Кто он, библейский бог — Яхве? История персонажа Бог евреев яхве

  • Дата: 26.11.2023

После прочтения Ветхого Завета я убедился, что ветхозаветный бог Яхве – не плод фантазии древних евреев. Действительно, примерно три тысячи лет назад на Ближнем Востоке объявился некий, весьма неординарный тип. Причём не один, а с командой таких же, как и он, но находящихся в его подчинении. Сразу хочу предупредить читателя – не смотреть на моё исследование через призму религиозности или чего-то, вроде этого. Я беспристрастен в смысле веры в бога. Я провожу сухой, непредвзятый анализ текста и психологической составляющей Писания.

Итак, первое – бог Яхве и его команда – не земляне. То есть – они пришельцы из другого мира. Не удивляйтесь таким выводам. Обратите внимание на манеру обращения, как самого Яхве так и членов его команды к людям. Выражение «Сын человеческий», употребляемое ими, на языке психологов – известное дистанцирование. Ни Яхве, ни кто-либо из его товарищей, а они описаны, не соотносит себя с людьми. То есть, сами они – не человеческие сыны.

Второе – вам не кажется странным, что Яхве в те далекие времена обладает знаниями и способностями современного уровня. Тот, кто знаком с текстом Ветхого Завета, должен об этом знать. Яхве знаком с вирусологией, бактериологией, медициной, генными исследованиями. Знает о влиянии питания на организм человека. А также силён в социологии и военном деле. Требует соблюдать нормы поведения, присущие современному обществу, хотя и с некоторым нюансом, о котором позже…

Мало того, в его распоряжении имеется довольно внушительный по размеру летательный аппарат и несколько меньших. Причём, не на воздушном шаре летает он, а на дископодобном аппарате из металла, размером с кинотеатр, да ещё с лучевым оружием на борту. Аппарат может летать как самостоятельно, используя реактивный принцип, так и перемещаться с помощью четырёх носителей, снабжённых винтами, как у вертолёта, к тому же, складными.

Носители имеют посадочные опоры как у современных космических аппаратов и снабжены оригинальными секторными колёсами. Оборудованы манипуляторами под винтами, которые в Завете пророк Иезекииль назвал подобием руки человеческой. И я ничего не придумал, да и не я это заметил. Очень много людей уже давно этим занимаются. Примерно с середины прошлого века. Причём на довольно высоком уровне. Прочитайте в Ветхом Завете книгу пророка Иезекииля, только внимательно! Вы будете удивлены сюжетом. В книге описана некая «Слава господня», которая встречается ранее в Писании. Впервые – в главе Исход. Однако только после прочтения Иезекииля, можно разобраться, что это такое.

Мало кто знает, что ветхозаветной «славой господа» занимался ведущий специалист, инженер НАСА Йожеф Блюмрих. Он достаточно точно воспроизвёл на чертеже «славу господа». И разгадал устройство секторных колёс этой летающей славы господа. Ещё и патентовал изобретение. Тот, кто её видит на реконструкции, сразу восклицает – «О… летающая тарелка!» Хотя не надо быть специалистом НАСА что бы разглядеть в «славе господа» дисколёт с оружием. Просто внимательно читайте текст Библии и представляйте себе, что описывает пророк.

У современного читателя есть одно преимущество перед читателем прошлого – знания и возможность сравнивать с современными авиационно-космическими технологиями. Понятно, что для древних евреев такое явление как космический корабль и тот, кто им управляет – не иначе как Бог прилетел. Невиданное оружие, с помощью которого Яхве уничтожает десятки тысяч людей за считанные минуты. С шумом и грохотом прилетает и улетает, поднимая при этом облако, наполненное светом пламени. Порой, читая, поражаешься – как такое может вообще в Библии описываться. Но тема дисколёта проходит через весь Ветхий завет.

Именно по этой причине Яхве наводит ужас на все народы Ближнего Востока. И евреев боятся все, на кого они нападают. Он сжигает жертвоприношения огнём, взявшимся ниоткуда. Раскалывает скалу и разверзает землю. Поражает язвами и прочими болезнями людей – всё это было неизвестно людям того времени. Конечно в их глазах он Бог!

Но, что меня удивило, так это его «земная натура». Причём, характер у него прескверный! При всём своём отличии от людей, он ведёт себя как-то по-земному, по-человечески! Вот загадка так загадка. Говорят пришельцы на понятном людям языке. Выглядят, как люди, что тоже прекрасно описано в Завете. Едят и пьют по-человечески. Носят одежду, хотя и не такую, как у древних людей. Пророка Иезекииля встретил возле входа в ангар для дисколёта некий муж, который выглядел как блестящая медь… (Иезекииль гл. 40)

Трудно придумать причину такого отличия от остальных людей. Видимо, металлизированный комбинезон. В руках у него была трость измерения и верёвка. Он долго и обстоятельно знакомит Иезекииля с устройством ангара и всем комплексом строений вокруг него. Пророку было велено всё задокументировать в деталях и передать людям. Обратите внимание – людям! Ну вот опять. А они тогда кто?

Впрочем, и каратели города с губительным оружием в руках отличаются одеянием. Они были посланы Яхве, дабы уничтожить жителей города Иерусалима за поклонение другим богам. Но тут мы видим метод исключения в описании. Их было шестеро, но один был в полотняной одежде с прибором писца. Одежда остальных с оружием не описана. Но явно не в полотно закутаны были, если бесшумно и эффективно уничтожили большую часть жителей Иерусалима. О чём и отчитался по завершении операции человек в полотняной одежде самому Яхве.

Кто же они такие? Оружие явно небольших размеров, коль говорится, что оно у каждого в руке. Жители ведь не разбежались от шума и криков. Лично у меня сложилось мнение, что Яхве – некий военный чин из пришельцев, который спрятался на Земле от более могущественных сил. Возможно после войны богов, которая описана в летописях и преданиях древности. Место ему хорошо знакомо. Люди Земли тоже. И, видимо, в ожидании помощи от своих, он с командой ждал корабль, который их заберёт. А чтобы не терять времени, «приручил» себе немногочисленный народ для личной выгоды.

Интересен факт примитивности некоторых требований Яхве. Так, например, обряд жертвоприношения, обязательный для евреев. Высокие технологии и жертвоприношения как-то не вяжутся друг с другом. Жертвенное мясо Яхве сжигает лазером, вызывая благоговейный страх у людей. Но тут понятно – нужно удивить и принудить к уверованию в себя великого. Но зачем ему было вообще связываться с таким примитивом при его уровне? Неужели потребности команды и всего комплекса требовали участия целого народа?

Яхве весьма жадно обирает евреев. Лучший провиант, шкуры и ткани, масло и драгоценные металлы. Свинец также требовал, что очень интересно! Видимо, Яхве не ради наживы копил всё это… Скорее всего, была необходимость менять золото и серебро на расходные материалы для техобслуживания целого парка летательных аппаратов. Но с кем Он менялся? Можно предположить, что необходимое оборудование было на базе. Тогда Яхве покупал у кого-то за золото и серебро только сырьё. Например, металл. Но производство топлива, выплавка стали, и прочие высокотехнологичные работы это уже целое предприятие. И, видимо, на базе всё это было. А рабочих надо обучать и кормить. Обеспечивать жильём. Это объясняет его жадность.

Обслуживающий базу персонал был весьма многочисленный. Видимо, это были левиты, обученные пришельцами. Подобное обучение мы наблюдаем при постройке ковчега Завета. Яхве сам говорит Моисею, что он вложил мудрость и умение в мастеров еврейских. Территория вокруг комплекса охватывала десятки квадратных километров. А в праздник пасхи евреи приносили на базу пятьдесят туш тельцов, не считая более мелкого скота на убой, вино, хлеб и т.д. Вообще всё это описано лучше всего в книге пророка Иезекииля.

