Методика Зайцева — суть и принципы обучения. Методика николая александровича зайцева "стосчет" материал на тему Пособия по зайцеву

  • Дата: 05.01.2024

Здравствуйте, уважаемые коллеги и заботливые родители!

С сентября этого года я начала работать по методике Николая Зайцева . Если Вы тоже работаете по этой методике или решились её освоить, тогда смело читайте дальше.

В сентябре я провела 6 занятий. Сейчас я могу с уверенностью сказать, что методика работает, процесс обучения детей чтению по складам у меня идет хорошо, результаты с каждым занятием растут. Вообще, я просто в восторге от методики Николая Зайцева!

В дополнение к основному комплекту Николая Зайцева я решила создать дополнительно мини-таблицы. Думаю, что будет лучше, если родители смогут ещё и дома закреплять умения и навыки своей детки при помощи мини-таблиц.

Каждая мамочка, при большом желании, сможет уделить 15 минут в день, для того чтобы пропеть по таблицам склады, придумать с ребенком несколько слов на заданные склады. Можно показывать и называть склады вразброс, ну и главное, писать по таблице любые слова.

Каждая часть таблицы в формате А4.

Свои мини-таблицы я распечатала на цветном принтере и заламинировала. В результате — получилось пособие на многие лета. Даже если Вы воспользуетесь платными услугами полиграфической фирмы, Ваши затраты окупятся уже хотя бы потому, что пособие будет служить очень долго.

Мини-таблицы можно взять с собой в дорогу. При длительной поездке на электричке, поезде или в самолете Вы можете с пользой для ребенка потратить свободное время.

Картинки увеличиваются при щелчке по ним правой кнопкой мыши.

Таблица 1 (1) верхняя часть:

Таблица 1 (2) верхняя часть.

Обучение математике по методике Зайцева довольно интересное. Зайцев пришел к выводу, что виною всему упущенное время, когда действительно ребенку было бы интересно учится счету. Ведь так интересно четырехлетке знать, сколько у него будет конфет, если мама к одной добавит другую. Ну не ужели ребенок не проявит интерес? Вот и вывод, что знакомство с цифрами и математическими действиями нужно осуществлять до школы, пока ребенок в игровой форме готов хоть что-то воспринимать.

Как и методика обучения чтению по Зайцеву, математика не имеет возрастного ограничения.

Суть и технология обучения математике по методике Зайцева.

Обучение счету проводится по карточкам, с названием "Стосчет", которые состоят из цифр до 100 и их количественного состава. К примеру, все карточки представляют собой таблички 2 строки*5 столбцов. И каждая цифра означает количество закрашенных ячеек.

При переходе к изучению "десятков", используют несколько карточек: количество закрашенных карточек, равных первой цифре (десятку) и карточка единиц с аналогично закрашенными ячейками по необходимому вам количеству. Наверно, на словах это звучит сложно, но на деле получается достаточно легко. Слева - десятки, справа - единицы, смотрите рисунок.

Как и с таблицами Зайцева для чтения, располагать их надо по стенам детской на уровне глаз ребенка, а в группах - несколько выше для обзора видимости всем детям. Каждый раз изучая новые числа, вы вывешиваете дополнительные карточки и так у вас получится обучающий паровозик из цифр, благодаря чему будет видно порядок чисел, состав числа. И так, постепенно в игровой ненавязчивой форме закрепляются знания малыша.

Что интересно, так автор уже начиная с первого десятка, предлагает познакомить с простыми действиями над числами (сложить и вычесть). Согласитесь, необычно для математики, мы привыкли, что надо изучить минимум 2-3 десятка и лишь потом начинать над ними действия. Все примеры решаются на этой же цифровой цепочке - ребенок просто перемешается вперед или назад на заданное число, тем самым получая ответ.

Этапы освоения математики.

Ребенок быстро осваивает первый десяток и достаточно в скором времени свободно оперирует в пределах сотни. Уже после этого можно попробовать и другие пособия:

"Мне в сотне тесно" (изучение до тысячи).

