Православный храм, его устройство и внутреннее убранство. Исаакиевский собор. Внутреннее убранство Внутренняя обходная галерея. Церкви Покровского собора

  • Дата: 11.03.2024

В прошлых заметках мы подробно рассказали об истории и архитектуре питерского храма Воскресения Христова, больше известного как Спас на Крови . Но знакомство с этим уникальным памятником архитектуры «русского стиля » будет неполным, если мы не полюбуемся его внутренним убранством. Интерьер Спаса на Крови не уступает наружному облику: входя в храм, ты будто оказываешься внутри сказочной шкатулки, искрящейся драгоценными камнями, позолотой и многоцветьем мозаичных полотен , которые сплошным ковром покрывают стены, купола и своды храма.

Ниже вы найдете описание и фотографии интерьера Спаса на Крови , включая уникальные мозаики внутри собора . Подробно об архитектуре здания можно прочитать в статье «Спас на Крови в Санкт-Петербурге: архитектура и мозаика на фасадах ».

Наконец, практическая информация о посещении Спаса на Крови в Санкт-Петербурге (как добраться, режим работы, цена билетов и т.п.) .

Спас на Крови внутри: описание и фотографии внутреннего убранства

Убранство интерьера Спаса на Крови (храма Воскресения Христова) поражает своим великолепием. Внутреннее пространство собора довольно компактно (хотя собор рассчитан на 1600 молящихся), но настолько насыщено декором, что у вас захватывает дух от этой грандиозной красоты, искрящихся красок и восхитительного света.

В храме два ряда окон, причем раньше в них были вставлены разные по цвету стекла: бесцветные, прозрачные внизу и голубые вверху, с плавным переходом цвета. Из-за этого в любую погоду создавался эффект яркого голубого неба снаружи храма .


Хотя над оформлением интерьера работали разные художники, он выглядит как целостное, гармоничное произведение. Высокие пилоны, парящие купола и своды создают впечатление устремленности к небесам.

Особенно поражает воображение мозаичное убранство (о нем мы подробнее поговорим дальше).

Мозаика внутри Спаса на Крови

Спас на Крови славится крупнейшим в России ансамблем произведений мозаичного искусства , из-за чего собор даже называют «музеем мозаики». В то время как мозаика снаружи лишь акцентирует основные композиционные узлы здания, внутри мозаичные композиции практически полностью покрывают плоскости стены, пилонов, сводов и куполов храма Воскресения Христова. Образа иконостаса и киотов - тоже мозаичные.

Мозаичное убранство Спаса на Крови уникально как по художественному уровню, так и по своим масштабам. Если площадь фасадных мозаичных композиций составляет более 400 кв. м, то общий мозаичный покров в интерьере Спаса на Крови занимает 7065 кв. м .

Это единственный православный храм, мозаичное убранство которого столь велико по площади, - даже по европейским меркам это одна из крупнейших мозаичных коллекций . По словам профессора Покровского, «ни один из храмов византийских, римских, даже равеннских и сицилийских, не имеет такого изобилия мозаик » .

Общеизвестно, что по сравнению с росписями мозаика - более дорогой, но зато более долговечный вид изобразительного искусства. Долговечность оказалась весьма полезным свойством, учитывая непростую судьбу храма после революции . Как показали дальнейшие события, применение таких прочных материалов, как мозаика и камень, помогло храму хоть как-то пережить годы испытаний.

Сегодня нам уже трудно представить Спас на Крови без его «фирменного» мозаичного интерьера. На самом же деле идея украсить храм изнутри мозаикой возникла не сразу: первоначально предполагалось интерьер расписать, а мозаику включить лишь в композиции фасадов и выполнить из нее иконы для иконостаса .

В марте 1895 года (когда о внутреннем мозаичном убранстве еще и речь не шла) был объявлен конкурс на изготовление наружных мозаик для храма Воскресения Христова . В конкурсе приняли участие «Венецианская мастерская» Антонио Сальвиати (Antonio Salviati ) и Венецианское мозаичное общество (Società Musiva Veneziana ), пользовавшиеся мировой известностью, немецкая фирма «Пуль и Вагнер», а также Мозаичное отделение Академии художеств, имевшее большой опыт работы в Исаакиевском соборе, и, наконец, первая в России частная мозаичная мастерская , основанная в 1890 году А. А. Фроловым . Предпочтение было отдано образцам этой мастерской, благодаря высоким художественным качествам, прочности и быстрой удешевленной технике набора .

Через год после конкурса было предложено использовать мозаику и для интерьера . Создание оригиналов поручили сначала мастерской А. А. Парланда , но вскоре решили заказать эту работу известным художникам, тем более что уже в 1894-1895 годах М. В. Нестеров, А. П. Рябушкин, А. Ф. Афанасьев, В. В. Беляев, Н. А. Бруни, Ф. С. Журавлев, Н. А. Кошелев, А. Н. Новосельцев и другие исполнили эскизы и картоны наружных композиций . К 1900 году были в основном закончены эскизы и картоны интерьерной живописи.

Создание начиналось в частной студии декоративной мозаики А. А. Фролова на Кадетской линии. После ранней смерти мастера в июне 1897 года его заменил младший брат Владимир Александрович Фролов (1874-1942). Мастерская переехала, а позднее разместилась в собственном здании Фроловых на Васильевском острове . За сравнительно короткий период в этой мастерской было создано почти всё мозаичное убранство Спаса на Крови . В. А. Фролов стал крупным мастером русской и советской мозаики и считается главным создателем мозаичного убранства храма Воскресения Христова (Спаса на Крови) .

В. А. Фролов продолжил изыскания брата, который первым в России освоил ускоренный «обратный» («венецианский») способ набора . Этот метод был рассчитан на создание масштабных композиций, воспринимаемых с большого расстояния. Живописный оригинал переводили на плотную бумагу в зеркальном отображении. Затем рисунок делили на части, после чего на каждую наклеивали кусочки смальты (лицевой стороной вниз). Готовую мозаику окружали рамой и заливали цементным раствором. Мозаичные блоки крепились к стене, а швы между ними заполняли мастикой, по которой композиция затем уже «добиралась» прямым способом .


В творчестве В. А. Фролова точность в передаче индивидуального подчерка авторов сочеталась с тягой к декоративной обобщенности рисунка и звучности колорита. Это в полной мере соответствовало художественным задачам модерна, а заодно и отвечало характеру монументальной мозаики как искусства, неразрывно связанного с архитектурой.

Декоративность достигалась усилением нескольких основных тонов, четким определением границ светотени, цветов и оттенков. Набор упрощался и укрупнялся с увеличением высоты. Отказ от шлифовки смальты помогал выявить богатство ее фактуры .


В отличие от мозаик Исаакиевского собора, которые воспроизводили ранее созданные произведения масляной живописи, оригиналы сюжетов Спаса на Крови сразу писались в расчете на их исполнение в смальте. Внутри храма нет ни одной живописной работы. Удивительный ковер прекрасных мозаичных картин покрывает всё внутреннее пространство храма. Этот уникальный ансамбль создавался под руководством архитектора А. А. Парланда целым коллективом мастеров-мозаичистов по эскизам 32 художников , среди которых были В. М. Васнецов, М. В. Нестеров, А. П. Рябушкин, Н. Н. Харламов, В. В. Беляев и В. И. Отмар (; ). Участвовал и сам Парланд.

Создание мозаик для Спаса на Крови контролировала комиссия экспертов по монументальной живописи во главе с Е. В. Покровским, авторитетным специалистом по православной иконографии. За работой живописцев непосредственно наблюдал В. И. Успенский, специально изучавший древнерусское искусство .