Вот вам и ответ – Яхве связался с примитивным и в общем немногочисленным народом исключительно из утилитарных соображений. Они его обеспечивали. А так как евреев было относительно немного, да и в пустыне никуда не убежать – Яхве мог легко контролировать своих рабов и наказывать их в случае бунта. Что он периодически и делал с помощью оружия на своём дисколёте. Пятнадцать тысяч евреев лазером порезал за считанные минуты… Взбунтовались и на Моисея стали давить. К тому же, Яхве освободил еврейский народ из египетского рабства. Они теперь ему как бы должны…

Но откуда Яхве со своей свитой взялся вообще? Кто они такие? Живут столетиями не умирая, во всяком случае, сам Яхве. Его слова «Я давал клятву праотцам вашим – Аврааму, Исааку, Иакову в верности вам». А ведь это три поколения, как минимум. Настолько сильно развитых цивилизаций на Земле в этот период не было. А, судя по тексту Ветхого Завета, Яхве уже давненько возле Земли крутится. Да и выглядят они как люди. Как увязать воедино высокие технологии со временем в две-три тысячи лет тому назад?

Остаётся одна версия – пришельцы из космоса, которые хорошо знают Землю и её обитателей. А похожи не они на нас, а мы на них! Видимо, не так далеко от солнечной системы находится более развитая цивилизация. Её представители периодически прилетают к нам и ведут себя, как хозяева. Только иногда хорошие и добрые, а иногда такие чокнутые параноики, как Яхве. А земляне потом тысячи лет в религию играют. Хорошо, что сейчас можно вот так спокойно во всём разбираться. Настало время для выводов без Бога. Дозрели!

Что ещё интересного в смысле психологии Яхве?

Он способен на дружбу, да-да, настоящую человеческую дружбу! С Моисеем, например. Моисей был настолько любим богом, что Яхве прислушивался к мнению Моисея и частенько шёл на уступки по просьбе последнего. Из-за Моисея Яхве погубил пятнадцать тысяч еврейского народа. То есть жизнь Моисея ценилась выше жизни еврейского народа. Весь еврейский стан видел, как Моисей ходил в скинию, подальше от всего народа и там беседовал с Богом как с другом. При этом обязательно с неба опускался столп облачный. Иногда написано, что опускалась «слава господа». Хотя и ближайшие родственники Моисея тоже были приближёнными к Яхве. Брат Аарон, сестра Мариамь и их дети. То есть опять налицо чисто человеческие признаки в поведении.

Терпеть не могу, когда из Яхве верующие делают некую небесную химеру. Никому не доступное абстрактное существо, которое всем на Земле управляет, а потрогать его нельзя. Но их мотивы мне понятны. А вот Ветхий Завет – книга весьма правдивая, и ничего подобного там нет. Яхве постоянно общается с людьми. Только исключительно через посредников. Его видят, слышат и терпят от него в случае провины, вполне по-настоящему. И нигде в Завете не сказано что Яхве где-то там… В облаках. Тем более, его подчинённые из команды. Как-то же они на Землю спустились. И даже лица, как Яхве, не скрывают.

И конечно, самый уникальный контактёр – это Моисей. В книге Числа в 12 главе мы видим, что опустилась с неба «слава господня» и сам Яхве, разбирая скандал Моисея с братом Аароном и сестрой Мариамью, говорит: «Если кому-то Я являюсь в видениях или во сне, то не так с рабом моим Моисеем. Он верен во всём дому моему. Устами к устам говорю Я с ним, и явно, а не в гаданиях, и образ господа он видит. И как же вы не убоялись упрекать раба моего Моисея?» И поразил Мариамь проказой, как снегом. И отошла «слава господа» от скинии собрания – улетел дисколёт. Моисей потом упросил Яхве исцелить сестру. Яхве успокоился и выполнил просьбу Моисея.

А теперь – про нюанс, о котором я говорил несколько ранее. Удивляет такой интересный факт – Яхве принуждает исполнять десять заповедей и много других хороших правил, которые, в общем-то, неплохие! Вполне приличные по человеческим меркам морали. Но это, когда касается самих евреев. Внутри еврейского общества. А вот по отношению к другим народам, которые не его, можно делать всё, что угодно. Евреям позволено их убивать, грабить и насиловать. Прямо ненависть к представителям человечества, которые не ему поклоняются, и ему не подвластны.

В книге Числа, гл. 31 интересно описано поведение евреев в отношении побеждённых Мадианитян. Всех убили, сожгли и разграбили города. Взяли в плен женщин и детей Мадианских. Но Моисей и Елиазар, выйдя навстречу им, закричали – убейте всех детей мужеского пола и женщин. А всех детей женского пола, не познавших мужеского ложа, оставьте в живых для себя… А почему? Ведь это Яхве приказал, а Моисей только выполнил!

Какое ты имеешь право делить людей Земли на своих и несвоих? Откуда такая жажда к войне и убийствам? Точно, из военных выбился. Неуравновешенность в характере, вспыльчивость, мстительность. И это Бог, создавший всё?! Такой куцый и примитивный? Навёл шороху на Ближнем Востоке, рассорил арабов с евреями и ничего после себя достойного не оставил.

Сравните с пирамидами Египта. Сравните с Тео Тиуаканом в Мексике, с Баальбекской платформой в Ливане. Вот, где «боги» поработали! Вот, где чудеса технологии. Мировые историки до сих пор в ступоре. Кто это мог сделать? Какими машинами и инструментами скалы резали кусками в сотни тысяч тонн. Да как резали – в плоскость. В любом месте на отвесной скале монтировали. По всем континентам наследили. Вот это были Боги! И не губили людей десятками тысяч. И не заставляли поклоняться себе. Учили наукам, медицине, земледелию.

А Яхве тех, иных богов, ненавидел почему-то. Параноик с комплексом неполноценности. Да и побаивался, наверное, раз Египет не погубил. Так напакостил, и в пустыне спрятался. И всё-таки Яхве пришелец. Если бы он был действительно всемогущим, то не ограничился бы Аравийской пустыней и евреями. По всей Земле уже довольно развитые народы и культуры. Их он не тронул даже пальцем! Не потянул бы ношу такую. Ограничился Ближним Востоком. Хотя и хвалился Моисею – Вся Земля моя! Лучше бы сказал вся Аравийская пустыня – честнее было бы.

В своей предыдущей статье «Неудобная правда истории» я его воспринимал иначе, но углубляясь в текст Завета, всё более разочаровывался в нём. В его доброй миссии на Земле. Его поведение выдало его низкий ранг среди истинно всемогущих богов. Но, оказавшись на Земле и без конкуренции – оттянулся по полной!

Интересен факт его исчезновения. Куда он делся вместе с командой? Периодически он является. Довольно открыто и знаково появился Яхве по окончании постройки дома господня царём Соломоном. То есть, по сроку правления Соломона можно вычислить появление Яхве в данной местности. «Когда окончил Соломон молитву, сошёл огонь с неба, и поглотил всесожжение и жертвы. И слава Господня наполнила весь дом. И не могли священники войти в дом из-за того, что дом был наполнен сиянием славы господа. И все сыны Израилевы, видя как сошёл огонь с неба и слава господня на дом – пали лицем на землю, на помост и поклонились. И принёс царь Соломон в жертву двадцать две тысячи волов и сто двадцать тысяч овец…»

Ничего так себе евреи обрадовались. Погуляли на славу… Интересно – это выражение из текста Завета родилось? Так вот, я не силён в хронологии, но очевиден факт – в конце концов настал такой момент в истории Израиля, когда Яхве более не появляется. А почему? Этому есть несколько причин. Он мог отправиться домой. Улетели пришельцы. Но этого Яхве никому из пророков-посредников не говорил. Он мог наконец-то состариться и умереть. Ведь ничто не вечно. Он мог погибнуть при аварии дисколёта – тоже версия. Летающая техника иногда падает… Так что вопрос его исчезновения вообще остаётся открытым.

