Ндс 15 процентов в каких случаях. НДС - для чайников. Что это такое простыми словами. Порядок и сроки уплаты налога

  • Дата: 25.11.2023

УСН 15% - достаточно привлекательный налоговый режим. В статье мы расскажем, в чем преимущество работы на УСН 15 процентов и какие у нее есть недостатки.

Что такое упрощенная система налогообложения 15 процентов

Как известно, упрощенная система налогообложения - это специальный налоговый режим. Для организаций он предполагает замену единым налогом таких налогов, как (п. 2 ст. 346.11 НК РФ):

  • налог на прибыль;
  • налог на имущество;

В некоторых ситуациях все эти налоги все же нужно уплачивать. Об исключениях читайте в наших материалах:

О порядке уплаты налога на имущество при применении упрощенной системы налогообложения читайте в .

УСН 15 процентов - это разновидность «упрощенки», при которой единый налог рассчитывается с разницы между доходами и расходами по ставке 15% (п. 2 ст. 346.18, п. 2 ст. 346.20 НК РФ).

При применении упрощенной системы налогообложения (с любым объектом) плательщик должен не позднее 25 дней по окончании 1, 2, 3 кварталов исчислять и уплачивать авансовые платежи. По итогам года уплачивается остаток налога (не позднее 30 марта юридическими лицами и не позднее 30 апреля индивидуальными предпринимателями) и подается декларация.

Если по итогам года величина налоговой базы окажется очень маленькой или если расходы, учитываемые при исчислении налога, превысят полученные доходы, то заплатить налог в соответствии с произведенным расчетом или избежать уплаты налога не получится. Дело в том, что особенностью уплаты налога для плательщиков, применяющих упрощенную систему налогообложения «доходы минус расходы», является необходимость сравнить рассчитанный по итогам года налог по ставке 15% и минимальный налог, рассчитанный как 1% от суммы полученных за год доходов. Если рассчитанный минимальный налог окажется больше, чем налог, рассчитанный в обычном порядке, то уплате подлежит обязательный минимальный размер налога.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Формируя сумму минимального налога к уплате, из его рассчитанной величины нужно вычесть суммы исчисленных авансовых платежей. Такой порядок следует из п. 5.10 порядка заполнения декларации по УСН (утв. приказом ФНС России от 26.02.2016 № ММВ-7-3/99@).

В чем преимущества работы на УСНО 15%

Безусловно, работа на УСН 15% «доходы - расходы» выгодна, т. к. в сравнении с общей системой налогообложения она существенно снижает налоговое бремя, а также сокращает трудоемкость учетной и отчетной работы.

Подробнее см.:

  • « » ;

В отличие от системы ЕНВД упрощенная система позволяет платить налог по фактически полученной выручке, а не исходя из виртуального вмененного дохода.

См. .

От своей «сестры» – «упрощенки» 6% она отличается тем, что дает возможность снизить налоговую нагрузку за счет расходов.

См. .

Кому не подходит «упрощенка» 15 процентов и в чем ее минусы

Прежде всего упрощенная система налогообложения не подходит тем, кто не проходит по общим условиям ее применения: годовому доходу, лимиту численности, порогу стоимости ОС и другим ограничениям, установленным ст. 346.12 НК РФ.

Поскольку ставка «доходно-расходной» упрощенки выше, чем ставка по УСН «доходы», она не устроит тех, у кого доля расходов невелика. Здесь также важно, что при УСН 15 расходы можно учесть не все, а только те, что прямо указаны в п. 1 ст. 346.16 НК РФ.

См. также .

Кром того, УСН 15% (впрочем, как и УСН 6%) может быть невыгодна тем, чьи контрагенты являются плательщиками НДС, заинтересованными в налоговом вычете. Конечно, с целью сохранения партнерских отношений можно предъявлять налог таким покупателям, но - только в виде исключения. Ведь выставление счета-фактуры с НДС влечет обязанность уплатить налог в бюджет (п. 5 ст. 173 НК РФ), и если это делать массово, то смысл применения «упрощенки» теряется.