Жесткие требования комиссии стесняли творческую свободу художников, из-за чего, например, В. М. Васнецову и М. В. Нестерову эта работа не принесла творческого удовлетворения. Нестеров воспринимал данный заказ всего лишь как возможность заработать, как работу, далекую от подлинного творчества (; ).

Естественно, что художники , писавшие оригиналы для мозаик , отличались как степенью дарования, так и художественной манерой . Например, мозаичные иконы по эскизам А. П. Рябушкина, Н. А. Кошелева и Н. К. Бодаревского выполнены в традициях академической живописи; в работах М. В. Нестерова и Н. А. Бруни можно заметить элементы модерна, а у В. М. Васнецова и Н. Н. Харламова преобладают черты византийской иконописи . В итоге композиции остались неравноценными и разностильными . Несмотря на это, внутреннее пространство храма воспринимается как единое целое.

Мозаики внутри Спаса на Крови разделены в соответствии с концепцией храма на несколько тематических циклов (; ):

В папертях помещены орнаменты растительного характера на зеленовато-синем «ночном» фоне.


В арочных проходах из папертей располагаются ветхозаветные сюжеты на голубом фоне, а также изображения двунадесятых праздников на золотом фоне (источник фото: ).

На пилонах и пилястрах стен изображены святые, «опоры» Церкви (всего свыше 200 подвижников: апостолы, мученики, святые, пророки). Среди русских святых - князь Владимир Киевский и княгиня Ольга, князья-страстотерпцы Борис и Глеб, Михаил Черниговский и боярин Феодор, а также Александр Невский.

В центральной части храма на стенах и сводах на голубом фоне представлена земная жизнь Христа, начиная Благовещением и заканчивая въездом в Иерусалим.

В западной части храма, вокруг места смертельного ранения Александра II , помещены на золотом фоне сцены страданий Спасителя, Распятия и Воскресения; в восточной части, также на золотом фоне, - сюжеты, завершающие евангельский цикл (явления Господа после Воскресения).

Многочисленные библейские сюжеты разделены неповторимыми мозаичными узорами. Рисунок этого красочного багета разнообразен, но ведущее место занимает растительный орнамент . По словам самого Парланда, орнаменты «преимущественно берут свои мотивы из растительного, подчас фантастического царства с примесью к ним изредка легкой плетушки » . Мозаичные иконы и орнаменты заполняют поверхности пилонов и стен, плавно переходя в изогнутые поверхности арок, сводов и куполов .

Как уже было сказано, эскизы для мозаичного убранства Спаса на Крови выполнялись целой плеядой живописцев. Правда, по первоначальному замыслу архитектора А. А. Парланда , автором всех мозаик храма должен был стать один художник - Виктор Михайлович Васнецов , уже тогда прославившийся как выдающийся мастер религиозной живописи. Но в тот период Васнецов выполнял другие заказы, поэтому для храма были созданы лишь картоны двух образов в иконостасах - «Спаситель» и «Богоматерь с Младенцем» - и пяти мозаик на фасадах .

Мозаики северной стены (источник фото ):

Живописная манера А. П. Рябушкина отличается самобытностью, особым духом «русскости», но в то же время активным использованием приемов академической школы. Это особенно заметно на примере мозаики «Насыщение пятью хлебами пяти тысяч человек ». Сферический полукупол воспринимается как небесный свод, что усиливается ярким фоном из голубой и темно-синей смальты (источник фото: ).

Монументальные мозаичные композиции северной стены Спаса на Крови, созданные по оригиналам А. П. Рябушкина, отличаются выразительностью линий, обобщенностью и звучностью красочных пятен. Сцены на противоположной южной стене (художники В. И. Отмар, В. П. Павлов, И. Ф. Порфиров и др.) специалисты признают более слабыми в художественном отношении (источник фото: ).

Центральное место в мозаичном ансамбле Спаса на Крови принадлежит произведениям Николая Николаевича Харламова . К тому времени он снискал славу художника-монументалиста, вдохнувшего новую жизнь в канонические приемы византийского искусства. Харламову было доверено выполнить эскизы сюжетов для большой апсиды и для плафонов всех пяти куполов. В общей сложности этому художнику принадлежат подготовительные работы к 42 мозаикам интерьера .

Самая масштабная из них - мозаичный образ Христа Вседержителя, «Христос Пантократор» , в плафоне центрального купола - относится к числу наиболее значимых произведений в творчестве Харламова. Выразительный, четко очерченный лик благословляющего Спасителя с огромными темными глазами исполнен магнетической силы. Окружают его шестикрылые серафимы. Эта яркая работа выполнена в лучших традициях православной монументальной живописи и является апогеем мозаичной симфонии храма. В мозаике «Пантократор» проявились такие черты византийской иконописи, как обобщенность и широта композиции, лаконизм форм (; ).

Мозаика покрывает все пять куполов храма . Главный купол, как мы уже знаем, занимает образ Пантократора. В четырех малых куполах представлены: Богоматерь, Спас Эммануил, Иоанн Креститель и Спас Благое Молчание. Все эти мозаики созданы по эскизам Н. Н. Харламова по канонам византийской иконописи. Эти сравнительно небольшие по размеру композиции отличаются точным и ясным рисунком набора .


Рассмотрим подробнее мозаику северо-западного купола «Богоматерь ». Художник изобразил женский лик необыкновенной красоты. Лицо овальное с округлыми щеками, нос слегка удлиненный с горбинкой. Волосы скрывает голубовато-бирюзовое покрывало, поверх него - темно- фиолетовая с золотой оторочкой накидка, покрывающая голову и плечи. Глаза Богоматери орехового цвета, но, оттененные бирюзовыми и фиолетовыми красками, издали воспринимаются как фиалковые .

Очень выразительна мозаика юго-западного купола «Иоанн Креститель ». В центре этого плафона помещено погрудное изображение Иоанна Предтечи. Лик набран смальтой бежевых оттенков, четкая черная линия обрамляет глаза и нос святого .

Мозаика юго-восточного купола «Спас Эммануил » представляет Христа в отроческом возрасте, а мозаика северо-восточного купола «Спас Благое Молчание » - Христа в ангельском чине, до воплощения (то есть до прихода к людям), в виде безбородого юноши с крыльями за спиной. Нимб Спасителя здесь подобен восьмиконечной звезде.


Тот же Н. Н. Харламов является автором мозаичной композиции «Евхаристия » на тему «Тайной вечери» в главном алтаре. Обычные посетители храма ее увидеть не могут, разве что иногда, когда царские врата иконостаса приоткрыты (но и тогда видна лишь центральная часть мозаики) (источник фото: ).

Широкий мозаичный фриз, украшающий вогнутую поверхность стены, находится на небольшой высоте. Эта мозаика изображает литургический тип сюжета «Тайная вечеря», представляющий сакральный смысл установления обряда Причащения (Евхаристии), в отличие от исторического типа, в котором показан момент предсказания Христом предательства Иуды. Ангелы склонили над Христом рипиды, а серафимы - орудия страстей. К Спасителю направлено движение двух групп апостолов с выразительными жестами. Свершается таинство Евхаристии. Правой рукой Христос подает своим учением святой хлеб («сие есть Тело Мое»), левой - чашу с вином («сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая»). В этой работе художник гармонично соединил византийские традиции с особенностями академической школы (источник фото: ).

