Обращаясь к истории, мы объясняем настоящее и оберегаем от трагических ошибок будущее. Старообрядцы-часовенные урала в конце xix – начале xx вв

  • Дата: 25.01.2024

РАСКОЛЬНИК НИКОН

Староверы – так именуют себя христиане, отошедшие от православной церкви во время реформ патриарха Никона. Их также называют раскольниками или старообрядцами, а некоторые историки именуют их православными протестантами. Всеми этими терминами обозначаются одни и те же люди. Понятие «раскольник» применялось сторонниками новой веры и носило негативный характер. «Старообрядцы» – это термин, введенный в употребление светскими авторами в XIX веке.

Старообрядцы до сих пор ведут летоисчисление по-старому. В сентябре 2015 года наступил 7524 год.

Раскол в Русской Православной церкви (РПЦ) инициировал в 1650-е годы царь Алексей Михайлович (второй из династии Романовых). Он вынашивал амбициозные планы объединения всего православного мира вокруг Москвы. Начальным шагом в этом направлении Алексею представлялось сведение символов веры к единому образцу. Дело в том, что к XVII веку греческая церковь, давшая Руси православие, некоторыми обрядами стала отличаться от русской.

Тогдашний патриарх Никон пригласил в Москву греческих ученых, которые должны были выявить отличия в исполнении религиозных ритуалов. Ученые пришли к выводу, что РПЦ за несколько веков отошла от византийских канонов. Для приведения обрядов в единство Никон ввел ряд изменений: креститься не двумя, а тремя перстами, после молитвы поклонов класть не 17, а 4, Имя «Исус» писать с двумя «и», крестный ход проводить не по солнцу, а наоборот и т.д. В 1666 году происходит Собор, который постановляет все нововведения Никона соблюдать как истинные.

Это вызвало многочисленные церковные протесты, а в некоторых случаях – смуты. В числе первых отказались подчиняться Никону монахи Соловецкого монастыря. Мятежников публично сжигают на кострах и казнят через повешение. Народ, не согласный с нововведениями, но напуганный казнями, разбежался по России. Сначала «раскольники», как и стали называть никоновские адепты, скрывались в подмосковных лесах, а затем ушли на восток – на Урал, в Сибирь. Так возникло старообрядчество.

Подавление бунта, причиной которого были всего лишь формальные изменения религиозных обрядов, оказалось неадекватно жестоким. Пойманных распространителей старой веры приказано пытать и сжигать заживо. Тех, кто сохраняет веру или оказывает старообрядцам любую минимальную помощь, приказано выявлять и нещадно пороть. Старообрядцы оказываются полностью вне закона: им запрещено занимать государственную или общественную должность, быть свидетелями на суде и т.д.

Борьба со старообрядчеством ведется без перерывов в течение всего времени нахождения на престоле династии Романовых. Но несмотря ни на что, старообрядчество неистребимо. Гонения то ослабевают, то усиливаются, но никогда не прекращаются. Вызывает восхищение упорство староверов, несмотря на все испытания. Впрочем, любые люди, не предающие своих убеждений в угоду конъюнк­туре момента, заслуживают глубокого уважения.

УРАЛ ДЛЯ СТАРОВЕРОВ

Беглецы-отшельники устраивали свои скиты – уединенные жилища – в глухих, труднодоступных местах. На территории Урала известно множество скитов на островах, в непроходимых болотах, в горах, в лесных дебрях и т.п. Долгие годы староверы скрывались в Весёлых горах на Среднем Урале. Передвижение по ним затруднено из-за буреломов, завалов и обширных заболоченных участков у основания гор. Хребет имеет замысловатую орографию, затрудняющую ориентирование. Места, несмотря на относительную близость населенных пунктов, очень глухие. С XVII в. здесь стали тайно селиться в скитах беглые староверы-раскольники. За 200 лет обрели своих почитаемых в народе подвижников и святые места – могилы старцев. Таких могил было несколько десятков, но особо почитались 4: иноков-схимников Гермона, Максима, Григория и Павла. Могила старца Павла, одного из старообрядческих проповедников-наставников, находится у подошвы Старика-Камня. К могилам старцев вели тайные дороги из Верхне- и Нижнетагильских заводов, Невь­янска, Черноисточинска, Староуткинска. Только в 1905 г. прекратились гонения на раскольников, и святыни «легализовались». Были прорублены новые дороги, на могиле отца Павла установили мраморный памятник, определилось время поминовений, а земля под могилами передана в вечное владение Верхнетагильскому старообрядческому обществу. Началось массовое паломничество раскольников с молебнами на могилах, первый день которых назывался Днем радостной встречи, а последний – Днем грустного расставания. После 1917 г. от могил не осталось и следа, дорог к ним не найти.

До сих пор сохранились скиты староверов на обширном Бахметском болоте в Тугулымском районе. В центральной части труднопроходимого болота есть несколько сухих островов, покрытых сос­новыми борами и вересковыми пустошами. Среди них Авраамов остров, названный в честь старца Авраамия (Алексея Ивановича Венгерского, 1635–1710) – предводителя сибирских старообрядцев, бежавших на восток от никоновских реформ и обосно­вавшихся на зауральских болотах. До настоящего времени почитается Авраамов Камень – святое для старообрядцев место.

Множество старообрядческих объектов расположено на острове Веры, что приютился у девственного западного берега озера Тургояк. Это землянки островитян, молельня с каменным крестом на берегу озера, староверческое кладбище. Архитектор Филянский, описавший остров во время его посещения в 1909 году, рассказывает, что вокруг молельни прямо на деревьях были развешены деревянные иконы. Археологи пытаются восстановить развалины этих сооружений.

12 ЛЕТ СВОБОДЫ

Особое распространение старообрядчество обретает на Урале с развитием здесь промышленности. Демидовы и другие заводчики, вопреки верховной царской власти, всячески поощряют старообрядцев, скрывают их от властей и даже наделяют их высокими должностями. Заводчикам нужна прибыль, на поповские догмы им наплевать, а все староверы – добросовестные работники. То, что с трудом дается другим, ими соблюдается без труда. Губить себя водкой, курить им не позволяет вера. Старообрядцы, легко делали карьеру, становясь мастерами и управляющими. Уральские заводы становятся оплотом старообрядчества.

В 1905 году здравый смысл, наконец, возобладал, и Царский Указ отменил запрет «раскольникам», как их называли почти 250 лет, занимать государственные должности и разрешил «старообрядцам» – название из нового Царского Указа – открыто создавать свои приходы и отправлять религиозные требы.

«В начале ХХ в. староверами на Печоре заселены целые деревни. Они имели свои иконы (в большинстве – медные), которые помещали не в красном углу, а около печки или за перегородкой. Старая вера запрещала им курить, пить вино, ругаться, носить европейскую одежду. Каждый «верный» имел свою посуду – кружку, ложку и миску, – с которой никогда не расставался; гостям свою посуду не давали. Женщины носили одежду темного цвета. Самые фанатичные печорские раскольники не ели картофеля, «заморских» овощей, вместо керосина пользовались лучиной. Церквей и молельных домов старообрядцы не имели, для богослужения выбирались жилые помещения. Одновременно со староверами в деревнях жили и православные. Столкновения на религиозной почве между ними случались редко» 1 . Многие отмечают некоторую осторожность, молчаливость и недоверчивость со стороны староверов. Также они не особенно гостеприимны.

В одежде предпочитались древние типы: для мужчин – рубаха-косоворотка с воротником-стойкой и штаны-порты. Основу женской одежды составлял комплекс из рубахи с сарафаном. И мужская, и женская одежда обязательно подпоясывалась.