Итоги

Применение УСН 15% позволяет снизить трудоемкость не только учетной работы, но и налоговое бремя для налогоплательщиков с достаточно высокой долей расходов, которые учитываются при исчислении единого налога. Однако полностью избежать уплаты налога не получится, поскольку законодательно установлено требование об уплате минимального налога при невысокой или отрицательной величине налоговой базы.

Нынешним летом правительство решило преподнести россиянам две новации: повышение пенсионного возраста и увеличение ставки налога на добавленную стоимость (НДС) с 18 до 20%. Это, по мнению чиновников, дополнительно принесет федеральной казне по 600 млрд рублей в год. С одной стороны, «сущая мелочь»: общие сборы по НДС в прошлом году вышли на уровень 5 трлн рублей. Так что план финансирования новых «майских указов» ценой 8 триллионов за счет повышения вышеупомянутого налога выполнить не удастся.

Иллюстрация ronstik/shutterstock.com

Справедливая подать

Чего же ждать тогда? Роста цен на потребительские товары, уверены эксперты. Как это будет происходить? Да очень просто, если понять механизм данного налога, считающегося самым экономически «продвинутым» за последние лет сто. Его придумал в 1954 году главный налоговик Франции Морис Лоре взамен допотопного налога с оборота предприятий.

Эта архаичная подать была проста по части администрирования (сбора), но налогоплательщик (например, фабрикант) вынужден был оплачивать «оборотную подать» дважды: когда покупал сырье для производства, в стоимость которого уже входил налог с оборота, и в момент продажи готового товара.

Французский финансист предложил облагать налогом только ту часть себестоимости продукции, которая генерируется самим предприятием, - зарплату персонала, материалы, использованные во внутреннем производстве и пр. Приобретенные на стороне материалы и полученные платные услуги налогом не облагаются, поэтому его и назвали НДС - налогом на добавленную стоимость.

От экономической теории вернемся к потребительской практике. Почему мы говорим о росте цен в магазинах, если увеличение НДС касается лишь части стоимости продуктов и промтоваров? Примером послужит слоеный пирог: чем больше у него коржей, тем выше кулинарное произведение. С ценами и налогом механизм тот же. Допустим, кондитерская фабрика закупила муку, молоко, масло и какао-порошок. Все это пошло на производство конечной продукции - слоеного пирога, - а значит, налогом, казалось бы, не облагается.

Но это не так: в цене ингредиентов НДС уже заложен, ведь в них есть добавленная стоимость - те же зарплаты аграриев. Выходит, там уже появятся два процентных пункта, на которые в России повысят НДС. Эти же проценты «докрутят» себестоимость коржей, которые еще не стали пирогом, и так далее. В итоге рост НДС на два процентных пункта может привести к увеличению себестоимости, а значит, и цена готового пирога вырастет процентов на пять-шесть.

По оценкам ЦБ РФ, в случае поднятия ставки НДС с 18 до 20% цены вырастут на 1%. Другие эксперты полагают, что повышение НДС сведется к разгону инфляции с разовым эффектом около 1,5%. Стало быть, уже в конце 2019 года цены могут вырасти на 4%.

Коты в мешке

Это простой пример, не отражающей всего спектра хозяйственных, инвестиционных и финансовых операций, в которых фигурирует НДС. Следовательно, эффект двух процентных пунктов в абсолютном исчислении может быть больше. Выше мы привели аналогию сбора НДС с выпечкой слоеного пирога. Следующий пример - его можно назвать попаданием котов в черный мешок.

Первый «кот в мешке»: хозяйственная деятельность предприятий - процесс не линейный, а прерывистый. Продавая готовый товар, фабрикант заплатит уже 20-процентный НДС, часть которого возмещается за счет подати, заложенной в цену сырья. Однако от момента продажи до «часа икс», когда налоговая возместит НДС, может пройти немало месяцев. Значит, на все это время у предпринимателя «замораживается» часть оборотных средств.

