Отчет об использовании современных образовательных технологий в образовательном процессе в условиях фгос до. Отчёт об использовании современных образовательных технологий в учебном процессе Письменный отчет об использовании современных образовательных тех

  • Дата: 21.01.2024

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 29 города Ейска муниципального образования Ейский район

об использовании современных образовательных технологий в образовательном процессе в условиях ФГОС ДО.

воспитатель МБДОУ ДСКВ №29 г.Ейска

МО Ейский район

Введение

    Применение современных образовательных технологий в образовательном процессе.

      Технологии гражданско-патриотического воспитания.

      Нетрадиционные техники рисования.

      Игровые технологии.

    Применение информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе.

    Применение здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе.

Заключение.

Список литературы.

Введение

В условиях реализации ФГОС развитие дошкольного образования переходит на новый качественный уровень, который направлен на сохранение самоценности дошкольного детства, развитие творческих способностей, формирование у дошкольников интереса и потребности к активной созидательной деятельности, поэтому важным условием повышения эффективности воспитательного – образовательного процесса является поиск путей оптимизации педагогического взаимодействия.

Принципиально важной стороной в педагогических технологиях является позиция ребёнка, отношение к ребёнку со стороны взрослых. Использование педагогом современных образовательных технологий, ориентируемых на личность ребёнка, на развитие его способностей является важным условием его работы.

Целью современных образовательных технологий является создание структурно-функциональной модели, спроектированной на основе интеграции системного, компетентностного и дифференцированного подходов, направленной на овладение воспитанниками социальными, здоровьесберегающими, коммуникативными, деятельностными, информационными компетенциями.

Задачи применения современных образовательных технологий:

    воспитание и развитие всесторонне гармонически развитой личности, через повышение качества воспитательно-образовательной работы;

    обеспечение ребёнку возможности сохранения здоровья, формирование у него необходимых знаний, умений, навыков по здоровому образу жизни;

    формирование мотивации и поддержание интереса детей во время организованной образовательной деятельности.

Применение традиционных и инновационных образовательных технологий помогают достижению максимально возможных успехов в воспитательно – образовательном процессе и способствуют оздоровлению всего организма.

    Применение современных образовательных технологий в образовательном процессе.

Современная педагогика находится в постоянном активном поиске путей совершенствования и оптимизации процесса обучения и развития детей на разных возрастных этапах и в различных образовательных условиях, которые характерны для детей дошкольного возраста.

В современном мире в работе с детьми недостаточно использовать традиционные технологии. Всё чаще возникает необходимость поиска новых подходов, технологий и приёмов, обеспечивающих эффективность и качество воспитательно – образовательной работы. Использование современных образовательных технологий является важным условием успешной работы педагога.

Цель педагогических технологий: повышение качества воспитательно – образовательного процесса.

Основными задачами педагогических технологий являются:

    формирование здорового образа жизни детей;

    охрана жизни и укрепление здоровья детей;

    обеспечение интеллектуального, личностного и физического развития ребёнка;

    осуществление необходимой коррекции отклонений в развитии ребёнка;

    повышение мотивации к организованной образовательной деятельности;

    повышение результативности воспитательно – образовательной работы.

Для повышения эффективности воспитательно – образовательной работы в организованной образовательной деятельности в детском саду наряду с традиционными видами работ мною используются современные технологии: технологии гражданско-патриотического воспитания, нетрадиционные техники рисования, игровые технологии, нетрадиционные методы и приёмы.

      Технологии гражданско-патриотического воспитания

В настоящее время заметно вырос интерес учёных и педагогов к проблеме гражданско-патриотического воспитания. Это видно по многочисленным публикациям и появлению документов на государственном уровне.

Гражданско-патриотическое воспитание представляет собой целенаправленный процесс формирования социально-ценностного отношения к Родине, своему народу, его культуре, языку, традициям. Данное отношение проявляется в желании и стремлении знать историю своей страны, её национальное и культурное богатство, активно участвовать в общественной жизни, добросовестно и творчески трудиться на благо Родины.

Становится очевидным решение актуальной проблемы гражданско-патриотического воспитания в условиях дошкольного воспитания. Понимание современных условий и особенностей развития и социализации будущего гражданина позволяет педагогу решать одну из главных задач образования – воспитание «Гражданина».

Работая с воспитанниками старшего дошкольного возраста, нужно понимать необходимость формирования таких ценностей как любовь к России, своему народу, своему краю, служение Отечеству. Именно в этом возрасте дети характеризуются повышенной восприимчивостью внешних влияний, верой в истинность всего, чему учат, в безусловность и необходимость нравственных норм, что создает предпосылки для систематического нравственного воспитания, формирования гражданской позиции и патриотических чувств.

Воспитание патриотизма и гражданственности всегда занимало в педагогической науке одно из ведущих мест.

Первые чувства гражданственности и патриотизма.

Доступны ли они малышам?

Можно дать утвердительный ответ: дошкольникам, особенно старшего возраста, доступно чувство любви к родному городу, родной природе, к своей Родине.

Под руководством взрослых у детей постепенно формируются элементы патриотических и гражданских чувств и общественных отношений.

«Красота родного края, открывающаяся благодаря сказке, фантазии, творчеству – это источник любви к Родине. Понимание и чувствование величия, могущества Родины приходит к человеку постепенно и имеет своими истоками красоту».

В.А.Сухомлинский

Что такое патриотизм?

Патриотизм – это любовь к Родине, природе, людям, культуре своего народа.

Патриотизм – это и преданность своему Отечеству, и стремление сделать все возможно, чтобы сохранить культурную самобытность каждого народа.

Патриотизм включает в себя:

    Привязанность,

    Сочувствие,

    Сопереживание,

    Ответственность,

    И другие качества, без которых человек не может состояться как личность.

Патриотическое воспитание в детском саду находится в тесной взаимосвязи с умственным, трудовым, экологическим, эстетическим воспитанием.

Гражданственность – это принадлежность к постоянному населению данного государства, наделение совокупностью политических прав и обязанностей.

Гражданственность включает в себя:

    Ответственность,

    Желание и умение трудиться на благо отечества,

    Беречь и уважать богатства Родины,

    Эстетические чувства, связанные с любовью к родному городу, родной природе.

Термин «гражданское воспитание» является относительно новым для нашей страны в целом и совершенно новым для дошкольного воспитания и образования России. До начала реформ программы включали раздел «Ознакомление с явлениями общественной жизни», в рамках которого выдвигалась только задача патриотического воспитания детей.

Гражданское воспитание не предусматривает однозначно позитивного отношения к какой-либо сфере жизни в том виде, в котором она существует в данный исторический момент.

Гражданское поведение предполагает сформированность определенных черт личности: активности, самостоятельности, способности принимать решения, инициативности и т.п.

Цель патриотического воспитания – прививать любовь к Отечеству, гордость за его культуру, а гражданское воспитание состоит в формировании у ребенка активной социальной позиции участника и созидателя общественной жизни.

Задачи педагогов и родителей:

    Пробудить, как можно раньше, в растущем человеке любовь к родной земле;

    Формировать черты характера, которые помогут стать человеком и гражданином общества;

    Воспитывать любовь и уважение к родному дому, детскому саду, родной улице, городу (населенному пункту, где проживает ребенок);

    Чувство гордости за достижения страны, любовь и уважение к армии, гордость за мужество воинов;

    Развивать интерес к доступным ребенку явлениям общественной жизни.

В настоящее время большое значение приобретает поиск и разработка инновационных подходов к патриотическому воспитанию.

Педагоги должны учитывать, что воспитывать любовь к Родине, родному городу – значит связывать воспитательную работу с социальной жизнью, которая окружает ребенка. В своей работе использовать наиболее интересные и результативные формы работы – прогулки, экскурсии, наблюдения, объяснения, побуждающие детей к различной деятельности (игровой, словесной, продуктивной и др.).

Патриотическое воспитание пронизывает все виды детской деятельности в повседневной жизни и на занятиях. Нужно формировать у детей потребность участвовать в делах на благо окружающих людей и живой природы, помогать им осознать себя неотъемлемой частью малой родины.

Методы работы

    Целевые прогулки и экскурсии.

    Наблюдения (например, трудовой жизни людей, изменений в облике города и т.д.).

    Объяснения воспитателя в сочетании с показом и наблюдениями детей.

    Беседы о родном городе.

    Праздники и развлечения патриотической направленности,

    Разучивание песен и стихов о родине, пословиц, поговорок, чтение сказок, прослушивание музыкальных произведений.

    Ознакомление с произведениями народного творчества (вышивка, роспись, скульптура).

    Обогащение и стимулирование детского творчества.

    Привлечение детей к посильному общественно-полезному труду.

    Воспитание уважения к ветеранам войны и труда.

Использовать комплекс средств (ближайшее окружение, изобразительная деятельность, музыка, рукотворный мир народов) в целях формирования личностного отношения к родному городу, к современной действительности. Привлекать к проведению краеведческой работы, изучению состояния окружающей среды. Стимулировать деятельность по изучению традиций, истории и культуры своего народа и родного края. Привлекать детей к охране памятников исторического и культурного наследия народа.

Средства гражданско - патриотического воспитания:

    Окружающая среда,

    Художественная литература и искусство,

    Практическая деятельность,

    Посещение музеев, выставок,

    Встречи с интересными людьми,

    Приобщение детей к семейным традициям, традициям и обычаям своего народа, страны, к искусству

Основные положения программы по патриотическому воспитанию в детском саду.