Вплоть до 1950-х годов в среде старообрядцев сохранялись запреты на употребление ряда продуктов, среди которых – чай, картофель, конина, чеснок, зайчатина. «Когда Исуса Христа распинали, его раны мазали чесноком, чтобы больнее было. Потому и грех употреблять чеснок». Продукты, приобретаемые от нестарообрядцев, следовало подвергнуть определенным процедурам «очищения». Мука, мясо «очищались» в процессе приготовления – «проходя через огонь». Сливочное масло три раза погружали, читая Исусову молитву, в проточную воду.

Перед революцией 1917 года старообрядцы составляли 1/10 часть всего православного населения в России (и, надо отметить, далеко не худшую его часть). Но в 1917 г. «золотой век» истории старообрядчества, продлившийся 12 лет, закончился! Спасаясь от «безбожной власти», первая волна уральских старообрядцев снова, как и во времена Никона, подалась глубже в леса и дальше в Сибирь.

СНОВА В ЛЕСА!

Борьба с христианской верой вообще и со старообрядчеством в частности после революции 1917 года приобрела самые жестокие формы. К началу ХХ века на территории только Пермского края насчитывалось почти 100 старообрядческих приходов. Через 60 лет их осталось два. Старообрядцы пострадали в 1922–1923 гг. из-за массового принятия под давлением партийных активистов решений о закрытии моленных домов. Священников расстреливают или ссылают. Большинство старообрядцев имеют крепкие семейные крестьянские хозяйства. Они автономны, самостоятельны и не зависят от партийных директив, а с этим власть не может смириться никогда! Старообрядцы объявляются кулаками и репрессируются. В течение 1920-х гг. не ослабевал поток старообрядцев-переселенцев на восток. Наиболее дерзкие уходили в североуральские леса.

Убегавшие от репрессий расселялись по берегам небольших речек таким образом, чтобы не быть увиденными при движении по крупной реке. Раскольники Эбельиза скрывались в правых притоках Илыча, в 2-4 км от их устьев. Они строили избы, вырубали участки леса и распахивали их для посевов. Естественные горные луга использовались как кормовища. Основное занятие староверов – рыболовство, охота, домашний скот, огород. Общение с внешним миром сводилось к минимуму. Через надежных людей они выменивали охотничьи трофеи на патроны и спички.

Здесь образовались небольшие деревеньки по 3-5 домов, где старообрядцы вели хозяйство, молились. Жили чаще семейными кланами. Об этом свидетельствует распространение однородных фамилий в этих местах – Мезенцевы, Поповы, Собянины. Позднее, когда началась коллективизация, старообрядцы, не желая вступать в колхозы, покидали свои деревни, уходили еще дальше в лес 2 .

«Несколько десятков лет назад по берегам Шежима, да и во многих других глухих районах Верхней Печоры и ее притоков – Подчерья, Илыча и Щугора, находилось довольно много скитов старообрядцев. В заброшенных избушках до наших дней сохранились предметы быта, охоты и старинные рукописные книги. Не так давно научные сотрудники литературного музея Ленинграда обнаружили в одной из таких избушек библиотеку старинных книг (более 200 книг). Существует легенда, что редчайшие древние рукописи спрятаны в глухих лесах в лиственных колодах, залитых воском» 3 .

Священным занятием староверов являлось переписывание книг. Вплоть до середины XX века для письма старообрядцы использовали гусиные перья, а для орнаментальной росписи создаваемых ими рукописей – натуральные краски. Важнейшим делом книжников в скитах было обновление и переписывание старообрядческих рукописей и печатных книг. Именно русскому старообрядчеству во многом обязана российская филологическая наука за сохранение древнейших списков памятников допетровской литературы.

Непростая судьба ждала скитников, оставшихся на Урале. Они выявлялись и были судимы за уклонение от общественно-полезного труда и воинской повинности. Большую группу староверов «обезвредили» в 1936 г. Несколько десятков скитников были выслежены, арестованы и обвинены по 58-й статье «за деятельность, направленную к свержению Советской власти».

«Из Сарьюдина ушел с семьей Мезенцев Иван Петрович. Ушли на Косью, где основали свой скит и жили. Их долго искали в лесу. Даже самолетом искали. Через 2-3 года нашли, арестовали. Посадили».

Рассказ Анны Ивановны Поповой, 1927 г.р.: «Мать однажды родила двойню, а у староверов это считалось большим грехом. Ее заставили окунуться в ледяной воде несколько раз, так она должна была очиститься от греха. Но после этого она слегла и вскоре умерла. Тогда отец Анны взял в жены другую женщину из Скаляпа, и она уговорила его уйти в лес, а детей оставили в деревне. Ушли они далеко в верховья Косью, километров на 40 вверх по течению, под самое подножье Эбельиза. Там скит и поставили. Но их нашли, арестовали и затем расстреляли».

Документы расследований показывают, что все дела «контрреволюционных старообрядческих организаций» на Урале, так называемых «Группы воинствующих христиан» и «Братства русской правды», были выдуманы самими следователями НКВД. В материалах следствия содержатся некие доносы чекистской агентуры о том, что подсудимые, не согласные с Советской властью, занимались распространением листовок, проведением диверсий, созданием сети подпольных организаций и т.д. Любому здравомыслящему человеку ясно, что ничем подобным старообрядцы, обитавшие в глухих и абсолютно не населенных горах Урала, никогда не занимались.

В настоящее время остатки скитов обнаружить затруднительно. Тем не менее, в среднем течении ручья Валганъёль встречаются характерные холмики, поросшие бурьяном, а в долине Косью участники поисковых экспедиций 2000-2001 гг. обнаружили сохранившуюся избу.

«Мы решили попытаться найти человека, который знает, где находится какой-либо скит, и согласится нас к нему проводить. Нашим провод­ником любезно согласился быть работник кордона Иван Собянин. С его помощью, преодолев большие препятствия, пройдя немалое количество километ­ров сначала по реке Косью, затем в сторону от нее, мы, наконец, вышли к скиту. Им оказалась небольшая избушка, аккуратно срубленная из ели. Избушка в 10 венцов, чуть выше человеческого роста с крышей, которая была покрыта большими кусками бересты, переплетенными ивовыми прутьями. На крыше для тепла был насыпан толстый слой земли высотой до 25 см. Дом срублен «в чашку». С одной стороны у избушки было маленькое оконце, вероятно, для выхода дыма, так как избушка топилась по-черному. Дверь избушки выходила на небольшое озерцо (вернее, на карстовую западину) диаметром не более 3 м, достаточно глубокое. Еще одно окно большего размера располагалось на противоположной стороне от маленького оконца. Его, как утверждал проводник, раньше не было. Это уже позднее охотники его прорубили. Внутри избушки все завалилось, нашли остатки некоторых нехитрых хозяйственных принадлежностей – деревянные крючки, ступку, лопату, стульчик и т.д. Рядом с избушкой нами обнаружены следы каких-то строений, полностью завалившихся, заросших мхом и покрытых слоем земли. Они находились на расстоянии 10-15 шагов от избушки. Но особенно наше внимание привлекли непонятные строения, расположенные перед дверью, в 3-5 шагах, между избушкой и озерцом. Сложилось впечатление, что это были надгробия – полусгнившие бревенчатые домовины деревянного 2-3-венечного сруба, характерные для погребального обряда на Илыче. На могиле ставится в ноги восьмиконечный крест, вершину которого венчает двускатная крыша. Этих домовин было три…»

МЕСТЬ ОТВЕРГНУТОГО ПАРТИЙЦА

Оставшиеся нетронутыми староверы просуществовали на необъятных просторах Урала до 1952 года. Свыше 30(!) лет они вели автономное существование в жестких климатических условиях. Во время войны часть женщин с детьми под видом переселенцев вернулись в илычские деревни. В некоторых скитах проживали в основном мужчины. Они иногда выбирались в деревни. Особенно практиковалось участие в сенокосе. Мужчины, облаченные в темную женскую одежду, косили траву, не вызывая никаких подозрений.

