Пети завтра не будет по семейным обстоятельствам. Как написать заявление в школу об отсутствии ребенка (образец можно скачать). Рассмотрим, как правильно заполнить заявление в школу - образцы заявлений от родителей

  • Дата: 01.09.2023

2004Доброе утро. - Доброе утро. - Вставать пора. Хорошо, хорошо. Ой, что случилось? Мама папу уронила. - Вставать пора. - Угу. - Слышишь? - Угу. Калинка-малинка, малинка моя! В саду ягода малинка, малинка моя! - Вставай, вставай! - Ой, не хочу! Ой... Ой... Алло! Я пришел к тебе с приветом, рассказать, что солнце встало. Что оно горячим светом по листам затрепетало. Рассказать, что лес проснулся, весь проснулся, веткой каждой. - Балда! - Понято. Ой-ей-ей! Да, я. Почему? А кто должен? Я? А вы что будете делать? Здорово устроились! А может быть наоборот? Вы будете выполнять то, за что вы получаете зарплату а я буду вам звонить и интересоваться как идут дела? Да... Да не да... Да не давите вы на это. Я вам не профсоюз, а я администрация. Плохо себя чувствуете - возьмите бюллетень. Трудно работать - переходите на другую должность. Переведем! Ах не просите? А раз не просите и ходите на работу, на эту работу то будьте любезны выполнять ее. Все. Галина Аркадьевна, так я пойду? Предупредите Николайчикова, чтобы он завтра прямо с утра с проектом приказа ко мне. Так он ушел. - Как ушел? - Все ушли, седьмой час. И коммутатор тоже ушла. - Ну а мой дорогой заместитель что тоже ушел? - Здесь. Куда ж он денется, пока вы тут. Как ваш ребенок? Первое слово сказал. Мама? Папа? Дай! Ну что, Галина Аркадьевна? - До завтра! - Да, да, да. - Присаживайтесь - А что... Присаживайтесь, присаживайтесь. - Николайчиков что, уже ушел? - Естественно. Естественно для кого? Для него или для вас? - Для трудового законодательства. - Понятно. А проект приказа он приготовил? - Не знаю, он мне ничего не говорил. - А вы, естественно, ничего не спрашивали. - А вы мне этого не поручали. - А сами догадаться вы не могли. Ну что ж, будем сейчас с вами составлять. Несите данные за прошлый месяц. - Что, сейчас? - Да, сейчас. На ночь глядя? У нас с вами не нормированный рабочий день, дорогой мой! Слушайте, я вас не понимаю. - Ну чего ж вы не понимаете? - Я не понимаю неужели у вас дома никаких дел нет? - А вас что, в завком избрали? - Ну причем тут это? А чего это вы моими семейными обстоятельствами стали интересоваться? Да нет. Ну действительно. Вот женщины. Женщины. Как звонок - так их - фу! - Как тайфун их всех отсюда уносит. А вы? - А вы? Я? Да что я. Я из уважения к вам. Из... Из солидарности, так сказать, этой... деловой. Да и то сидишь как на иголках. Мне жена вон сколько написала. - Ну вы идите. Если вам так надо - идите. - Да? Можно? Конечно, мой дорогой. А то от жены попадет из-за меня. Да... Да ладно уж. Что там. Из двух зол... - А вот интересно. А вот вы дома тоже... - Тоже, тоже. Тоже? Скажите пожалуйста. Ты где, малышка? Вот она. Вот здесь. Вот. Ты где? Ты где? В ванной что ли? Вот я тут! - Мне никто не звонил? - Нет. Сегодня не говори с ней, не надо. Ничего. Я лучше знаю свою маму. - Ну дай ей хотя бы успокоиться. - Ладно. - Мама! Мам! - Да? - А у нас будет ребенок. - К ужину? Мам, вот посмотри на меня. - Ну посмотри! - Ну что? Ты понимаешь, что я тебе говорю? Нет? - Ну почему я не понимаю? Я все прекрасно понимаю. - Да? Опять кто-нибудь придет к вам к ужину и вы мне не дадите спать своими танцульками. Мамочка! С тобой просто с ума можно сойти! - Вот между прочим, Игорь прав, когда говорит что ты... - Ну я не совсем так сказал. - А вот кстати. - Да? Почему ты ему позволяешь так говорить о своей матери? Мамочка, я ему не позволяю. Но иногда он прав. Вот если б был бы жив твой папа он никогда бы не позволил унижать меня в собственном доме. А тебя никто и не унижает. А между прочим, мамочка, в своем собственном доме ты могла бы быть и повнимательней к своей собственной дочери и к своему собственному зятю. - Во-первых, он мне не собственный. - Да? Я его себе не выбирала. Во-вторых, ты меня даже не спросила: хочу ли я, чтобы ты выходила за него замуж. А потом вы удивляетесь. - Мамочка, перестань! - А я уже давно