Ознакомление с окружающим, развитие речи, изобразительная деятельность, музыкальное развитие

Ознакомление с социальным миром:

Воспитание чувства сопричастности с жизнью страны(патриотические даты и праздники)

Бережное отношение к тому, что сделано людьми

Знакомство с событиями, происходившими в стране, дать представление о стране, столице, символике государства

Воспитание любви к родному краю, к Родине

Знакомство с достопримечательностями города, с названием улиц

Ознакомление с предметным миром:

    Воспитание чувства дружбы к людям других национальностей

    Воспитание уважения к людям труда и предметам, произведенных ими

    Ознакомление с предметами народного творчества

Ознакомление с природой:

    Воспитание любви к природе родного края

    Воспитание бережного отношения к родной природе

    Воспитание чувства необходимости трудового соучастия в деле охраны родной природы

Большое значение должно придаваться обогащению предметно-игровой среды в ДОУ, государственной символике, животному и растительному миру страны. Для развития познавательной деятельности детей создаются мини-музеи родного края. Приобретаются изделия народно-прикладного искусства России, сувениры, книги, видеофильмы о России.

Развивающая предметно – пространственная среда

Центр «Науки»:

  • Флаг и Герб России.

    Флаг и Герб Краснодарского края

    Герб и флаг своего города

    Гимн России.

    Гимн Краснодарского края

    Портрет президента.

    Портрет губернатора Краснодарского края

    Альбомы:: «Моя семья», «Мой город», «Мой район», «Наша армия родная»

    Тематические альбомы родов войск и боевой техники

    Наборы открыток «Русский быт».

    Кассеты с записью сказок и патриотических песен

    Развивающие игры гражданско-патриотической направленности «Зарница», «Эстафеты», «Загадки о городе», «Так бывает или нет?» , «Узоры родного города», «Не ошибись», «Знаешь ли ты?» (знаменитости города), «Путешествие по городу», «Где находится памятник?», «Птицы нашего города»«Река вежливости»

Знакомим детей с правами и обязанностями, даем представление о Законе.

Каждый ребенок имеет право:

    На имя и гражданство;

    На семью;

    На защиту;

    На обучение;

    На медицину;

    На отдых и досуг;

    На информацию.

Успех гражданско-патриотического воспитания детей во многом зависит и от родителей, и семьи, и той атмосферы, которая царит дома.

Работа с родителями

    Собрания и консультации с родителями

    Выпуск стенгазеты для детей, родителей «Дружная семейка»

    Оформление фотостендов «Есть такая профессия – Родину защищать!», «Наши домашние любимцы» и др.

    Семейный фотоконкурс «Город, в котором я живу»

    Семейная выставка рисунков (сотворчество детей и родителей) «В мире нет прекрасней края», «Моя земля».

    Проекты гражданско-патриотической направленности «Я – гражданин России!», «Ребенок имеет право», «Моя семья»

    Семейные праздники

    Акция «Пусть наш город будет чистым!»,

«Только тот, кто ценит и уважает накопленное и сохранённое предшествующим поколением может любить Родину, узнать её, стать подлинным патриотом». С. Михалков.

1.2. Нетрадиционные техники рисования

Формирование творческой личности – одна из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Эффективней начинается её развитие с дошкольного возраста. Как говорил В. А. Сухомлинский: «Истоки способностей и дарования детей на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити-ручейки, которые питает источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребёнок». Как утверждают многие педагоги - все дети талантливы. Поэтому необходимо, вовремя заметить, почувствовать эти таланты и постараться, как можно раньше дать возможность детям проявить их на практике, в реальной жизни.

В условиях ФГОС дошкольного образования особую значимость приобретает развитие творческих способностей у детей. Способность к творчеству является специфичной особенностью человека, которая дает возможность не только использовать действительность, но и видоизменять ее. Чем выше уровень развития способностей человека, тем больше возможностей открывается для его творческой деятельности.

Творческие способности заложены в человеке от природы. Главная суть в том, чтобы условия жизни, наличие воли дали возможность развиваться тем способностям, которые заложены природой в данном человеке.

В последние годы меняются содержание и задачи изобразительной деятельности. Если несколько лет тому назад ставили детей в рамки копирования образца, показывая последовательность и приёмы рисования, учили изображать объекты реалистического мира, то сейчас, используя новые, инновационные программы и педагогические технологии, мы стараемся, не навязывая детям свою точку зрения, реализовать свой творческий потенциал. Для этого необходимо умелое и целенаправленное руководство творческим развитием детей.

Дошкольное детство - очень важный период в жизни детей. Именно в этом возрасте каждый ребенок представляет собой маленького исследователя, с радостью и удивлением открывающего для себя незнакомый и удивительный окружающий мир. Чем разнообразнее детская деятельность, тем успешнее идет разностороннее развитие ребенка, реализуются его потенциальные возможности и первые проявления творчества. Большой потенциал для раскрытия детского творчества заключен в изобразительной деятельности дошкольников.

Так как я сама являюсь человеком творческим, к этому приучаю и своих детей в группе, с которыми мы выполняем различные интересные и творческие работы. В этом участвуют не только дети, но и с удовольствием их родители.

В словаре синонимов слово «нетрадиционно» обозначает: неординарно, своеобычно, на новый лад, неповторимо, индивидуально, самостоятельно, оригинально, нестандартно, своеобразно, по-новому, по-своему.

А что значит «нетрадиционное рисование»?

Это искусство изображать, не основываясь на традиции.

Дети с самого раннего возраста пытаются отразить свои впечатления об окружающем мире в своём изобразительном творчестве. В этом ребёнку помогают взрослые (педагоги). Рисование нетрадиционными способами – это увлекательная, завораживающая деятельность, которая удивляет и восхищает детей. Важную роль в развитии ребёнка играет развивающая среда. Поэтому, при организации развивающей предметно-пространственной среды учитывается, чтобы содержание носило развивающий характер, и было направлено на развитие творчества каждого ребёнка в соответствии с его индивидуальными возможностями, доступной и соответствующей возрастным особенностям детей. Необычные материалы и оригинальные техники привлекают детей тем, что здесь не присутствует слово «нельзя», можно рисовать, чем хочешь и как хочешь, и даже можно придумать свою необычную технику. Дети ощущают незабываемые, положительные эмоции, а по эмоциям можно судить о настроении ребёнка, что его радует, что его огорчает.

Проведение занятий с использованием нетрадиционных техник рисования способствуют:

Развитию пространственного мышления;

Развитию мелкой моторики рук и тактильного восприятия;

Развитию творческих способностей, воображения и полёта фантазий;

Развитию памяти, внимания, усидчивости, учит думать и анализировать, соизмерять и сравнивать;

Развитию эстетического восприятия и эмоциональной отзывчивости;

Снятию детских страхов;

Развитию уверенности в своих силах;

Учит детей работать с разнообразным материалом.

Успех обучения нетрадиционным техникам во многом зависит от того, какие методы и приёмы использует педагог, чтобы донести до ребёнка определённое содержание, сформировать у него знания, умения, навыки. Во многом результат работы ребёнка зависит от его заинтересованности, поэтому на занятии важно активизировать внимание ребёнка, побудить его к деятельности при помощи дополнительных стимулов.

Такими стимулами могут быть:

Игра, которая является основным видом деятельности детей;

Сюрпризный момент;

Просьба о помощи (дети никогда не откажутся помочь слабому);

Музыкальное сопровождение; и т. д.

Овладение нетрадиционной техникой изображения доставляет дошкольникам истинную радость. Они с удовольствием рисуют разные узоры, не испытывая при этом трудностей. Дети смело берутся за художественные материалы, не пугает их многообразие и перспектива самостоятельного выбора. Им доставляет огромное удовольствие сам процесс выполнения. Дети готовы многократно повторить то или иное действие. И чем лучше получается движение, тем с большим удовольствием они его повторяют, как бы демонстрируя свой успех, и радуются, привлекая внимание взрослого к своим достижениям.

Существует много техник нетрадиционного рисования. Их необычность состоит в том, что они позволяют детям быстро достичь желаемого результата, если овладение ими строиться с учетом специфики деятельности и возраста детей. Я взяла те нетрадиционные техники рисования, с которыми детям интересней и легче справляться, и разделила их по-нарастающей (от более лёгких, к более сложным). Рисование нетрадиционными способами уже можно начинать с до изобразительного периода рисования. Такое рисование я провожу с каждым ребёнком индивидуально и во второй половине дня.

    рисование пальчиками;

    рисование ладошками;

    рисование поролоном;

    кляксографию;

    рисование пробками;

    рисование ватными палочками;

    карандаш – штамп;

    рисование способом – «тычка»;

    разукрашивание предметов;

    техника «граттаж».

Каждая из этих техник - это маленькая игра. Их использование позволяет детям, чувствовать себя раскованнее, смелее, непосредственнее, развивает воображение, дает полную свободу для самовыражения.

РИСОВАНИЕ ПАЛЬЧИКАМИ

Цель: развитие мелкой моторики рук, тактильных ощущений, уверенности, эмоций, ориентировки на листе бумаги.

Материал: гуашь, лист бумаги с изображением силуэта или без, салфетка.

Способ получения изображения: ребёнок опускает указательный палец в гуашь и наносит пятнышки, точки на листе бумаги.