На беду староверов, в тот год в район по каким-то партийным делам прибыл представитель Троицко-Печорского обкома партии. Его внимание привлекло непропорционально большое количество женщин в глухих лесных деревнях. Возможно, он и не обратил бы на это внимания – мужчин после войны везде было немного. Скорее всего, какая-то деревенская жительница (а может быть, и несколько) отвергла его знаки внимания. Это разозлило партийца, и он, придравшись к какой-то мелочи, написал докладную.

На разбирательство был послан старший лейтенант НКВД Курдюмов из Троицка-Печорска. Именно он позже обратил внимание на любопытный факт: примерно в одно время в деревнях, почти лишенных мужского населения, дружно родились дети. Это и натолкнуло старшего лейтенанта на подозрения. Под видом молодой учительницы в район прибыла агент-провокатор, вошла в доверие к местным жителям, и дело скрывающихся староверов вскоре было раскрыто.

Прошли аресты и обвинения по статьям об уклонении от трудовой деятельности (тунеядство – вот уж ирония судьбы! – трудно представить себе более трудолюбивых людей, умудряющихся годами автономно жить в суровых условиях Северного Урала) и уклонении от воинской обязанности. Около полутора десятков эбельизских староверов было осуждено на разные сроки. Отбыв их, они все вернулись в печорские деревни. Их потомки живут там и поныне.

Жилища арестованных староверов были преимущественно заброшены, частично разграблены браконьерами и «освоены» охотниками, но, тем не менее, многое из оставшегося в избах обнаружили в 1959 году участники экспедиции Института русской литературы. Ими были найдены костюмы, иконы, складни, расписные доски к намогильным крестам и – главное, для чего снаряжалась экспедиция, – рукописные книги. Некоторые рукописи были запаяны воском в герметичных берестяных тубах и спрятаны в лиственных колодах. Несомненно, они сохранились до настоящего времени и прячутся где-то на склонах Эбельиза.

В 1971 году официальная церковь сняла со старообрядцев проклятье, которое наложила на них при расколе. Так спустя 305 лет старая вера была реабилитирована.

В литературе в основном рассматриваются общины старообрядцев, живущих в населенных пунк­тах, информации же по скитам практически нет. Это объяснимо, поскольку большинство их являлись тайными и не были широко известны даже в период их существования.

1 Е. Шубницина, Щугор. Сыктывкар: НП «Югыд ва», 2009. – 72 с. с ил.

2 Здесь и далее курсивом выделены фрагменты реферата Елены Федоренковой (научный руководитель – Татьяна Канева) «Старообрядцы на Илыче (по материалам школьных историко-краеведческих экспедиций 2000 и 2001 года в Троицко-Печорский район по р. Илыч)», средняя школа № 37 г. Сыктывкар, 2001 г.

3 А. Кеммерих. Северный Урал. «ФиС», М., 1969.

Побывали у потомков русских староверов в селе Пристань

В дом заходите только после третьего приглашения. После первого в избу не входите. Обидятся, не поймут, - напутствуют нас знакомые перед поездкой в общину староверов. - На чай или воду не рассчитывайте. Берите с собой воду или хотя бы кружку. Они вам из своей посуды не дадут пить-есть, вроде как оскверните. Держат специальную «поганую», то есть языческую, для чужих.

Такую информацию дают и экскурсоводы в музеях. В интернете тоже пишут: постоянные гонения на старообрядцев (их преследовали до 1905 года) укрепили их дух, но сделали подозрительными и угрюмыми. Они отрицают прогресс, ходят в традиционной одежде.

Старообрядцами, или староверами, называют последователей старой веры. Если кратко: в XVII веке в православной церкви произошёл раскол. К нему привели протесты против реформ, которые стал насаждать новый патриарх Никон, поддерживаемый государством. Реформы его касались многих обрядовых вещей, церковных книг. Староверы бежали на Урал, заселяли Сибирь. Считается, что староверы замкнуты, избегают контактов с другими верующими или мирскими людьми.

Пример старообрядческой семьи - Лыковы, которые в 30-х годах сбежали от новой власти в глухую тайгу. Так и жили 40 лет в своём мире, в затворничестве, ведя натуральное хозяйство. В конце 70-х на них наткнулись геологи.

Чтобы узнать, как живут потомки русских староверов сейчас, мы поехали в старообрядческую общину в Свердловской области - в село с красивым названием Пристань.


Пристань стоит на берегу реки Уфа рядом с рабочим поселком Арти в 200 километрах от Екатеринбурга. Село основано в 1789 году, когда-то сюда причаливали баржи. Но есть ещё и другой смысл у его названия: здесь находили приют староверы со всего Урала. Храм, построенный здесь сто лет назад, не закрывали даже в годы советской власти.

«Я бы тоже весь мир объехала, но за дедом надо присмотреть»

В Пристани тихо и безлюдно. Лишь возле одного из домов рядом с храмом маячит кто-то в салатовом светоотражающем жилете, напоминая гаишника.

Оказалось, что это наряженный в жилет дед: внешне - истинный старовер с пышной и седой бородой. Из дома к нам навстречу вышла пожилая женщина:

Не пугайтесь, не ГАИ, это я мужу жилет надеваю, чтобы его издали видно было водителям. Он машин не остерегается, когда гуляет по деревне. И слышит плохо, поэтому не отвечает вам.

Женщину зовут Нина Алексеевна Булатова. Она приглашает нас в дом, а мы мнёмся: ждём третьего приглашения, как нас учили. Но потом все же решаемся зайти - Нина Алексеевна кажется искренне приветливой.



Зря вы о нас думали, что мы нелюдимые, - говорит Нина Алексеевна. - У нас в селе старообрядцы гостеприимны, открыты, доброжелательны. Не нужно мне никаких трёх приглашений. Да, есть среди нас и закрытые, которые совсем отказываются от каких-то современных вещей. Они считают, что так могут лучше сохранить веру. Например, жила тут женщина - ни паспорта не было, ни пенсии не получала. Умерла уже. Но большинство осовременились, куда денешься. Видите, у нас свои газеты. В интернете про нас пишут. Но я не освоила, телефоном сотовым пока только пользуюсь.

В одной из газет в доме видим фото чернокожих мальчишек. Тут же читаем, что эти негритята из Уганды - тоже староверы! В этой жаркой африканской стране есть свой старообрядческий приход.


В уральской Пристани из ста прихожан в основном все пожилые. Работы для молодых здесь нет, уезжают учиться и остаются в Екатеринбурге, Красноуфимске. В храм молодые приезжают на праздники, крестить детей.

Нине Алексеевне 87-й год, она бывшая учительница русского языка и литературы. В Пристань приехала когда-то её мама - сама из староверов. Приехала сюда, потому что тут работал храм. И Нина Алексеевна попросилась по распределению сюда после пединститута.