Чтобы восполнить брешь, производитель вынужден взять кредит - его стоимость также скажется на ценниках, которые при изменении ставки налога на 2 процентных пункта вырастут куда больше, чем на 2%. Ведь процентные пункты - лишь разница между процентами, а сами эти проценты отражают разницу между абсолютными величинами - рублями: сотнями, тысячами, миллионами...

Второй «кот»: есть сектора экономики, где принцип возмещения НДС не работает либо реализация продукции освобождена от НДС. При этом они могут уплачивать налог при закупках на стороне. К ним относится практически весь малый бизнес, использующий в основной деятельности специальные налоговые режимы, учреждения образования, здравоохранения, культуры, финансовый сектор по значительной части операций.

Третий «кот»: в каких отраслях народного хозяйства вырастут издержки и цена продукции при увеличении ставки НДС на 2 процентных пункта? По данным Федеральной налоговой службы, более 70% поступлений внутреннего НДС (налога на товары и услуги, произведенные внутри страны) обеспечили бы шесть секторов экономики: обрабатывающая промышленность (20,7% дополнительных поступлений в бюджет), оптовая и розничная торговля (12,1%), строительство (11,5%), научно-техническая деятельность (9,5%), энергетика (9,1%), услуги информации и связи (8,9%). Поэтому основная нагрузка при повышении НДС ляжет на конечных потребителей продукции именно этих секторов - как на население, так и на бизнес.

Главный по доходам

Сейчас налог на добавленную стоимость занимает первое место в структуре платежей в бюджет. Проиллюстрируем на примере Петербурга. Сборы по НДС полностью уходят в федеральную казну, но городская статистика его тоже учитывает. В январе - апреле 2018 года предприятия и организации северной столицы перечислили в бюджетную систему 380 миллиардов рублей, из которых 119,1 млрд руб. обеспечил НДС. Крупнейший источник поступлений в городскую казну - налог на доходы физлиц - дал бюджету Петербурга 77,1 млрд руб.

В целом для страны налог на добавленную стоимость является, без преувеличения, налогом системообразующим. Например, в 2017-м в бюджет поступило 3,1 триллиона рублей НДС на товары и услуги, произведенные внутри страны (так называемый внутренний НДС), и еще 2,1 трлн рублей НДС на импортируемую продукцию, именуемый внешним НДС. Итого 5,2 триллиона рублей, что немногим меньше 8 триллионов рублей, требуемых для ускорения социально-экономического развития России. Но это еще без учета тех самых двух процентных пунктов, с которых мы и начали рассказ.


Комментарии

Самое читаемое

На Седьмом форуме кредитной кооперации его участники объяснили гражданам, что у кредитной кооперации есть будущее, но и ухо надо держать востро.

Директор филиала Кадастровой палаты Росреестра по Петербургу рассказал, с какими трудностями горожане могут столкнуться при постановке земельного участка на учет.

Через совместный с геологами Поморья поиск алмазов и золота

Извилистыми путями идут наши недропользователи к новым месторождениям. Там, куда протоптаны дороги, уже нечего «брать». А освоение бескрайних просторов тундры и тайги встанет в копеечку.

О. Е. Орлова

Согласно Федеральному закону от 03.08.2018 № 303‑ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах» (далее – Закон № 303‑ФЗ) с 01.01.2019 размер базовой ставки НДС увеличивается с 18 до 20 %. Кроме роста налоговой нагрузки, данное изменение создает налогоплательщикам проблему переходного периода, в который необходимо корректно исчислять НДС и справедливо распределять налоговое бремя между продавцом и покупателем. В предыдущий раз ставка НДС менялась 01.01.2004 (она была снижена с 20 до 18 %), – можно обратиться к опыту, наработанному в тот переходный период. В настоящей статье описаны случаи, когда могут возникнуть затруднения с определением ставки налога.

Определяемся со ставкой НДС

Согласно п. 1 ст. 168 НК РФ при реализации товаров (работ, услуг), передаче имущественных прав налогоплательщик дополнительно к цене (тарифу) обязан предъявить к уплате покупателю соответствующую сумму налога. При этом в силу п. 3 ст. 168 НК РФ при реализации товаров (работ, услуг), передаче имущественных прав, а также при получении сумм оплаты, частичной оплаты в счет предстоящих поставок соответствующие счета-фактуры выставляются не позднее пяти дней считая со дня отгрузки товара (выполнения работ, оказания услуг), со дня передачи имущественных прав или со дня получения сумм оплаты (частичной оплаты).