Его база на горе не найдена до сих пор. Хотя её вообще-то и не ищут. А ведь времени прошло не так что б уж много. А построечка была видная. Террасоподобная, 250 на 250 метров размерами. К тому же, весьма хитро устроенная. А с южной стороны как бы городские здания (Иезекииль гл. 40). Может, улетая, развалил всё. Следы замёл на всякий случай.

Всё, что от Яхве осталось нам – это Ветхозаветный сюжет. Но он писан не самим Яхве, а очевидцами тех событий. Поэтому приходится серьёзно фильтровать текст. Делать поправку на невежество древних евреев. На их специфическое отношение к происходившему с ними. На образность описания. Хотя они молодцы! Точность описания достаточна для анализа текста. Ах, как бы я хотел оказаться на горе, где на базу прилетает «слава господня» и посмотреть на этот аппарат. Посмотреть на человека, который имеет вид блестящей меди. Увидеть центробежные складные винты херувимов и манипуляторы под ними. Раскрыть тайну лица Яхве. Чего в нём такого страшного, что человек умрёт, если посмотрит. Не крокодил же он?

И ведь люди этому верят, не удосужившись взять в руки Библию и внимательно почитать. Но мотивы верующих мне понятны – я уже писал об этом. Им нужен Бог любой ценой! Такая форма самосознания у них. Овцы. А стаду нужен пастырь. Овцы блеют, а эти алилуийя кричат и радуются при этом, как дети.

Может быть, когда-то я пойму несколько больше. Хотя и так продвинулся в этом вопросе. Многие меня не понимают и не согласны. Но в полемике со мной обнаруживают полное незнание текста, либо сильную заинтересованность в боге. Им так легче жить – есть, на кого спихнуть свои ошибки и промахи. Есть, кого попросить о сокровенном, не делать – попросить и верить, что даст…

Ниже фото космического корабля Яхве и видео демонстрирующее реконструкцию прилёта Яхве

Источник не обнаружен.

Нравится(51 ) Не нравится(

Происхождение имени Яхве.

Яхве имя Бога в иудаизме и христианстве, употребляется в Ветхом Завете (Танахе). Согласно Библии, было открыто еврейскому народу через Моисея. В современном русском языке принято произношение с ударением на первый слог, но для древнееврейского языка типичным является ударение на последний слог.
Тетраграмматон (ЙХВХ) транслитерация на русский язык Божьего имени, четырёх согласных букв - יהוה. Яхве - ныне принятое вероятное произношение имени Бога Библии. Произнесение имени Бога в иудаизме табуировано, что, в частности, основывается на библейской заповеди «Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно» (Исх.20:7), поэтому истинное (тайное) произношение имени знал только первосвященник Иерусалимского храма, а в молитвах используется обращение Адонай (ивр., «Господь», «Владыка», «Вседержитель»), в быту - А-шем (ивр. «Имя»).
Поскольку в древней письменности (древнееврейский язык) не обозначаются гласные, то истинное произношение имени Бога остаётся предметом гипотез, достоверно известны лишь буквы Йод-Хей-Вав-Хей (в латинской транскрипции YHWH). Буквенным обозначением этого древнееврейского имени является тетраграмматон. Самаритяне сохраняют произношение Yahwe или Yahwa до настоящего времени. Произношение Yahweh с вариантами Yahwoh, Yehwoh реконструируется также по независимым древнесемитским источникам.

Широко распространена и вошла в ряд европейских языков огласовка тетраграмматона «Jehowah» (в русской традиции - Иегова). Известный антиковед и востоковед Илья Шифман по поводу использования слова Иегова писал: Когда хранители иудейской ветхозаветной традиции изобрели специальные знаки для обозначения гласных, они к согласным имени Яхве присоединили гласные от слова Адонай. В результате получилось никогда в действительности не существовавшее и не читавшееся Иехова (в традиционном написании: Иегова). То есть Иегова не имя Бога, это производное от других слов, которое появилось относительно недавно.

Вот он. Предположительный Яхве (справа).

Яхве в западносемитской мифологии

Супруга Яхве. В некоторых источниках говорится, что Яхве имел супругу, и даже сразу две супруги. Анат и Ашера. По мнению некоторых исследователей, в период перехода к монотеизму у древних евреев Яхве считался единственным богом, однако, имеющим супругу. По одним источникам (например, элефантинским папирусам) ею являлась Анат, по другим - Ашера. В Ветхом Завете упоминается поклонение древних евреев «Царице Небесной», против чего боролся пророк Иеремия. Археологические данные (частая находка статуэток Ашеры) также говорят о широком распространении её культа в Палестине, по крайней мере, до VI века до н. э. Однако, среди исследователей наблюдается путаница между именами богинь Ашеры (жены бога Эла) и Ашторет (Иштар-Астарты), которые различаются в угаритской мифологии; также как Яхве в древности мог отождествляться с Элом или сыном Эла.

В начале двадцатого века в Египте были найдены документы, написанные на папирусе на арамейском языке. Оказалось, что в Элефантине, небольшом островном поселении напротив Асуана, находилась колония еврейских наемников, проживающих там с начала персидского владычества (525 г. до н.э.) и до начала нашей эры. У поселенцев был свой храм, они осознавали свою причастность к еврейскому народу, и их жрецы переписывались с иерусалимскими жрецами. Кому поклонялись евреи Элефантины? Конечно же, еврейскому богу, которого они называли YHW (краткая форма YHWH). Но наряду с ним в том же самом храме они поклонялись двух богиням – Ашам Вефильской (Вефиль – главный город в Северном Израильском царстве; сама богиня, возможно, соотносится с Ашмат из Самарии, упоминаемой Амосом, 8:14) и Анат Вефильской (известная семитская богиня любви и войны).

Оказалось довольно легко отождествить YHW Элефантины и общееврейского Яхве, хотя у первого целых две божественные супруги. Ученые считают религию этой местности иудейской, хотя и не нормативной. Предлагается несколько объяснений этим отклонениям от монотеистического канона. Первое связано с тем, что религия Элефантины, как считает Шалит, носила народный характер. Элефантинские евреи принесли с собой в Египет народную религию, против которой боролись ранние пророки и Иеремия незадолго до разрушения первого Храма. Конечно, и народная религия ставила на первое место бога иудеев – Яхве.

Другие ученые видят причину в удаленности от нормативного иудаизма времен второго Храма и/или влиянии языческого окружения. Однако недавние находки на территории собственно Израиля по-новому объясняют это явление. Рисунки на разбитом сосуде, найденном в Кунтиллет-Аджруд на северо-востоке Синая и датированном началом XVIII в. до н. э., изображают три фигуры: стоящий на переднем плане мужчина, непосредственно за ним – женщина, на заднем плане – сидящий музыкант. Надпись гласит “Благословляю тебя именем Яхве из Самарии и его Ашеры”. Погребальная надпись из гробницы в Эль-Ком (Иудея), относящейся к XVIII в. до н.э., также заканчивается именами Яхве и Ашеры. Ашера, как и Анат, – хорошо известная и по многим документам богиня северо-западного семитского пантеона. Мы помним, что в самой Библии сказано об ее официальном почитании в Израиле IX в. до н.э.; ее культ был утвержден Иехавелью и Аталией, заимствовавшими его, вероятно, у финикийцев. В других библейских упоминаниях авторы либо сокрушаются по поводу ее почитания (4 Царств 14:13, например, где говорится о другой госпоже), либо низводят ее до роли дерева или шеста возле алтаря (2 Царств 13:6, 17:16; Второзаконие 16-21 и далее). Осуждение и ожесточенная полемика, направленные против нее, являются знаком популярности и почитания Ашеры. Маргалит утверждает, что это имя значит «идущая позади» — такое наименование указывает на ее роль супруги верховного бога, что очень подходит к рисунку на сосуде из Кунтиллет-Аджруд. Таким образом, приняв во внимание как библейские указания, так и археологические находки, можно сделать следующий вывод: культ богини, предполагаемой супруги Яхве, был широко распространен по всей стране в эпоху первого Храма, а также среди еврейского населения Элефантины”.