Меня постоянно упрекали, что мать - церковница, - вспоминает Нина Алексеевна. - Я комсомолка была, и пионерка была, и атеистическую работу приходилось вести, в душе оставаясь старообрядкой. Я как между двух огней. Мама хотела, чтобы я была верующая, а начальство хотело, чтобы я об этом забыла. Я тайно в храм ходила. А дед мой (муж Нины Алексеевны. - Прим. ред. ), местный. Еще прадеды его в Пристани жили. Отец, дед, прадед - все были священниками.

У Нины Алексеевны трое детей, семеро внуков и шестеро правнуков.

Дети у меня все с высшим образованием, окончили институты. Они совсем современные, живут в Екатеринбурге и Артях. К сожалению, в церковь не очень часто ходят. Хотя все крещённые в нашем храме: и дети, и внуки.




…и магнитики из дальних стран, привезённые детьми и внуками

Нина Алексеевна показывает магнитики на холодильнике, привезённые детьми и внуками из дальних стран и городов: Иерусалим, Прага, Париж. Говорит, что сама бы посмотрела мир, но «как-то уже не получается: дела, надо присматривать за дедушкой, за домом».


«Прихожане не раз задавали вопрос - можно ли пользоваться интернетом?»

Чаю? - предлагает нам отец Иоанн, настоятель пристаньского храма. Он живёт в доме по соседству с домом Нины Алексеевны. Приняли нас тут так же доброжелательно. Подозрителен и суров был только огромный мохнатый пёс - кавказская овчарка. Запёртый в вольере, он свирепо лаял на чужаков.


Мы напоминаем про «чужую», языческую посуду. Отец Иоанн кивает, улыбается и объясняет:

У нас в общине и вообще в официальной старообрядческой церкви такого нет, чтобы для гостей держать отдельную посуду. Потому что Господь и с грешниками, и с мытарями и ел, и пил. Вот, допустим, приходит ко мне человек, просит пить. А я ему: «Вот тебе кружка специальная». Что он подумает о старообрядцах? Обидится. Нам, наоборот, надо показать людям, что мы открытые, доброжелательные. Образованные. У меня сосед - Пётр Уварович Кузнецов. Он учёный, профессор, доктор юридических наук. Жаль, сейчас его нет дома, на работе в Екатеринбурге, преподаёт в юридической академии.


- А откуда все эти рассказы про нелюдимость, нелюбовь к чужим?

Это действительно есть среди беспоповников. Беспоповцы - это старообрядцы, не приемлющие священства. Когда произошёл раскол, некоторые люди считали, что старое священство умерло, погибло, нового нет. Они уходили в леса, основывали общины, скиты. Я когда-то жил в Минусинске, там есть чисто старообрядческие деревни, из беспоповцев. Дети учатся только до 4-го класса, девушки в длинных сарафанах, мужчины с бородами. Все сохранено.

- А Лыковы чьи?

Они были из часовенных (одно из ответвлений в беспоповстве). Но сейчас Агафья Лыкова перешла к нам, к официальной старообрядческой церкви.

Отец Иоанн с детства мечтал быть священнослужителем. Говорит, играл не в лётчика или шофера, а в дьякона, в церковные службы, вместо причастия - варенье. Он родился в семье староверов в Сибири. Отец - ветеран Великой Отечественной войны, преподаватель радиотехники. На фронте вступил в партию (на передовой было не до споров, просто вручили партбилет), а после войны отказался платить взносы. Начали разбираться. Арестовали, отобрали все боевые награды, приговорили к расстрелу, потом заменили расстрел на 25 лет лагерей. Освободили через два года по амнистии после смерти Сталина.

Ни пионером, ни октябрёнком не был. К нам не лезли, в школе знали, что семья верующая. Отец грамотный был, если что - ссылался на Конституцию, которая ещё в 36-м году гарантировала свободу слова.

Мирская профессия отца Иоанна - сварщик. Успел поработать недолго, отслужил в армии. Потом ушёл в священнослужители.

Его жена, матушка Наталья, в миру была бухгалтером. У них шестеро детей, семеро внуков.



В школе дети учились хорошо, похвальных писем, грамот полно. Мы не тёмные. Сейчас дети закончили институты: юридический, одна в экономическом ещё учится, УрГЭУ СИНХ. Трое детей работают в храме, со мной, одна замужем за священником. Младший сын сейчас взял академический в железнодорожном институте (УрГУПС) и пошёл в армию, - рассказывает отец Иоанн.

- А староверам дозволяется служить?

Среди моих прихожан все служат, как положено. Дозволяется и даже приветствуется. Родину защищать должен каждый человек, гражданин. В войну староверы шли на фронт.


Он ведёт нас показать свой храм Троицы Живоначальной. За мостом на другом конце деревни видны купола православной церкви. Очень многие сельчане - её прихожане.

Мы с нашими православными соседями не ссоримся никогда (хотя старообрядцы тоже православные, имеются в виду те, кто принял реформы в XVII веке. - Прим. ред .). Батюшки не раз ко мне в гости ходили. Как-то давно ещё архиепископ Мелхиседек (с 1984 по 1994 руководил Екатеринбургской, Челябинской, Курганской епархией) распорядился, чтобы в храмах детей крестили полным трёхразовым погружением. Ко мне православные священники приходили за советами. У нас же, у староверов, всегда полное погружение в ледяную купель.

- Это не опасно? Младенца в ледяную воду с головой?

Нет, конечно. В холодной воде дух захватывает, и ещё: когда крестишь нос, рот зажимаешь. Это проверено веками. На моей практике ещё не было, чтобы кому-то плохо стало. Наоборот, помню - привезли из соседней деревни девочку. Вся покрыта коростой. Покрестил, окунул. Потом девочку на причастие привезли - уже вся чистая. Мать говорит, после крещения все коросты спали сразу.

- Интернетом пользуетесь?

Да, у нас в доме он есть. Мне не раз задавали вопрос прихожане - можно ли пользоваться компьютером, интернетом? А почему нет? Ведь для чего нужен компьютер? Для работы. Пожалуйста: печатайте, распечатывайте, читайте полезную информацию. Много испытывая, хорошего держись, как говорил апостол Павел.

«Не пить из общей посуды - это инфекционные врачи одобрили бы»

Александр Александрович Смоквин - бывший сотрудник правительства Свердловской области. Когда-то он принял старообрядческую веру, покрестился в храме Пристани. С ним мы встретились в редакции E1.RU. Пить из общей посуды он всё-таки отказался, попросил одноразовый стаканчик.


Бывший сотрудник Правительства Свердловской области Александр Смоквин на все заседания ходил с колоритной “староверской” бородой. Все привыкли

Не берите во внимание, - уклончиво, чтобы не обидеть, сказал он. - Это мудрость дедовская во мне говорит. Наверное, у старообрядцев эта традиция связана с вполне объяснимыми причинами. Поселения старообрядцев были на Алтае, в Сибири. Если кто чужой в поселение зайдёт к ним, ставили за порог крынку молока и клали кусок хлеба. Это было мудрое решение, чтобы избежать инфекций и эпидемий. Врачей в округе на тысячу километров не было, от эпидемий вымирали деревнями. Я думаю, это вынужденная мера, оттуда и пошла традиция. Инфекционные врачи меня бы одобрили.

Александр Александрович сейчас пенсионер, в 90-е годы работал в комитете по управлению государственным имуществом. Именно он помог староверам добиться, чтобы им отдали церковь на ВИЗе.

На все собрания и совещания в правительстве он ходил с колоритной «староверской» бородой. Говорит, что сначала косились, потом привыкли.

Его бабушка была из старообрядцев.