При отгрузке товаров независимо от поступления их оплаты счета-фактуры выставляются покупателям с указанием соответствующей налоговой ставки, действующей на дату отгрузки. Это означает, что по отгрузке до 01.01.2019, подлежащей обложению НДС по налоговой ставке 18 %, НДС исчисляется по ставке, действующей до вступления в силу Закона № 303‑ФЗ, – 18 %, независимо от момента поступления оплаты отгрузки. Эта же ставка указывается в «отгрузочном» счете-фактуре. При получении оплаты за отгруженные до 01.01.2019 товары перерасчет налога в 2019 году не производится. Такова суть разъяснений, которые даны в письмах Минфина России от 06.08.2018 № 03‑07‑05/55290, от 07.09.2018 № 03‑07‑11/64178 и № 03‑07‑11/64045 касательно текущего переходного периода .

Авансы

Суммы авансовых платежей, полученные налогоплательщиками до 01.01.2019 в счет предстоящих поставок, подлежащих обложению по базовой ставке НДС (даже если заранее известно, что эти поставки будут произведены в 2019 году), облагаются НДС по расчетной ставке 18/118 (п. 4 ст. 164 НК РФ). При поставке товаров (работ, услуг), в счет которых получены авансы, после 01.01.2019 «отгрузочные» счета-фактуры оформляются поставщиком исходя из ставки НДС 20 % (Письмо Минфина России № 03‑07‑05/55290). Соответственно, покупатель в 2018 году на основании «авансового» счета-фактуры заявит вычет по ставке НДС 18/118, в 2019 году восстановит этот налог и заявит вычет по «отгрузочному» счету-фактуре по ставке НДС 20 %.

Изменение ставки НДС как основание для пересмотра цены

Увеличение ставки НДС приводит к адекватному росту цены товара и по смыслу п. 1 ст. 168 НК РФ ложится бременем на покупателя. В прошлое изменение налоговой ставки продавец и покупатель делили прибыль, так как ставка налога уменьшалась с 20 до 18 %. В текущее изменение возникает задача разделить между сторонами убыток, что может привести к разногласиям между продавцами и покупателями. Поэтому по всем сделкам, заключающимся в 2018 году и переходящим на 2019 год, можно порекомендовать продавцам (так как именно они могут пострадать) сделать оговорку, что кроме цены товара покупатель уплачивает НДС по ставке, действующей на дату отгрузки.

О правомерности изменения цен по договорам, заключенным в рамках законодательства о контрактной системе, уже высказался Минфин в Информационном письме от 28.08.2018 № 24‑03‑07/61247. Как указали чиновники, цена заключенного контракта является твердой и определяется на весь срок его исполнения, что прямо следует из ч. 2 ст. 34 Закона о контрактной системе . Изменение условий контракта не допускается, за исключением случаев, предусмотренных названным законом. Повышение ставки НДС не может служить основанием для изменения цены контракта и является риском поставщика, который должен учитывать это при установлении цены. Далее Минфин, развивая свою мысль, уточняет, что риски, связанные с исполнением контрактов, в том числе инфляционные, относятся к коммерческим рискам поставщика, которые предусматриваются в цене заявки на участие в закупке.

Вместе с тем ст. 95 Закона о контрактной системе допускает, что существенные условия контракта могут быть изменены в установленном порядке в случае, если цена заключенного контракта составляет либо превышает размер цены, определенной Постановлением Правительства РФ от 19.12.2013 № 1186, и исполнение указанного контракта по не зависящим от сторон обстоятельствам без изменения его условий невозможно. Таким образом, цена контракта может быть изменена в установленном законодательством о контрактной системе порядке, в том числе при изменении ставки НДС.