"Пять в кубе"(сложные действия с цифрами).

"Пифагор (таблица умножения).

"Платоновы тела"(геометрические навыки).



"Орнамент"(планиметрия и стереометрия).

5. Организация воспитателем самостоятельной деятельности детей по формированию элементарных математических представлений.

В соответствии с Федеральными государственными требованиями математическое развитие дошкольников осуществляется через совместную образовательную деятельность воспитателя и детей, а также через самостоятельную познавательно-игровую деятельность самих детей. Ребенок-дошкольник, даже старшего возраста – существо играющее, и наибольший интерес у него вызывает игра, игровые упражнения. Но, очень часто методика обучения элементарным математическим представлениям должна не только дать простейшие знания и умения, но и на их основе развивать у дошкольника мышление, воображение, смекалку, быстроту реакции. Математика должна быть веселой и занимательной.

На современном этапе, воспитатели дошкольных учреждений осознают важность организации самостоятельной математической деятельности детей, но при этом в реальной практике не уделяют должного внимания созданию условий и использованию специальных приемов руководства этой деятельностью.

Критерии эффективности самостоятельной математической деятельности: уровень детской самостоятельности; познавательная активность детей; уровень мотивации.

Для реализации цели проводится работа по созданию специальной предметно-развивающей среды, детям предлагаетсяв самостоятельной деятельности комплекс занимательного игрового математического материала, используются специальные приемы руководства. Проводится целенаправленная работа, как с воспитанниками, так и с их родителями.

Организуя уголок занимательной математики, воспитатели исходят из принципа доступности игр детям, помещают в уголок такие игры и игровые материалы, освоение которых детьми возможно на разном уровне. Организация уголка осуществляется с посильным участием детей, что создает у них положительное, эмоциональное отношение к занимательному материалу, интерес и желание играть. Разнообразие занимательного материала позволяет каждому из детей выбрать для себя игру по интересам. Это настольно-печатные игры, игры для развития логического мышления, подводящие детей к освоению игры в шашки и шахматы: "Лиса и гуси", "Мельница", "Волки и овцы" и др. ; головоломки, логические задачи и кубики; лабиринты, игры на составление целого из частей; на воссоздание фигур-силуэтов из специальных наборов фигур; игры на передвижение.



Для организации детской деятельности используются разнообразные развивающие игры, дидактические пособия, материалы позволяющие «потренировать» детей в установлении отношений, зависимостей. Соотношение игровых и познавательных мотивов в дошкольном возрасте определяет, что наиболее успешным процесс познания будет в ситуациях, требующих сообразительности детей. В детском саду, в утреннее и вечернее время, проводятся игры математического содержания, настольно – печатные, такие как: «Домино фигур», «Составь картинку», «Арифметическое домино», «Логическое лото», «Лото», «Найди отличие», игры в шашки и шахматы, разгадывание лабиринтов и другие.

Ход и результат упражнений в организации самостоятельной математической деятельности детей дошкольного возраста находятся под непосредственным наблюдением и контролем.

Вся работа в уголке организовывается с учетом индивидуальных особенностей детей. Игра предлагалась ребенку, ориентируясь на уровень его умственного и нравственно-волевого развития, проявления активности. Воспитатели вовлекают в игры малоактивных, пассивных детей, заинтересовывают их и помогают освоить игру.

Таким образом, формирование познавательного интереса у дошкольников к математике успешно осуществляется в процессе использования занимательного математического материала. Создание специальной предметно-развивающей среды, предоставление детям в самостоятельной познавательно-игровой деятельности комплекса занимательного игрового математического материала, использование специальных приемов руководства способствует росту самостоятельности, и познавательной активности детей, а также повышает мотивацию дошкольников в этой деятельности.

Опираясь на эти убеждения, он направил все свои силы на то, чтобы разработать такой метод, благодаря которому детей можно было бы обучить чтению за достаточно короткий срок. И ему это удалось. Многие родители считают, что методика Зайцева является одной из самых эффективных.