А ТАК ПОСТУПАЮТ МУДРЫЕ МАТЕРИ...

МАТЬ ХОТЕЛА, ЧТОБЫ ОНИ ЖИЛИ ВМЕСТЕ,
НО ПОНИМАЛА, ЧТО ЭТО БУДЕТ ОШИБКОЙ...

И поступила она в итоге очень
даже правильно, несмотря ни на что.

Сын у меня месяц назад привёл домой девушку.

Мама, это моя Зойка. Мы любим друг друга и будем жить вместе.

А я что, против что ли? Как любая мать, я желаю
счастья своему ребёнку. Хотят жить вместе - пусть живут.

Конечно, сыночек. Вы пока идите на кухню,
чай попейте. А я вещи твои соберу.

В смысле - вещи соберешь? - уставился на меня сын.

Да, иногда мне кажется, что сын умом явно в отца
своего пошёл. Раз не понял, пришлось разжевать:

В прямом. Я сейчас соберу твои вещи и вы
идёте жить вместе. Вы ведь этого хотите?

Хм, мам, понимаешь, дорого снимать, да и не на что - мы с Зоей учимся, ты ведь знаешь. Мы у тебя думали пожить. Нам много не надо - уголок в комнате, мы тебя не стесним, обещаю.

Ага, плавали - знаем. Сама со свекровью жила, десять лет её терпела, пока мы с мужем квартиру не получили. Отношения у нас с матерью мужа, естественно, испортились. Это сейчас они сладко поют - не стесним. А через месяц-другой полетят в меня тапки: не люблю, гноблю, выживаю невестку. Не надо мне такого счастья. Эх, Зойка, ты ведь даже не представляешь, от какого ада я тебя избавила.

Нет, сын. Если ты считаешь себя достаточно взрослым, чтобы решить жить с любимой девушкой, будь добр обеспечить вам условия для совместной жизни, будь взрослым до конца: переведись на заочку, найди работу и сними квартиру. Хотя, квартиру не потянешь, наверное. Снимешь комнату - и живите вместе, сколько душе угодно.

Мама, да ты что?! Жить в коммуналке
с чужими людьми? Мы не хотим.

Вот так. То есть, мою квартиру в коммуналку
превратить и чужого человека подселить - мы хотим.
А сами с чужими людьми - не хотим. Хитренькие какие.

Зоя, Вы ведь испытываете к моему сыну чувства?
Хотя, глупый вопрос - вы ведь согласились жить
вместе, значит испытываете.

Да. Я люблю Вашего сына. Очень. - еле
слышно пискнуло воздушное создание.

Слышишь, сын - она тебя любит. А с любимым
рай и в шалаше. Правильно я говорю, Зоя?

Да, правильно. Я и на коммуналку согласна, лишь бы месте.

Ну вот, сын, как хорошо всё получается. А уж как тебе девушка твоя за моё отсутствие благодарна будет, словами не передать. Давайте, взрослые, устраивайте свою жизнь. Не переживай, не поедете вы в комнату. Я добавлять буду, чтоб на квартиру хватало. Вы хоть не забывайте, навещайте старуху иногда.

Ну какая Вы старуха? Вам до старухи
ещё лет сорок. - польстила мне Зоя.

Через полчаса закрыв за детьми дверь, я разрыдалась. Уж слишком велик был соблазн молодёжь у себя оставить: и сын рядом, и невестка под присмотром. Но нельзя - взрослые дети должны жить отдельно от родителей. Я своё дело сделала - вырастила. Пришла пора отпустить ребёнка в свободное плавание.