Соответствия с другими божествами

По-видимому, почитание Яхве было распространено не только среди древних евреев, а встречалось и у других западносемитских племен. У финикийцев он был известен под именем Йево и в Библе под именем Йехи (Йихави). Отвечал за морскую стихию и считался покровителем г. Бейрута, где были обнаружены тексты, посвящённые Йево, безусловно созданные под влиянием мифов о Баал-Хаддаде, боге грозы, сыне угаритского Илу. Имя последнего перешло в иврит в нарицательной форме, в значении «бог», а функции Илу (Эла) вобрал Яхве. В Палестине считался покровителем древнеизраильского союза племён и, вероятно, покровителем Эдома. Борется с Йамму (морем) и левиафаном и одерживает победу. В Угарите и Ханаане Яхве (Йаву) называли Йамму - бог моря, побеждённый в борьбе с Баалом. Кроме того, в угаритских ритуальных молитвах Яхве отождествляется с Элом или он называется сыном Эла. Предполагают, что в общезападносемитском пантеоне Яхве/Йево был владыкой водной стихии, возможно, соответствующим в шумеро-аккадской мифологии богу Эа (что, однако, сомнительно, ибо Эа был противником грозного Энлиля (позднее в Библии возможно названного Яхве), наславшего Всемирный Потоп. Впрочем, такая путаница типична для родственных, но не совпадающих мифологий, сравните Уран/Зевс у греков и Дьяус/Индра у индоариев).

Яхве в Ветхом Завете

В Ветхом Завете Яхве (в синодальном переводе обычно передаётся как «Господь» или «Господь Бог») - личный монотеистический Бог народа Израиля, выведший евреев из Египта и давший Моисею божественный Закон. Культ Яхве противопоставляется в Ветхом Завете резко отрицательно оцениваемым культам других семитских божеств. История взаимоотношений народа Израиля с Яхве составляют центральный сюжет Ветхого Завета. Яхве в Библии деятельно участвует в судьбе Израиля и других народов, открывается пророкам, даёт заповеди, наказывает за непослушание. Восприятие личности ветхозаветного Бога было различным в разных религиозных и философских учениях. Так, с христианской точки зрения подчеркивалась как его преемственность по сравнению с новозаветным понятием Бога, так и различия между ними.

Христианство

В ортодоксальном христианстве имя Яхве приличествует всем трём лицам Божества. Под именем Яхве Моисею и пророкам являлся Сын Божий (Иисус до воплощения). Яхве Он - Творец, Законодатель, защитник, Божество, верховный и могущественный Владыка. Синодальный перевод, как правило, передает тетраграмму (YHWH) словом «Господь». Произношение «Иегова» используется в христианском мире уже более 200 лет, но в большинстве переводов Библии на русский язык встречается очень редко (Исх.6:3, сноска, Исх.15:3) и заменено на другие имена (в основном, Господь).

Кто же этот Яхве, если не Бог? Если отбросить в сторону версию о его божественном происхождении, то у нас появляются несколько версий: Яхве либо выдуманный персонаж (типа деда мороза), Яхве пришелец, Яхве представитель темных сил. Разберем эти версии более подробно.

Известный деятель «нового атеизма» этолог Ричард Докинз, считает, что Яхве «самый неприятный персонаж всей художественной литературы: ревнивый и гордый этим; мелочный, несправедливый, злопамятный деспот; мстительный, кровожадный убийца-шовинист; нетерпимый к гомосексуалам, женоненавистник, расист, убийца детей, народов, братьев, жестокий мегаломан, садомазохист, капризный, злобный обидчик». Яхве, которому поклонялись иудеи - ни кто иной, как Древне Египетский Сет, тёмный бог пустыни, оскоплённый сыном Осириса Гором в отместку за смерть отца - прообраз дьявола. Кстати, в Новом Завете, Христос так и говорить евреям: “Ваш отец диавол; и вы хотите исполнять похоти отца вашего» (Ин 8,44). В христианстве, как и в иудаизме, дьявол отождествлялся со змеем (рептильная сущность). Но как такое могло быть. Яхве - он же и Творец Сущего, он же тёмный бог? Он же сам запретил есть плод Дерева Познания Добра и Зла, сам соблазнил на это Еву, и сам их наказал? А почему нет? В первых выясним, что Единым Творцом Неба и Земли яхве быть не может. Он слишком личностен, имеет свои пристрастия, ревнив, гневлив и тому подобные качества. В Библии, ведь, ему такое и не приписывается. Яхве - именуется никак, кроме Господь, Господь Бог Авраама и его потомков. Это уже иуд христианские священники стали приписывать этой сущности то, что сотворил Творец, потому что отождествляли их. Плутарх, древнегреческий историк писал: «Те же, кто рассказывает, что Тифон (Сет) после сражения семь дней спасался бегством на осле, спасся и стал отцом Иерусалима и Иудея, те совершенно очевидно и явно притягивают к мифу иудейскую традицию» «Об Исиде и Осирисе». Это подтверждает то, что иудейский бог яхве - это жуткий, кровожадный демон, выходящий только ночами, избегающий дня, то есть тёмный бог Сет. Почему Христос говорит евреям: «Ибо, когда из мертвых воскреснут,не будут ни жениться, ни замуж выходить, но будут, как Ангелы на небесах» (от Марка, 12:25)? Почему эти ангелы в христианстве изображались не как бесполые существа (амёбы), а именно, как оскоплённые мужчины, без гениталий? Ведь как Сет, тёмный бог, был оскоплён, так и яхве, не выносил ничего напоминающего о том, что людям свойственны удовольствия, недоступные ему. Это единственный «бог», чуждающийся плотских радостей. Он - строг и уныл. Любые радости ему противоречат. Ночь - время, в которое проводятся все иуд христианские праздники, такие как Пасха (иудейскй песах) - говорит так же о тёмной сущности бога яхве (сета). И прогневался Моисей на военачальников, тысяченачальников и стоначальников, пришедших с войны, 31:15 и сказал им Моисей: для чего вы оставили в живых всех женщин? 31:17 Итак, УБЕЙТЕ ВСЕХ ДЕТЕЙ мужеского пола, и всех женщин, познавших мужа на мужеском ложе, убейте; 31:18 а всех ДЕТЕЙ ЖЕНСКОГО ПОЛА, которые не познали мужеского ложа, оставьте в живых ДЛЯ СЕБЯ. 31:28 И от воинов, ходивших на войну, возьми дань яхве, по одной душе из пятисот, из людей и из крупного скота, и из ослов и из мелкого скота; 31:29 возьми это из половины их и отдай Елеазару священнику в ВОЗНОШЕНИЕ яхве. 31:31 И сделал Моисей и Елеазар священник, как повелел яхве Моисею. 31:40 Людей шестнадцать тысяч, и дань из них яхве тридцать две души. 31:41 И отдал Моисей дань, ВОЗНОШЕНИЕ яхве, Елеазару священнику, как повелел яхве Моисею.» Вы думали, наслушавшись благостных поповских речей, что «бог яхве не требует кровавых людских жертв и этим выгодно отличается от языческих» богов? А о чём же нам поведала эта цитата?