Несмотря на то, что данная методика эффективная и применяется на протяжении 20 лет, Зайцев не перестает ее усовершенствовать. На ее основе он создает новые обучающие игры.

Методика Зайцева для детей базируется на двух основных принципах:

  • Познавая аспекты чтения, должны быть задействованы 5 видов восприятия (мышление, осязание, двигательная, слуховая и зрительная память);
  • Учитель – это наставник, который может создать располагающую игровую атмосферу, способствующую обучению.
  • Которые любят спокойные игры;
  • Которые не отличаются усидчивостью;
  • Имеющих проблемы со зрением или слухом;
  • С диагнозом аутизм;
  • Имеющих отклонения в психическом развитии.

Какую цель она преследует:

  • Пополнить словарь новыми словами;
  • Научить писать грамотно;
  • Сделать речь внятной, избавиться от логопедических проблем;
  • Развить мышление, логику;
  • Обучить самостоятельной работе.

Комплект для методики Зайцева

Набор довольно громоздкий.

В него входит:

  • Собранные кубики, изготовленные из картона в количестве 61 штука;
  • Таблицы из картона, на которых изображены графические знаки, буквы и слоги (6 штук);
  • Таблицы из картона (формат В3) в количестве 4 штук;
  • Диск;
  • Конспект для проведения занятий в виде методического пособия.

Несмотря на большое количество составляющих частей, которые предусматривает «Методика Зайцева – обучение чтению» – таблица, пособие, кубики и прочее, суть ее довольно проста и понятна.

Склад по методике чтения Зайцева

Основана методика известного педагога на складе. Именно им заменены слоги. Под складом в этой методике принято считать сочетание двух букв – согласной и гласной или гласной буквы и твердого знака. Также складом можно назвать одну букву.

Для определения количества складов, из которого состоит слово необходимо подставить под подбородок ладонь и произнести его. Их ровно столько, сколько раз подбородок коснется ладони.

Таблицы, кубы – это совокупность складов. Чтобы ребенок ориентировался и распознавал нужные кубы, они окрашены в разный цвет, а также отличаются по размерам. Кроме того и звучит каждый склад по-разному.

В чем заключается суть методики Зайцева

Согласно этой методике нельзя обучать детей, прибегая к авторитарному стилю. Вместо этого для них нужно стать другом и проводить обучение в форме игры. Занятия не требуют от детей усидчивости. Им разрешено двигаться, танцевать и даже петь, используя для этого кубики.

Познакомимся поближе с кубиками:

  • Склады, которые звучат твердо, изображены на больших кубиках, а звучащие мягко – на маленьких;
  • Они могут быть одиночными и двойными;
  • Если склад звонкий – указывается металл, а если глухой – дерево;
  • Гласные буквы – обозначены золотом;
  • На кубы дерево-железо и дерево-золото нанесен твердый и мягкий знак соответственно;
  • Знаки препинания малыш может найти на кубике, окрашенным в белый цвет.

В продаже можно встретить наборы трех видов:

  • С готовыми к использованию кубиками;
  • С раскладкой, которую нужно собрать самостоятельно;
  • С основой из пластика.

В начале обучения деток следует познакомить с кубами, на которых изображено 200 складов. Познакомившись с ними можно переходить к таблицам. Для того чтобы предотвратить развитие сколиоза, а также проблем со зрением, специалисты рекомендуют выбрать правильную высоту для их фиксации. Для этого малыша следует попросить поднять руку вверх, ею он должен без труда дотянуться до верхнего края таблицы.

Для удобства таблицы можно развесить не вдоль стены, а в угловой части комнаты. Так детям будет проще в них ориентироваться, так как все необходимое находится в поле их зрения.

Склады, которые изображены на кубах, дети должны пропевать. Это способствует тому, что они лучше запоминают материал, он откладывается в памяти. Кроме того, такой подход с раннего детства позволяет привить интерес к пению.

Весь материал для обучения должен быть в свободном доступе. Перед занятием необходимо дать крохе некоторое время для того, чтобы он ознакомился с ним. Затем можно приступать к изучению. Для начала попросите его выбрать из всего количества кубиков тот, который его заинтересовал больше всего. Пропойте ему склады, которые обозначены на его гранях.