Постановлением Правительства РФ № 1186 определены следующие размеры цены контракта, заключенного на срок не менее чем три года для обеспе­чения федеральных нужд, нужд субъекта РФ и на срок не менее чем один год для обеспечения муниципальных нужд, при которой или при превышении которой существенные условия контракта могут быть изменены в установленном порядке, в случае если выполнение контракта по не зависящим от сторон контракта обстоятельствам без изменения его условий невозможно:

– 10 млрд руб. – для контракта, заключенного для обеспечения федеральных нужд. При этом цена может быть изменена на основании решения Правительства РФ;

– 1 млрд руб. – для контракта, заключенного для обеспечения нужд субъекта РФ. При этом цена может быть изменена на основании решения высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ;

– 500 млн руб. – для контракта, заключенного для обеспечения муниципальных нужд. При этом цена может быть изменена на основании решения местной администрации.

Что касается других контрактов – заключенных до 01.01.2019, в том числе в соответствии с Законом о закупках , – исключений в отношении реализуемых в их рамках товаров (работ, услуг) законом не предусмотрено (Письмо Минфина России от 07.09.2018 № 03‑07‑11/64049). Иными словами, НДС в отношении товаров (работ, услуг), отгружаемых (выполняемых, оказываемых) продавцом после 01.01.2019, исчисляется по базовой ставке 20 %.

Особый порядок налогового режима прописан для такого вида договора, как соглашение о разделе продукции. Отношения, возникающие в процессе заключения, исполнения и прекращения соглашений о разделе продукции, регулируются Федеральным законом от 30.12.1995 № 225‑ФЗ «О соглашениях о разделе продукции», а налоговый режим, устанавливаемый для таких соглашений, определяется гл. 26.4 НК РФ. Исходя из п. 13 ст. 346.35 НК РФ по соглашениям о разделе продукции в случае изменения в течение срока действия соглашения налоговой ставки налог исчисляется и уплачивается по ставке НДС, установленной в соответствии с гл. 21 НК РФ.

Реализация товаров по посредническому договору (на примере договора комиссии)

В силу п. 1 ст. 996 ГК РФ вещи, поступившие к комиссионеру от комитента либо приобретенные комиссионером за счет комитента, являются собственностью последнего. Следовательно, отгрузка товаров комитентом комиссионеру не является объектом обложения НДС (п. 1 ст. 39 и пп. 1 п. 1 ст. 146 НК РФ). При реализации комиссионером товаров комитента плательщиком НДС выступает комитент, на нем же лежит обязанность по исчислению и уплате налога в бюджет. Таким образом, при передаче в 2018 году товаров комитентом комиссионеру в накладных стоимость товаров, облагаемых по базовой ставке, указывается со ставкой НДС 18 % (впрочем, это никаких налоговых последствий не влечет). При отгрузке комиссионером покупателю товаров в 2019 году налоговая ставка составит 20 %. Вознаграждение комиссионера, с учетом того что исполнение поручения состоялось в 2019 году, также будет облагаться НДС по ставке 20 %.

Ранее заключенные сделки

Как уже говорилось, при отгрузке товаров, независимо от поступления оплаты, счета-фактуры выставляются покупателями с указанием соответствующей налоговой ставки, действующей на дату отгрузки. Поэтому в отношении свершившихся сделок, по которым товар отгружен продавцом и принят покупателем, все последующие платежи за этот товар производятся исходя из ставки НДС, действующей на момент отгрузки и отраженной поставщиком в счете-фактуре. Например, в 2016 году на условиях рассрочки платежа на пять лет было поставлено оборудование, реализация которого облагается по общей ставке НДС. В 2016 году согласно налоговому законодательству НДС был исчислен, уплачен продавцом и возмещен покупателем исходя из ставки 18 %. Поступающие поставщику в 2019 году по данной сделке платежи пройдут с указанием в платежном поручении ставкой НДС 18 % и ссылки на счет-фактуру, выставленный в 2016 году.