После прочтения Ветхого завета на самом деле может сложиться мнение, что ветхозаветный бог Яхве не плод фантазии древних евреев. Действительно примерно три тысячи лет назад на ближнем востоке объявился некий весьма неординарный тип. Причем не один а с командой таких же как и он, но находящихся в его подчинении. Сразу хочу предупредить читателя – не смотреть на моё исследование через призму религиозности или чего то вроде этого. Я беспристрастен в смысле веры в бога. Я провожу сухой, непредвзятый анализ текста и психологическую составляющую писания. Итак первое – бог Яхве и его команда возможно не земляне. То есть они пришельцы из другого мира. Не удивляйтесь таким выводам. Обратите внимание на манеру обращения как самого Яхве так и членов его команды к людям. Выражение «Сын человеческий», употребляемое ими, на языке психологов – известное дистанцирование. Ни Яхве, ни кто либо из его товарищей, а они описаны, не соотносит себя с людьми. То есть сами они не человеческие сыны. Второе – вам не кажется странным, что Яхве в те далекие времена обладает знаниями и способностями современного уровня. Тот кто знаком с текстом ветхого завета должен об этом знать. Яхве знаком с вирусологией, бактериологией, медициной, генными исследованиями. Знает о влиянии питания на организм человека. А так же силен в социологии и военном деле. Требует соблюдать нормы поведения, присущие современному обществу, с некоторыми нюансами. Но об этом чуть позже…

Мало того в его распоряжении имеется довольно внушительный по размеру летательный аппарат и несколько меньших. Причем не на воздушном шаре летает а на дископодобном аппарате из металла размером с кинотеатр, да еще с лучевым оружием на борту. Аппарат может летать как самостоятельно, используя реактивный принцип. Так и перемещаться с помощью четырех носителей снабженных винтами как у вертолета, к тому же складными. Носители имеют посадочные опоры как у современных космических аппаратов и снабжены оригинальными секторными колесами. Оборудованы манипуляторами под винтами, которые в завете пророк Иезекииль назвал подобием руки человеческой. Прочитайте в ветхом завете книгу пророка Иезекииля, только внимательно. Вы будете удивлены сюжетом. В книге описана некая «Слава господня», которая встречается ранее в писании. Впервые в главе Исход. Однако только после прочтения Иезекииля можно разобраться что это такое.

Слава Господня. Настоящий летательный аппарат.

Мало кто знает что ветхозаветной «славой господа» занимался ведущий специалист, инженер НАСА Йожеф Блюмрих. Он достаточно точно воспроизвел на чертеже «славу господа». И разгадал устройство секторных колес этой летающей славы господа. Еще и патентовал изобретение. Хотя не надо быть специалистом НАСА что бы разглядеть в славе господа дисколет с оружием. Просто внимательно читайте текст библии и представляйте себе что описывает пророк. У современного читателя есть одно преимущество перед читателем прошлого – знания и возможность сравнивать с современными авиационно-космическими технологиями. Понятно что для древних евреев такое явление как космический корабль и тот кто им управляет – не иначе как Бог прилетел. Невиданное оружие с помощью которого Яхве уничтожает десятки тысяч людей за считанные минуты. С шумом и грохотом прилетает и улетает, поднимая при этом облако, наполненное светом пламени. Порой читая поражаешься – как такое может вообще в Библии описываться. Но тема дисколета проходит через весь Ветхий завет. Именно по этой причине Яхве наводит ужас на все народы ближнего востока. И евреев боятся все на кого они нападают. Он сжигает жертвоприношения огнем, взявшимся ниоткуда. Раскалывает скалу и разверзает землю. Поражает язвами и прочими болезнями людей – все это было неизвестно людям того времени. Конечно в их глазах он Бог. Но что меня удивило, так это его «земная натура». Причем характер у него прескверный. При всем своем отличии от людей он ведет себя как то по земному, по человечески. Говорят пришельцы на понятном людям языке. Выглядят как люди, что тоже прекрасно описано в завете. Едят и пьют по человечески. Носят одежду, хотя и не такую как у древних людей. Пророка Иезекииля встретил возле входа в ангар для дисколета некий муж, который выглядел как блестящая медь. (Иезекииль гл.40) Трудно придумать причину такого отличия от остальных людей. Видимо металлизированный комбинезон. В руках у него была трость измерения и веревка. Он долго и обстоятельно знакомит Иезекииля с устройством ангара и всем комплексом строений вокруг него. Пророку было велено все задокументировать в деталях и передать людям. Впрочем и каратели города с губительным оружием в руках отличаются одеянием. Они были посланы Яхве дабы уничтожить жителей города Иерусалима за поклонение другим богам. Но тут мы видим метод исключения в описании. Их было шестеро, но один был в полотняной одежде с прибором писца. Одежда остальных с оружием не описана. Но явно не в полотно закутаны были, если бесшумно и эффективно уничтожили большую часть жителей Иерусалима. О чем и отчитался по завершении операции человек в полотняной одежде самому Яхве. Кто же они такие? Оружие явно небольших размеров коль говорится что оно у каждого в руке. Жители ведь не разбежались от шума и криков. Складывается мнение, что Яхве некий военный чин из пришельцев, который спрятался на Земле от более могущественных сил. Возможно после войны богов, которая описана в летописях и преданиях древности. Место ему хорошо знакомо. Люди Земли тоже. И видимо в ожидании помощи от своих, он с командой ждал корабль который их заберет. А чтобы не терять времени «приручил» себе немногочисленный народ для личной выгоды.

Интересен факт примитивности некоторых требований Яхве. Так например обряд жертвоприношения обязательный для евреев. Высокие технологии и жертвоприношения как то не вяжутся друг с другом. Жертвенное мясо Яхве сжигает лазером, вызывая благоговейный страх у людей. Но тут понятно – нужно удивить и принудить к уверованию в себя великого. Но зачем ему было вообще связываться с таким примитивом при его уровне? Неужели потребности команды и всего комплекса требовали участия целого народа? Яхве весьма жадно обирает евреев. Лучший провиант, шкуры и ткани, масло и драгоценные металлы. Свинец также требовал, что очень интересно. Видимо Яхве не ради наживы копил все это. Скорее всего была необходимость менять золото и серебро на расходные материалы для техобслуживания летательных аппаратов. Но с кем он менялся? Можно предположить что необходимое оборудование было на базе. Тогда Яхве покупал у кого то за золото и серебро только сырье. Например металл. Но производство топлива, выплавка стали, и прочие высокотехнологичные работы это уже целое предприятие. И видимо на базе все это было. А рабочих надо обучать и кормить. Обеспечивать жильем. Это объясняет его жадность. Обслуживающий базу персонал был весьма многочисленный. Видимо это были Левиты, обученные пришельцами. Подбное обучение мы наблюдаем при постройке ковчега завета. Яхве сам говорит Моисею, что он вложил мудрость и умение в мастеров еврейских. Территория вокруг комплекса охватывала десятки квадратных километров. А в праздник пасхи евреи проиносили на базу пятьдесят туш тельцов, не считая более мелкого скота на убой. Вино, хлеб и тд. Вообще все это описано лучше всего в книге пророка Иезекииля. Скорее Яхве связался с примитивным и в общем немногочисленным народом исключительно из утилитарных соображений. Они его обеспечивали. А так как евреев было относительно немного, да и в пустыне никуда не убежать – Яхве мог легко контролировать своих рабов и наказывать их в случае бунта. Что он периодически и делал с помощью оружия на своем дисколете. Пятнадцать тысяч евреев лазером порезал за считанные минуты. Взбунтовались и на Моисея стали давить. К тому же Яхве освободил еврейский народ из египетского рабства. Они теперь ему как бы должны.

Но откуда Яхве со своей свитой взялся вообще? Кто они такие? Живут столетиями не умирая, во всяком случае сам Яхве. Его слова «Я давал клятву праотцам вашим – Аврааму, Исааку, Иакову в верности вам». А ведь это три поколения как минимум. Настолько сильно развитых цивилизаций на Земле в этот период небыло. А судя по тексту ветхого завета Яхве уже давненько возле Земли крутится. Да и выглядят они как люди. Как увязать воедино высокие технологии с временем в две – три тысячи лет тому назад? Остается одна версия – пришельцы из космоса которые хорошо знают Землю и ее обитателей. А похожи не они на нас, а мы на них. Видимо не так далеко от солнечной системы находится более развитая цивилизация. Перелет от нее на Землю занимает несколько сотен лет. Ее представители периодически прилетают к нам и ведут себя как хозяева. Скорее всего это и есть наши создатели. Только иногда хорошие и добрые, а иногда такие как Яхве. А земляне потом тысячи лет в религию играют. Хорошо что сейчас можно вот так спокойно во всем разбираться. Настало время для выводов без Бога.