Не стоит слишком долго акцентировать внимание на этом упражнении. Очень важно чтобы малыш не потерял интерес. Поэтому пропев склады, попросите его выбрать несколько кубиков – разных размеров и цветов. Это поможет ему понять, что все они разные, как по размеру, цвету, так и по звучанию.

Теперь можно переходить к таблицам. Выберите один из столбиков и пропойте его малышу. Вовсе не обязательно требовать от него того, чтобы и он пел. Он сам должен проявить интерес к этому процессу. Его можно попросить принести кубики, на которых склады соответствуют тем, что вы только что пропели в таблице.

Когда малыш начнет самостоятельно пропевать склады в таблице, он будет постепенно понимать принцип формирования слова. В это же время его можно учить писать, при этом делать все в игровой форме. Ребенку будет интересно, а обучение даст хорошие результаты.

Обязательным условием таких занятий является хорошее настроение деток и их желание. Проводить их рекомендуется ежедневно. Но если вы видите, что ребенок не настроен, его что-то тревожит – от запланированного урока стоит отказаться.

Когда начинать обучать чтению по кубикам Зайцева

Создатель этой методики утверждает, что знакомить малыша с кубиками можно чуть ли не с самого рождения. При этом не стоит ждать, что читать он научится раньше, чем говорить. Вовсе нет. В это время они могут быть использованы в качестве игрушек.

Когда ему исполнится полгода, можно начинать пропевать склады. Ему будет интересно, и совсем скоро он будет делать это вместе с вами.

А вот в 1–1,5 года уже можно знакомить детей со складами. Делать это можно в игровой форме, например, предложить:

  • Сложить свое имя из предложенных кубиков;
  • Заселить зоопарк зверями. В каждой воображаемой клетке должно находиться определенное животное, название которого собрано из предложенных малышу кубиков;
  • Приготовить любимое блюдо. Для этого нужно собрать из кубиков все необходимые ингредиенты.

Чем старше ребенок становится, тем сложнее игры ему следует предлагать.

Преимущества и недостатки методики

К достоинствам методики можно отнести:

  1. Быстрое обучение. Здесь все индивидуально. Если судить из отзывов родителей, то чем старше ребенок, тем быстрее он осваивает чтение. Так, в возрасте 6 лет дети осваивают азы чтения спустя неделю регулярных занятий, в 5 лет – спустя 12 занятий, в 3–4 года на это может уйти до 6 месяцев.
  2. Нет ограничений по возрасту. Это позволяет заниматься с детками первого года жизни или же будущими первоклассниками. Отличия будут только в сложности поставленных заданий.
  3. Положительное влияние на развитие слуха и памяти.
  4. Развитие мелкой моторики рук.
  5. Индивидуальный подход к каждому малышу. Учитываются особенности его развития. Во время обучения его никто ничего делать не заставляет, не торопит и не сравнивает с другими детьми. Все происходит по желанию.
  6. Простота методики. Многие родители с успехом применяют ее для домашних занятий.
  7. Вместе с чтением дети обучаются грамотно писать. Это возможно за счет того, что на кубиках буквы формируют правильные склады, на них отсутствуют те, которых в русском языке нет.
  8. Методика позволяет сохранить зрение – происходит тренировка глазных мышц, буквы имеют правильный размер, они не мелкие, а цвета подобраны так, чтобы не напрягать детские глазки.
  9. Метод разработан так, чтобы снизить вероятность появления конфликтных ситуаций между тремя сторонами – педагогами, детками и их мамами, папами.
  10. Возможность заниматься без взрослых. Достаточно показать детям принцип методики, и они могут заниматься без участия взрослых, изучая в процессе игры новый материал.
  11. Отсутствует необходимость изучать слияние букв в слоги. Вместо этого предлагаются готовые склады. Такой метод учит читать текст быстро, не запинаясь.