Мозаики апсид и куполов выдержаны в утрированно крупном масштабе. Они находятся в фокусе восприятия и венчают весь живописный ансамбль. К числу таких знаковых композиций относится и мозаика «Христос во славе » над иконостасом (в средней апсиде), также созданная по эскизам Н. Н. Харламова :

В центре мозаики изображена фигура Христа, несомого огненными серафимами. Образ с красивым темным ликом вписан в сияющий ореол - Мандорлу. Фигуру Христа окутывает светлый бело-бирюзовый плащ, из-под которого видны рукава красного хитона. Христос абсолютно неподвижен, живут только глаза. По краям расположились символы четырех евангелистов и две группы представителей небесного воинства .

Помимо вышеназванных композиций, Н. Н. Харламов был автором картонов, по которым были набраны некоторые другие мозаики в интерьере Спаса на Крови : 8 серафимов, 4 евангелиста, 4 изображения ангелов со страстями, 8 изображений сил небесных, 8 изображений ангелов, «Святой Василий Великий», «Святой Иоанн Златоуст», текст молитвы перед причастием, «Святые Кирилл и Мефодий», «Святые Стефан Пермский и Исаакий Далматский», фриз из серафимов, изображения серафимов и ангелов.

В работе над мозаичным оформлением храма также принимал участие художник Н. А. Кошелев . Кроме мозаичного панно кокошника южного фасада «Христос во славе» , он разработал эскизы для двух панно в интерьере Спаса на Крови : «Преображение Господне » (на восточном своде) и «Бегство в Египет » (на восточной стороне, в солее):

Мозаика «Преображение Господне » по оригиналу Н. А. Кошелева:

Авторство самого большого количества мозаик в интерьере и на фасадах Спаса на Крови (всего 48 эскизов) принадлежит художнику Василию Васильевичу Беляеву . В частности, внутри храма по его эскизам созданы крупные мозаичные композиции «Нагорная проповедь » на южном своде, «Вход в Иерусалим » на западном своде и «Благословение детей » на восточной стороне (в солее):

Мозаика западного свода «Вход в Иерусалим » по оригиналу В. В. Беляева:

Мозаика южного свода «Нагорная проповедь » по оригиналу В. В. Беляева:

Мозаика малой северной апсиды «Сошествие Святого Духа на апостолов » по оригиналу В. В. Беляева:

Мозаика малой южной апсиды «Вознесение » по оригиналу В. П. Павлова:

Именно В. В. Беляеву была поручена ответственная задача создания оригиналов для мозаичных сюжетов западной части храма, которая, как мы помним , располагается на месте смертельного ранения Александра II и потому - наряду с алтарем - является смысловым и композиционным центром пространства. Тема мученичества, уподобления убитого царя Христу и стремление сохранить память о месте его гибели была одной из главных идей храма-памятника Спас на Крови . Отсюда и тематика мозаичных композиций , окружающих сень над «памятным местом» : здесь доминируют образы, связанные со Страстями Христа, с Голгофской драмой .

Цикл мозаик западной части Спаса на Крови , созданных по оригиналам В. В. Беляева («Положение во гроб», «Распятие», «Сошествие во ад»), отличается широкой размеренной манерой письма, четкостью рисунка и строгим соблюдением закона дополнительных цветов. В этих мозаиках тема мученической смерти Александра II ассоциативно раскрывается через судьбу Спасителя.

Камень в убранстве храма

Ограждает сень балюстрада из розового орлеца (родонита), дополненная ажурной позолоченной решеткой. Балюстрада была изготовлена на Екатеринбургской гранильной фабрике в 1911 году, а затем направлена на доработку на Петергофскую гранильную фабрику. Установлена балюстрада была только в 1913 году.

Внутренняя поверхность свода некогда отличалась удивительно богатой отделкой в технике флорентийской мозаики из драгоценных камней более тридцати видов. Свод был инкрустирован сибирским агатом, яшмой, звездами из граненого топаза (согласно другим источникам, это был не топаз, а горный хрусталь). Только на создание фона ушло около 50 кг бухарского лазурита (; ; ).

К моменту начала реставрации Спаса на Крови стало ясно, что за долгие годы надругательств над храмом сень практически полностью разрушена. Верхняя часть (шатер) отсутствовала вообще. Уцелели лишь яшмовые колонны с надкапительными столбиками и мозаичными вставками, а также часть балюстрады. Реставрация сени закончилась совсем недавно.

Макет Спаса на Крови

Помимо всех вышеописанных достопримечательностей, в соборе можно увидеть макет Спаса на Крови.

Эта модель была выполнена мастерами фабрики бронзы «Бушнев» в 2003 году (бронза, олово, литье, ручная роспись) и передана в дар Государственному музею «Исаакиевский собор» (филиалом которого является Спас на Крови) от компании StanMark .

♦♦♦♦♦♦♦

Вам также могут понравиться другие

, средний храм и притвор.

АЛТАРЬ

Алтарь – это самая главная часть храма, означает Царство Небесное. Христианские храмы строятся алтарем на восток - в сторону, где восходит солнце. Если в храме несколько алтарей, то каждый из них освящается в память особого события или святого. Все алтари в этом случае, кроме главного, называются приделами.

Устройство православного храма

Алтарь выше прочих частей храма. Само слово "алтарь" означает возвышенный жертвенник.
В алтаре совершается богослужение и находится самое святое место во всем храме - святой престол , который делают либо в виде каменных монолитов высотой около метра, либо из дерева, в виде рамы с крышкой сверху. Престол облачается в две одежды: нижнюю - льняную, называемую катасаркием или срачицею (символически представляет погребальные пелены Иисуса Христа - плащаницу), обвитую верёвкой (вервием), и в верхнюю - из парчи, называемую индитией (индитионом), символизирующую торжественное одеяние Иисуса Христа как Царя славы.

ПРЕСТОЛ

На престоле совершается Таинство святого Причащения. Считается, что на престоле невидимо присутствует Христос, и потому касаться его могут только священнослужители. На престоле всегда полагаются антиминс , напрестольное Евангелие , напрестольный крест , дарохранительница , дароносица и лампада . В престол в особом ковчежце полагают частицы святых мощей.
В соборах и крупных храмах над престолом устанавливают сень в виде купола с крестом (киворий), которая символизирует небо, а сам престол землю, на которой пострадал Иисус Христос. В центре кивория над престолом помещают фигурку голубя, что символизирует сошествие Духа Святого.
Место за престолом у восточной стены считается самым святым местом даже на алтаре, специально делается немного возвышенным и называется “Горним местом ”. На нем традиционно располагаются большой семисвечник и большой запрестольный крест .

ЖЕРТВЕННИК

У северной стены алтаря за иконостасом располагается особый стол - жертвенник . Высота жертвенника всегда равна высоте престола. На жертвеннике происходит обряд торжественного приготовления хлеба и вина для причастия или проскомидии, первой части Божественной литургии, где предложенные к священнодействию хлеб в виде просфор и вино особым образом приготавливаются для последующего таинства Бескровной Жертвы Тела и Крови Христовых. На жертвеннике находится потир (святая чаша, в которую вливается вино с водою, символ крови Иисуса Христа); дискос (блюдо на подставке для причастного хлеба, символ тела Иисуса Христа); звездица (две соединенные крест-накрест дуги, установленные на дискос так, чтобы покров не касался частиц просфор; звездица - символ звезды Вифлеемской); копие (острая палочка для вынимания частиц из просфор, символ копья, пронзившего Христа на кресте); лжица - ложечка для причащения верующих; губка для вытирания сосудов. Приготовленный хлеб для причастия накрывают покровом. Небольшие покровы крестообразной формы называют покровцами , а самый большой - воздухом . В приходских храмах, не имеющих особого сосудохранилища, на жертвеннике постоянно находятся священные богослужебные сосуды, которые в неслужебное время покрываются пеленами. На жертвеннике обязательно находится лампада , Крест с Распятием.
У южной стены алтаря устраивается ризница – помещение для хранения риз, т.е. богослужебных одежд , а также церковных сосудов и богослужебных книг.