РИСОВАНИЕ ЛАДОШКАМИ

Цель: развитие тактильных ощущений, воображения, эмоций.

Материал: гуашь, цветная или белая бумага, салфетка. Способ получения изображения: ребёнок обмакивает всю ладошку в краску, прислоняет её к листу бумаги (оставляя отпечаток, воспитатель дорисовывает детали рисунка.

РИСОВАНИЕ ПОРОЛОНОМ

Цель: развитие мелкой моторики рук, ориентировки на листе бумаги, тактильных ощущений, эмоций. Материал: баночка с гуашью; лист бумаги с рисунком, нарисованным карандашом; кусочек поролона, салфетка. Способ получения изображения: ребёнок макает поролон в баночку с краской и проводит по листу бумаги с лева на право, закрашивая изображение.

КЛЯКСОГРАФИЯ

Цель: развитие воображения, мышления, эмоций.

Материал: гуашь, цветной или чистый лист бумаги, салфетка.

Способ получения изображения: ребёнок макает кисточку или пальчик в краску и хаотическими движениями руки наносит краску на лист бумаги. Воспитатель задаёт ребёнку вопросы: «На что похожа твоя клякса?» или «Что это?».

РИСОВАНИЕ ПРОБКАМИ

Цель: развитие мелкой моторики рук, воображения, ориентировки на листе бумаги, эмоций.

Материал: гуашь любого цвета, лист бумаги, пробки от тюбиков из-под крема, зубной пасты или пластиковой бутылки.

Способ получения изображения: ребёнок берёт пробку тремя пальчиками, обмакивает её в краску и оставляет отпечатки на листе бумаги.

РИСОВАНИЕ ВАТНЫМИ ПАЛОЧКАМИ

Цель: развитие мелкой моторики рук, воображения, цветовосприятия, ориентировки на листе бумаги, эмоций.

Материал: ватные палочки; гуашь; лист бумаги.

Способ нанесения изображения: ребёнок макает конец ватной палочки в краску и проводя ею или методом тычка оставляет отпечаток на изображении.

РИСОВАНИЕ СПОСОБОМ – «ТЫЧКА»

Цель: закрепление навыков рисования кистью и красками, развитие воображения, мышления, эмоций.

Материал: листок с нарисованным силуэтом, кисть с жёсткой щетиной, гуашь, баночка с водой.

Способ нанесения изображения: ребёнок, с помощью кисти, наносит краску на силуэт способом «тычка» (как будто тыкает в листок).

РАЗУКРАШИВАНИЕ ПРЕДМЕТОВ

Цель: умение работать с красками аккуратно, подбирать нужный цвет к окрашиваемому предмету, развитие мышления, творчества, эмоций.

Материал: лист бумаги с нарисованным силуэтом, кисточки, гуашь разного цвета.

Способ разукрашивания: ребёнок берёт кисточкой краску нужного цвета и разукрашивает.

ТЕХНИКА «ГРАТТАЖ»

Технику «граттаж» еще называют «цап-царапки»

Учить детей рисовать с помощью трафарета.

Воспитать аккуратность в ходе выполнения работы.

Совершенствовать умения и навыки детей в комбинировании различных техник.

Развивать речь и мышление
Цель:

Познакомить воспитанников с одним из видов графики - граттажем
Материал:

Альбомный лист

Восковые цветные карандаши

Черная гуашь

Жидкое мыло

Заточенная палочка или стержень пасты

Трафарет

Моя инновационная работа выполнена на одну из актуальных тем, так как проблема нетрадиционного рисования детей дошкольного возраста на сегодняшний день актуальна. В изменяющихся условиях современного общества жизни знакомство с нетрадиционной техникой рисования необходимо начинать именно с дошкольного возраста - в детстве закладывается фундамент творческой личности, именно тогда закрепляются нравственные нормы поведения в обществе, формируется духовность.

В процессе рисования совершенствуются наблюдательность, эстетическое восприятие, художественный вкус, творческие особенности ребенка

Новизной и отличительной особенностью работы по нетрадиционной технике рисования является то, что она имеет инновационный характер. В системе работы используются нетрадиционные методы и способы развития детского художественного творчества. Используются самодельные инструменты, природные и бросовые материалы для нетрадиционного рисования. Нетрадиционное рисование доставляет детям множество положительных эмоций, раскрывает возможность использования хорошо знакомых им бытовых предметов в качестве оригинальных художественных материалов, удивляет своей непредсказуемостью.

Инновационная педагогическая деятельность, осуществляемая мной имеет достаточное теоретическое обоснование, основанное на анализе литературных источников по рассматриваемой проблеме.

(В. Т. Казаковой, И. А Лыковой, Давыдовой Г. Н, и др.)

Ведущей педагогической идеей моей работы является изучение проблемы нетрадиционной техники рисования детей дошкольного возраста. Из многолетнего опыта работы с детьми по развитию художественно творческих способностей в рисовании стало понятно, что стандартных наборов изобразительных материалов и способов передачи информации недостаточно для современных детей, так как уровень умственного развития и потенциал нового поколения стал намного выше. В связи с этим, нетрадиционные техники рисования дают толчок к развитию детского интеллекта, активизируют творческую активность детей, учат мыслить нестандартно.

Для реализации задач, поставленных в своей работе, я использовала следующие методы исследования:

Теоретические: изучение и анализ психолого - педагогической, научно- методической литературы, программ, изучение состояния проблемы в практике обучения;

Эмпирические: наблюдение за педагогическим процессом.

Нетрадиционные техники рисования – это настоящее пламя творчества, это толчок к развитию воображения, проявлению самостоятельности, инициативы, выражения индивидуальности.

Мной подобран доступный для воспитанников иллюстративный материал, обогащён уголок продуктивной деятельности, с помощью которых направляю детей на развитие воображения.

Мной разработаны дидактические игры, такие как: «Какая! Какое! Какой!» «На что похоже» «Превращалочка» «Камушки на берегу». «Веселый гном». «На что это похоже». Детям предлагаются разрешать такие проблемные ситуации, как «Что общего между,. ?», «Где это можно применить,. ?», «На что это похоже?», «Хорошо - плохо» и другие.

Вся образовательная деятельность педагога проводится в игровой форме, понятной и интересной детям. С каждым днем всё больше втягиваются в обучающий процесс, но при этом образовательная деятельность остаётся игрой, сохраняя свою притягательность.

Таким образом, развитие творческой личности дошкольника в условиях дошкольного образовательного учреждения возможно, благодаря созданию развивающей среды, способствующей превращению спонтанной и непосредственной активности ребенка в творческую деятельность и готовности педагога, проявляющейся в обеспечении условий для развития детской самостоятельности, инициативы, творчества и поиске новых, творческих решений.

1.3. Игровые технологии

Игровая педагогическая технология – организация педагогического процесса в форме различных педагогических игр. Это последовательная деятельность педагога по:

Отбору, разработке, подготовке игр;

Включению детей в игровую дятельность;

Осуществление самой игры;

Подведению итогов, результатов игровой деятельности.

Главные признак педагогической игры в игровой технологии – четко поставленная цель обучения и соответствующие ее педагогические результаты, характеризующиеся учебно - познавательной направленностью. Виды педагогических игр разнообразны. Они могут различаться:

По виду деятельности – двигательные, интеллектуальные, психологические, профориентированные и т.д.;

По характеру педагогического процесса – обучающие, тренировочные, контролирующие, познавательные, воспитательные, развивающие, диагностические.

По характеру игровой методики – игры с правилами; игры с правилами устанавливаемыми по ходу игры, игры, где одна часть правил задана условиями игры, и устанавливается в зависимости от ее хода.

По игровому оборудованию – настольные, компьютерные, театрализованные, сюжетно-ролевые, режиссерские и т.д.

Главный компонент игровой технологии – непосредственное и систематическое общение педагога и детей. Ее значение:

Активизирует воспитанников;

Повышает познавательный интерес;

Вызывает эмоциональный подъем;

Способствует развитию творчества;

Максимально концентрирует время занятий за счет четко сформулированных условий игры;

Позволяет педагогу варьировать стратегию и тактику игровых действий за счет усложнения или упрощения игровых задач в зависимости от уровня освоения материала.

Игровые занятия проходят очень живо, в эмоционально благоприятной психологической обстановке, в атмосфере доброжелательности, равенства, при отсутствии изоляции пассивных детей. Игровые технологии помогают детям раскрепоститься, появляется уверенность в себе. Как показывает опыт, действуя в игровой ситуации, приближенной к реальным условиям жизни, дошкольники легче усваивают материал любой сложности.

Концептуальные основы игровой технологии:

Игровая форма совместной деятельности с детьми создается при помощи игровых приемов и ситуаций, выступающих в качестве средствапобуждения и стимулирования ребенка к деятельности.

Реализация педагогической игры осуществляется в следующей последовательности – дидактическая цель ставится в форме игровой задачи, образовательная деятельность подчиняется правилам игры; учебный материал используется в качестве ее средства; успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом.

Игровая технология охватывает определеную часть образовательного процесса, объединенную общим содержанием, сюжетом, персонажем.

В игровую технологию включается последовательно игры и упражнения, формирующего одно из интегративных качеств или знание из образовательной области. Но при этом игровой материал должен активизировать образовательный процесс и повысить эффективность освоения учебного материала.