Ежедневное посещение школы детьми находится на контроле руководства учебного заведения, городского отдела образования. Ребенок несколько дней может не ходить на уроки, однако, для этого должна быть уважительная причина (например, заболевание, отпуск родителей или другие семейные обстоятельства) и оправдательный документ.

Последним является официальная справка от врача, либо родители должны написать заявление в школу на имя классного руководителя или директора о том, что ребенок некоторое время будет отсутствовать. Дирекция школы обязана принять такое заявление.

Когда необходимо писать заявление в школу о пропуске занятий

Согласно Федеральному законодательному акту «Об образовании» , родители школьника имеют не только права на бесплатное обучение ребенка в школе, но определенные обязанности. На них накладывается ответственность, чтобы их ребенок не посещал школу только вследствие уважительных причин, которые должны подтверждаться документально.

Соответственно представленному закону, следует выделить главные положения:

При отсутствии у детей официальных справок, других оправдательных документов, школа обязана принимать соответствующие меры по отношению к ученикам и их родителям.

Письменно родители вправе обратиться к директору школы при возникновении следующих причин:


Поданная заблаговременно записка об освобождении от уроков должна быть завизирована директором учебного заведения.

Чем грозит отсутствие заявления от родителей при пропуске занятий

Школьный учитель несет ответственность за ребенка в учебное время, даже если ученик по какой-либо причине не посещает уроки. Поэтому предупредить его о предполагаемых прогулах - прямая обязанность родителей.

В случае продолжительного непосещения без оправдательных документов, школа вправе обратиться в полицию или Опекунский совет. Тогда не только школьнику грозит постановка на учет, но и проверки н предмет выполнения родительских обязанностей его родителей. Семья будет проходить по правоохранительным и опекунским органам как «неблагополучная».

Могут ли не принять заявление и что делать в этом случае

Российское законодательство не позволяет должностному лицу отказывать в приеме письменного обращения заявителя. Подобное обращение с родителями несет дисциплинарную и административную ответственность. Если заявление все же отказываются принять, его необходимо направить руководству школы заказным письмом.

Реквизиты и образцы написания заявления

Уведомить заранее школьное руководство во время учебного года разрешается обычным письменным заявлением. Документ составляется заблаговременно, но не меньше чем за день до планируемого пропуска. Заявление оформляется в свободной форме, однако для подобного рода документов существуют определенные правила, установленный регламент написания.

Особенности составления

Составленная родителем записка при отсутствии ребенка в школе отождествляется с оправдательным документом. Последний должен быть грамотно оформлен, в соответствии с принятыми стандартами:

  • официальные документы, подлежащие визированию и дальнейшему хранению, составляются на белом листе формата A4, использовать лист школьной тетради не рекомендуется;
  • при изложении причины пропуска занятий необходимо использовать официально-деловой стиль, без включения эмоций;
  • записка должна содержать все реквизиты, которые присущи официальному обращению к руководству.

При выборе способа исполнения - написать от руки или отпечатать на принтере, лучше всего обратиться к первому. В случае каких-либо возникших впоследствии недоразумений, можно прибегнуть к аутентификации почерков.

При оформлении предупредительной записки желательно придерживаться следующих правил:

  1. Правый верхний угол листа содержит группу верхних реквизитов, т. н. шапку. В ней указывается полная именная формула руководителя общеобразовательного заведения, его занимаемая должность.
  2. Ниже, на этой же стороне, отображается ФИО адресанта, его контактные данные на случай непредвиденных обстоятельств.
  3. Посередине письма проставляется «Заявление». Слово может быть написано как прописными, так и строчными символами, но обязательно начинаться с заглавной буквы. В конце слова точка не предусмотрена.
  4. Основной раздел документа описывает суть заявления. Здесь указывается, какого конкретно ученика нужно освободить, с указанием полного ФИО школьника, его класс обучения, дату предполагаемого пропуска, либо какой урок он не может посещать, например, физкультуру.
  5. Обязательно описать причину будущего пропуска.
  6. Записка дополняется обязательством родителей проконтролировать восполнение знаний пропущенного урока и несением ответственности за жизнь и состояние здоровья во время вынужденного отсутствия в школе.
  7. Подытоживается обращение датой его подачи и личной подписью родителя.

Нередко преднамеренное освобождение от занятий должно письменно согласовываться с учителями школьника, его классным руководителем.