ЦАРСКИЕ ВРАТА

В древнехристианских храмах алтарь всегда отделялся от остального храма особой перегородкой. За алтарной перегородкой хранится кадильница , дикирий (двусвечник), трикирий (трехсвечник) и рипиды (металические круги-опахала на рукоятках, которыми дьяконы веют над дарами при их освящении).
После великого раскола христианской церкви (1054 г.) алтарная перегородка сохранилась только в православной церкви . Со временем перегородка превратилась в иконостас , а её средние, самые большие двери стали Царскими вратами , потому что через них Сам Иисус Христос, Царь Славы, невидимо входит во Святых Дарах. Через Царские врата могут проходить только священнослужители, и только во время богослужения. Вне богослужения и без облачения входить через Царские врата в алтарь и выходить из алтаря имеет право только архиерей .
Внутри алтаря за Царскими вратами висит особая завеса - катапетасма , которая по ходу Богослужения открывается полностью или частично в установленные уставом моменты богослужения.
Как и облачения священнослужителей катапетасма в зависимости от дня года и праздника бывает разного цвета.
На Царских вратах изображены четыре евангелиста (Матфей, Марк, Лука и Иоанн) и Благовещение Пресвятой Богородицы. Над царскими вратами помещается икона Тайной вечери.
Справа от Царских врат располагается икона Спасителя , слева - икона Божией Матери . Справа от иконы Спасителя расположена южная дверь , а слева от иконы Божией Матери - северная дверь . На этих боковых дверях изображаются архангелы Михаил и Гавриил , или первые диаконы Стефан и Филипп, или же первосвященник Аарон и пророк Моисей. Северную и южную боковые двери называю диаконскими вратами , так как через них чаще всего проходят диаконы.
Далее помещаются иконы особенно чтимых святых. Первая икона справа от иконы Спасителя (не считая южной двери) называется храмовой иконой , т.е. на ней изображен праздник или святой, в честь которого освящен храм.
Если иконостас состоит из нескольких ярусов, то во втором ярусе обычно располагаются иконы двунадесятых праздников , в третьем иконы апостолов , в четвертом - иконы пророков , на самом же верху - всегда помещается крест с изображением на нем распятого Господа Иисуса Христа.

СРЕДНИЙ ХРАМ

Иконы также размещаются по стенам храма в больших киотах , т.е. в специальных больших рамах, а также на аналоях, т.е. на особых высоких узких столиках с наклонной крышкой.
Перед иконами и аналоями стоят подсвечники , на которые верующие ставят свечи.
Возвышение перед иконостасом, на котором устроены алтарь и иконостас, выступает вперед в среднюю часть храма и называется солеей .
Полукруглый выступ перед Царскими Вратами в середине солеи называется амвоном , т.е. восхождением. На амвоне диакон произносит ектении и читает Евангелие, отсюда проповедует священник и преподается Святое Причастие.
По краям солеи, около стен храма, устраиваются клиросы для чтецов и певцов.
У клиросов стоят хоругви .
Низенький столик, на котором стоит изображение распятия и ряды подсвечников, носит название канунника или кануна . Перед канунником служатся заупокойные Богослужения - панихиды.

СВЕТИЛЬНИКИ

Особое место в ряду церковной утвари занимают светильники.
Еще в византийской империи зародились предметы церковной утвари для освещения храмов, изготавливаемые и поныне: лампады , хоросы , паникадила , церковные подсвечники и церковные люстры.
Наиболее древними светильниками считаются лампады (или ломпада), тусклый свет которых освещал древние пещерные храмы ранних христиан.
Лампада является переносным светильником (подсвечником), который во время малого и большого выходов на литургии несут впереди священника и дьякона. Такую лампаду специальный служитель-лампадчик (греч. примикирий) вручает архиерею при его входе в храм.
Еще древние греки для освещения храмов подвешивали лампады к деревянным или металлическим обручам или навешивали их на протянутые через храм цепи. Развитие такого способа подвески светильником привело к появлению висячих светильников более сложных форм: хоросов, паникадил и церковных люстр.
Более ранними, чем паникадила, церковными светильниками являются хоросы, которые занимают промежуточную ступеньку в эволюции церковных светильников между лампадой и паникадилом.
Хорос имеет вид горизонтально расположенного металлического или деревянного колеса, подвешиваемого на цепях к потолку храма. По всей окружности колеса крепились лампады или свечи. Иногда в центр колеса устанавливалась полусферическая чаша, в которой также размещалась лампада.
Позднее хоросы эволюционировали в громоздкие паникадила, которые со временем преобразовались в более изящные люстры. Впрочем паникадило это практически люстра, которая, по типу хоросов, состоит из многочисленных ярусов концентричных колец. В центре паникадила размещается характерное сферическое «яблоко» из позолоченной бронзы.
Еще одним типом светильников, которые применяются в храмах, является многосвечный напольный подсвечник , который часто содержит много ярусов или уровней. В качестве светильника используется также поставная или тощая свеча .
Одним из главных подсвечников, устанавливаемых в алтаре, является семисвечник , который символизирует Семь Таинств Церкви и Семь Даров Святого Духа, пожалованных верующим во имя подвига Христа, искупившего их грехи ценой своей жизни.

Таким дошло до нас устройство и убранство православного храма .

См. также " Виды храмовой утвари ", " Церковные облачения ", "Виды церковных облачений " .

Сравнивают с другими мировыми шедеврами архитектуры по площади и высоте, но по величию и святости, а также по изыску и роскоши внутреннего убранства с ним не может сравниться никакой памятник скульптурного искусства. Внутри он похож на изящную малахитовую шкатулку. При строительстве и в его отделке было использовано небывалое количество видов камня. Тут можно встретить мрамор различных оттенков. Его добывали по всей России, а также закупали за границей. Тивдийский розовый, сиенский желтый, красный из Франции. Из российских каменоломен привозили белый, темно-красный, лимонный.

В убранстве использовали также яшму, шокшинский порфир, бадахшанский лазурит, уральский малахит. Франция, Италия, Афганистан, Карелия – вот лишь неполный перечень мест, откуда завозили самоцветы. На украшение храма ушло свыше 400 кг золота и более тысячи тонн бронзы. Нигде и никогда больше в мире не возводилось храмов с использованием такого количества отделочного камня. Облицовка стен внутри храма поражает мастерством и изяществом. Каждая деталь выполнена с удивительной точностью.

Великолепие отделки

Внутренне убранство Исаакиевского собора поражает красотой, размахом и необычностью. Основная идея отделки внутренних помещений сохранилась еще со времен Петра Великого. В первом соборе невозможно было установить высокий алтарь с несколькими ярусами. И тогда зодчие установили в иконостас лишь главные иконы нижнего ряда. А изображения двунадесятых праздников разместили по стенам храма. Этой идеи придерживались и при последующих перестройках. Хотя в современном соборе высота иконостаса позволяла обустроить много ярусов, но этого делать не стали. Иконы, не вошедшие в иконостас, размещены в нишах, в резных мраморных рамах. Под ними размещены филенки из бордового мрамора, на которых золочеными буквами написаны поясняющие надписи.

Витраж

За Царскими вратами главного престола можно увидеть витраж, на котором изображено Воскресение Христа. Такие изображения не были в традиции православных церквей. Но идею поддержали представители Синода, которые ревностно следили за ходом строительства и за соблюдением всех церковных канонов. После Исаакия размещать витражи стали во многих храмах. Созданием этого шедевра руководил немецкий художник Генрих Мария фон Хесс. Площадь витража 28,5 квадратных метров. Он является одним из главных памятников витражного искусства России.