Лизинг

Лизинг является финансовой услугой, отдельным видом аренды, и относится к категории длящихся договоров. Этими особенностями лизинга и следует руководствоваться для определения ставки НДС. При взимании лизинговых платежей за периоды после 01.01.2019, в том числе по договорам, заключенным до 01.01.2019, счета-фактуры должны выставляться лизингополучателям с указанием ставки НДС 20 %. При этом перерасчеты по сумме разницы между суммой налога, указанной в договоре, заключенном до 01.01.2019, и суммой налога, указанной в счетах-фактурах, необходимо выполнять по договоренности между лизингодателем и лизингополучателем .

Если договором лизинга предусмотрен переход права собственности на предмет лизинга к лизингополучателю, то кроме лизинговых платежей могут быть предусмотрены также выкупные платежи. Оценку природы данных платежей Минфин сделал в Письме от 07.12.2016 № 03‑03‑06/1/72853. Согласно его разъяснениям суммы, вносимые в счет уплаты выкупной цены предмета лизинга до перехода права собственности на предмет лизинга к лизингополучателю (реализации лизингового имущества), следует рассматривать для целей налогового учета у лизингодателя и лизингополучателя как авансовые платежи. Значит, авансы, полученные (уплаченные) в 2018 году, облагаются по расчетной ставке НДС 18/118, в 2019 году и далее – по ставке 20/120, а передача предмета лизинга в собственность лизингополучателю, которая состоится в 2019 году или позднее, – по ставке НДС 20 %. Также стороны по аналогии с лизинговыми платежами вправе внести изменение в договор и произвести перерасчет.

Аренда

При аренде помещений встречаются случаи, при которых фактическая аренда предшествует заключению договора (например, существуют какие‑то технические проблемы, препятствующие государственной регистрации договора). Для разрешения подобных ситуаций п. 2 ст. 425 ГК РФ дает сторонам право установить, что условия заключенного ими договора применяются к их отношениям, возникшим до заключения договора. Достижение сторонами такого соглашения означает согласие арендатора оплатить фактическое использование им здания в этот период на условиях, предусмотренных договором аренды, и не означает, что непосредственная обязанность по их исполнению возникла у арендатора ранее заключения самого договора (п. 6 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 11.01.2002 № 66 «Обзор практики разрешения споров, связанных с арендой»). Каким же образом будет оформлена, например, в 2019 году арендная плата за пользование помещением в 2017 году? Как следует из позиции ВАС, обязанность арендатора уплатить арендные платежи, включая сумму НДС за оказанные услуги, возникает только в 2019 году. Однако сами услуги оказаны арендодателем и потреблены арендатором в 2017 году. При выставлении счета-фактуры в 2019 году арендодателю нужно учитывать, что фактическое пользование услугой произошло в 2017 году, когда ставка НДС составляла 18 %. Поэтому выставленные в 2019 году счета-фактуры должны содержать ставку НДС 18 % и ссылку на период фактического использования имущества – 2017 год.

По услугам, которые будут оказаны в 2019 году, Минфин (Письмо от 10.09.2018 № 03‑07‑11/64576) разъяснил: ставка НДС в размере 20 % применяется в отношении услуг по предоставлению в аренду имущества, оказываемых после 01.01.2019, в том числе на основании договоров, заключенных до указанной даты. Касательно определения цены договора, в соответствии с которым осуществляется оказание услуг по предоставлению в аренду имущества, чиновники отметили, что данный вопрос регулируется нормами ч. I ГК РФ и к компетенции Минфина не относится.

Мена

По договору мены каждая из сторон обязуется передать в собственность другой стороне один товар в обмен на другой. При этом каждая из сторон признается продавцом товара, который она обязуется передать, и покупателем товара, который она обязуется принять в обмен (п. 1 ст. 567 ГК РФ).

По договору мены может возникнуть ситуация, когда одна сторона отгрузила товар в 2018 году, а другая – в 2019 году. В этом случае стороны также обязаны руководствоваться датой отгрузки. Это означает, что первая сторона, отгрузившая товар в 2018 году, укажет в счете-фактуре НДС по ставке 18 %, а вторая, отгрузившая товар в 2019 году, – 20 %.

