Упала на спину свинья, \Копыта вытянула вверх: \Глядите, я – кошерная, \Такие формы не у всех. Геннадий Сергиенко БАРДЫ РУ Кошерная свинья ьОн так мал, что, наверно, \Написал все неверно,


Ответ от хайас [гуру]
Все, что на торгу еште без страха. только с благодорением. Нельзя лишь есть идоложертвенного, что б не совратить братьев по вере.


Ответ от Путник Путник [гуру]
В Евангелиях Иисус Христос учит, что ничто, входящее в человека извне, не может осквернить его в глазах Бога. Человека оскверняет то, что исходит изнутри, потому что все, что исходит из уст – исходит из сердца, и подобные злые помыслы делают общение с Богом невозможным.
Учение Христа приведено в контексте спора относительно иудейских законов о пище. Эти законы запрещают иудеям есть определенную пищу и принимать ее от не иудеев, потому что они считают их «нечистыми» . Но, сказав, что пища не может осквернить стоящего перед Богом, Иисус (согласно Мк. 7:19) объявил всякую пищу «чистой» . Его ученики могут есть любую пищу и это не осквернит их.
1 КОРИНФЯНАМ 8 – 10
В этих главах апостол Павел отвечает на споры, возникшие между христианами Коринфа относительно употребления в пищу идоложертвенного. Некоторые из них утверждали, что это поклонение другим богам. Другие заявляли, что иных богов нет, и поэтому они могут свободно участвовать в языческих празднованиях, во время которых совершалось жертвоприношение идолам.
Павел соглашается с тем, что «идол в мире ничто» и пища, преподносимая им, не имеет религиозного значения. Земля и все, что ее наполняет, принадлежит Богу, а значит и пища от Него и поэтому не может быть оскверненной.
Но Павел также говорит о конкретных случаях, когда нельзя употреблять в пищу идоложертвенное. Недопустимо участвовать в праздновании, если они проходят в языческом храме, так как подношение идолам на самом деле подразумевает подношение бесам, которые стоят за этим ритуалом. Вкушать пищу в подобной обстановке означает дружить с бесами.
На самом деле, ничто не может быть нечистым само по себе. Но если человек считает что-то нечистым, то для него это так и есть. Если, употребляя мясо, мы принуждаем других христиан делать то, что они считают неправильным, мы толкаем их к греху.
все, созданное Богом – хорошо, и, что Он позволяет принимать любую пищу с благодарением всем, кто знает истину. В нем также говорится, что ничто, полученное с благодарением, не должно быть отвергнуто, потому что освящено молитвой и Словом Божьим
Фоном для высказываний Иисуса были иудейские религиозные предписания. Он заложил принцип, согласно которому не пища оскверняет человека, а то, что внутри него самого. Таким образом, Он выступил против иудейской традиции различать пищу по религиозному признаку. Иисус Христос утверждает, что пища сама по себе не является негодной.
Павел подтверждает это в контексте язычества. Обычно мясо животного, убитого во время жертвоприношения в храме, поступало в открытую продажу на рынке и его мог купить кто угодно. И снова, Павел подтверждает принцип, что любая пища пригодна к употреблению.

Халяльной или кошерной пищей называется пища, которая разрешена для употребления соответственно в исламе или иудаизме. А вот можно ли ее есть православным христианам? Давайте разберемся.

Что такое «халяль» и «кошер»?

Слово «халяль» происходит от арабского «al-halal», что означает «разрешенное». В основном это понятие у мусульман относится к мясу. Например, ислам запрещает употреблять в пищу свинину, мясо с кровью, мясо животных, умерших своей смертью или тех, кого забивали, не произнося при этом имени Аллаха. Также нельзя есть мясо наземных хищников – например, тигра или волка, животных, которых задушили. Под запретом находится и употребление некоторых частей тел животных, таких, как гениталии, эндокринные железы, желчный пузырь.