Что еще интересного в смысле психологии Яхве? Он способен на дружбу, настоящую человеческую дружбу. С Моисеем например. Моисей был настолько любим богом, что Яхве прислушивался к мнению Моисея и частенько шел на уступки по просьбе последнего. Из за Моисея Яхве погубил пятнадцать тысяч еврейского народа. То есть жизнь Моисея ценилась выше жизни еврейского народа. Весь еврейский стан видел как Моисей ходил в скинию, подальше от всего народа и там беседовал с Богом как с другом. При этом обязательно с неба опускался столп облачный. Иногда написано что опускалась слава господа. Хотя и ближайшие родственники Моисея тоже были приближенными к Яхве. Брат Аарон, Сестра Мариамь и их дети. То есть опять налицо чисто человеческие признаки в поведении. Терпеть не могу когда из Яхве верующие делают некую небесную химеру. Никому не доступное абстрактное существо, которое всем на Земле управляет, а потрогать его нельзя. Но их мотивы мне понятны. А вот Ветхий завет книга весьма правдивая и ничего подобного там нет. Яхве постоянно общается с людьми. Только исключительно через посредников. Его видят, слышат и терпят от него в случае провины вполне по настоящему. И нигде в Завете не сказано что Яхве где то там в облаках. Тем более его подчиненные из команды. Как то же они на Землю спустились. И даже лица как Яхве не скрывают. И конечно самый уникальный контактер это Моисей. В книге Числа в 12 главе мы видим что опустилась с неба слава господня и сам Яхве разбирая скандал Моисея с братом Аароном и сестрой Мариамью говорит: «Если кому то Я являюсь в видениях или во сне, то не так с рабом моим Моисеем. Он верен во всем дому моем. Устами к устам говорю Я с ним, и явно, а не в гаданиях, и образ господа он видит. И как же вы не убоялись упрекать раба моего Моисея?» И поразил Мариамь проказой как снегом. И отошла слава господа от скинии собрания – улетел дисколет. Моисей потом упросил Яхве исцелить сестру. Яхве успокоился и выполнил просьбу Моисея. Ну и при чем тут небесная химера?

А теперь про нюанс о котрором я говорил несколько ранее. Удивляет такой интересный факт – Яхве принуждает исполнять десять заповедей и много других хороших правил, которые в общем то неплохие. Вполне приличные по человеческим меркам морали. Но это когда касается самих евреев. Внутри еврейского общества. А вот по отношению к другим народам, которые не его, можно делать все что угодно. Евреям позволено убивать, грабить и насиловать. Прямо ненависть к представителям человечества, которые не ему поклоняются, и ему не подвластны. В книге числа гл. 31 интересно описано поведение евреев в отношении побежденных Мадианитян. Всех убили, сожгли и разграбили города. Взяли в плен женщин и детей Мадианских. Но Моисей и Елиазар выйдя навстречу им закричали – убейте всех детей мужеского пола и женщин. А всех детей женского пола, не познавших мужеского ложа, оставьте в живых для себя. А почему? Ведь это Яхве приказал, а Моисей только выполнил. Какое ты имеешь право делить людей Земли на своих и не своих? Откуда такая жажда к войне и убийствам? Точно из военных выбился. Неуравновешенность в характере, вспыльчивость, мстительность. И это Бог создавший все?! Такой примитивный. Навел шороху на ближнем востоке, рассорил арабов с евреями и ничего после себя достойного не оставил. Сравните с пирамидами Египта. Сравните с Тео Тиуаканом в Мексике, с Баальбекской платформой в Ливане. Вот где «боги» поработали! Вот где чудеса технологии. Мировые историки до сих пор в ступоре. Кто это мог сделать? Какими машинами и инструментами скалы резали кусками в сотни тысяч тонн. Да как резали – в плоскость. В любом месте на отвесной скале монтировали. По всем континентам наследили. Вот это были Боги! И не губили людей десятками тысяч. И не заставляли поклоняться себе. Учили наукам, медицине, земледелию. А Яхве тех, иных богов, ненавидел почему – то. Побаивался наверное, раз Египет не погубил. Так напакостил, и в пустыне спрятался. И все-таки Яхве пришелец. Если бы он был действительно всемогущим, то не ограничился бы Аравийской пустыней и евреями. По всей Земле уже довольно развитые народы и культуры. Их он не тронул даже пальцем! Не потянул бы ношу такую. Ограничился ближним востоком. Хотя и хвалился Моисею – Вся Земля моя! Лучше бы сказал вся Аравийская пустыня – честнее было бы.

Его поведение выдало его низкий ранг среди истинно всемогущих богов. Но оказавшись на Земле и без конкуренции – оттянулся по полной. Видимо космические расстояния и релятивистские эффекты времени при космических перелетах позволили ему как то выпасть из компании всемогущих, которые посещали нашу планету. И пока они летели домой, он вернулся на Землю. Или его «вернули». Интересен факт его исчезновения. Куда он делся вместе с командой? Периодически он является. Довольно открыто и знаково появился Яхве по окончании постройки дома господня царем Соломоном. То есть по сроку правления Соломона можно вычислить появление Яхве в данной местности. «Когда окончил Соломон молитву, сошел огонь с неба, и поглотил всесожжение и жертвы. И слава Господня наполнила весь дом. И не могли священники войти в дом из за того что дом был наполнен сиянием славы господа. И все сыны Израилевы, видя как сошел огонь с неба и слава господня на дом – пали лицем на землю, на помост и поклонились. И принес царь Соломон в жертву двадцать две тысячи волов и сто двадцать тысяч овец.» Ничего так себе евреи обрадовались. Погуляли на славу. Интересно – это выражение из текста Завета родилось? Так вот я не силен в хронологии, но очевиден факт – в конце концов настал такой момент в истории Израиля, когда Яхве более не появляется. А почему? Этому могут быть несколько причин. Он мог отправиться домой. Улетели пришельцы. Но этого Яхве никому из пророков – посредников не говорил. Он мог наконец то состариться и умереть. Ведь ничто не вечно. Он мог погибнуть при аварии дисколета – тоже версия. Летающая техника иногда падает. Так что вопрос его исчезновения вообще остается открытым. Его база на горе не найдена до сих пор. Хотя ее вообще то и не ищут. А ведь времени прошло не так что б уж много. А построечка была видная. Террасоподобная. 250 на 250 метров размерами. К тому же весьма хитро устроенная. А с южной стороны как бы городские здания (Иезекииль гл. 40). Может улетая развалил все. Следы замел на всякий случай. Все что от Яхве осталось нам – это Ветхозаветный сюжет. Но он писан не самим Яхве, а очевидцами тех событий. Поэтому приходится серьезно фильтровать текст. Делать поправку на невежество древних евреев. На их специфическое отношение к происходившему с ними. На образность описания. Хотя они молодцы. Точность описания достаточна для анализа текста.

Вообще многие и не подозревают насколько интересно разбирать Ветхий завет. Это очень интересное занятие. Разбирая тексты понимаешь, что кем бы ни был Яхве, уж Всемогущим Творцом он точно не был.

(18 голосов : 4.7 из 5 )

Вопрос:

Скажите пожалуйста, директор Иванов – «директор» это имя или должность? А господин Иванов - «господин» это титул или имя? Так как Вы говорите, что Бог и Господь это имя? У Бога есть имя, и Вы приводите тетраграмматон YHWH, который в Библии встречается более 7000 раз. Во всем мире его прочтение передается как Иегова или Яхве, так почему Вы в своем ответе это не договариваете и не приводите Исход 3:15? Давайте честно вставим этот тетраграмматон во все места в Библии, где он стоит в оригинальных текстах. Не надеюсь на Ваш ответ, но я рад что есть еще люди, которые читают Библию и размышляют. До свидания.