Холсты и мозаика

К оформлению внутреннего убранства храма были привлечены двадцать два известных художника того времени: Шебуев, Брюллов, Бруни, Басин, Плюшар и многие другие. В храме работает музей, в котором можно увидеть коллекцию религиозно-исторической живописи 1840-1850 годов. В нее входят 103 стенные росписи и 52 картины, выполненные на холсте.

Во время работы оформители понимали, что полотна невозможно будет сохранить в условиях сырого петербургского климата. Художникам приходилось по несколько раз переделывать свои шедевры из-за неустойчивости красок. Лишь за четыре года до окончания строительства был найден стойкий состав красителей, который мог выдержать такие условия.

Но уже в 1851 году начались работы по переводу живописных полотен в мозаичные произведения. Эта кропотливая работа продолжалась вплоть до 1917 года. Сейчас в соборе 62 мозаичных полотна, общая площадь которых превышает 600 квадратных метров. Для придания живости и яркости произведениям было использовано свыше двенадцати тысяч оттенков смальты. Исследователи подсчитали, что на выполнение 1 квадратного метра мозаичной картины уходило около года напряженной работы.

На выставке в Лондоне в 1862–ом году были представлены мозаичные работы из Исаакия. Они получили наивысшую оценку. Весь мир признал, что изготовление смальты доведено в России до совершенства.

Купол

Главный купол храма привлекает внимание изумленной публики. Его свод украшает роспись Брюллова "Богоматерь во славе", где изображена Богородица в окружении Иоанна Крестителя, Иоанна Богослова и святых покровителей царской семьи. К сожалению, художнику не удалось закончить работу в связи с ухудшением здоровья. Фон и фигуры апостолов по его картонам завершил другой живописец – Басин.

Барабан купола украшают фигуры двенадцати ангелов, которые взирают с высоты на пришедших в храм людей. Венцом композиции является посеребренная фигура голубя, парящего на 80-метровой высоте. Полутораметровая птица является символом Святого духа.

Все в этом удивительном храме восхищает и поражает. Все выполнено с мастерством и изяществом. Несмотря на обилие ярких элементов, здесь нет ничего лишнего. Описать великолепие храма словами невозможно – это нужно увидеть.

Одна из особенностей Исаакиевского собора - стиль его внутреннего убранства. В сравнении с другими российскими храмами XIX века он отличается не только своей программой и художественным исполнением внутреннего убранства, но и структурой иконостаса, расположением икон, цветовым решением.

Если, в соответствии с этими описаниями, представить себе иконостас первой Исаакиевской церкви, то его доминирующими цветами будут желто-золотой и зеленый с двумя синими вертикальными полосами вдоль царских врат. В силу архитектурных особенностей чертежного амбара, перестроенного в первую Исаакиевскую церковь, ее иконостас высотой до 4 м и шириной более 6 м не нуждался в горизонтальных силовых конструкциях, а для зрительного эффекта большей высоты разделялся вертикальными зелеными полосами, начинающимися от пола.

Известно, что свои иконы для обустройства первого Исаакиевского храма дал император Петр I, они же были перенесены в иконостас второго Исаакиевского собора.

Несмотря на то, что иконостас второго Исаакиевского храма шириной около 8 м и высотой более 12 м позволял разместить дополнительные ярусы икон, этого не произошло. Структура иконостаса осталась прежней, такой же вертикальной, как в первом храме. Оформление иконостаса предусматривало несколько групп колонн, высота которых превышала половину высоты самого иконостаса.

Эти же тенденции оформления иконостаса сохранились и в третьем Исаакиевском соборе (проект архитектора А.Ринальди).

Его иконостас составляли в основном вертикальные структуры, колористическое решение - белый, золотой и зеленый цвета. К сожалению, главный алтарь этого собора не сохранился, но, он, скорее всего, не нарушал вертикального членения. В иконостасе размещалось не более 10 - 12 икон значительного размера. Ранее упомянутые иконы небольшого размера, переносимые из первого в последующие Исаакиевские храмы, располагались в интерьере.

Интересно отметить, что когда Монферран начал возводить четвертый собор, рядом с разбираемым третьим храмом сделали специальную пристройку для его икон, и в ней проводили богослужения. После 1828 года из-за интенсивных строительных работ по Императорскому указу и просьбе прихожан наиболее почитаемые иконы Исаакиевского собора перенесли в помещение на втором этаже западного крыла Адмиралтейства, где освятили временные приделы св. Исаакия Далматского, св. Александра Невского и св. Андрея Первозванного.


К. П. Брюллов. Богоматерь в окружении святых. Плафон главного купола. Фигуры 12 апостолов в барабане купола написаны П. А. Басиным по картонам Брюллова

Воскресение Христа. 1841-1843. Витраж главного алтаря.

Внешний вид.

Северный фасад.

Рельеф фронтона северного портика - это «Воскресение Христа» (1839-1843, скульптор Ф. Лемер). В центре композиции - поднявшийся из гроба Христос, справа и слева от него - ангелы, а за ними перепуганные стражники и потрясённые женщины.

Статуи, расположенные на углах и вершинах фронтонов, представляют 12 святых апостолов (скульптор Витали) - ближайших учеников Иисуса Христа, - причём вершины увенчаны статуями евангелистов, то есть авторов Евангелий - первых 4 книг Нового завета, повествующих об учении и жизни Иисуса.


Северный фронтон.«Воскресение Христа»

Апостол Пётр Апостол Павел Апостол Иоанн


Правая ниша "Положение в гроб" Северная дверь собора

Западный фасад

На фронтоне западного портика - барельеф «Встреча Исаакия Далматского с императором Феодосием», выполненный в 1842-1845 годах скульптором И. П. Витали. Его сюжетом является единение двух ветвей власти - царской и духовной (неслучайно портик обращён в сторону Сената и Синода).


Апостол Фома (скульптор Витали) Апостол Варфоломей (скульптор Витали) Апостол Марк (скульптор Витали)




Барельеф с изображением Монферрана «Встреча Исаакия Далматского с императором Феодосием» Западные двери

Южный фасад

На фронтоне южного портика помещён выполненный в 1839-1844 годах скульптором И. П. Витали барельеф «Поклонение волхвов». В центре изображена Мария с младенцем, сидящая на троне. Её окружают пришедшие на поклонение волхвы, среди них выделяются фигуры месопотамского и эфиопского царей.


Апостол Андрей Апостол Филипп Апостол Матфей



Левая ниша. "Благовещение" Правая ниша. «Избиение младенцев» Южные двери

Глава 2. Внутренний интерьер храма

Храмы разделяются на три части: притвор, средняя часть храма и алтарь.

Притвор (греч. нартекс ) есть преддверие к храму. В первые века христианства здесь стояли кающиеся и оглашенные, т. е. лица, готовящиеся к Св. Крещению.

Притвор

Средняя часть храма , называемая иногда нефом (от лат. navis – корабль), т. е. кораблем, предназначается для молитвы верных или лиц, уже принявших Крещение.

Деление интерьера на нефы рядом опор возникло в древнегреческих храмах. В древнеримской архитектуре из ряда параллельных нефов состояли интерьеры гражданских зданий – базилик . Начиная с IV в. тип базилики был заимствован для христианских храмов, и неф становится распространенным элементом христианской архитектуры. Достопримечательные места в этой части – солея, амвон, клиросы и иконостас.

Солея – возвышенная часть перед иконостасом часть храма, устроенная для того, чтобы богослужение было виднее и слышнее для всех предстоящих. В древности солея была очень узкая.