Как влияет на форму заявления срок отсутствия ребенка

Форма предварительного обращения к школьному руководству по поводу будущего пропуска, не зависит от количества предполагаемых дней непосещения. Заявление также предполагает наличие верхних реквизитов с указанием должности, Ф.И.О. руководителя образовательного заведения и заявителя.

В основном разделе отличаются только даты планирующегося освобождения и указанные причины. Если же школьник отправляется на оздоровление, ему будет гарантирована выдача лечебным учреждением медицинской справки для подтверждения отсутствия на уроках.

При нахождении дома по болезни не более 3-х дней, родители пишут объяснительную записку с указанием причины непосещения школы.

Отсутствие по болезни более трех учебных дней должно подтверждаться медицинской справкой.

Образец заявления по семейным обстоятельствам

Письменное обращение с фразой «по семейным обстоятельствам» является наиболее распространенным объяснением. Оно заключает целый комплекс обстоятельств, которые можно не указывать в заявлении.

Документ подобного типа характеризуются следующими особенностями:

  1. Разрешается не конкретизировать обстоятельства будущего отсутствия ребенка.
  2. Можно обойтись без справок, других необходимых документов. Руководство учебного заведения не вправе их требовать.
  3. Заявление об освобождении оформляется в вышеприведенной последовательности, дополнительных сведений представлять не требуется.
  4. Нет также необходимости уточнять все занятия, которые планируется пропустить. Достаточно указать даты пропусков.

Заявление в школу о пропуске по семейным обстоятельствам

Процедура подачи письменного обращения заканчивается его регистрацией секретарем и визированием директором школы.

Образец заявления по болезни

Записка о пропуске занятий составляется уже после выздоровления ребенка, причем непосещение уроков может оправдываться подобным документом не более трех учебных дней. В обратном случае необходимо посетить больницу либо вызвать врача на дом. Причиной написания записки «по болезни» может быть легкое недомогание, отравление пищевыми продуктами либо повышенная температура вследствие продолжительного нахождения на улице.


Образец заявления по болезни

Планируемое непосещение ребенком школы во время проведения учебного процесса должно обязательно документироваться. Заявление об освобождении от занятий следует представить не позже, чем за один день до предполагаемого отсутствия (кроме случаев, если пропуск был совершен по причине плохого самочувствия). Текст заявления должен быть выдержан в деловом стиле и завизирован директором школы.

Статья расскажет вам о том, как следует писать записку учителю в школу и какие для этого существуют требования.

Как написать объяснительную записку учителю, классному руководителю, директору школы об отсутствии ребёнка в школе: правила

Записка от родителей – полноценный официальный документ, который позволяет ученику пропустить уроки или получить какую-либо важную информацию от своего учителя. Школьные записки всегда хранятся в течение всего учебного года или нескольких лет, как подтверждение уважительных причин отсутствия его на уроках, а не прогулов.

ВАЖНО: Как и любой другой официальный документ, записка требует определенных правил написания (указание имени, причин, даты и подписи родителей).

Правила написания:

  • Посередине письма пишете обращение к учителю с именем
  • Далее с новой строки изъясняете суть проблемы (1-2 предложения: по семейным обстоятельствам или по состоянию здоровья).
  • После основной части записки с новой строки в левой части напишите число, когда писалась записка.
  • На том же расстоянии, где было указано число, только с правой стороны, напишите свое полное имя и подпись.

Записка в школу от родителей о пропуске школы по состоянию здоровья: образец

Пропустить занятия в школе ребенок может по причине плохого самочувствия или болезни, которая не требует госпитализации и обращения к врачу (насморк, аллергия и другие).

Пример записки классному руководителю:

Уважаемая Валентина Сергеевна!

Моя дочь, Иванова Мария, ученица 5-Б класса ООШ№7 не присутствовала на занятиях 17.10.17 по причине проблем со здоровьем.

18.10.17. Иванова К.В. (подпись)

Записка в школу от родителей о пропуске школы по семейным обстоятельствам: образец

Семейные обстоятельства так же могут быть причиной незапланированного прогула школы. Такой документ оправдывает учащегося и дает ему официальный «отгул».