Есть у метода и некоторые недостатки, о которых родители должны знать:

  1. Дефектологи и логопеды не очень хорошо относятся к данной методике. Объясняют это тем, что дети заучивают склады, при этом не понимают, как происходит слияние букв. В дальнейшем это приводит к тому, что они не могут разделить слово на слоги или разобрать его по составу.
  2. В школе учат обозначать звуки одним цветом, а по методике Зайцева это предлагается делать иначе. Ребенок путается. Для того чтобы его переучить потребуется время.
  3. Пособие стоит недешево. Если выбор был сделан в пользу раскладок, требующих самостоятельного склеивания, то это потребует больших временных затрат.
  4. Метод является малоэффективным для малышей, у которых больше развито левое полушарие. Образное мышление у них развито не очень хорошо.
  5. Вычленение отдельного звука для некоторых детей может стать настоящей проблемой, которая скажется на письме.
  6. Во время обучения не уделяется внимание творческим способностям деток.

Все родители стремятся подарить ребенку счастливое детство, наполненное приключениями и веселым времяпровождением. Одним из способов развивать кроху и интересно провести время являются занятия счетом по методике Зайцева. Проводить обучением можно в домашних условиях или записать малыша в мини-группу.

Многие взрослые, освоив с ребенком 100 счет Зайцева, не знают, что делать дальше. Предлагаем ознакомиться с правильными принципами работы с кубиками и таблицами.

Принципы методики «Кубики Зайцева: счет»

Изменения в педагогике, предложенные Н. А. Зайцевым стали основой для совершенно нового восприятия информации. Ведь раньше преподаватель большую часть информации передавал на слух, а дети не всегда усваивают знания таким образом. Поэтому методика российского педагога состоит из таких принципов:

  • Визуальное восприятие. Ребенок может рассмотреть кубик и поиграть с ним.
  • Озвучивание всех действий.
  • Материал систематизирован и должен постоянно находиться перед глазами. Поэтому очень важно повесить таблицы на стены.
  • Ребята на 90% усваивают представленную информацию.
  • Можно работать с малышами, которые плохо видят, слышат или не говорят.
  • Система не привязана к конкретному возрасту, но рекомендуют начинать обучение счету с 4 лет.
  • Методика не агрессивна по отношению к детям. В группах нет отстающих и неудачников, ведь детишки просто играют.

Занятия счетом по системе Зайцева невозможно отнести к урокам, поскольку в процессе обучения малыши могут лежать на полу, танцевать, заниматься на спортивных снарядах или ходить.

Сколько заниматься по методике?

Кубики для развития математических способностей начинают использовать после того, как маленький человечек освоит «100 счет» и научится мысленно проводить простые операции на сложение и вычитание. В неделю на обучение выделяется от 30 до 60 минут. Достижения при правильном использовании программы:

  • Четырехлетние малыши отлично ориентируются в числовой ленте и карточках после 20 занятий.
  • Шестилетним требуется до 10 занятий.
  • Большие кубики (2 шт.) - сотни.
  • Средние кубики (2 шт.) - десятки.
  • Маленькие кубики (2 шт.) - единицы.
  • Таблица с данными.
  • Слева направо выкладываются кубики от большего к меньшему. Поворачивая их, ребенок может записать любое трехзначное число.
  • Учитель демонстрирует таблицу и сообщает, что необходимо говорить не один десяток (средняя колонка), а десять, двадцать и так далее. Аналогично с сотнями (левая колонка).
  • Вместе с детьми следует назвать количество кубиков на рисунке в правой колонке - 1, 2, 3 и т. д., в средней - 10, 20, 30 и левой - 100 и остальные.
  • Называя и показывая числа, дети видят, сколько оно содержит сотен, десятков и единиц.

Для закрепления знаний на счет, проводится диктант. Наставник проговаривает трехзначные числа, а малыши выкладывают их с помощью кубиков. После этого педагог пишет на доске числа, а ребята их называют.