Игра, как правило, собственная инициатива детей, поэтому руководства педагога при организации игровой технологии должно соответствовать требованиям:

Выбор игры – зависит от воспитательных задач, требующих своего разрешения, но должен выступать средством удовлетворения интересов и потребностям детей (дети проявляют интерес к игре, активно действуют и получают результат, заваулированный игровой задачей – происходит естественная подмена мотивов с учебных на игровые);

Предложение игры – создается игровая проблема, для решения которой предлагаются различные игровые задачи: правила и техника действий);

Объяснения игры – кратко, четко, только после возникновения интереса детей к игре;

Игровое оборудование – должно максимально соответствовать содержанию игры и всем требованиям к предметно-игровой среде по ФГОС;

Организация игрового коллектива – игровые задачи формируются таким образом, чтобы каждый ребенок мог проявить свою активность и организаторские умения.

Дети могут действовать в зависимости от хода игры индивидуально, в парах или командах, коллективно:

Развитие игровой ситуации – основывается на принципах:

отсутствие принуждения любой формы при вовлечении детей в игру; наличие игровой динамики; поддержание игровой атмосферы; взаимосвязь игровой и неигровой деятельности;

Окончание игры – анализ результатов должен быть нацелен на практическое применение в реальной жизни.

В практической деятельности я использую следующие игровые технологии:

Игровые ситуации (во время организованной образовательной деятельности и в режимные моменты);

Сюрпризные моменты (во время ООД и в режимные моменты);

Решение различных проблемных ситуаций (в игровой форме).

Это помогает мне активизировать познавательную деятельность детей, создает мотивации для творчества, развивает мыслительную деятельность, помогает моим воспитанникам овладевать образной речью, учит правильному построению предложений.

Современные игровые технологии в ДОУ отводят ребенку роль самостоятельного субьекта, взаимодействующего с окружающей средой. Это взаимодействие включает все этапы деятельности: целеполагание, планирование и организацию, реализацию целей, анализ результатов деятельности. Развивающее обучение напрвлено на развитие всей целостной совокупности качеств личности. Игровые технологии в ДОУ позволяют воспитателю развивать самостоятельность, привести в движение внутренние процессы психических новообразований. Используя игровые технологии в образовательном процессе, воспитатель должен обладать доброжелательностью, уметь осуществлять эмоциональную поддержку, создавать радостную обстановку, поощрения любой выдумки и фонтазии ребенка. Игра полезна для развития ребенка и создания положительной атмосферы сотрудничества со взрослым. Важной особенностью современных игровых технологий, которые я использую в своей работе, является то, что игровые моменты проникают во все виды деятельности детей: труд и игра, учебная деятельность и игра, повседневная бытовая деятельность, связанная с выполнением режима и игра.

С помощью игровых технологий я развиваю творческие способности детей, творческое мышление и воображение. Использование игровых приемов и методов настандартных, проблемных ситуаций формирует гибкое, оригинальное мышление у детей.

Таким образом современные игровые технологии охватывают широкий спектр развития способностей детей дошкольного возраста, обеспечивая эффективность усвоения материала. Однако, необходимо отметить, что подобное воздействие игровых технологий на ребенка достигается благодаря комплексному применению достижений педагогики и психологии.

    Применение информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе.

Все мы знаем, что компьютер входит в жизнь ребенка с ранних лет, оказывая как положительное, так и отрицательное влияние на формирование его личности. По силе воздействия на детскую психику современные информационные технологии несравнимы с другими средствами.

Все чаще педагоги дошкольных учреждений стали указывать как основное достижение – использование ИКТ в работе с детьми. И я не исключение. Самостоятельно освоив работу на компьютере, я применяю свои умения и в работе с дошкольниками. Но передо мной, как и перед многими педагогами стоит вопрос. Как правильно поступить? Использовать или не использовать ИКТ в детском саду?

Прежде всего, необходимо четко понимать, что такое ИКТ и в какой конкретно работе в ДОУ они необходимы.

Сочетание ИКТ связано с двумя видами технологий: информационными и коммуникационными.

«Информационная технология – комплекс методов, способов и средств, обеспечивающих хранение, обработку, передачу и отображение информации и ориентированных на повышение эффективности и производительности труда». На современном этапе методы, способы и средства напрямую взаимосвязаны с компьютером (компьютерные технологии).

Коммуникационные технологии определяют методы, способы и средства взаимодействия человека с внешней средой (обратный процесс также важен). В этих коммуникациях компьютер занимает свое место. Он обеспечивает, комфортное, индивидуальное, многообразное, высокоинтеллектуальное взаимодействие объектов коммуникации. Соединяя информационные и коммуникационные технологии, проецируя их на образовательную практику необходимо отметить, что основной задачей, которая стоит перед их внедрением является адаптация человека к жизни в информационном обществе.

Абсолютно ясно, что ИКТ становятся основным инструментом, который человек будет использовать не только в профессиональной деятельности, но и в повседневной жизни.

Главной целью внедрения информационных технологий является создание единого информационного пространства образовательного учреждения, системы, в которой задействованы и на информационном уровне связаны все участники учебно-воспитательного процесса: администрация, педагоги, воспитанники и их родители.

Информационные технологии, это не только и не столько компьютеры и их программное обеспечение. Под ИКТ подразумевается использование компьютера, Интернета, телевизора, видео, DVD, CD, мультимедиа, аудиовизуального оборудования, то есть всего того, что может представлять широкие возможности для коммуникации.

Свои навыки я применяю в работе:

С детьми

С родителями

С коллегами

В методической, экспериментальной, инновационной деятельности.

Прежде всего, я хочу сказать, что не использую непосредственную работу детей на ПК. Я считаю, что в дошкольном возрасте это не является первоочередной задачей. Гораздо важнее для меня работа по созданию единого творческого пространства в рамках взаимодействия с семьями воспитанников в направлении решения задач развития ребенка в современном информационном обществе. Важно стать и для ребенка, и для родителей проводником в мир новых технологий, наставником в выборе компьютерных игр и сформировать основы информационной культуры личности ребенка.

Каковы же основные направления развития ИКТ?

Использование компьютера с целью приобщения детей к современным техническим средствам передачи и хранения информации.

ИКТ как средство интерактивного обучения, которое позволяет стимулировать познавательную активность детей и участвовать в освоении новых знаний.

ИКТ для родителей воспитанников. Сотрудничество с семьей ребенка в вопросах использования ИКТ дома, особенно компьютера и компьютерных игр.

ИКТ целью осуществления идеи сетевого управления, организации педагогического процесса, методической службы. Данная технология обеспечивает планирование, контроль, мониторинг, координацию работы педагогов и специалистов. В этом случае использование ИКТ способствует оптимизации деятельности ДОУ.

Я представлю основные формы использования ИКТ в своей работе:

Подбор иллюстративного материала к ООД, оформлению родительских уголков, группы, информационного материала для оформления стендов, папок-передвижек, (сканирование, Интернет; принтер, презентация);

Подбор дополнительного познавательного материала к ООД (наглядный материал);

Оформление групповой документации (списки детей, сведения о родителях, диагностику развития детей, планирование, мониторинг выполнения программы и т.п.), отчетов. Компьютер позволит не писать отчеты и анализы каждый раз, а достаточно набрать один раз схему и в дальнейшем только вносить необходимые изменения.

Создание презентаций в программе Рower Рoint для повышения эффективности образовательных занятий с детьми и педагогической компетенции у родителей в процессе проведения родительских собраний. Причем презентация может стать своеобразным планом занятия или мероприятия, его логической структурой, т.е. может быть использована на любом этапе занятия.

Использование цифровой фотоаппаратуры и программ редактирования фотографий, которые позволяют управлять снимками так же просто, как фотографировать, легко находить нужные, редактировать и демонстрировать их;

Использование фоторамки для ознакомления родителей насыщенной и интересной садовской жизнью детей;

Использование Интернета в педагогической деятельности, с целью информационного и научно-методического сопровождения образовательного процесса в дошкольном учреждении;

Обмен опытом, знакомство с периодикой, наработками других педагогов.

Для ведения обстоятельных обсуждений педагогических тем с коллегами и консультации со специалистами я пользуюсь форумами в сетевых педагогических сообществах. Мне интересны сетевые технологии общения.

Новые виды деятельности способствуют развитию новых компетенций. Эти компетенции, конечно, - в области информационных технологий:

Свободное владение средствами ИКТ сети Интернет;

Стремление к изучению новых средств, сервисов сети;

Овладение постоянно совершенствующимся коммуникационным инструментарием сети Интернет.

Таким образом, использование ИКТ способствует повышению качества образовательного процесса: педагоги получили возможность профессионального общения в широкой аудитории пользователей сети Интернет, повышается их социальный статус. Использование ЭОР (электронных образовательных ресурсов) в работе с детьми служит повышению познавательной мотивации воспитанников, соответственно наблюдается рост их достижений, ключевых компетентностей. Родители, отмечая интерес детей к ДОУ, стали уважительнее относиться к воспитателям, прислушиваются к их советам, активнее участвуют в групповых проектах.

    Применение здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе.

В последние годы выявилась устойчивая тенденция к существенному снижению показателей здоровья и темпов развития детей дошкольного возраста, что обусловлено ухудшением социально-экономических и экологических условий. В связи с этим в настоящее время всё более востребованными становятся такие педагогические технологии, которые помимо педагогического эффекта предполагают сбережение здоровья детей. Возникла необходимость применения новых технологий здоровьесбережения, направленных на изучение индивидуальных возможностей организма, обучение приёмам психической и физической саморегуляции.