Она тихо и спокойно молилась, никаких проповедей я от неё особо не слышал. Я ей, помню, в детстве говорил: «Бога нет». А она спокойно так: «Нет, Саша, есть…» Она рабочая Верх-Исетского завода, а среди визовских рабочих много староверов. Все стали, сплавы, что там разрабатывались, проходили через молитву. Староверы вообще трудолюбивые. Ещё Татищев с де Генниным на работу любили брать староверов. Знали: не подведут, не запьют.

- У вас запрет на алкоголь?

Нет, по правилам святых апостолов, допускается до трёх чаш. Но размер чаш не уточняется.

«Надо развенчивать мифы о нелюдимых староверах»

Мы встретились и с молодым поколением староверов. К нам в редакцию мы пригласили редактора газеты старообрядческой церкви «Община» Максима Гусева. У него светское образование - журфак УрГУ. И современные, не патриархальные взгляды.

Надо развенчивать мифы о нелюдимых, необщительных староверах, многодетной патриархальной семье, сарафанах, кокошниках, - говорит он.


Количество детей каждый выбирает сам, это вопрос личный. Среди молодых старообрядцев много амбициозных, тех, кто выбирает карьеру.

Но, думаю, общее, конечно, должно быть - внутренний стержень некий: трудолюбие, неспособность на подлость, поставить подножку, нахамить… А в остальном - внешне молодые старообрядцы (те, кто относится к официальной старообрядческой церкви) ассимилировались. Внешне ничем не отличаются от современных молодых людей. У беспоповцев, конечно, всё строже. Они малообщительны, не идут на контакт. Но даже они стали выходить в люди, начали общаться с нами, участвовать в наших общих праздниках.

Текст: Елена ПАНКРАТЬЕВА
Фото: Игорь ДО, Артем УСТЮЖАНИН / E1.RU, священник Алексей ЛОПАТИН, личный архив Максима ГУСЕВА

Старообрядчество – сложное религиозное и социально-культурное явление, которое возникло в результате непринятия частью общества церковной реформы, проведенной патриархом Никоном в 1650–1660-е гг. Преследования со стороны власти и официальной церкви вынуждали старообрядцев бежать с родных мест, поселяться в отдаленных регионах России. На Урале старообрядцы находили покровительство заводских властей частных железоделательных заводов.

Уральский регион являлся одним из крупнейших центров старообрядчества на протяжении нескольких веков начиная с конца XVII в. Одно из первых мест в Российской империи по числу староверов занимала Пермская губерния в начале XX в. Приверженцы «древлего благочестия» составляли по данным переписи 1897 г. около 3% от всего населения губернии. Данные переписи являются приблизительными, поскольку в них учитывались только старообрядцы, пожелавшие указать свое вероисповедание.

После издания в 1905 г. манифеста, провозгласившего политику веротерпимости, на Среднем Урале происходит активизация деятельности старообрядцев, открытие новых храмов и молитвенных домов. С установлением в государстве Советской власти недолгий расцвет старообрядчества сменяется временами гонений. В 1920–1930-х гг. государственная антирелигиозная политика серьезно затронула старообрядцев: закрывались молельные дома и церкви, старообрядцы подвергались репрессиям - за приверженность вере активных старообрядцев заключали в тюрьму, высылали с места жительства.

В послевоенное время учетом выявленных религиозных объединений, изучением религиозной обстановки и методов религиозного влияния на население занимались действующие на местах уполномоченные Совета по делам религиозных культов, созданного в 1944 г. при Совете Министров СССР. В отчете, составленном уполномоченным по делам религиозных культов Свердловской области в 1954 г., указывалось на деятельность зарегистрированных и незарегистрированных групп старообрядцев.

Зарегистрированные религиозные общества : 3 старообрядческие церкви беспоповского согласия (в Невьянском районе – в г. Невьянск и с. Быньги, в с. Большая Лая пригородной зоны г. Нижнего Тагила); 1 старообрядческая церковь белокриницкого согласия в с. Пристань Артинского района.



Незарегистрированные группы : старообрядцев белокриницкого согласия – 2 (на территории Шалинского района), старообрядцев беспоповского согласия – 26 (в горнозаводской части Среднего Урала: Невьянский, Пригородный, Шалинский районы, в пригородных зонах городов: Нижнего Тагила, Кировграда, Березовского, Полевского, Первоуральска и Свердловска).

Большая часть старообрядцев Урала, несмотря на репрессии, адаптировалась к условиям советской жизни, обратившись к богатому опыту сосуществования с преследующими их властями. Тайно собирались на моления в частных домах, исполняли таинства крещения и исповеди, следовали уставным нормам в повседневной жизни.

СТАРООБРЯДЧЕСКИЕ СОГЛАСИЯ

Отношение к священству обусловило формирование двух направлений старообрядчества: поповства и беспоповства. Поповцы признавали священство, церковную иерархию и совершение таинств. Беспоповцы ввиду того, что «истинное» священство прервалось после церковного раскола, считали невозможным принимать священнослужителей, рукоположенных в церкви. Для совершения таинств (крещения, исповеди, брака) и молений община избирала наставника.

Беспоповское направление старообрядчества представлено часовенным и поморским согласиями, небольшими группами христиан странствующих (бегунское согласие).

Наиболее многочисленной группой являются старообрядцы часовенного согласия . Основную часть часовенных на Среднем Урале составляли потомки старообрядцев-беглопоповцев, прибывших в ХVIII в. из центральных уездов России и Поволжья и принявших участие в становлении железоделательных заводов. Большей частью это были выходцы с р. Керженец Нижегородской губернии (отсюда и происхождение самоназвания – «кержаки»). В настоящее время действуют группы часовенных старообрядцев в Пригородном, Невьянском, Шалинском районах, г. Ревда, г. Полевской. Регулярная религиозно-обрядовая жизнь общин часовенных старообрядцев возобновилась, как сообщают информанты, с началом перестройки, 15–20 лет назад. Группы старообрядцев поддерживают связь с часовенными старообрядцами Пермского края и Сибири, совершают совместные моления.

Поморское согласие на Урале утвердилось благодаря деятельности посланцев Выговской пустыни, появившихся здесь в начале XVIII в. Хотя количество поморцев традиционно было невелико, они играли большую роль в местном старообрядческом движении. Поморцы Урала имели тесные контакты с Поморьем и общинами Русского Севера. Значительными центрами поморского старообрядчества в XVIII в. были Краснопольская слобода (близ г. Нижний Тагил) и с. Таватуй (близ г. Невьянск). В настоящее время действует поморская община в г. Екатеринбург. Современное официальное название поморского согласия (брачников) – Древлеправославная Поморская Церковь.

Поповское направление старообрядчества на Среднем Урале представлено белокриницким («австрийским») согласием (Русская Православная Старообрядческая церковь) и беглопоповцами (Древлеправославная церковь).

Историю Белокриницкой иерархии отсчитывают с 1846 г. с события присоединения к староверию греческого митрополита Амвросия, происшедшего в Белокриницком монастыре на территории Австрии. На Урале белокриницкие появились уже в 1850-е гг., а к началу XX в. Екатеринбург был признанным центром белокриницких не только Пермско-Тобольской епархии, но и всей России. Перед революцией в крае насчитывалось несколько тысяч последователей белокриницкого согласия, объединенных в десятки общин. В настоящее время активно действуют приходы храмов старообрядцев белокриницкого согласия в г. Екатеринбурге, п. Шамары Шалинского района, с. Пристань Артинского района. Религиозная жизнь общины старообрядцев п. Пристань Артинского района не прерывалась и в годы Советской власти.

Беглопоповская церковь возродилась в 1923 г., приняв обновленческого архиепископа. Духовным центром церкви является г. Новозыбков Брянской области. В Свердловской области проживает незначительное количество старообрядцев-новозыбковцев.