Амвон – греческое слово, в переводе на русский язык означает «восхождение». Первоначально он представлял собой платформу со ступенями. С V–VI вв. амвон – это стационарная конструкция внутри византийских церквей (обычно в центре храма), имеющая форму цилиндрического возвышения с примыкающими с восточной и западной сторон лестницами и соединенная с алтарем огороженным проходом-солеей. Амвон строился из мрамора и украшался резьбой, скульптурами и мозаиками. С XV в. в греческих церквях амвон приобрел форму беседки или балкона у одной из колонн или отсутствовал вовсе. Именно на амвон восходил чтец (греч. анагност ) для возглашения различных богослужебных текстов. После XVII в. амвоны византийского типа вышли из практики. Сейчас амвоном называется полукруглая средина солеи против Царских врат.

С амвона читаются ектении, Евангелие и произносятся проповеди.

Солея и амвон

Клиросы (с греч. жребий, достояние ) – конечные боковые места солеи, предназначающиеся для чтецов и певцов. Клирос – место для низших клириков – церковнослужителей, которым выпал «жребий» священнослужения и которые поэтому являются достоянием Самого Бога.

К клиросам прикрепляются хоругви , т. е. иконы на древках, называющиеся церковными знаменами.

Клирос

Иконостасом называется обставленная иконами, иногда в несколько рядов, стена, отделяющая среднюю часть храма от алтаря.

В греческих и древних русских храмах высоких иконостасов не было, алтари отделялись от средней части храма невысокою решеткою и завесою. На этих решетках впоследствии стали ставить святые иконы как для чествования и целования их верными, так и для выражения той мысли, что алтарь служит образом (символом) неба и что при Богослужении небесная Церковь предстоит вместе с земною. Этот обычай ставить на решетках святые иконы получил всеобщее распространение со времени VII Вселенского Собора (787 г.), утвердившего иконопочитание. С течением времени иконостасы стали возвышаться – появилось несколько ярусов или рядов икон. Иконы высоких иконостасов располагаются в определенном порядке.

В первом ярусе на Царских вратах икона Благовещения и четырех Евангелистов; на боковых дверях – иконы Архангелов или одного из архидиаконов. По сторонам Царских врат: справа – образ Спасителя и храмового праздника, а слева – Божией Матери и особо чтимого святого.

Иконостас

Во втором ярусе над Царскими вратами – Тайная Вечеря, а по сторонам – иконы двунадесятых праздников.

В третьем ярусе над Тайной Вечерей икона «Деисис», или моление, а по сторонам иконы св. Апостолов.

В четвертом ярусе (над «Деисисом») – Матерь Божия с Предвечным Младенцем, а по сторонам – иконы св. пророков и патриархов.

В пятом ярусе – Бог Саваоф с Божественным Сыном, а по сторонам – иконы ветхозаветных праведников.

На самой вершине иконостаса ставится крест со стоящими по сторонам Божией Матерью и св. апостолом и евангелистом Иоанном Богословом. Вся совокупность икон, помещенных в иконостасе, выражает идею Вселенской Церкви. Иконостас является как бы раскрытой книгой, которая свидетельствует, с кем верующие во Христа Иисуса находятся в духовном единении, кого они имеют предстоятелями за себя перед Богом и с кем составляют единую Церковь Христову. Иконостас – это «лествица Иакова» (ср.: Быт. 28, 12), по которой восходят и нисходят не только св. ангелы, но и вся торжествующая Церковь. Человеку, стоящему лицом к иконостасу, представляется, таким образом, весь сонм святых живых, «движущихся» вверх и вниз.

В иконостасе три двери, ведущие в алтарь. Средняя дверь называется – Царскими вратами, а боковые – северной и южной. «Царскими» вратами она называется потому, что через них во время Литургии невидимо проходит Царь славы Иисус Христос для напитания верных Своим Божественным Телом и Своею Кровию.

Царские врата также называются святыми, так как через них выносятся Святые Дары. Они имеют такое наименование еще и потому, что через них нельзя входить в алтарь и выходить из него простым людям (мирянам) – ими проходят только лица освященные, имеющие священный сан (священнослужители): диаконы, священники, архиереи. За Царскими вратами в алтаре привешивается «завеса» (по-греч. катапетасма ), которую во время богослужения то задергивают, то отодвигают, сообразно со значением молитв и священнодействий того или иного момента богослужения. Завеса напоминает верующим о непостижимости тайн Божиих. Открытие завесы означает откровение тайны нашего спасения и открытие Царства Небесного через воплощение Сына Божия, задергивание ее напоминает о нашем греховном состоянии, лишающем нас наследия Царства Небесного.

Алтарь (лат. аltar, altare, altaria ), вероятно, от alta ara – возвышенный жертвенник, – составляет главнейшую часть храма, предназначаемую для священнослужителей и лиц, которые им прислуживают во время богослужения.

Алтарь

В Священном Писании слово «алтарь» (в том числе и в славянских переводах) означало специально созданное возвышение для принесения на нем жертв Всевышнему Богу (напр.: 2 Пар. 26, 16; Пс. 50, 21; 83, 4). В языческих культах классической античности также существовали жертвенные алтари – природные или искусственно созданные возвышения из камней, земляные насыпи и т. п. Позже появились сложные архитектурные сооружения из мрамора со множеством украшений.

В латинских христианских текстах под словом «алтарь» обычно подразумевается стол для принесения евхаристической Жертвы, то есть св. Престол. Однако в славянской (и, в том числе, русской) традиции термин «алтарь» закрепился не за самим св. Престолом, а за той частью храма, где находится св. Престол и которая называется также алтарным пространством.

В Православной Церкви алтарь (алтарное пространство) всегда устраивается в восточной (за крайне редкими исключениями) половине храма, ближе к апсиде, часто на возвышении, к которому из центральной части ведут одна или несколько ступеней. Возвышенный и закрытый алтарь изображает собою место вечного блаженства верующих, а также напоминает нам о земном рае, в котором пребывали наши прародители до грехопадения. Алтарь знаменует те места, откуда Господь Иисус Христос шествовал на проповедь, где Он страдал, претерпел крестную смерть, где совершилось Его воскресение и вознесение на небеса.

В некоторых храмах имеется несколько алтарей, один из них, центральный, называется главным, по нему и храм носит свое название, а остальные алтари называются «приделами».

В алтарь никому, кроме лиц, имеющих сан и прислуживающих в храме, входить не разрешается, так как алтарь – это особо святое место. Поэтому вход в него доступен для лиц, освященных на служение Церкви, и недоступен (за редким исключением) для мирян, особенно для женщин. Ввиду особенно священного значения алтаря, он всегда внушает таинственное благоговение и при входе в него верующие должны делать земной поклон, а лица воинского звания – снимать оружие.

Наиболее важные предметы в алтаре: Св. Престол, Жертвенник и Горнее место.

Наиболее важная часть алтаря – святой Престол (по-греч. трапеза ), знаменующий собой Престол невидимого Бога.

Он изображает место таинственного присутствуя Самого Господа Вседержителя, Иисуса Христа как Царя Славы, Главы Церкви. Иногда Престол называют жертвенником, потому что на нем приносится бескровная жертва «о всех и за вся», т. е. за весь мир. Престол изображает собою и Гроб Христов, так как на нем полагается тело Христово.

Первые Престолы, их иногда называли мензами, изготавливались из дерева или камня и были портативны. Начиная с IV в., когда их место в церкви было окончательно определено, Престолы стали делать из камня в виде невысокого столика на четырех ножках и ставить перед алтарной апсидой. Впоследствии вместо четырех ножек Престолы стали устанавливать либо на одной ножке, либо на каменном основании, наподобие фундамента.

