Сложноподчиненные предложения с придаточными образа действия, меры и степени. презентация к уроку по русскому языку (9 класс) на тему. Конспект урока "сложноподчиненные предложения с придаточными образа действия, меры и степени, сравнительными" Примеры пр

  • Дата: 10.01.2024

В русском языке предложения разделяются на простые и сложные. Их отличие состоит в том, что простые имеют одну грамматическую основу, в сложных их может быть две и более. В синтаксических конструкциях, состоящих из нескольких частей, может быть использован один из трех видов связи: сочинительная, бессоюзная или подчинительная. Сложноподчиненные предложения с (9 класс) - самая обширная тема из-за количества значений зависимой части от главной.

Понятие сложноподчиненного предложения

Синтаксическая конструкция, в которой одна часть находится в зависимости от другой, называется сложноподчиненной. В ней всегда есть главная (от которой ставится вопрос) и придаточная часть. Предложения, входящие в состав подобной структуры, соединяются или например:

  1. Мальчик понял (что?), что его обман раскрыли (главная часть - мальчик понял, к которой придаточная присоединена с помощью подчинительного союза «что»).
  2. Чем быть вторым в Риме, лучше быть первым в провинции (при каком условии?) (главное предложение - лучше быть первым в провинции - соединено с зависимым союзом «чем»).
  3. С севера подул ветер (какой?), который заставил всех застегнуть куртки (главное предложение - с севера подул ветер - соединено с придаточным союзным словом «который»).

В зависимости от того, с помощью чего соединяются части сложноподчиненного предложения, они делятся на 4 типа:

  • с с помощью союзов чтобы, что, как, ли (Мне было слышно, как скрипнула калитка );
  • с определительными придаточными, присоединяемые союзными словами какой, который, чей, что, где и другие (Я купил машину, о которой давно мечтал );
  • с присоединительным придаточным с использованием союзных слов зачем, отчего, почему и что (По вечерам мама купала сына, после чего обязательно читала ему сказку );
  • Мы поднялись на смотровую площадку, откуда город был максимально виден ).

Последний тип синтаксических конструкций делятся на виды по своему значению.

Виды придаточных обстоятельственных

В сложноподчиненных предложениях зависимая часть, отвечающая на вопросы, свойственные обстоятельствам, так и называется. Ниже представлены обстоятельственными. Таблица передает кратко все их виды:

времени

как только занавес поднялся, заиграл оркестр (когда?)

места

они пришли домой, где их уже ждал горячий ужин и согревающий грог (куда?)

причины

дети засмеялись (по какой причине?), потому что собака встала на задние лапы и завиляла куцым хвостом

условия

в случае если окажитесь неподалеку, просим заехать к нам (при каком условии?)

цели

я зашел в магазин (с какой целью?), чтобы купить к ужину хлеба

уступки

он смолчал (вопреки чему?), не смотря на то, что обида на друга была сильной

сравнения

за окном что-то громыхнуло (как что?), будто далекая гроза

образа действия

мы все сделали так (каким образом?), как было указано в записке

меры и степени

девочка была настолько застенчивой (в какой степени?), что никогда бы не заговорила с незнакомцем первой

следствия

за лето Егор подрос, так что теперь занимал второе место в строю (в следствии чего?)

Сложноподчиненные предложения с придаточными обстоятельственными соединяются союзами и союзными словами, в зависимости от значения, которое они определяют.

Придаточные образа и степени действия

Данный вид сложноподчиненных предложений в зависимой его части дает пояснение того, каким образом совершено действие или указывает степень качества признака предмета, о котором ведется речь в главной.

В подобных синтаксических конструкциях к подчинительному предложению ставятся вопросы: «каким образом?», «как?», «насколько?», «в какой степени?» и другие. Зависимая часть соотносится:


Сложноподчиненное предложение с придаточным обстоятельственным образа действия всегда строится так, что главная часть стоит перед зависимой. Если поменять их местами, то образуется другое значение. Например:

  1. Снег был таким ярким (в какой степени?), что глаза начинали слезиться спустя несколько минут нахождения на улице.
  2. Глаза начинали слезиться спустя несколько минут нахождения на улице (по какой причине?), потому что снег был таким ярким.