В процессе воспитательно-образовательной работы педагога возрастает социальная и педагогическая значимость сохранения здоровья детей.

Здоровьесберегающие технологии влияют на формирование гармоничной, творческой личности и подготовки его к самореализации в жизни с опорой на ценностные ориентиры, такие как здоровье.

Здоровьесберегающие технологии в дошкольном образовании – технологии, направленные на решение приоритетной задачи современного дошкольного образования, задачи сохранения, поддержания и обогащения здоровья субъектов педагогического процесса в детском саду: детей, педагогов и родителей.

Здоровьесберегающие образовательные технологии наиболее значимы среди всех известных технологий по степени влияния на здоровье детей, это целостная система воспитательно – оздоровительных, коррекционных и профилактических мероприятий.

Работая в коррекционной группе, в которой контингент воспитанников составляют дети с различными психофизиологическими особенностями, использование здоровьесбережения для них просто необходимо.

Эффективность позитивного воздействия на здоровье детей различных оздоровительных мероприятий, которые и составляют здоровьесберегающие технологии, определяется качеством используемых методов и приёмов, а так же грамотным использованием в общей системе, направленной на благо здоровья детей.

В организованной образовательной деятельности я использую как традиционные, так и нетрадиционные приёмы здоровьесберегающей технологии, среди которых:

Артикуляционная гимнастика;

Дыхательная гимнастика;

Пальчиковая гимнастика;

Физкультминутки (динамические паузы).

Артикуляционная гимнастика для развития и совершенствования основных речевых движений. Артикуляционную гимнастику для дошкольников лучше проводить в игровой форме. Для этого хорошо подходят малые стихотворные формы. Артикуляционная гимнастика в стихах – это не только повышение интереса ребёнка к конкретному упражнению, ни и отсчёт времени выполнения упражнения и определение ритма выполнения динамических упражнений.

«Часики»

Тик – так, тик – так –

Ходят часики – вот так!

Влево тик,

Вправо так.

Ходят часики – вот так!

Описание: Рот широко раскрыть. Язык медленно горизонтально передвигать из стороны в сторону, тянуть язык к уголкам рта. Поочередно менять положение языка 4 – 6 раз.

«Лопатка»

Пусть язык наш отдыхает,

Пусть немножко подремает.

Описание: Рот открыт, широкий расслабленный язык лежит на нижней губе.

Дыхательная гимнастика.

Дыхание является важнейшей функцией организма. Важное место в физической культуре занимают специальные дыхательные упражнения, которые обеспечивают полноценный дренаж бронхов, очищают слизистую дыхательных путей, укрепляют дыхательную мускулатуру. Еще древние восточные мудрецы, создатели различных дыхательных систем, придавали большое значение дыхательным упражнениям. Считалось, что кроме кислородного питания с помощью дыхания происходит и энергетическая подпитка организма. Правильное дыхание регулирует состояние нервной системы человека.

Послушаем свое дыхание

Цель: учить детей прислушиваться к своему дыханию, определять тип дыхания, его глубину, частоту и по этим признакам - состояние организма.

Исходное положение - стоя, сидя, лежа (как удобно в данный момент). Мышцы туловища расслаблены.

В полной тишине дети прислушиваются к собственному дыханию и определяют:

куда попадает воздушная струя воздуха и откуда выходит;

какая часть тела приходит в движение при вдохе и выдохе (живот, грудная клетка, плечи или все части - волнообразно);

какое дыхание: поверхностное (легкое) или глубокое;

какова частота дыхания: часто происходит вдох-выдох или спокойно с определенным интервалом(автоматической паузой);

тихое, неслышное дыхание или шумное.

Данное упражнение можно проводить до физической нагрузки или после, чтобы дети учились по дыханию определять состояние всего организма.

Дышим тихо, спокойно и плавно

Цель: учить детей расслаблять и восстанавливать организм после физической нагрузки и эмоционального возбуждения; регулировать процесс дыхания, концентрировать на нем внимание с целью контроля за расслаблением своего организма и психики.

Исходное положение - стоя, сидя, лежа (это зависит от предыдущей физической нагрузки). Если сидя, спина ровная, глаза лучше закрыть.

Медленный вдох через нос. Когда грудная клетка начнет расширяться, прекратить вдох и сделать паузу, кто сколько сможет. Затем плавный выдох через нос (повторить 5-10раз).

Упражнение выполняется бесшумно, плавно, так, чтобы даже подставленная к носу ладонь не ощущала струю воздуха при выдыхании.

Пальчиковая гимнастика и развитие мелкой моторики.

В своей работе я уделяю достаточно внимания развитию мелкой моторики. Дети занимаются лепкой, рисованием, и, конечно же, делают комплексы пальчиковой гимнастики для дошкольников. Эти занятия проходят в игровой форме, часто в виде инсценировок знакомых и любимых детям сказок.

Залогом успеха в развитии мелкой моторики с использованием пальчиковой гимнастики для дошкольников, является регулярность этих занятий. Уделяя ежедневно по 5 минут можно достичь хорошего результата в овладении устной речью. Такие занятия – любимая забава детворы, особенно если наряду с гимнастикой использовать пальчиковые куклы, что разнообразит игру и привлечет больше внимания даже самых неусидчивых.

Раз, два, три, четыре, пять…

Раз, два, три, четыре, пять

Загибают каждый пальчик.

Мы идём грибы искать

Указательный и средний палец правой руки “шагают” по левой ладони.

Этот пальчик в лес пошёл

Этот пальчик гриб нашёл

Этот пальчик чистить стал

Этот пальчик всё съел

Загибают каждый пальчик

От того и потолстел.

Показывают большой палец.

"Ладошки".

Мне ладошки покажите-

Правую и левую.

В кулачок скорей сожмите

Пальчики умелые.

Разожмите, рассмотрите,

И скорее мне скажите:

Для чего нужны нам дети,

Ловкие ладошки эти?

(убирать игрушки, завязывать шнурки, мыть посуду, сделать подарок своими руками, протирать пыль, играть в мяч и т. д.)

«Пой-ка, подпевай-ка , И. Токмакова

Десять птичек – стайка.

Эта птичка – соловей,

Эта птичка – воробей,

Эта птичка – совушка,

Сонная головушка,

Эта птичка – свиристель,

Эта птичка – коростель,

Эта птичка – жаворонушка,

Серенькое перышко,

Это зяблик, это стриж,

Это развеселый чиж,

Ну, а это злой орлан…

Птички, птички, по домам!» (Пальцы обеих рук сжаты в кулаки. Услышав название птиц, дети разжимают по одному пальцу сначала правой, а затем левой руки. На последние слова пальцы обеих рук сжимают в кулак).

Массаж спины «Дождик»

Дождик бегает по крыше – бом, бом, бом! (похлопывают ладонями)

По веселой звонкой крыше – бом, бом, бом! (постукивают пальчиками)

Дома, дома посидите – бом, бом, бом! (поколачивают кулачками)

Никуда не выходите, – бом, бом, бом! (растирают ребрами ладоней)

Почитайте, поиграйте – бом, бом, бом! (растирают плечи)

А уйду, тогда гуляйте – бом..бом..бом.. (поглаживают ладонями)

(поворачиваются на 180* и повторяют массаж)

После дождика, смотри, в лесу выросли грибы.

«Пять воробьев».

Пять воробьёв на заборе сидело,

Один улетел, а другие запели.

И пели, пока не сморила усталость,

Один улетел, их трое осталось.

Сидели втроём и немного скучали,

Один улетел, а двое осталось.

«Птички».

Птички летели, крыльями махали

На деревья сели, вместе отдыхали.

Физультминутки (динамические паузы)

Физкультминутка - прекрасная возможность для ребенка сделать переход между занятиями, снять эмоциональное напряжение, а также познакомиться со своим телом. Для детей наиболее интересна стихотворная форма таких игр-упражнений. Выбираю несколько подходящих физкультминуток, меняю их через 1-2 недели или согласую с учителем – логопедом и выбираю подходящую по тематике.

Игра «Капельки»:

– Я буду мама-тучка, а вы мои детки-капельки.

Мелодия 1.

Вам пора отправляться в путь. (Капельки прыгают, танцуют.)

Полетели они на землю. Попрыгали, поиграли. И впитались в землю. А в земле лежали семена разных растений.

Семена попили водичку и стали расти. Росли, росли и выросли. А теперь пофантазируйте и скажите, каким растением вы стали?

"Умная природа".

Мы природу уважаем (дети ходят по кругу, взявшись за руки),

Бережем и понимаем.

Нас в любое время года

Учит мудрая природа.

Птицы учат пению,(чик-чирик)

Паучки терпению,(перебирают пальчиками в воздухе)

Пчелы в поле и в саду

Обучают нас труду. (з-з-з)

Отражение в воде учит справедливости(пружинка).

Нас деревья всех пород (сжимают ладошки в рукопожатии)

Учат крепкой дружбе.

У природы целый год обучаться нужно(хлопки в ладоши).

О чём поют воробушки.

О чём поют воробушки (шагаем на месте)

В последний день зимы? (руки в стороны - на пояс)

Мы выжили! (хлопаем в ладоши)

Мы дожили! (прыжки на месте)

Мы живы! Живы мы! (шагаем на месте)

Вот летит большая птица…

Вот летит большая птица,

Плавно кружит над рекой (движения руками, имитирующие махи крыльями)

Наконец, она садится

На корягу над водой (садятся в глубокий присед).