В послеиконоборческое время, начиная с X в., Престолы стали устанавливать в глубине алтарной апсиды. Начиная с XV–XVI вв. их делают либо в виде каменных монолитов, либо из дерева, в виде рамы с крышкой сверху, которую покрывают снаружи тканью.

Престол

Современные Престолы представляют собой стол с крышкой квадратной формы. Их изготовляют из твердого материала: дерева, камня, металла. Это имеет символическое значение, т. к. Христос – краеугольный камень и твердое основание Церкви. Престол располагается посреди алтаря, напротив Царских врат. Его квадратная форма указывает на то, что на нем подается Божественная пища верующим всех четырех сторон света.

Поскольку Престол имеет значение и Гроба Христова, и Престола Божия, он имеет два вида одежды, или облачения. Нижнее облачение называется срачицею , которая надевается при освящении Престола и остается несменяемой. Она изображает погребальные пелены (плащаницу ), которой было обвито тело Иисуса Христа при погребении. Верхняя одежда называется индитией (с греч. – одеваю ), делается из парчи или другого дорогого материала, так как она изображает собой славу Престола Божия.

Индития может быть темного цвета, а на пасху, в честь христианской радости – светлой. Срачица и индития покрывают Престол со всех сторон. Иногда индития представляет собой металлический оклад или мраморную доску. Престол покрывается покрывалом.

Уже с самых ранних времен существования Церкви была традиция полагать мощи под Престолами храмов. С VIII в. (7 Правило VII Вселенского Собора) положение мощей стало обязательной частью чина освящения церкви. Мощи влагались либо в основание Престола, либо в специальное отверстие под ним.

На святом Престоле находятся следующие священные предметы: антиминс, Евангелие, Крест, дарохранительница, дароносица и мирохранительница.

Антиминс (от греч. анти – вместо, и лат. mensa – стол, т. е. – «вместо стола», «вместопрестолие») – это освященный архиереем шелковый или льняной плат (платок) с изображением на верхней его стороне положения во гроб Христа Спасителя, четырех евангелистов и орудий страданий Иисуса Христа и с зашитою под изображением частицею св. мощей. На антиминсе имеется надпись, что этот антиминс дан таким-то архиереем в такую-то церковь. На Престоле, не имеющем антиминса, Литургия не может быть совершена.

Антиминсы возникли еще в первые века христианства. Первые христиане в условиях гонений со стороны римских императоров совершали богослужения в подземных пещерах, чаще всего в катакомбах. Здесь они хоронили своих собратьев по вере, мученически пострадавших за Церковь Христову. Надгробия св. мучеников служили для них престолом. Позднее, когда появились надземные храмы, христиане стали устанавливать Престолы и под ними полагать мощи святых. Антиминсы для большей сохранности заворачивают в другой плат, называемый, илитоном (с греч. – обвертка, повязка ). Он напоминает собою «сударь», которым была обвязана голова Иисуса Христа при погребении.

Евангелие – (с греч. – благовестие ) как содержащее учение Спасителя, напоминает нам о присутствии на Престоле Самого Иисуса Христа – Учителя, просветившего людей светом евангельского учения.

Напрестольное Евангелие

Напрестольное Евангелие украшается священными изображениями – на верхней части изображение Воскресения Спасителя, а по сторонам – четырех евангелистов, на обратной стороне обычно бывает изображение креста и орудий страданий Иисуса Христа.

Поскольку Престол служит местом, где совершается бескровная жертва, принесенная Господом, то на нем и полагается Крест, как орудие нашего спасения. Крест означает присутствие Иисуса Христа, Искупителя всего грешного мира.

Дарохранительницу и мирницу (мирохранительницу) располагают в восточной части св. Престола.

Дарохранительница представляет собой металлическое изображение храма или надгробной часовни в миниатюре.

В ней в небольшом ларце хранятся Св. Дары, которые могут понадобиться для причащения больных и умирающих. Дарохранительницу в целях охранения от пыли иногда закрывают стеклянным футляром.

Сосуд, в котором священник несет запасные Дары, когда идет на дом к больному или умирающему, называется дароносицей .

Дарохранительница

Она представляет собой небольшой серебряный или золотой ковчежец, в котором имеются маленький потир (чаша), лжица , сосуд для вина и губка для вытирания потира.

Этот ковчежец влагается в мешочек, сделанный из дорогого материала. Над престолом устраивается сень (балдахин), символизирующая небо, распростертое над землей, на которой приносится жертва за грехи всего мира. В древности внутри кивория висело изображение голубя, в котором полагались Св. Дары. За Престолом ставится подсвечник с семью свечами, называемый семисвечником , а также запрестольный Крест и икона. Семисвечник символизирует собой семь даров Св. Духа.

Запрестольный Крест и икону выносят во время крестных ходов.

Место за Престолом по направлению к Востоку называется Горним, т. е. высшим. Святой Иоанн Златоуст называет его «горним Престолом». Горнееместо – это возвышение, устраиваемое обычно на несколько ступеней выше алтаря, на котором стоит седалище епископа (по-греч. синтрон ). Архиерей на горнем месте сидит во время чтения Апостола и стоит во время чтения Евангелия. Когда архиерей находится на Горнем месте, он изображает собою Господа Славы – Самого Иисуса Христа. Горнее место напоминает нам гору блаженств, а также гору Елеонскую, с которой Спаситель вознесся на небо.

Вторую необходимую принадлежность алтаря составляет Жертвенник, располагающийся в северо-восточной части алтаря, с левой стороны от Престола.

Дароносица с принадлежностями

Жертвенник представляет собой стол, по величине меньший Престола, который облачают в такие же одежды. На Жертвеннике во время последования первой части Литургии – проскомидии – приготовляются дары (вещество) для священнодействия Божественных Тайн, т. е. здесь приготовляют хлеб и вино для совершения бескровной жертвы. Жертвенник иногда называют предложением, т. е. местом, где полагаются дары, предложенные верными для совершения Божественной Литургии. При совершении проскомидии воспоминаются рождение и страдания Спасителя. Поэтому жертвенник знаменует Вифлеем и вертеп, где родился Спаситель, а также гору Голгофу, место Его страданий.

На жертвеннике при приготовлении вещества для Евхаристии употребляются священные сосуды таинства Св. Причащения. К ним относятся: дискос, чаша, или потир, звездица, копие, лжица, губка и покровцы для Святых Даров.

Крест запрестольный

Дискосом (с греч. – глубокое блюдо ) называется священное блюдо, на котором полагаются Св. Агнец, т. е. та часть просфоры, которая на Литургии после призывания Св. Духа прелагается в истинное Тело Христово, а также вынутые из просфор частицы.

Дискос отличается от других блюд, употребляемых на Литургии, тем, что имеет подставку, которая делается для того, чтобы было удобнее переносить на дискосе Св. Дары и держать его на голове. На дискосе иногда изображается Младенец Богочеловек, лежащий в яслях, и гравируются по окружности слова: «Се Агнец Божий, вземляй (т. е. берущий на Себя) грехи мира». В разные моменты Литургии дискос знаменует собой то вертеп и ясли, где родился Господь, то Гроб, в котором погребено было Его многострадальное тело.

Потир (с греч. – чаша, сосуд для питья ) – это священный сосуд особого устройства, в который вливается во время проскомидии виноградное вино, соединенное с водой, прелагаемое на Литургии после призывания Св. Духа в истинную Кровь Христову.