КУЛЬТУРА И БЫТ

Спецификой старообрядчества является влияние религиозного мировоззрения на все стороны жизни, в том числе и на бытовую культуру, бережное сохранение обрядов и традиций.

Особый интерес для исследования традиционной культуры старообрядчества представляет наиболее многочисленная группа старообрядцев-беспоповцев часовенного согласия . В связи с тем, что у часовенных старообрядцев отсутствует централизованная церковная организация, в их мировоззрении и бытовой культуре сохраняются локальные особенности, связанные с традициями отдельных старообрядческих общин.

Женский традиционный костюм часовенных старообрядцев, проживающих на территории всего Среднего Урала, составлял комплекс с косоклинным сарафаном. В начале XX в. сарафанный комплекс выходит из повседневного употребления и продолжает бытовать в качестве обрядовой (молельной) одежды. В настоящее время старообрядки надевают сарафан ежедневно на утреннюю молитву, при посещении часовни или молельного дома, при посещении кладбища в поминальные дни, для участия в таинстве крещения и брачения. Сарафаны, бытовавшие на территории Невьянского и Пригородного районов, в большом количестве представлены в фондах уральских музеев. Сарафаны выполнены из штофа, бархата, шелка, кашемира и богато декорированы золотым позументом.

В состав мужского обрядового костюма в настоящее время входит косоворотка и кафтан.

Употребление традиционной одежды во всех религиозных обрядах является необходимым элементом жизни старообрядцев, выступает свидетельством принадлежности его носителей к старообрядческому миру.

В череде традиционных обрядов жизненного цикла в настоящее время наибольшей устойчивостью отличаются похоронно-поминальные. К смерти, как к важному моменту завершения земной жизни, относятся ответственно. Старообрядцы к смерти готовятся заблаговременно: исповедуются, изготавливают погребальную одежду, гроб или готовят материалы для погребальной утвари. Значительное место в религиозной жизни старообрядцев занимают поминальные обряды.

Вступление в брак занимает центральное место в системе обрядов жизненного цикла. Оформление брака у часовенных старообрядцев имеет особенности. В связи с отказом от священства в число церковных таинств, от которых отказались беспоповские старообрядцы, попало и таинство брака. В среде часовенных старообрядцев полноправной нормой считается совершение чина бракосочетания духовным руководителем общины – наставником. Брачение свершается в часовне или в молельном доме. Браки стараются заключать внутри конфессионального сообщества. Важным условием совершения брака между представителями разных конфессиональных групп является обращение обоих партнеров «в одну веру». Обряд брачения совершается в день свадьбы, накануне или за несколько дней до свадьбы. На брачение невеста традиционно надевает костюм с косоклинным сарафаном, жених – косоворотку.

Традиционный свадебный обряд бытовал еще в 70-х гг. XX в. Комплекс свадебной обрядности часовенных старообрядцев включал в себя все основные элементы предсвадебных, свадебных и послесвадебных обрядов русского населения Среднего Урала: сватовство, девичник, выкуп невесты, переезд в дом жениха, брачную ночь, гуляние в доме жениха, посещение родителей невесты.

Цикл календарных праздников часовенных старообрядцев вписывается в общую картину народного календаря русского населения Свердловской области.

Святочный период был насыщен большим количеством обрядовых действий: гаданиями, обходами дворов славильщиками, обрядовым ряженьем, праздничными вечерками. При обходе дворов славильщики пели рождественский тропарь «Рождество Твое, Христе Боже наш», ирмос празднику «Христос рождается».

Цикл Троицких праздников (Семик, Троица, Заговенье) был наполнен гуляниями на лугах, на которые собирались жители окрестных деревень. Традиционное гуляние на лугах в середине XX в. сопровождалось исполнением хороводов, мужской борьбой. Праздник Троица связан с поминальной субботой, в которую беспоповцы совершали поминовение умерших на кладбище.

Празднование, сопровождающееся исполнением песен и плясками, ряжением считалось грехом. Старообрядцы, принимавшие участие в разгульном праздновании, после отмаливали совершённый грех.

Традиционной формой общения и развлечения молодежи были вечерки. В послевоенное время местом встречи молодежи стали клубы, куда приходила и старообрядческая и православная («церковная») молодежь. На клубных вечерах пели, играли и танцевали. В середине XX в. популярными формами хореографии были кадриль, парные танцы краковяк и полька, позднее сменившиеся на вальс, танго, фокстрот.

Интересным аспектом духовной жизни старообрядцев является бытование народных молитв, притч апокрифического содержания, духовных стихов.

Старообрядцы являются хранителями и продолжателями уникальной традиции древнерусского музыкального искусства – знаменного пения, составляющего неотъемлемую часть богослужебной практики. Бытовые музыкальные жанры часовенных старообрядцев – лирические, хороводные, плясовые песни – имеют общерусскую музыкальную основу.

Экспедициями СОДФ обследованы следующие места проживания старообрядцев: Красноуфимский, Невьянский, Шалинский, Пригородный, Талицкий районы Свердловской области.

Экспедицией зафиксированы обряды жизненного цикла, календарные праздники, образцы фольклора. Велось непосредственное наблюдение за бытованием традиционной одежды старообрядцев, фиксировались старинные и изготовленные в настоящее время образцы традиционного костюма.

Уральский государственный университет. Лаборатория археографических исследований. Древлехранилище. http://virlib.eunnet.net/depository

Старообрядцы-часовенные Урала в конце XIX – начале XX вв. // Очерки истории старообрядчества Урала и сопредельных территорий. Екатеринбург, 2000. С. 85.

Федорова М.А. О верующих Свердловской области: отчет уполномоченного в Совет по делам религиозных культов при Правительстве СССР (1954). http://www.hist.usu.ru/articles/5/fedorova.doc

Предстоятель староверов митрополит Корнилий закончил десятидневное посещение Урала, он участвовал в открытии и освящении двух храмов в Ивделе и Старой Утке и осмотрел землю под новый храм в Нижнем Тагиле. Духовный деятель остался доволен продуктивным посещением Свердловской области.

Местные журналисты были удивлены, что, в отличие от прибывшего в Екатеринбург месяцем ранее главы РПЦ Кирилла , у Корнилия не было частного самолета, "предоставленного бизнесменом", прилетел он эконом-классом на обычном рейсе. Его не встречал губернатор, отметившийся во время Крестного хода рядом с Кириллом во время православного фестиваля "Царские дни", словом, ни о какой пышности визита речи не шло.

Но официальные встречи с высокопоставленными чиновниками не были целью приезда Корнилия, прежде всего, по его признанию, предстоятеля волновали люди, которые открывают новые храмы в разных уголках Урала. Крепкие общины разрастаются, и для них требуются более просторные церкви.

Об итогах путешествия по городам и селам Свердловской области глава РПсЦ рассказал в интервью .

Сегодня заканчивается ваш визит в Свердловскую область. Расскажите, как прошло десятидневное пребывание на Урале? Что удалось увидеть? Какие надежды на дальнейшее развитие староверчества?

Да, верно, сегодня последний день нашего десятидневного очень насыщенного и, как всегда, результативного пребывания в Свердловской области. Я очень рад, что здесь, на Урале, такое живое старообрядчество. Как подтверждение этому - факт, что мы освятили два новых храма [в Ивделе и Старой Утке], а в Нижнем Тагиле освятили место под третий храм.

- То есть речь идет уже о трех новых храмах?