Достоинства методики

Приверженцы системы отмечают:

  • Дети отлично ориентируются в цифрах и символах. Счет воспринимается как игра, а не нудная обязанности.
  • Улучшается память и логическое мышление.
  • Коррекция и развитие речи с помощью постоянного проговаривания данных таблиц или числовой ленты.
  • Расширение словарного запаса.
  • Происходит постоянная тренировка зрения.
  • Уроки не наносят вред здоровью. Дети не сидят за партами, и им не требуется следить за осанкой.
  • Пособия Зайцева выполнены из экологически чистого материала.
  • Приучение к самостоятельной работе.
  • Программу можно использовать дома, но требуется подготовка пособий.

Отрицательный момент применения счета по Зайцеву - это несоответствие программе дошкольного обучения. Ведь многие дети, которые учились по данной системе, к первому классу значительно опережают сверстников, а им придется изучать основы.

Обучить дошкольника математике очень просто! Для этого следует воспользоваться уникальной методикой Н. А. Зайцева. Ученый настаивает, что детки лучше воспринимают знания и информацию в игровой форме.

На сегодняшний день многие центры раннего развития и детсады пользуются методикой Зайцева для изучения математики.

Принципы обучения

Особенности системы:

  • Наглядная демонстрация.
  • На занятиях ребенок не просто слушает учителя, а занимается с кубиками или карточками и рассматривает пособия. Доказано, что таким способом информация запоминается на 90%.
  • Наставник поощряет желание учиться.
  • Вырабатывается специальная система занятий. Это очень важно понимать родителям, которые хотят заниматься с крохой в домашних условиях.
  • Проводить уроки следует в просторных помещениях. На стенах комнаты размещаются плакаты, используют кубики, палочки, геометрические фигуры и дощечки.
  • Трехлетние крохи более восприимчивы к обучению математике.
  • Групповые занятия результативнее.

Методика Зайцева признана наиболее щадящей для здоровья человека, поскольку организм ребенка не устает на уроке. Длится занятие 20 минут.

Таблица Зайцева

Принцип работы с таблицами по системе Зайцева:

  • Пособие должно быть на уровне глаз малыша.
  • Повторение материала обязательно.
  • Математику начинают учить с первого десятка.
  • Все примеры решаются в числовой ленте.

Во время обучения с помощью пособия «Тысяча и еще» необходимо вывешивать 8 таблиц. Давайте более подробно ознакомимся с каждой из них:

  • Первая таблица «Стосчет» требуется для эффективного изучения чисел от 1 до 99. Применяется вместе с карточками и числовой лентой.
  • Вторая - работа с кубиками. Изучение единиц, десятков и сотен с помощью кубиков и демонстративного пособия.
  • Третья - тысячи. На макете расположены единицы и нолики. Дети изучают биллионы, миллионы, триллионы и прочее.
  • Четвертая - работа над произношением шести-, десяти- или восемнадцатизначных чисел.
  • Пятая - алгоритм сложения и вычитания в столбик. Формирует речевую моторику.
  • Шестая - изучение четных и нечетных чисел. Первая категория выделена черным цветом, а вторая оранжевым.
  • Седьмая предназначена для изучения умножения.
  • Восьмая - квадраты до ста.

Если вы планируете более углубленно проводить обучение математике по системе Зайцева, то вам следует использовать и другие пособия. Можно их ввести как дополнение к представленным таблицам и сделать занятия малыша более разносторонними и интересными.

Достоинства математики Зайцева

Методика обучения имеет такие преимущества:

  • Вызывает искренний интерес у малышей и желание постоянно учить что-то новое.
  • Не влияет на состояние здоровья. Дети могут бегать, прыгать, танцевать или лежать во время урока. Нагрузка на позвоночник отсутствует.
  • Заниматься по системе Зайцева могут абсолютно здоровые дети или крохи с различными отклонениями.
  • Быстрый эффект.
  • Развивает у малышей математического мышления, аналитических способностей и логики.
  • Повышает внимание.
  • Самосовершенствование ребенка. Ведь даже когда кроха играет кубиками или карточками, по мнению Зайцева, он учится.

Основным недостатком системы является несоответствие программе системы образования.