Если при заключении договоров мены накануне 2019 года стороны не исключают подобной ситуации, то они вправе прописать, что налоговые расходы, если таковые возникнут в связи с разностью в ставках НДС, возлагаются на сторону, обязанную исчислить налог по повышенной ставке.

Определение ставки НДС при удержании налога налоговыми агентами

Пунктом 4 ст. 173 НК РФ установлена обязанность по исчислению и перечислению налоговыми агентами суммы налога, подлежащей уплате в бюджет при реализации товаров (работ, услуг), указанных в ст. 161 НК РФ. В пунктах 1 – 3 ст. 161 НК РФ, в свою очередь, описаны особенности удержания налога налоговыми агентами. Одна из этих особенностей заключается в моменте определения налоговой базы. Исчисление налога, его удержание из средств лица, в отношении которого исполняется обязанность налогового агента, и перечисление в бюджет по смыслу ст. 161 НК РФ происходит в тот момент, когда такая возможность возникает, то есть в момент перечисления дохода. Таким образом, исчисление суммы налога, подлежащей уплате в бюджет налоговым агентом за товары, реализуемые налогоплательщиком в его адрес, производится на дату перечисления денежных средств налогоплательщику. Расчетная ставка согласно п. 4 ст. 164 НК РФ (18/118 или 20/120), применяемая налоговым агентом, должна соответствовать налоговой ставке, действующей на дату перечисления денежных средств налогоплательщику.

Следовательно, при перечислении до 01.01.2019 налоговым агентом денежных средств за реализованные (отгруженные с 01.01.2019) товары налогоплательщику или другому лицу, указанному налогоплательщиком, применяется налоговая ставка 18/118, вне зависимости от даты принятия к учету этих товаров, без последующего перерасчета налога в 2019 году. Соответственно, при перечислении с 01.01.2019 налоговым агентом денежных средств за реализованные (отгруженные до 01.01.2019) товары налогоплательщику или другому лицу, указанному налогоплательщиком, применяется налоговая ставка 20/120, вне зависимости от даты принятия к учету этих товаров .

С 01.01.2019 российские организации и индивидуальные предприниматели перестают выступать налоговыми агентами при оказании им иностранными организациями услуг в электронной форме, местом реализации которых признается территория РФ (утрачивает силу п. 9 ст. 174.2 НК РФ ). Отсюда следует, что по услугам, оказанным иностранным контрагентом в 2018 году, оплата которых произведена в 2019 году, НДС по старой ставке рассчитывает и уплачивает иностранный контрагент. Если услуги будут оказаны иностранным контрагентом в 2019 году, а оплачены в 2018 году, перечислить налог за иностранца должен российский покупатель.

Итак, с 01.01.2019 ставка НДС повышается с 18 до 20 %. Начиная с этой даты все договоры, в том числе заключенные до 01.01.2019, независимо от прописанных в них условий подлежат исполнению исходя из ставки НДС 20 %. Это правило в равной степени распространяется на товары (работы, услуги), реализуемые по государственным регулируемым ценам, на что поспешил обратить внимание Минфин в Письме от 01.08.2018 № 03‑07‑11/53970. Определяющим условием для выбора ставки НДС в переходный период является дата отгрузки товара (оказания услуг, выполнения работ).

Законодательство далеко не всегда защищает стороны от риска изменения ставки НДС. Поэтому при повышении ставки налога может потерпеть убыток поставщик, а при снижении ставки – недополучить выгоду покупатель. Поскольку при текущем изменении ставки НДС в зоне риска оказываются поставщики, им полезно предусмотреть соответствующие договорные условия, обязывающие покупателей уплатить товар исходя из цен, учитывающих ту ставку НДС, по которой производится отгрузка в адрес покупателей. В противном случае у поставщика возникнет убыток, который ему придется покрывать за свой счет (а такие случаи вполне вероятны, например если покупатель не согласен на пересмотр условий соглашения или договор заключен в рамках контрактной системы).

Аналогичный ответ звучал в отношении предыдущего изменения ставки НДС – см. Письмо ФНС России от 17.12.2003 № ОС-6-03/1316.