Какими могут быть семейные обстоятельства:

  • Выезд за границы города
  • Смерть родственника
  • Отсутствие родителей, которые могли бы присмотреть за маленьким ребенком.
  • Большое семейное торжество
  • Плохое самочувствие родителей (нужна помощь)
  • Культурное мероприятие

ВАЖНО: Правила для написания такой записки те же, что и для записки «по состоянию здоровья».

Пример записки:

Уважаемая Ольга Владимировна!

Мой сын, Петров Владислав, отсутствовал 18.11.17 и 19.11.17 на занятиях в школе по причине семейных обстоятельств.

20.11.17 Петрова Инна (мама) подпись



Записка в школу от родителей отпустить с урока: пример

Случаются и такие жизненные ситуации, когда ребенку следует преждевременно уйти с уроков (по какой-либо причине). В таких случаях родителям следует заранее написать официальную записку классному руководителю, чтобы ребенку не ставили пропуск и низкие балы за «прогул уроков».

ВАЖНО: Записка нужна обязательно, ведь она является единственным доказательством того, что ребенок действительно должен уйти по важным причинам, а не хочет самостоятельно сбежать с уроков.

Записка пишется по такому примеру:

Уважаемая Мария Ивановна!

Прошу отпустить моего сына, Рыжикова Сергея, ученика 7-А класса после 3-го урока по семейным обстоятельствам.

05.05.2017 С уважением Рыжикова К.В. (подпись) мама



Записка в школу от родителей учителю физкультуры: пример

Плохое самочувствие ребенка может послужить причиной того, чтобы он пропустил урок физкультуры. Записка поможет учителю физкультуры удостовериться в том, что ребенок не врет, а действительно имеет обоснования не выполнять физические нормативы.

ВАЖНО: Такая записка должна вручаться ребенком или классному руководителю (чтобы он предупредил учителя), или лично преподавателю физкультуры.

Как написать записку:

Уважаемый Виктор Васильевич!

Разрешите моей дочери, Ромашовой Ирине, ученице 6-Б класса не заниматься сегодня на уроке физическими упражнениями по причине плохого самочувствия.

10.10.17 Ромашова А.М. (мама) подпись



Пример записки от родителей на летнюю практику в школе

Летняя практика обязательна для посещения после завершения учебного года. Практика, как и каждый учебный день, фиксируется в журнале и пропуск любого дня должен сопровождаться официальным оправданием. Для этого подойдет записка от родителей классному руководителю.

Пример записки:

Уважаемая Мария Ивановна!

Моя дочь, Бутова Кристина, ученица 8-А класса, не сможет присутствовать на летней практике с 11.06 по 13.06 по уважительной причине (выезд из города).

10.06.17. Бутов Виктор Сергеевич (подпись) папа

Видео: «Родители могут написать записку учителю онлайн»


По семейным обстоятельствам

Гимнастка Алия Мустафина: «Хочется и выступать, и бороться!»


Алия Мустафина в спорт пришла по семейным обстоятельствам. Фархат Мустафин – призер Олимпийских игр, борец, нынче тренер. Сейчас он говорит, что задачи вырастить чемпионов они с женой не ставили. Просто хотели, чтобы . Еще говорит, думал: «Ну, позанимаются лет до 12, здоровье подтянут, а когда учеба серьезная начнется, я их заберу, и будут учиться. А пока пусть ходят. Страшно же, когда дети на улице. Компании, как известно, затягивают. Младшую я забирал из сада, а старшую, Алию, – мама завозила на вечернюю тренировку, а сама шла учиться. В девять лет под руководством Алии девчонки уже ездили сами. Причем Нелька, хоть и на два года младше, четче запоминала дорогу, старшая могла в сторону куда-нибудь уйти. Она, как я говорю, витает где-то. Идем куда-нибудь: «Аля, впереди столб». – «Вижу». Бам! «А я не думала, что он так близко…» С тех пор много времени прошло. И Алия Мустафина, двукратная чемпионка мира, прошедшая через славу и через боль большого спорта, если и витает в облаках, то только в свободное от тренировок время. Но свободного времени перед Олимпийскими Играми у спортсменов не бывает. Однако полчаса на разговор с корреспондентом в рамках программы « » у Алии нашлось.

– У вас, Алия, как-то все сразу: только что школу закончили, а тут и на Игры уезжать надо.