«Ходят капельки по кругу».

Воспитатель говорит, что она мама Тучка, а дети –Капельки, и им пора отправляться в путь. Звучит музыка, напоминающая звуки дождя. Капельки прыгают, разбегаются, танцуют. Полетели капельки на землю. Попрыгали, поиграли. Скучно им стало поодиночке прыгать. Собрались они вместе и потекли маленькими веселыми ручейками (капельки составляют ручейки, взявшись за руки). Встретились ручейки и стали большой речкой(капельки соединяются в одну цепочку). Плывут капельки в большой реке, путешествуют. Текла-текла речка и попала в большой-пребольшой океан(дети перестраиваются в хоровод и двигаются по кругу). Плавали-плавали капельки в океане, а потом вспомнили, что мама Тучка наказывала домой вернуться. А тут как раз солнышко пригрело. (Появляется солнышко, танцует.) Стали капельки легкими, потянулись вверх (присевшие капельки поднимаются, затем вытягивают руки вверх). Испарились они под лучами солнышка, вернулись к маме Тучке. Молодцы, капельки, хорошо себя вели, прохожим за воротник не залезали, не брызгались. Теперь со мной побудьте, я без вас соскучилась.

Здоровьесберегающие технологии, влияющие на формирование гармоничной, творческой личности, на проблему социальной адаптации дошкольников, на развитие личности ребёнка и подготовка его к самореализации в жизни с опорой на ценностные ориентиры, такие как здоровье помогают педагогу в комплексном и поэтапном воспитательно – образовательном процессе.

Заключение.

Технологический подход, то есть новые педагогические технологии гарантируют достижения дошкольника и в дальнейшем гарантируют их успешное обучение в школе. Применяемые мной современные образовательные технологии используются на протяжении всего периода посещения детьми дошкольного образовательного учреждения при организации различных видов деятельности, совместной деятельности взрослых и детей.

Применение современных образовательных технологий дало положительную динамику роста развития воспитанников, которую отслеживаю при систематическом проведении мониторинга.

Каждый педагог - творец технологии, даже если имеет дело с заимствованиями. Создание технологии невозможно без творчества. Для педагога, научившегося работать на технологическом уровне, всегда будет главным ориентиром познавательный процесс в его развивающемся состоянии. Использование разнообразных современных образовательных технологий является важным условием успешной воспитательно-образовательной работы. Воспитательно-образовательная работа, проводимая мною по данным направлениям, способствует эффективному воспитанию и обучению детей дошкольного возраста.

Все вышеизложенные технологии, которые я применяю в своей работе, дают ребёнку возможность работать творчески, способствуют развитию любознательности, повышают активность, приносят радость, формируют у ребёнка желание участвовать в образовательном процессе, сохраняют и укрепляют здоровье детей.

Использование широкого спектра современных образовательных технологий даёт возможность улучшить усвоение программы по всем направлениям работы, а также добиваться высоких результатов в развитии воспитанников.

Благодаря использованию современных образовательных технологий, образовательный процесс становится целесообразным, результативным, эффективным, экономичным, оптимальным, целостным, системным, интенсивным, гибким, интегративным, современным.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Дворская Н. И. Использование современных образовательных технологий, соответствующих ФГОС ДО, в воспитательно-образовательном процессе [Текст] // Педагогическое мастерство: материалы VI междунар. науч. конф. (г. Москва, июнь 2015 г.). - М.: Буки-Веди, 2015. - С. 47-51.

ВВЕДЕНИЕ

Произошедшие в последние годы изменения в практике отечественного образования выдвигают одной из основных задач - достижение нового, современного качества образования. Под новым качеством образования понимается ориентация на развитие личности ребенка, его познавательных и созидательных способностей. Выпускник школы должен быть готов к самостоятельной и ответственной работе в конкретных трудовых или учебных ситуациях. «Мир труда и будущая профессиональная деятельность требует от него сформированных необходимых для работы и жизни качеств: активности, гибкости мышления, способности к постоянному обучению, адаптации в социальной и профессиональной сфере.

Общеобразовательная школа должна формировать новую систему универсальных знаний, умений, навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, то есть современные ключевые компетенции. Таким образом, с вступлением в силу ФГОС система образования отказывается от традиционного представления результатов обучения и уже сегодня создается образовательное пространство, позволяющее целенаправленно развивать личность ребенка.

Т.е. образование – это не цель, а средство решить профессиональные, экономические, личные проблемы человека. Задача учителя – подготовить успешными наших детей в будущем. Как сделать знания действенными? Как создать продукт, пользуясь которым, выпускник школы мог бы всегда быть уверенным в своих знаниях и, благодаря им, защищенным в жизни? Как научить всех!? Да так, чтобы знания обучающихся соответствовали ФГОСам и не навредили их здоровью. Как создать ситуацию успеха на уроке и добиться хороших результатов?

Отвечая на эти вопросы, можно сказать, что моя задача как учителя, состоит в том, чтобы обучать не только базовым навыкам, таким как, умение читать, писать, решать, слушать и говорить, но и развить умение анализировать, сравнивать, выделять главное, научить ученика мыслить, привить ему навыки практических действий. Решить поставленные задачи возможно при использовании современных образовательных технологий (СОТ), которые будут направлены на:

    формирование умений, необходимых для изучения русского языка и литературы;

    повышение мотивации к учебной деятельности;

    развитие аналитического и критического мышления;

    формирование универсальных учебных действий (УУД);

    на активизацию познавательной деятельности, организацию её на основе уровневой дифференциации;

сохранение и укрепление здоровья учащихся.

Использование современных образовательных технологий является необходимым условием достижения нового качества образования.

Педагогическая технология – это такое построение деятельности учителя, в котором входящие в него действия представлены в определенной последовательности и предполагают достижения прогнозируемого результата.

Учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ № 2

им. Героя Советского Союза А.В. Ляпидевского

г. Ейска МО Ейский район _____________/А.И. Кучерова /

Директор МБОУ СОШ № 2 им.Героя Советского Союза

А.В. Ляпидевского г. Ейска МО

Ейский район ____________/Е.В.Ратникова/

Диана Суслова
Отчет об использовании современных образовательных технологий в работе воспитателя

Отчет об использовании современных образовательных технологий

воспитателя МАДОУ «Детский сад №221» Татарчук Дианы Вячеславовны

В своей работе я активно применяю современные образовательные технологии , что дает положительную динамику роста развития воспитанников , этому способствуют :

здоровье сберегающие технологии ;

технологии проектной деятельности

технология исследовательской деятельности

информационно-коммуникационные технологии ;

личностно-ориентированные технологии ;

технология портфолио дошкольника и воспитателя

игровая технология

Использую в работе здоровье сберегающими технологии моя работа направлена на развитие физически и психически здоровых воспитанников , реализация технологии проходит как в традиционной, так и не в традиционной форме. На моих занятиях физической культурой дети с удовольствием занимаются с нестандартным оборудованием, выполняют элементы самомассажа себе и друг другу (это доставляет им огромную радость, выполняют упражнения на развитие физических качеств, профилактические упражнения для профилактики плоскостопия и сколиоза. Занимаются на ортопедических мячах, с массажёрами, у гимнастической стены. Во время занятий, обязательно, используется музыкотерапия . Благодаря здоровьесберегающему направлению в моей работе у ребятишек сформировано осмысленное отношение к здоровью как важной жизненной ценности.

Очень активно применяю один из уникальным средств обеспечения сотрудничества, сотворчества детей и взрослых, способ реализации личностно-ориентированного подхода к образованию технологию проектирования , работу над которой я начала в этом учебном году. Основной целью проектного метода в ДОУ является развитие свободной творческой личности ребёнка, которое определяется задачами развития и задачами исследовательской деятельности детей. Метод проектов актуален и очень эффективен. Он даст детям моей группы возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания. Развивать творческие способности и коммуникативные навыки, что позволит им успешно адаптироваться к изменившейся ситуации школьного обучения. Технология исследовательской деятельности позволяет мне в работе раскрывать воспитанникам все прелести природы, мира в целом. воспитанники мой группы охотно экспериментируют. Такая работа вызывает у ребенка интерес к исследованию природы, развивает мыслительные операции (анализ, синтез, классификацию, обобщение и др., стимулирует познавательную активность и любознательность ребенка, активизирует восприятие учебного материала по ознакомлению с природными явлениями, с основами математических знаний, с этическими правилами жизни в обществе.

Информационно – коммуникативные технологии . В настоящее время правительство Российской Федерации уделяет большое внимание воспитанию информационной и коммуникационной культуры подрастающего поколения.

Понимая требования, выдвигаемые современным информационным обществом, стараюсь активно использовать современные информационно – компьютерные технологии в профессиональной деятельности. Каждый день нахожусь в состоянии поиска и стремления к совершенствованию в области применения информационных технологий . Использование информационно - коммуникационных технологий позволяет мне обобщать свой педагогический опыт работы , размещая конспекты занятий на страницах сайта www.сайт . А так же информационные технологии применяю в непосредственной образовательной деятельности с детьми, в реализации образовательных проектов , в форме мультимедийных презентаций, анимаций, голосовых записей и др. Воспитанники очень любят и охотно участвуют в мероприятиях с включение интерактивной доски.