Борис

Отвечает священник Афанасий Гумеров, насельник Сретенского монастыря:

Вопрос об именах Божиих решен в древней и поздней патристике, а также в библейской науке. Как представители святоотеческого богословия, так и ученые в области библейской науки, едины в мнении, что Священное Писание открывает нам несколько Божественных имен. Оспаривают это лишь представители некоторых сект, в частности «свидетели Иеговы». Они утверждают, что есть только одно сокровенное имя (Иегова), которое они почитают. Все остальное, мол, титулы. Утверждение это полностью противоречит священным текстам.

Священные писатели пользуются словом шем (имя). Оно применяется не только к Богу, но и к людям. Присутствует оно и в книге Исход (3:13-15). Пророк Моисей спрашивает: А они скажут мне: как Ему имя? Бог сказал Моисею: Я есмь Сущий. В еврейском тексте стоит слово из четырех букв: йод, г(х)е, вав, г(х)е (YHWH). Слово это получило название тетраграмматон (tetra – четыре; gramma – буква). Евреи с некоторого времени имя это не произносили. Одно из иудейских преданий относит начало этого запрета к времени первосвященника Симона Праведного (3 в. до Р.Х.), после смерти которого священники перестали пользоваться тетраграммой даже в богослужении. Поэтому рядом с тетраграммой ставили другое имя, тоже состоявшее из четырех букв: алеф, далет, нун, йод. Его произносили вместо тетраграммы – Адонай. В отличие от царского титула адони (господин, повелитель) Адонай (мой Господь) в Библии относится только к Богу. В ряде мест это имя как обращение встречается уже в древних текстах: ; ; Вт.9:26; и др. Еврейский алфавит состоит только из 22 согласных. Около 6 века по Р.Х. появилась система огласовок (некудот), мазореты (евр. мазара – предание), т.е. хранители предания, сознательно перенесли гласные звуки с имени Адонай на тетраграмму. Средневековые европейские ученые не заметили этой условности и приняли написание эти огласовки за собственные гласные звуки тетраграммы. Поэтому в течение нескольких веков тетраграмму произносили неправильно – Иегова. Однако уже в 16 – 17 столетиях ряд видных ученых-гебраистов (Букстрофий, Друзий, Капелл, Альтингий) возражали против такого прочтения. Поскольку взамен не предлагалось точное произношение, то продолжало оставаться прежнее – Иегова. В первой половине 19 века немецкий ученый Эвальд предложил другое чтение – Jahvah (Йахва). Предложение это было принято не сразу, а только после поддержки со стороны таких видных исследователей как Генстенберга и Рейнке. Прочтение, предложенное Эвальдом, не является открытием подлинного имени. Оно получено филологическим методом. Поэтому возможны два варианта: Jahvah и Jahveh. Наш выдающийся исследователь архиепископ на основе исторических данных считал наиболее правдоподобным произношение Jahveh (Йахвэ).

Несмотря на точные данные библейской науки, представители секты «свидетели Иеговы» на основе ошибочного прочтения тетраграммы построили свою «догматику». Автор письма не говорит о своей конфессиональной принадлежности, однако его пафос не случаен. «Во всем мире его прочтение передается как Иегова или Яхве…». Прежде всего, должно спросить: какое все же имя? Иегова или Яхве? Ведь они совершенно разные. Во-вторых, во всем ли мире «прочтение передается как Иегова» или среди представителей секты? Приведу мнение не православного богослова, а современного ученого гебраиста профессора Гарвардского университета Томаса О. Ламбдина о имени, заключенном в тетраграмме: «Первоначально оно произносилось скорее всего как Yahwe. Затем, из благочестивых побуждений, его перестали произносить, заменяя при чтении вслух на Adonay (Господь). Этот обычай, возникший уже за несколько веков до н.э. и отразили в своей пунктуации масореты, перенеся огласовку слова Adonay на стоящие в библейском тексте буквы [у автора в тексте тетраграмма дана еврейским шрифтом – йод, г(х)е, вав, г(х)е]. Так родилось «гибридное» написание, неотражавшее никакого реального произношения. Позже условное масоретское написание было прочитано европейскими учеными буквально – отсюда неправильная, не отвечающая ни древнему, ни позднейшему традиционному чтению форма “Иегова”» (Томас О.Ламбдин. Учебник древнееврейского языка, пер. с англ., М., 1998, с. 117). Относительно произношения Яхве ученый гебраист пишет только предположительно: «произносилось скорее всего как Yahwe». В современной западной богословской литературе Яхве встречается весьма часто, но можно ли молитвенно призывать имя, если оно нам не открыто, а получено путем лингвистического изыскания. Можно ли его включать в молитвы, если и сами ученые не до конца уверены в его точности?

Как же произносят православные христиане библейское начертание тетраграммы? В полном согласии ветхозаветной храмовой традицией. Поскольку в Храме читалось Адонай (Господь), то 72 иудейских толковников при переводе на греческий язык в 3 веке до Р.Х. на месте тетраграммы поставили Кюриос (Господь). Святые апостолы обращались к греческой Библии. Это доказано анализом текста Евангелия. Вслед за ними и мы произносим – Господь.

Рассмотрим другой принципиальный вопрос: одно ли имя Божие или их несколько? Обратимся к Священному Писанию.

1. Тоже слово шем (имя), как и в Исходе (3:13-15), стоит и в тех местах, где нет тетраграммы: «ты не должен поклоняться богу иному, кроме Господа; потому что имя Его – ревнитель; Он Бог ревнитель» (). В еврейской Библии стоит: шемо Ел- Канна (имя Бог ревнитель).

2. В книги Исаии читаем: «Искупитель наш – Господь Саваоф имя Ему, Святый Израилев» (). В евр. тексте: шемо Кедош Исраель. Должны ли мы доверяться своим предвзятым построениям или пророку Исаии? В его книге имя Божие Святый Израилев встречается 25 раз (1:4; 5:19, 24; 10:20; 12:6; 17:7; 29:19; 30:11-12, 15; 31:1; 37:23; 41:14, 16, 20; 43:3, 14; 45:11; 47:4; 48:17; 49:7; 54:5; 60:9, 14). Из контекста совершенно ясно, что Святый Израилев употребляется как имя Божие. Достаточно взять те места, где оно вполне синонимично тетраграмме. Например, «возложат упование на Господа, Святаго Израилева, чистосердечно» (10:20). В первой части этого стиха стоит тетраграмма.

3. «Только Ты – Отец наш; ибо Авраам не узнает нас, и Израиль не признает нас своими; Ты, Господи, Отец наш, от века имя Твое: «Искупитель наш»» (). Вновь в еврейском тексте стоит тоже слово, что и в Исход 3:13-15) – шемо (имя). Гоель (Искупитель) как имя Божие встречается и в других местах Священного Писания.

4. Господь Саваоф – имя Ему» (). Здесь указано еще одно имя – Саваоф (евр. Цеваот; от существ. Цава – войско). Свидетельство об этом встречаем и других пророков: «Господь Бог Саваоф – имя Ему» (); «имя Твое наречено на мне, Господи, Боже Саваоф» ().

5. Употреблялись и другие имена: Ел (Сильный, Крепкий), Елогим (в греч. Библии – Теос; в слав. и рус. – Бог), Ель-Шаддай (в греч. Библии – Пантократор; в слав. и рус. Библии – Вседержитель) и др. Молитвенное упоминание любого из них означало призывание имени Господа.