– Да, мне удалось совместить и учебу, и тренировки. Рада, конечно, что экзамены позади. Теперь надо будет и об учебе дальнейшей подумать. Но это уже, сами понимаете, вопрос, который решится после Лондона.

– Что самое сложное сегодня? Ждать тяжело? Или хочется оттянуть немного Игры: ну, пусть бы они через пару недель начинались…

« Иногда папа говорил: «Давай, Аля, будешь тренироваться – станешь чемпионкой мира»

– Нет, не надо оттягивать. Очень тяжело дожидаться, когда уже будем выступать, когда выйдем на олимпийский помост. А самое тяжелое начнется уже там, в Великобритании. Надо продержаться в течение этих трех недель. Чтобы ноги не подвели, мышцы не забились, нервы не взбрыкнули.

– Сейчас какие ощущения: «ого-го, какая сила накоплена!» или «вот-вот пик формы подойдет»?

– Ну, пока еще не совсем «ого-го». Последние дни нужны для того, чтобы до конца все доделать.

– Алия, признайтесь, сколько раз пришлось отмахиваться от мыслей за последнее время: «Зачем я во все это ввязалась, жила бы спокойно?!»

– Такого не было! Наоборот, понимаю, что осталось чуть-чуть. Надо потерпеть, выступить на Играх, а потом уже будет все проще.

– Проще выступать или принимать решения?

– Олимпийские игры – это ведь действительно самые сложные старты.

– Я вашего папу как-то спросила: вы – спортсмен, жена – физик, у вас в семье должен быть культ спорта и точных наук. А он в ответ: нет, у нас в семье – культ семьи...

– Для меня семья – это семья, безо всяких дополнительных определений. Мама, папа, сестра. Ну, понятно, спорт – от папы. Хотя он, правда, меня на большие цели не «натаскивал». Иногда папа говорил: «Давай, Аля, будешь тренироваться – станешь чемпионкой мира». Но действительно ли он верил или просто так говорил, не знаю. Такого, чтобы папа или мама в зале сидели часами, как многие родители делают, – у нас не было. Я полюбила гимнастику сразу. Шведская стенка понравилась, батут, потом брусья… Маленькой все интересно и везде весело. А любимыми предметами в школе были физика и математика. Они мне легче всего даются, потому что это интересно. И многое понятно.

Многие удивляются: что там может быть интересного?

– Как же физика может быть неинтересной?! Как законы природы действуют! У меня мама – учитель. Я перед тем, как в 7-й класс пойти, когда физику начинают проходить, учебник взяла почитать. И так меня захватило… Как это так, думаю, получается, что плюс с минусом притягиваются друг к другу, а плюс с плюсом отталкиваются?.. С тех пор физика стала любимым предметом.

– Девчонки в команде про вас всегда говорили, что вы на соревнованиях заранее просчитать можете, на какую оценку нужно выступить. Это правда?

– Ну, да. Это же чистая математика. А я, между прочим, не одна такая. Не надо думать, что мы на « » совсем, кроме зала, ничего не видим и не делаем.

– Жизнь остановить нельзя, а ваша жизнь, в основном, на «Круглом» и проходит.

– Да, уже давно заметила: на «Круглом» я себя уютнее чувствую, чем в Москве. Слишком мало, конечно, удается с семьей побыть. После крупных стартов бывает свободная неделя, но дома почти и не бываешь, все больше по делам бегаешь. Я первым делом в свою школу шла. С друзьями встречалась. Мы и в кино успевали сходить после уроков, и гуляли… Ведь целый год на базе, там одни друзья, а в Москве – другие. Не гимнасты. Мои одноклассницы – девочки-синхронистки. Школа у меня не спортивная, но она рядом с «Олимпийским» находится, и у нас много пловцов и синхронисток учатся. Бывает, что я рвусь домой с базы, но, хотя чужим это, может, и трудно понять, мы настолько привыкли здесь находиться, что все естественно воспринимается. И от большого мира устаешь с непривычки.

– Вы от большого спорта не устаете? Плакали за последний год больше, чем за всю прошлую жизнь? Ведь год выдался для вас очень трудным – восстановление после травмы затянулось…

– Нет, не могу сказать, что весь год проплакала. Взрослею.

– Испытания закаляют. Вы сами чувствуете изменения?