Личностно – ориентированные технологии . Личностно-ориентированные технологии ставят в центр всей образовательной системы личность ребенка, обеспечение комфортных, бесконфликтных и безопасных условий ее развития, реализации ее природного потенциала. Личность ребенка в этой технологии не только субъект , но субъект приоритетный. Считаю, что каждый ребёнок уникален в своей индивидуальности и имеет право развиваться в собственном темпе, по своей образовательной траектории . В моей группе разные дети, с разным уровнем развития. При применении технологии делю воспитанников на условные группы с учетом типологических особенностей. При формировании групп мною учитываются личностное отношение воспитанников к окружающей действительности, степень освоения программного материала, интерес к изучению нового материала, к личности воспитателя , особенности развития психических процессов. Применяю дидактический материал, различающийся по содержанию, объему, сложности, методам и приемам выполнения заданий. Технология портфолио дошкольника и воспитателя .

Технология портфолио дошкольника и воспитателя . Портфолио рассматривается в качестве личных достижений дошкольника в разнообразных видах деятельности , собираемой за время пребывания ребенка в детском саду. Ведение портфолио позволят мне как воспитателю целенаправленно собирать, систематизировать информацию о ребенке, фиксировать индивидуальные неповторимые субъектные проявления детей, что особенно важно в дошкольном возрасте, когда развитие ребенка характеризуется неравномерностью, скачкообразностью , индивидуальным темпом созревания психических функций и накопление субъективного опыта. А также портфолио - это возможность увидеть родителям на сколько их малыш усвоил новое и сравнить с предыдущим. Что касается меня как педагога, портфолио – это своеобразная копилка достижений , открытых занятий, педагогической активности.

Игровая технология - это технология имитационного моделирования.

Характерной чертой этой технологии является моделирование жизненно важных профессиональных затруднений в образовательном пространстве и поиск путей их решения. Технология игры помогает воспитанникам раскрыться в полной мере. В моем педагогическом процессе игра это неотъемлемая часть режима. Игра – это тот вид деятельности где дети в полную меру учатся общаться друг с другом, дружить, уважать мнение сверстника. Поэтому этот вид деятельности вызывает наибольшее количество откликов и эмоций.

Все технологии органично встраиваются в воспитательно- образовательный процесс и используются в организации непосредственно образовательной деятельности и в образовательной деятельности , осуществляемой в ходе режимных моментов при реализации задач образовательных областей : «Социально – коммуникативное развитие» , «Познавательное развитие» , «Речевое развитие» , «Художественно – эстетическое развитие» , «Физическое развитие» .

Применяемые мной современные образовательные технологии используются на протяжении всего периода посещения детьми дошкольного образовательного учреждения при организации различных видов деятельности, совместной деятельности взрослых и детей.

Особое внимание обращаю на личностно-ориентированный подход в воспитании , на развитие творческой инициативы, индивидуальных качеств и способностей детей. Мои профессиональные умения направлены на разностороннее развитие и сохранение психического здоровья детей.

Благодаря использованию педагогических технологий и их интеграции образовательный процесс становится целесообразным , результативным, эффективным, экономичным, оптимальным, проектируемым, целостным, системным, научно обоснованным, концептуально ориентированным, управляемым, корректируемым, интенсивным, гибким, интегративным, современным , воспроизводимым .

Отчет об использовании современных образовательных технологий в воспитательно-образовательном процессе в первой младшей группе

Среда, в которой живет и развивается ребенок , изменчива и непостоянна. Маленький человек всегда ощущает необходимость видеть цели, выстраивать социальные связи, включаться в коллектив детей и взрослых. Передо мной, как перед педагогом стоит задача помочь малышу адаптироваться в социуме дошкольного образовательного учреждения, применяя в процессе воспитания и образования современные технологии. Я выстраиваю свою деятельность так, чтобы определенный порядок моих действий способствовал достижению детьми прогнозируемых результатов. В своей практической деятельности применяю следующие технологии:

Во время осуществления педагогического процесса я учитываю возрастные физические и нервно-психические особенности своих воспитанников, индивидуальность характера и образовательный потенциал каждого, применяю личностно-ориентированный подход, основа которого неповторимость личности ребенка.

1. Я считаю, что использование новых методов и приемов физического воспитания и оздоровления детей играет большую роль в период адаптации детей к условиям ДОУ. Здоровьесбережение облегчает привыкание к новой среде, позволяет укреплять иммунную систему малышей, что важно для дальнейшего полноценного психического и физического развития моих воспитанников. Сделанный мною вывод помогает в работе по формированию осмысленного отношения у малышей к своему здоровью как к ценности.

В своей практической работе я использую следующие здоровьесберегающие технологии:

Пальчиковую гимнастику (развитие моторики рук);

Упражнения для развития дыхания (метод закаливания);

Психогимнастику (для снятия эмоционального напряжения);

Игры-релаксации (для снятия нервного напряжения);

Динамические паузы (во время НОД и в др. режимные моменты);

Оздоровительную гимнастику (элементы для профилактики плоскостопия);

Профилактический точечный массаж (предупреждение респираторных заболеваний);

Утреннюю гимнастику (ежедневно);

Гимнастику пробуждения (ежедневно после дневного сна).

Я убедилась, что эти технологии дают устойчивый долговременный результат, обусловленный систематичностью их применения.

2. Большую помощь в организации непосредственной образовательной деятельности мне оказывают игровые технологии. Применяемыми играми и игровыми упражнениями обеспечиваю заинтересованность малышей в восприятии изучаемого материала, привлекаю их к овладению новой информацией, делаю более доступными игровые задачи. Мне нравится, что игра всегда требует умственной и физической активности детей. Игровые образовательные технологии позволяют моим воспитанникам легче воспринимать информативный материал, увлекая их во время НОД. Знания, полученные таким образом, хорошо усваиваются детьми.

В практической деятельности я использую следующие игровые технологии:

Игровые ситуации (во время НОД и в режимные моменты);

Сюрпризные моменты (во время НОД и в режимные моменты);

Знакомство с новой игрушкой (практическое обследование, обыгрывание манипуляторное и сюжетное);

Элемент присутствия любимой игрушки в режимные моменты и во время НОД.

3. Я убедилась, что игровые технологии хорошо сочетаются с Теорией Решения Изобретательских Задач (ТРИЗ). Поскольку образовательный уровень моих воспитанников еще не высок (в силу возраста), использую в работе отдельные элементы ТРИЗ:

Решение различных проблемных ситуаций (в игровой форме).

Это помогает мне активизировать познавательную деятельность детей, создает мотивации для творчества (пока совместно с воспитателем), развивает мыслительную деятельность, помогает малышам овладевать образной речью, учит правильному построению предложений.

4. В современном мире воспитание и образование наших детей становится невозможным без использования информационно-коммуникационных технологий. В непосредственной образовательной деятельности для лучшего усвоения и закрепления предлагаемого моим воспитанникам учебного материала я использую:

Прослушивание детских дисков (песни, релаксационная музыка, звуки природы);

Просмотр мультфильмов (обучающих и развлекательных).

В этой технологии меня привлекает достаточно легкое преподнесение наглядного материала, быстрота запоминания детьми необходимой информации.

Используя в работе вышеперечисленные технологии, я пришла к выводу, что только систематическое и рациональное их применение, а также их интеграция как в НОД, так и в различных режимных моментах обуславливает развитие у детей любознательности, способности самостоятельно решать поставленные задачи в разных видах деятельности.

Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детского сада комбинированного вида № 14 г. Крымска муниципального образования Крымский район

Отчет об использовании здоровьесберегающей технологии «Дыхательная гимнастика» в первой младшей группе

Дыхательная система малышей 2х-3х лет имеет свои физические особенности, которые обуславливают частоту вирусных и простудных заболеваний, что сказывается на уровне адаптации к условиям ДОУ. Поэтому я применяю в своей работе дыхательную гимнастику, как один из методов закаливания. В комплексе с точечным массажем, аэрацией воздуха фитонцидами в групповой комнате она позволяет укрепить иммунную систему детей, способствует полноценному развитию дыхательного аппарата.

Дыхательную гимнастику я использую и для снятия психоэмоционального напряжения у своих воспитанников.

Упражнения провожу в хорошо проветренном помещении во время различных режимных моментов (утренняя гимнастика, гимнастика пробуждения, игры и т.д.), во время НОД в качестве части занятия, либо во время динамической паузы.

Я считаю, что дыхательные упражнения позволяют стимулировать физиологическое дыхание, регулировать силу вдоха и выдоха, развивать плавность длительного выдоха. При их проведении стараюсь использовать как сопровождение релаксационную музыку.

Мною собрана и регулярно применяется в работе картотека игр на развитие дыхания и дыхательных упражнений. Сначала использую индивидуальное обучение элементам этой гимнастики, затем, когда дети достаточно овладеют техникой упражнений, объединяю их в небольшие подгруппы.

Игрушка служит дополнительным стимулом малышам на моих занятиях. Постепенно во второй половине года ввожу некоторые усложнения за счет применения дополнительных движений: пальчиковые упражнения, движения глазами, руками. Для достижения эффективности дыхательная гимнастика может выполняться стоя.

Малыши с удовольствием выполняют упражнения на дыхание в игровой форме.

В родительский уголок мною помещены информационные статьи о пользе дыхательной гимнастики и подборка специальных игр и упражнений для домашнего использования.