Дискос со звездицей

На чаше изображается Христос, Божия Матерь, св. Иоанн Креститель и орудия страданий Христа (крест, копье, губка, гвозди) и пишутся слова: «Пиите от нея вси, сия есть Кровь Моя». Потир особо символизирует чашу страданий, испитую Христом во время Его земной жизни. Кроме того, он напоминает о той чаше, в которой Господь Иисус Христос на Тайной вечери преподал Своим ученикам под видом вина собственную Пречистую Кровь. После освящения Св. Даров и во время причащения священнослужителей и мирян потир символизирует собой прободенное ребро Христово, из которого истекла кровь и вода.

Звездица (слав. – звезда ) состоит из двух металлических дуг, соединенных между собою винтом так, что их можно сложить вместе и раздвинуть крестообразно.

Она введена в употребление св. Иоанном Златоустом для того, чтобы при покрытии дискоса покровцом не были смешаны частицы, вынутые из просфор и положенные в определенном порядке. Звездицей дискос покрывается также тогда, когда на нем полагаются св. мощи, например, при освящении храма. Звездица, когда она употребляется на проскомидии, знаменует собой ту звезду, которая привела волхвов к родившемуся в Вифлееме Спасителю мира.

Потир

Копие – нож с черенком, изготовленный на подобие копья, острый с обеих сторон, употребляемый для изъятия из просфоры Св. Агнца и его «прободения», а также для изъятия частиц за живых и умерших. Оно изображает то копье, которым римский воин ударил в ребро Христа Спасителя.

Лжица – маленькая ложечка с крестом на ручке, употребляемая для причащения мирян.

Она знаменует собой те клещи, которыми Серафим взял уголь от небесного алтаря, прикоснулся ими к устам пророка Исаии и очистил их (Ис. 6, 6). Так «угль» Св. Тела и Крови Христовых очищает тело и душу верующих.

Лжица

Звездица

Губа , или губка – это высушенное морское растение, употребляемое для вытирания священных сосудов (потирная губка) и для собирания с дискоса частиц после причащения, полагаемых в потир (антиминсная губка). Она знаменует собою ту губку, посредством которой воины напоили распятого Спасителя уксусом, смешанным с желчью.

Покровы – употребляются для покрытия дискоса и потира. Их бывает три: одним покрывается дискос, вторым – потир, третьим – и потир и дискос вместе.

Воздух и покровцы

Первые два носят название покровцов, а третий – покрова. Обычно покров и покровцы называются воздухами . Покровом священник колеблет над Святых Дарами во время пения Символа веры, потрясает воздух и тем изображает землетрясение, случившееся после смерти Спасителя и при Его воскресении. Колебание воздухом символизирует веяние Св. Духа. Покровцы на проскомидии символизируют младенческие пелены Иисуса Христа, а после Херувимской песни – сударь, которым была повита голова Спасителя во гробе; плащаницу, которой было обвито тело Иисуса; камень, приваленный к двери гроба.

Из книги Кицур Шулхан Арух автора Ганцфрид Шломо

Глава 121 Помнить о разрушении Храма 1. После разрушения Второго Храма мудрецы Торы постановили, что даже в самые радостные минуты своей жизни еврей обязан каким-либо образом выразить, что ничто не может заставить нас забыть об этой страшной катастрофе. Сказано в Тегилим

Из книги Христос - Надежда мира автора Уайт Елена

Глава 68 Во внешнем дворе храма Евангелие от Иоанна, 12:20-43 «Из пришедших на поклонение в праздник были некоторые Еллины; они подошли к Филиппу, который был из Вифсаиды Галилейской, и просили его, говоря: господин! нам хочется видеть Иисуса. Филипп идет и говорит о том Андрею;

Из книги Деяния апостолов автора Уайт Елена

Из книги Еврейский мир автора Телушкин Джозеф

Из книги Современная практика православного благочестия. Том 1 автора Пестов Николай Евграфович

Глава 16. Внутреннее око и внутренний слух «духовного» человека Если же око твое будет чисто, то и все тело твое будет светло. Лк. 11, 34 Кто сподобится увидеть самого себя, тот лучше сподобившегося видеть ангела. Прп. Исаак Сириянин Как пишет св. Макарий Великий: «Всякий

Из книги Жизнь Константина автора Памфил Евсевий

Из книги Потоки нектара Саи автора ШУДХА АДИТЬЯ

ГЛАВА 1 МОЛЧАНИЕ И ВНУТРЕННИЙ ГОЛОС САИ: - Внутренний голос, Антар Вани - это голос Садгуру или Божественный Голос. Он связан с Аджна Чакрой, которая сфокусирована в районе бхрумадхьи, расположенной в области третьего глаза, в центре между бровями. Когда эта чакра разбужена

Из книги Кризис совести автора Франц Рэймонд

Из книги Толковая Библия. Том 6 автора Лопухин Александр

Глава XLI. "Дом". 1-4. Размеры святилища и святаго святых. 5-11. Пристройки к зданию храма. 12-15. Заднее здание двора и его отношение к зданию храма. 16-26. Внутренняя отделка храма 1 Пророк вводится теперь в самую внутренность храма евр. гекал, слово означающее святилище и Святое

Из книги Толковая Библия. Том 7 автора Лопухин Александр

Глава 2. 1-9. Вторая речь пророка Аггея говорит об унынии строителей второго Иерусалимского храма ввиду его бедности в сравнении с храмом Соломоновым и, в связи с этим, возвещает о величайшей славе будущего храма во времена мессианские. 10-19. Речь третья подкрепляет

Из книги Толковая Библия. Том 9 автора Лопухин Александр

1. И выйдя, Иисус шел от храма; и приступили ученики Его, чтобы показать Ему здания храма. (Мк. 13:1; Лк. 21:5). Синоптики указывают точно, куда вышел Спаситель со Своими учениками, а именно на гору Елеонскую (Мф. ст. 3, Мк. 13:3), откуда можно было хорошо видеть храм и Иерусалим со всем

Из книги Иисус Христос и библейские тайны автора Мальцев Николай Никифорович

4. Строительство второго храма Иеговы. Проблема третьего храма Прежде всего, зададимся вопросом: зачем был нужен второй храм? С высоты лет понятно, что таково было требование Иеговы, и это требование обусловлено ответным действием Иеговы по сотворении Мессии. Фактически,

Из книги Жизнь Исуса Христа автора Фаррар Фредерик Вильям

ГЛАВА XLV Праздник обновления храма Нигде, по всей вероятности, не проводил Иисус время покойнее и счастливее, как в тихом вифанском семействе, которое, по словам св. евангелиста Иоанна, Он любил. Семейство это, насколько нам известно, состояло только из двух сестер: Марфы и

Из книги Гены и семь смертных грехов автора Зорин Константин Вячеславович

Глава X «Внутренний ад» В святоотеческой схеме восьми греховных страстей две последние страсти - тщеславие и гордость (гордыня) - стоят особняком. Эти пороки самые лютые и трудноискоренимые. Иногда их даже объединяют в один духовный недуг, поскольку они различаются

Из книги Августин. Беспокойное сердце автора Эриксен Тронд Берг

Глава 11. Христос как «внутренний учитель»: De magistro В Тагасте Августину пришлось объяснять старым союзникам–манихеям свое новое христианство. Он это сделал в книге «Об истинной религии», представляющей собой небольшое и точное изложение вероучения. Кроме того, это

Из книги Первая книга православного верующего автора Михалицын Павел Евгеньевич

Интерьер храма Храмы разделяются на три части: притвор, средняя часть храма и алтарь.Притвор. Притво?р есть преддверие к храму. В первые века христианства здесь стояли кающиеся и оглашенные, т. е. лица, готовящиеся ко Святому Крещению.Средняя часть храма. Средняя часть