Да, и, конечно, это очень радостно, что идет такое возрождение. Урал, как вы знаете, очень тесно связан со старообрядчеством, вся история Урала начиналась с Демидовых, с рабочих, которые здесь в постпетровские времена в основном были старообрядцами.

Многие из центра переселялись, многие не по своей воле, и им здесь было хорошо, свободно довольно-таки, поэтому они здесь оставались, трудились, молились, возделывали землю, зарождали производство - свидетельства этому есть в краеведческих музеях, которые я люблю всегда посещать в свои приезды, там многое рассказывают об истории Урала, связанной со старообрядчеством.

Потому для нас знаковые эти места: Старая Утка, Ивдель, Нижний Тагил и центр Урала - Екатеринбург, где мы провели совещание. Самое главное - с народом встретились, строим планы, обсуждаем мероприятия.

- Какие планы обсуждались?

В частности, у нас сейчас идет подготовка к 400-летию протопопа Аввакума , которое будет в 2020 г. 400-летие со дня рождения - это большое событие для всех старообрядцев и для поповцев, и для беспоповцев, все участвуют, потому обсуждали план мероприятий по всей России, и даже зарубежье присоединяется.

В копилку к этому мероприятию два дня назад в Ивделе было освящение Храма во имя протопопа Аввакума, священномученика, сожженного на костре - вот теперь его храм появился на Урале. И в 2020 г. мы должны собраться в Ивделе в этом храме, помолиться, прославить нашего великого святого протопопа Аввакума и боярыню Морозову, которые отдали свои жизни за веру.

- То есть вас можно снова ждать на Урале уже скоро?

Я стараюсь бывать здесь каждый год, но если мы говорим про значимые мероприятия, то именно хотелось бы отметить 2020 г., в первую очередь, сосредоточить свои силы на этом, может быть, сделать выставки, провести духовный концерт, молодежь сейчас хорошо поет - древнее пение возрождается, очень приятные духовные стихи поют. Хорошо, чтобы люди пришли, послушали и все своими глазами увидели.

- То есть на Урале существуют такие крепкие общины, с молодежью, которая обращается к старообрядчеству?

Да, слава Богу, вчера были в поселке Баранчинский - последний раз я был там 10 лет назад - и я, к большому удивлению, увидел, что старый храм уже не вмещает всех желающих, у них в планах построить новый, более просторный. Есть проект, его мне показали, так что есть развитие.

Много молодежи, детей много, у одного батюшки там только шесть детей, хотя он сам молодой довольно-таки. Так что вокруг сельских храмов большие крепкие семьи, как всегда у старообрядцев были, они молятся, трудятся, не имеют современных вредных привычек. Это очень важно - почему сейчас и обращают внимание на строобрядцев - они те традиции, которые были, сохранили и в молитве, и в быту. Русским людям важно вернуться к таким крепким основам, чтобы продолжать нашу историю.

- Да, вообще отношение к староверам меняется, вы это чувствуете?

Конечно, староверы всегда вызывали уважение, потому что это люди крепкие, у них крепкий дух. Как писатель Распутин говорил - старообрядцы "как крепость" - да, они действительно, как крепость, и в духовной жизни, и в работе. Сила проявляется везде - например, когда мы здесь освящали храм - это было почти семь или даже восемь часов молитвы. Но нет такой религии, как старообрядчество, это православие, которое мы сохраняем, это то православие, которое принес князь Владимир десять веков назад, когда Русь стала православной.

И наши предки сохраняли все обычаи, хотя им было трудно - за это и гнали, и казнили, как протопопа Аввакума, но это спасение души. Старообрядцы понимали это и отстаивали, самое главное - душу свою спасали, как бы трудно ни было. Сейчас многие узнают правду - о староверах много пишут, выходят фильмы. Например, хотелось бы отметить фильм "Раскол", и это событие для тех, кто не знает, что такое старообрядчество, что такое раскол, какие были причины. Люди узнают историю, проникаются уважением, а некоторые приходят и остаются.

Вы не так давно встречались с президентом, подобное впервые в истории было, это большое событие, на ваш взгляд?

Встреча с Владимиром Владимировичем Путиным - знаковое событие, за 350 лет в первый раз глава государства обратился к нам, посетил наш духовный центр и остался под большим впечатлением, я думаю. Он увидел старинные иконы, для него устроили духовное пение, показали наш музей. Эта встреча стала примером, она проецируется на других чиновников, губернаторов, министров - теперь как-то немножко подобрели к нам. Если президент одобрил то, что мы должны развиваться, то чего уж им сопротивляться? Но Урал и до этого динамично развивался, я уже 13 лет как митрополит приезжаю сюда, нахожу что-то новое, и этот визит был очень результативным, старообрядческий православный Урал развивается.

- А здесь с губернатором, с мэрами проходили встречи?

Сейчас был такой напряженный график визита, что практически не получилось отвести время для официальных встреч с властью, в Ивделе мы встречались с некоторыми представителями государственной власти, но это все были неофициальные встречи, обменялись подарками. Но вот в прошлый раз с губернатором встречались. Я надеюсь, что у местных властей доброе отношение. И если не помогают нам, главное - что не мешают, и то хорошо. Потому что старообрядцам столько сотен лет мешали, убивали, в тюрьмы сажали, а сейчас, по сравнению с прошлым, очень хорошее отношение.

- А какие отношения с новообрядцами? Встреч не было?

Не могу сказать, что отношения у нас напряженные, мы не чураемся их и, если есть возможность, встречаемся. Официально я как представитель нашей церкви состою в Совете по взаимодействию с религиозными объединениями при президенте Российской Федерации, как представитель традиционной для нашей страны религии, там мы обсуждаем общие дела и с ними. Но в этот приезд мы ни с кем не встречались, думаю, что в следующий мой приезд встретимся, если успеем.

В посте я поднял тему недооценки властями исторических и туристических особенностей Среднего Урала. Ими развиваются туристические маршруты выходного дня, как панацея для въездного и внутреннего туризма. Там есть туры посвященные 70-летию Великой Победы, туристам предлагают вспомнить, что Берёзовский Свердловской области называют Родиной Российского золота, есть в этом перечне мест для посещения Нижний Тагил, Верхняя Пышма, Невьянск, Верхотурье (о презентации туристических продуктов, создаваемых за счет бюджета Свердловской области я рассказывал в посте )...

Так как я часто бываю с различных уголках Свердловской области, то рассказы местных жителей для меня открыли важную часть ее прошлого. Если Верхотурье в период освоения Сибири и Урала в XVII веке был форпостом Православия и российской государственности, то нарождающаяся уральская промышленность являла собой совершенно иной культурный уклад. С началом возведения демидовских заводов на Урале возникают центры старообрядчества. Практически все заводы, которые возводил старообрядец Демидов, были полны старообрядцев. Следы этой культурной особенности несут на себе столица старообрядцев Урала, Невьянск, такие города как Нижний Тагил, Верхний Тагил, все, которые входили в промышленную империю Демидовых.

Раскол в Русской Православной церкви начался в 1653 году при царе Алексее Михайловиче. Крутой по характеру патриарх Никон вводит новые правила. Царь лелеял мечту объединения всего православного мира вокруг Москвы и освобождения Византии. Первым шагом должно стать приведение обрядовости и символов веры к единому образцу дабы все православные молились и веровали одинаково. Так греческая церковь, давшая по сути Руси православие, к 17 веку имела целый ряд отличий. Никон приглашает греческих ученых в Москву. Они должны сравнить русские православные книги со старогреческими. Вывод был сделан такой, что русская церковь за несколько веков отошла от истинных старовизантийских канонов.