Мнение, что в Ветхом Завете несколько Божественных имен не является лишь мнением православного богословия, как утверждает автор письма. Вновь приведу мнение неправославного ученого гебраиста. Томас О.Ламбдин в Учебнике древнееврейского языка выделил специальный параграф «Экскурс: имена Бога в Ветхом Завете»: «Чаще всего Бог в Ветхом Завете называется именами Elohim и YHWH… Присоединение предлогов be, lе и kе к именам Elohim и Adonay имеет одну особенность: начальный алеф в произношении утрачивается вместе со следующим за ним гласным» (с. 117-18).

Наше обсуждение не является академическим богословским спором, а имеет принципиальное значение. Изложенная в письме позиция направлена против учения о Пресвятой Троице. С этой целью отрицается Божество Иисуса Христа и Святого Духа. Чтобы избежать опасных ошибок и заблуждений надо избавиться от узких, связывающих ум и духовные очи, представлений. Откровение о Пресвятой Троице дано в Новом Завете. В Евангелии от Матфея Господь наш Иисус Христос, посылая учеников, говорит: «Идите и научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа» (28:19). Невозможно познать Отца, не веря в Божество Сына: «Знаем также, что Сын Божий пришел и дал нам свет и разум, да познаем Бога истинного и да будем в истинном Сыне Его Иисусе Христе. Сей есть истинный Бог и жизнь вечная» ().

Яхве (Иегова) – это имя бога в и . Но что оно означает? Греки сказали просто, это «тетраграмматон» (ЙХВХ), т.е. четырёхбуквенник. А что это за буквы, в которых зашифрована глубокая структура — грекам не дано знать.

Прочитаем это имя на древнееврейском (): «יהוה », видим 4 буквы (справа налево): Йод, Хе, Вау, Хе , прочитаем их значение по :

Йод – бог, бытие и небытие;
Хе (Гхе) – линия без начала и конца, круг;
Вау – страх;
и опять Хе.

Т.е. соединили чисто каббалистические значения, и получили образ: «Бог, который создаёт круги бытия и небытия, и он такой всесильный, могущественный, что его надо бояться».

Яхве (символика) — круги

Мы уже разбирали . Заметьте, нарисован круг , т.е. как бы два круга: есть внутренний, т.е. что внутри – это бытие (Гхе), и внешний Гхе – небытие. Основа всего – треугольник , т.е. бог, он всё это создал и он наверху (Йод).

Поэтому у них запрещено произнесение того, кто создал бытие и небытие. И у них же выражения: «убойся бога», «бойся бога», «страх божий», «страх перед богом (или господом)». Т.е. это всё вытекает из данной структуры: Бог — это нечто высшее, и поэтому его надо любить и бояться.

Когда мы соединяем все значения образов, мы получаем полную картину. А каббалисты дают простому народу только простое, и когда их спросят: «Кто такой Бог?», они отвечают просто: «Тот, кто создал живое и неживое, т.е. бытие и небытие, и он всесильный. Что вам непонятно?, вы должны молиться и бояться». Вот это их система, на таком простом примере.

Могущественный Яхве, которого у православных славян принято называть коротко – Господь, представляет собой противоречивую фигуру. Представители мировых религий и философских учений на протяжении столетий не приходят к единому мнению – един ли бог для представителей столь разных конфессий. Единственное, в чем сходятся ученые и священнослужители всего света, Яхве – одно из множества имен, под которым великое существо упоминается в исторических источниках.

История происхождения

Культ Яхве берет начало на земле Египта. Изначально еврейский бог занимал второстепенное значение в многообразном пантеоне существ, которым поклонялись кочевники и скотоводы. Причем почитался Яхве как демон пустыни.

С течением времени представители племени – племени, считавшего себя потомками сына Иакова, – провозгласили бога защитником и покровителем их родовой ветви. После объединения множества племен в Израильское государство, Яхве стал божеством, оказывающим влияние на весь народ Израиля.

С ростом статуса менялось и значение идола. Израильтяне, втянутые в военные конфликты с филистимлянами и моавитянами, провозгласили Яхве богом войны. Мужчина, которого раньше изображали в образе льва или быка, обрел человеческие черты, но до конца не утратил звериный облик, сохранив жестокость и кровожадность в характере.

Резкое распространение культа Яхве связано с . Ветхий Завет утверждает, что на горе Синай, куда еврейский пророк поднялся за заповедями, бог, у которого Моисей спросил имя, называл себя Яхве. Кстати, в Ветхом Завете это имя божества встречается около 7000 раз.


В период формирования монотеистической тенденции (веры в единого бога) незаметный Яхве занял лидирующее положение в системе ценностей израильтян. Теперь имя великого покровителя древнего народа произносил только первосвященник во время традиционных жертвоприношений. Церемония проходила в период праздника «День искупления».

В Средневековье Яхве из-за ошибки в трактовки получил имя Иегова. А позже, в синодальном переводе Библии на русский язык, божество стали обозначать именем Господь. Впрочем, как и большинство теологических споров, история происхождения Яхве имеет под собой шаткую систему доказательств.

Яхве в мировых религиях

Сведения о Яхве встречаются в большинстве религиозных течений, известных современному человеку. Впервые имя божества упоминается в Торе «Бытие» 2:4:

«Вот происхождение неба и земли, при сотворении их, в то время, когда Господь (Яхве) Бог создал землю и небо».

Яхве в иудаизме – непроизносимое имя Бога, значение которого происходит от глагола «быть, жить». Закон чтения Торы указывает, что имя Яхве нужно при произношении священных текстов заменять на «Анодай», таким образом почитатели Яхве не нарушают заповедь, спущенную Моисеем с горы.

Христианство определяет Яхве как Сына Божьего, который после воплощения на Земле стал носить имя . Что примечательно, Библия также называет Яхве Творца, то есть создателя земли и неба. Подобная же трактовка характерна для православия.

Споры о том, считается ли Аллах образом (или очередным именем) Яхве, не утихают столетия. В Коране подобное слово не встречается. Приверженцы мусульманства считают, что имя Яхве – следствие попыток человечества объяснить или упростить образ единого бога, который пребывает вне времени и привычного людям пространства.


Запрещенная в России международная организация «Свидетели Иеговы» построила собственную иерархию ценностей, опираясь на ошибку, закравшуюся в перевод слова Яхве:

«Позже условное масоретское написание было прочитано европейскими учеными буквально – отсюда неправильная, не отвечающая ни древнему, ни позднейшему традиционному чтению форма «Иегова».

Учебник древнееврейского языка утверждает, что у сектантов все тот же Яхве, только в неправильном чтении, представляет собой единого верного бога, заключающего в себе христианскую тройственность.


Среди агностиков и самобытных теологов популярна теория, что Яхве – вовсе не добродетельное божество и покровитель человечества. Этиолог утверждает, что Яхве – вовсе не высшее благо. Яхве – темный бог, который отличался злопамятностью и любовью к обману.

Одно из подтверждений теории, что Яхве – это дьявол, ученый нашел в Новом Завете в речах Христа:

«Ваш отец диавол; и вы хотите исполнять похоти отца вашего».

При этом делается пояснение, что под Яхве исследователи подразумевают не Единого Творца, а очередное божество, которому священнослужители по ошибке приписали создание мира. Впрочем, образ бога встречается не только в религии. Упоминания великого существа встречаются и у языческих народов. Правда, в подобных культурах персонаж известен под именем Йаву.


Финикийцы, к примеру, прославляли Йаву как божество, силы которого происходили из воды. Образ мужчины совпадает с героем шумерских легенд богом Эа, наславшего всемирный потоп. На территории Средиземноморья Йамму (одна из версий имени Яхве) почитался как бог моря, которого победил верховный бог .

  • По заявлению общества «Зеркало священных текстов и картин», зашифровал образ Яхве в этюде, изображающем святую Анну, Марию и . Если поднести зеркало специфическим образом, то лицо ребенка превратится в лик божий.

  • Бытует теория, что культ Яхве произошел от идолопоклонничества египетскому богу .
  • Имя Яхве представляет собой четыре согласные буквы древнееврейского языка: йод, хей, вав, хей.