Кошерной (кашерной) пищей в иудаизме называется еда, соответствующая кашруту – системе ритуальных правил, в свою очередь, соответствующих заповедям Торы. Так, в пищу разрешается употреблять мясо травоядных животных, являющихся одновременно жвачными и парнокопытными. Это, например, коровы, овцы, козы. А вот мясо свиньи, зайца или верблюда запрещено. Что же касается птицы, то по традиции иудеи употребляют в пищу только домашних птиц – кур, уток, гусей, индеек и голубей. Забой скота и птицы тоже должен производиться с соблюдением множества правил. Кровь употреблять в пищу запрещено, поэтому мясо перед использованием избавляют от крови. Рыба считается кошерной, если у нее есть чешуя и плавники. Поэтому некоторые виды рыб (сом, осетр, угорь, акулы) не кошерны, и их икра тоже. Не кошерны также киты и дельфины, так как они не имеют чешуи, любые моллюски и ракообразные, поскольку у них нет ни чешуи, ни плавников. Категорически запрещено есть насекомых, земноводных и пресмыкающихся (Тора называет их шерец – «нечисть»).

Сегодня в России нередко можно встретить в продаже продукты с маркировкой «кошер» или «халяль». Причем продаются они не только в специализированных торговых точках. Многих православных интересует, можно ли покупать и есть такие продукты.

«Идоложертвенное»

Вот мнение иерея Иоанна Севастьянова: «Те или иные

процедуры и обряды, которые совершаются при приготовлении этой ритуальной пищи, связаны с соответствующим вероисповеданием - исламским или иудейским. И то и

другое исповедание является крайне враждебным к христианству. Любая вражда ко Христу идет от диавола. Поэтому, все предметы, которые «освящаются» в этих

известно, что над ними были совершены те или иные нехристианские ритуалы, нам принимать в пищу нельзя... Но с другой стороны, если нам ничего не объявляется о происхождении продуктов, и мы не знаем, были ли над ними совершены те или иные ритуальные действия, то они

допускаются к употреблению христианами в пищу: «Все, продаваемое на торгу, ешьте»!

«Духовная опасность»

В свою очередь, иеромонах Иов (Гумеров) считает, что «предписания о кашерной пище… не более как исполнение ритуальных правил, основанных на ветхозаветных обрядах». «Новый Завет отменил все предписания относительно пищи, - констатирует священнослужитель. - Это было закреплено Апостольским Собором в Иерусалиме (см.: Деян. 15: 6–29). Запрещалось только употреблять в пищу кровь и удавленину. Запрещение христианам вкушать кровь подтвердил 67-м правилом VI Вселенский Собор (680–681)… Поскольку приготовление кошерной пищи не выходит за пределы ветхозаветных обрядов, для нас, христиан, вопрос о кашерности или некашерности той или иной пищи не имеет абсолютно никакого значения. Мы можем с молитвой вкушать ее, как и любую другую пищу.

Несколько иных взглядов придерживается протодиакон Димитрий Цыплаков: «Еврейский “кашрут” и исламский “халяль” не является идоложертвенной пищей… Я думаю, нет какого-то специального запрета на ее вкушение... Но в стремлении покупать эту пищу есть духовная опасность».

Цыплаков имеет в виду, что халяльные и кошерные продукты часто являются более качественными, чем обычные, считаются экологически чистыми, полезными для здоровья. И это может навести на мысль, что другая религия лучше христианской.

Большинство же священников придерживаются мнения, что православному христианину следует вкушать халяльную или кошерную еду, только если нет возможности приобрести другие продукты или он находится в гостях у мусульман (иудеев) и другой еды там нет. Также ему не следует покупать эти продукты в мечети или синагоге.

По этой же теме:

Почему евреям запрещено есть одновременно молочное и мясное Что запрещается есть православным даже не в пост Какое мясо запрещается есть православным даже не в пост