Старообрядцев, были готовы идти на смерть, но не предать свою веру. Яростное, жестокое искоренение, подавление, уничтожение старой веры со стороны власти и никоновской церкви. Здесь должен быть какой-то идеологический принцип, чрезвычайно важный, за который люди шли на костер, на пытки. И это уж конечно главным было не то, креститься двумя или тремя перстами и сколько поклонов класть.

Одним из идеологических источников старообрядчества была вера в истинность учения Отцов Русской церкви, ее Святых. Великий русский святой Сергий Радонежский переформатировал христианство западного толка в ведическое православие. Отец Сергий был высокопосвященным волхвом. Его православие - это торжество законов Прави. Он тонко вписал славянские ведические законы в христианство. Христианское учение Сергия Радонежского было - солнечным, жизнеутверждающим, не отличающимся от древнего гиперборейского миропонимания. Старообрядцы воспринимали реформы Никона и царя как процесс уничтожение церкви Сергия Радонежского, закабаления русского народа, навязывания греческой религии с ее раболепием и покорностью власти, чего ранее на Руси не было...

Церковь Сергия отрицала обращение "раб Божий". При нем русы были детьми и внуками Божьими как и раньше в ведические времена. При Иване Грозном все это продолжалось. В середине XVII века Никон и Романовы стали чистить привычный уклад.

В народе пошел ропот, что эти ученые проходимцы, преследующие корысть. А изменения идут по книгам латинским. Первыми отказались подчиняться Никону монахи Соловецкого монастыря. Они готовы дать вооруженный отпор. Ропот перерастает в смуту.

22 июня 1666 года происходит ужаснувшее многих солнечное затмение, предвещающее само собой разумеется конец света. В том же году происходит Собор. Все нововведения Никона соблюдать как истинные - решает Собор. Защитников старой веры проклинают и обзывают раскольниками. Приступом берется Соловецкий монастырь. Главных мятежников для устрашения вешают и сжигают. Казнят огнем самого ярого проповедника старообрядчества - протопопа Аввакума. В земляной тюрьме от голода умирает инокиня Феодора - знакомая нам больше как боярыня Морозова. Простой люд, напуганный казнями, побежал по просторам России. Сначала в костромские, брянские леса, а потом и дальше на Урал, в Сибирь.

Первое донесение о появившихся на Урале старообрядцах относится к 1684 году. На Поречье в Усольском уезде появились человек 50. Особенно много старообрядцев приняли уральские леса после знаменитого стрелецкого бунта. Подавление бунта царем Петром было жестоким. Бежавшие хоронятся в самых глухих углах - лесах, горах, пещерах. Летопись пишет: "При переселении заводили оне иноческий скиты. И жили аки монастырями многолюдно человек по сто". Одно из поселений старообрядцев было на месте нынешней деревни Кулизей. По преданию именно с этого погоста начали старообрядцы обживать Урал. Лес столь плотной стеной обступал погост, что узенькую просеку, выводящую в мир, старообрядцы называли дырой. Старообрядцы разделились на два толка: поповцев и безпоповцев. Само название говорит за себя. Те и другие молятся только на иконы, писанные до патриарха Никона. Контакты с внешним миром сводились к минимуму. Пойманных распространителей старой веры приказано пытать и сжигать в срубе. А тех, кто веру сохраняет положено нещадно пороть кнутом и ссылать. Приказано бить кнутом и батогами даже тех, кто окажет старообрядцам малую помощь, даст им поесть или просто испить воды.

Царь Петр I разрешает записным старообрядцам жить в деревнях открыто, но облагает их двойным налогом, а это разорительно. И большинство староверов живут незаписанно то есть нелегально за что судят и ссылают. Им запрещено занимать какую бы то ни было государственную или общественную должность, быть свидетелями на суде против православных, даже если последние уличаются в убийстве или воровстве. Но несмотря ни на что, старообрядчество неистребимо.

Особое распространение получает старообрядчество на Урале с развитием здесь промышленности. Демидовы и другие заводчики вопреки верховной царской власти всячески поощряют старообрядцев и скрывают их от властей. Даже наделяют их высокими должностями. Ведь заводчикам нужна только прибыль, на церковные догмы им наплевать, а все староверы добросовестные работники. То, что с трудом дается другим, ими соблюдается без труда. Губить себя водкой, курить им не позволяет вера. Старообрядцы, выражаясь современным языком, довольно быстро делают карьеру, становясь мастерами и управляющими. Уральские заводы становятся оплотом старообрядчества.


Недалеко от Невьянска - столицы Демидовых есть старинное старообрядческое село Быньги (ударение на "и"). Здесь находится очень красивая, даже уникальная по своей архитектуре Никольская церковь (1789 ). Конец каждого века знаменовался оттепелью в отношении старообрядцев. Вокруг - тяжелые избы. Да какие! Просто 19 век. Многие избы могли бы украсить любой музей деревянного зодчества. Здесь снимали, кстати, фильм "Угрюм-река".

Гонения то ослабевают, то усиливаются но никогда не прекращаются. В царствование Елизаветы Петровны на старообрядцев обрушивается новая волна репрессий и гонений. Раскольникам запрещается строить скиты, именоваться пустынножителями и скитниками. Еще одна ловушка - внедрение единоверчества. Ветхие старообрядческие церкви закрываются, новые перекрещиваются. В единоверческих церквях службы ведут по старому. Однако подчиняются они официальной православной церкви. Если от раскольников не избавиться разрушением церквей, то можно попытаться одолеть веру новым расколом. В селе Быньги рядом с Никольской находится именно единоверческая Казанская церковь (1853) с довольно примитивной архитектурой.

В Нижнем Тагиле решают переделать Троицкую часовню в единоверческий храм. Старообрядцы окружают часовню, преграждая к ней доступ. "Умрем, но не отдадим" - говорят они. На конфликт приезжает взглянуть разгневанный губернатор. И дает команду штурмовать часовню. Часовня взята. Разоряются скиты: каслинские, кыштымские, чердынские. На Урале начинает действовать постоянная миссия. Ее члены православные священники ездят по деревням, беседуют со старообрядцами, уверяя что их вере есть не что иное как ересь. На словах крестьяне соглашаются с миссионерами, однако после отъезда их часто просят собор наложить на них епитимию чтобы загладить случившийся грех. Вообще борьба со старообрядчеством ведется почти во все время нахождения Романовых на престоле. Можно насчитать лишь 60-70 лет, когда борьба утихала.

Поселения старообрядцев, единоверческие церкви разбросаны по всему Среднему Уралу. Это и поселок Шарташ (около Екатеринбурга), Верхний Тагил, где сохранились старинные здания и уклад, но нет ни одного объекта культурного наследия, село Таватуй (Свердловская область) и многие другие...

Есть данные правительственной статистики по количеству старообрядцев и поморцев в Уральском регионе на 1826 г.

Губерния Общее количество старообрядцев Количество поморцев Доля поморцев от общего числа старообрядцев, %
Оренбургская 23198 10410 44,0
Пермская 112354 10509 8,9
Тобольская 33084 7810 24,0

Свердловская область, в тот период, относилась к Пермской губернии, которая по количеству старообрядцев существенно отличается от своих соседей. И дело не только в их численности, а в том влиянии, которое они оказывали на развитие Среднего Урала, его культуру и историю...

Вот такая историко-культурная особенность Свердловской области, которая, по праву может стать одним из туристических маршрутов...

Просто, об этой особенности в Правительстве Свердловской области и ГБУ СО "Центр развития туризма Свердловской области" , видимо не знают...

В посте использованы материалы.