– И внешние, и внутренние. Я выросла, немного поправилась. И стала совершенно по-другому работать на всех снарядах. Прежняя гимнастика была ближе к детской. А после травмы началась взрослая.

– Можно сказать, вы ее выстрадали.

– Да, несомненно. Стало тяжелее работать. Может, потому что не привыкла еще к новым своим форматам, внутренним ощущениям. Женственнее стала, а это тоже какой-то другой поворот.

– А чувства после травмы, что бережете себя во время работы, не осталось?

– Нет, у меня такого не было никогда. Я в полную силу работала. Помогло, наверное, то, что я тут же приехала на «Круглое». На пятый или четвертый день после операции пришла в зал. Я бы не смогла вытерпеть все это время в другом месте. Я ходила в зал вместе со всеми девчонками, они выполняли свою работу, а я «качалась», помогала им. И в своей родной обстановке мне удалось рабочий ритм сохранить… Сейчас уже хочется, чтобы Игры начались. И выступать хочется, и бороться. Не сказать, что дни эти противные, последние. Они в помощь – что-то подделать, подчистить. И – в бой!

« Путь человека, у которого есть цель, и он ее добивается, несмотря ни на что. И это не пофигизм, просто надо идти вперед. Потому что, может быть, другого раза уже не будет»

– Про соперниц говорят много: американки, румынки, китаянки, – далеко не подарок. Разговоры напрягают?

– Я стараюсь не думать о лишнем. Главное ведь сделать свое дело. Насколько хорошо каждая из нас его сделает – таков будет и результат. Бороться можно. И нужно. Знает, что главное для себя я вынесла после чемпионата мира, когда мы выиграли команду? Мы можем выигрывать у кого угодно! У китаянок можем, и у американок. Ничего в этом сложного нет. Работать надо, и все у нас будет нормально. И азарт появился. Не хочется останавливаться на достигнутом.

– Атмосфера Игр интригует? Или так много информации со всех сторон, что уже все, вроде как, и известно?

– Интересно, конечно. Все-таки Олимпийские Игры не каждый день проходят и не каждому суждено туда попасть. Ответственность большая.

– Хочется от нее избавиться? Хорошо бы, чтобы никто и ничего не ждал, да?

­– Не скажу, что давит. Сейчас в голове одно: надо дотренироваться, и все, что я за эти 12 лет наработала, показать там, на олимпийском помосте.

– Мне кажется, в спорте невозможно обойтись без доли здорового пофигизма, когда то, что не нужно, отодвигаешь в сторону.

– Наверное, это правильно. Есть цель, я к ней должна приближаться и, в конечном счете, прийти. А то, что направо и налево встречается, – можно отодвинуть.

– Это грамотный путь для спортсмена?

– Это грамотный путь не только в спорте. Но и путь человека, у которого есть цель, и он ее добивается, несмотря ни на что. И это не пофигизм, просто надо идти вперед. Потому что, может быть, другого раза уже не будет.

– Понимаю, что не самое лучшее время для этого вопроса, но допускаете мысль, что вы пройдете еще один олимпийский цикл?

-– Да, есть такая мысль. Но, правда, надо сначала закончить этот цикл. А там дальше... Может, само пойдет.

– Конкуренция в сборной, пока вы восстанавливались, усилилась. Конкуренция может раздражать?

– Нет, моя главная цель – помочь команде. Потому что, как ни крути, первые два дня все равно выступать надо только за команду, а потом уже за себя. Мне надо выполнить свою программу так хорошо, как я могу. Вот это и есть цель. А дальше уже все остальное.

– Все говорят, что вы по натуре максималист.

– Переживать буду, но, надеюсь, все будет хорошо.

– Старший тренер женской сборной Александр Александров всегда говорил, что самое главное ваше качество – надежность. «На соревнованиях умеет собираться. Даже если накануне ничего не получается в зале, она расплакаться может от бессилия, на старт выходит и… Так может выдать!»

­– Знаете, после того как я стала чемпионкой мира, меня часто спрашивали: изменилось ли во мне что-то? А ничего ведь действительно и не изменилось. Я, конечно, знала, что до меня Светлана Хоркина была уже много лет назад, и то, что сравнивают с ней, приятно. Но Хоркина – это Хоркина. А я – Мустафина. Хочу что-то свое в гимнастике оставить.