Федеральный закон от 05.04.2013 № 44‑ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

Федеральный закон от 18.07.2011 № 223‑ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

Основание для подобного вывода дает Письмо Минфина России от 26.02.2004 № 04‑03‑11/26.

Подобные разъяснения, только применительно к предыдущему переходному периоду, были даны в Письме ФНС России от 19.03.2004 № 03‑1‑08/729/15@.

14 июня премьер-министр России Дмитрий Медведев сообщил о намерении поднять ставку налога на добавленную стоимость (НДС) с 18% до 20%. Повышение ставки, по словам министра финансов Антона Силуанова, принесет бюджету более 600 млрд руб. ежегодно. Как менялся этот вид налога в России - в справке “Ъ”.


1 января 1992 года в России был впервые введен налог на добавленную стоимость. Ставка НДС была установлена на уровне 28%. Однако уже с 1 января 1993 года она была снижена до 20% (льготная ставка - до 10%). Помимо НДС в 1998–2004 годах в регионах дополнительно взимался налог с продаж (не более 5%).

С 1 января 2004 года ставка НДС была снижена до сегодняшних 18%. Решение было принято по предложению Минфина для поддержки инвестиционного роста, а также в условиях роста цен на нефть, который дал дополнительные возможности для снижения налоговой нагрузки. На некоторые виды товаров распространяется льготная ставка - 10%. Таковыми являются, например, ряд продовольственных и медицинских товаров, товаров для детей, периодические печатные издания, книжная продукция и т. д.

Осенью 2004 года заместитель главы аппарата правительства Михаил Копейкин представил план удвоения ВВП, который подразумевал снижение с 2006 года ставки НДС до 13%. Премьер-министр Михаил Фрадков поддержал идею и дал распоряжение министру финансов Алексею Кудрину и министру экономики Герману Грефу подготовить расчеты. В феврале 2005 года Алексей Кудрин в письменной форме отказался понижать НДС до 13% , заявив, что «эффект от снижения ставки НДС будет нулевой либо отрицательный». По его мнению, эта мера приведет к потере 362,1 млрд руб. (или 1,6% ВВП). Его поддержал министр экономики Герман Греф.

В конце января 2006 года во время командировок Германа Грефа и Алексея Кудрина Михаил Фрадков подписал трехлетнюю программу социально-экономического развития, добавив пункт о снижении ставки до 13% . Ставка так и не была снижена.

8 февраля 2008 годаВладимир Путинпообещал бизнесу введение «единой и максимально низкой ставки НДС». Глава экспертного управления президента (позднее - вице-премьер) Аркадий Дворкович разъяснил, что речь идет об унификации ставки налога на уровне 12–13% вместо нынешних 10% и 18%. Однако в этот раз Алексей Кудрин согласился с понижением, заявив, что «снижение НДС, безусловно, произойдет до 2020 года». В том же месяце премьер-министр Дмитрий Медведев поддержал президента, а также предложил проанализировать возможность замены НДС на налог с продаж.

В апреле 2009 годаАркадий Дворкович заявил, что НДС стоит заменить на налог с продаж со ставкой не более 10%. «В последнее время мои прогнозы часто оказывались неудачными. Но думаю, что решение о снижении НДС с 2011 года можно ожидать»,- завил он. В сентябре 2013 года он предложил понизить НДС до 15% с 2015 года, заявив, что «красиво бы было: 2015 год и налоги 15%». По его мнению, снижение ставки НДС могло бы стать первым шагом на пути к его полной замене на налог с продаж.

В сентябре 2014 года первый вице-премьер Игорь Шувалов сообщил, что в правительстве идет «очень жесткая дискуссия» об изменении налогов, в том числе НДС, а также просьбе губернаторов «ввести региональный налог с продаж».

В марте 2017 года министр финансов Антон Силуанов предложил повысить НДС до 22%, снизив страховые взносы (около 30%). «Ставка страховых взносов 22% компенсируется 22-процентной ставкой по налогу на добавленную стоимость»,- заявил глава Минфина.