Во время внедрения этой здоровьесберегающей технологии в учебную и повседневную деятельность я пришла к выводу, что систематическое использование дыхательной гимнастики положительно сказывается на укреплении здоровья детей, их хорошем эмоциональном состоянии. С удовольствием буду применять эту технологию дальше.

ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

образовательной деятельности МКДОУ «ЦРР – детский сад № 7»

Современные реалии и требования, предъявляемые государством к качеству образовательной работы в детском саду, предполагают, что педагог должен владеть необходимыми педагогическими технологиями.

Технология происходит от греческих слов «мастерство, искусство» и «закон, наука», то есть - «наука о мастерстве».

Сущность технологического образовательного процесса конструируется на основе заданных исходных установок: социальный заказ (родители, общество) образовательные ориентиры, цели и содержание образования. Эти исходные установки должны конкретизировать современные подходы к оценке достижений дошкольников, а также создавать условия для индивидуальных и дифференцированных заданий. Выявление темпов развития позволяет воспитателю поддерживать каждого ребенка на его уровне развития.

Таким образом, специфика технологического подхода состоит в том, чтобы образовательный процесс должен гарантировать достижение поставленных целей. В соответствии с этим в технологическом подходе к обучению выделяются:

Постановка целей и их максимальное уточнение (воспитание и обучение с ориентацией на достижение результата);

Подготовка методических пособий (демонстрационный и раздаточный) в соответствии с учебными целями и задачами;

Оценка актуального развития дошкольника, коррекция отклонений, направленная на достижение целей;

Заключительная оценка результата - уровень развития дошкольника. Технологический подход, т.е. новые педагогические технологии гарантируют достижения дошкольника .

№п/п

Наименование и характеристика

Кем и где осуществляются

В чем проявляется

Результативность (критерии оценки применения технологий)

1.

Здоровьесберегающие технологии

Медико-профuлактические

Обеспечивают сохранение и приумножение здоровья детей под руководством медицинского персонала ДОУ в соответствии с медицинскими требованиями и нормами, с использованием медицинских средств.

Осуществляются педагогическими сотрудниками под руководством медицинского персонала ДОУ

Организация мониторинга здоровья дошкольников

Организация и контроль питания детей раннего и дошкольного возраста, физического развития дошкольников, закаливания

Организация профилактических мероприятий в детском саду

Организация контроля и помощь в обеспечении требований СанПиНов

Организация здоровьесберегающей среды в ДОУ

Понижение заболеваемости

Повышение посещаемости

Физкультурно-оздоровительные

Технологии, направленные на физическое развитие и укрепление здоровья ребенка.

Осуществляется специалистами по физическому воспитанию и воспитателями ДОУ в условиях специально организованных форм оздоровительной работы. Отдельные приемы этих технологий широко используются педагогами дошкольного образования в разных формах организации педагогического процесса: на занятиях и прогулках, в режимные моменты и в свободной деятельности детей, в ходе педагогического взаимодействия взрослого с ребенком

Развитие физических качеств, двигательной активности и становление физической культуры дошкольников

Закаливание,

Дыхательная гимнастика,

Массаж и самомассаж,

Профилактика плоскостопия и формирование правильной осанки,

Здорови

тельные процедуры в водной среде (бассейне) и на тренажерах,

Воспитание привычки к повседневной физической активности и заботе о здоровье

Повышение уровня развития физических качеств

Понижение заболеваемости

Технологии обеспечения эмоционально-психологического благополучия ребенка

Технологии, направленные на психическое развитие и укрепление здоровья ребенка

Осуществляется воспитателями ДОУ, педагогом-психологом в совместной деятельности и в индивидуальных занятиях

Организация комфортной психологической среды

Организация совместных игр с детьми и взрослыми

Обеспечение коммуникативного взаимодействия детей в процессе деятельности

Профилактика и коррекция поведенческих отклонений

Развитие психических процессов детей

Повышение посещаемости

Технологии валеологического просвещения

Технологии воспитания культуры здоровья дошкольников

Осуществляются педагогами ДОУ в условиях организованных форм работы: на занятиях, прогулке, совместной деятельности

Воспитание осознанного отношения ребёнка к здоровью и жизни человека

Накопление знаний о здоровье и развитие умения оберегать, поддерживать и сохранять его

Обретение валеологической компетентности, позволяющей дошкольнику самостоятельно и эффективно решать задачи здорового образа жизни и безопасного поведения, задачи, связанные с оказанием элементарной медицинской, психологической самопомощи и помощи

уровень знаний валеологической направленности

2.

Личностно-ориентированные технологии

Технологии, направленные на разностороннее и творческое развитие ребенка

Осуществляется воспитателями и специалистами ДОУ в условиях личностно-ориентированного пространства. Отмечается характерная позиция взрослого по отношению к ребенку: вместе с ребенком, а не над ним.

Организация предметно-развивающего пространства

Организация многовариантного игрового пространства

Обеспечение индивидуального дифференцированного подхода к личности каждого ребенка

Обеспечение бесконфликтных и безопасных условий развития личности ребенка

Реализация имеющихся природных потенциалов личности

Создание развивающего пространства

Мониторинг динамики развития каждого ребенка

Гуманно-личностные технологии

Технологии направленные на оказание помощи ребенку с ослабленным здоровьем, в период адаптации к условиям дошкольного учреждения

Осуществляется воспитателями ДОУ в организации общения без принуждения, проявлении всестороннего уважения и любви к ребенку

Обеспечение комфортной индивидуальной развивающей среды (мягкая мебель, много растений, комната или уголок психологической разгрузки, игрушки для индивидуальных игр, кабинет для долечивания)

Мониторинг социально -психологического благополучия детей

Технологии сотрудничества

Технологии направленные на реализацию принципа демократизации дошкольного образования

Осуществляется воспитателями и специалистами ДОУ в совместной деятельности с детьми. Проявляется как равенство в отношениях педагога с ребенком, партнерство в системе взаимоотношений «Взрослый - ребенок»

Совместные игры

Совместное изготовление пособий, игрушек, подарков к праздникам

Совместная творческая деятельность (игры, труд, концерты, праздники, развлечения).

Организация кружковой работы

3

Проблемно-поисковые технологии

ТРИЗ (теория решения изобретательских задач)

Технология творчества направлена на формирование умения ставить и успешно решать творческие задачи

Осуществляется педагогами ДОУ в организованных формах обучения: занятиях, проблемных ситуациях

Активизация мыслительной деятельности и развитие креативности мышления через выявление и разрешение противоречий

Уровень креативности мышления

РТВ (развитие творческого воображения)

Технология направленная на управление воображением с целью создания новых образов

Осуществляется педагогами ДОУ на занятиях по развитию речи, изодеятельности,ФЭМП, ознакомлению с окружающим, экологии, в совместной деятельности

формирование оригинальности мышления, уход от стереотипов мышления путем выполнения творческих нестандартных заданий

Разрешение нестандартных проблем

Уровень развития творческого воображения

Детское экспериментирование

Осуществляется педагогами в условиях специально организованной среды

Активизация мыслительной деятельности через выдвижение и перебор гипотез

Разрешение проблемных ситуаций путем рассуждения на основе наблюдений

Самостоятельный поиск решения проблемы

Проектная деятельность

(интегрированный метод) Направлен на развитие личности ребёнка, его познавательных и творческих способностей.

Является и формой организации образовательного пространства и одновременно методом развития творческого познавательного мышления

Осуществляется педагогами ДОУ, родителями и воспитанниками как в организованных формах обучения, так и в совместной и самостоятельной деятельности

Комплексно-тематический, всесторонний подход к организации обучения

Развитие исследовательской деятельности детей

Разрешение проблемных ситуаций путем коллективного поиска решения

Коллективные работы

Совместные постановки

4.

Информационно-коммуникационные технологии

Направлены на создание единого информационного пространства образовательного учреждения

Осуществляется воспитателями и специалистами ДОУ в профессиональной деятельности

Создание информационной среды,

Обучение педагогов ИКТ,

Занятий с детьми с использованием ИКТ, - создание сайта ДОУ

информирование родителей и общественности; распространение передового опыта через сайт ДОУ

Методические наработки к занятиям с использованием ИКТ

Технологический подход, т. е. новые педагогические технологии гарантируют достижения дошкольников в период дошкольного детства, а также при дальнейшем обучении в школе. Каждый педагог - творец технологии, даже если имеет дело с заимствованиями. Создание технологии невозможно без творчества. Для педагога, научившегося работать на технологическом уровне, всегда будет главным ориентиром познавательный процесс в его развивающем состоянии.

ЛИТЕРАТУРА

1. Микляева, Н. В. Программа развития и образовательная программа ДОУ: технология составления, концепция / Н. В. Микляева. – М., 2007.

2. Хабарова, Т. В. Педагогические технологии в дошкольном образовании / Т. В. Хабарова. – М., 2004.

3. Об особенностях обучения по программе образовательной области «Технология»: Методическое письмо от 17.06.1997 №760/14 – 12 // Вестник образования. – 1998. - №10.

4. Новиков, А. М. Образовательный проект: методология образовательной деятельности / А. М. Новиков, Д. А. Новиков. – М. : Эгвес, 2004.

5. Куликовская, И. Э. Детское экспериментирование. Старший дошкольный возраст: учебное пособие / И. Э. Куликовская, Н. Н. Совгир. – М. : Педагогическое общество России, 2003.