Придаточное времени

Когда зависимая часть в указывает на то, когда совершалось событие, то это сложноподчиненное предложение с придаточным обстоятельственным времени. При этом зависимая часть относится не к отдельному понятию, а ко всей главной, и дает ответы на вопросы «когда?», «как долго?», «до каких пор?», «с каких пор?»

Они соединяются с помощью временных союзов «когда», «как только», «едва», «пока», «до тех пор пока», «с тех пор как» и другими. При этом в основном предложении могут находиться слова, имеющие значение времени, например «тогда», «после того», «до тех пор» и др. Например, сложноподчиненные предложения с придаточными обстоятельственными из литературы:

  1. В тот день (когда именно?), когда я принял это решение, в баре Критерион кто-то ударил меня по плечу (А. Конан Дойл).
  2. А теперь немного посидите здесь (как долго?), пока я сбегаю перекусить (Ж. Сименон).

В подобных синтаксических конструкциях могут употребляться сложные союзы, которые разделяются запятой на две части. При этом одна из них находится в главном предложении в качестве указательного слова, а вторая - в придаточном в виде союза (Уже минуло 30 лет с тех пор, как он покинул родной город ).

В том случае, если указательное слово отсутствует, зависимая часть может находиться как до, так и после главной, но в двух случаях она фиксируется:

  1. Если сложноподчиненные предложения с придаточными обстоятельственными используют союзы «как», «как вдруг», то они находятся после главного (Обед уже шел к концу, как вдруг приехал еще один гость ).
  2. Если используются двойные союзы, такие, как «когда… тогда», «лишь только… как», «когда…. то». В данном случае придаточное находится перед главной частью, а второй фрагмент двойного союза при этом может быть опущена (Когда выпадет первый снег, то стая двинется на юг ).

В остальных случаях место придаточного может меняться, не влияя на смысл предложения.

Придаточные места

Сложноподчиненное предложение с придаточным обстоятельственным (примеры ниже) может указывать на место действия или его направление. Оно отвечает на вопросы «где?», «куда?», «откуда?» и относится к конкретному слову в главной части, которое может быть выражено наречием (там, туда, оттуда, всюду, везде и другими).

  1. Всюду (где именно?), куда ни кинь взгляд, была вода.
  2. Я родом оттуда (откуда?), где никогда не знали бедности.

Связывают сложноподчиненное предложение с придаточным обстоятельственным места союзные слова «куда?», «где?», «откуда?» Зависимая часть в подобных синтаксических конструкциях стоит после определяемого слова.

Придаточное условия

Сложноподчиненные предложения с придаточными обстоятельственными условия дают ответ на вопросы «при каком условии?», «в каком случае?» Подобные синтаксические конструкции обозначают условия, при которых совершаются действия, названные в главной части. В них зависимое предложение может относиться как к главной части, так и к отдельному сказуемому, и присоединяться с помощью союзов «если», «как» (в определении «если»), «коли», «коль» и «когда» (в роли «если»).

Сложноподчиненное предложение с придаточным обстоятельственным (примеры ниже это подтверждают) условия могут находиться, как до главного, так и после него:

  1. Коль ты так хочешь, быть по сему (на каком условии?).
  2. Можно получить шанс выиграть в лотерею (в каком случае?), если покупать билеты регулярно.
  3. Если покупать билеты регулярно, можно выиграть в лотерею (от перестановки содержание предложения не изменилось).

Часто подобные синтаксические конструкции используют союзы, состоящие из двух частей: «если…то», «если…. так», «если…. тогда» (Если завтра будет дождь, то мы не пойдем за грибами ).

Придаточное цели

Цели указывают на то, с какой целью совершается действие, указанное в основной его части. Они дают ответы на вопросы «зачем?», «с какой целью?», «для чего?»

Части подобной синтаксической конструкции присоединяются союзами «чтобы», «для того чтобы», «с тем чтобы», «лишь бы», «затем чтобы» и другими, например:

  1. Чтобы дойти быстрее, он ускорил шаги (с какой целью?).
  2. Для того чтобы быть полезным людям, нужно много работать над собой (для чего?).
  3. Я сказал это для того (зачем?), чтобы позлить отца.

Сложные союзы могут быть разделены, тогда между ними стоит запятая. Одна часть остается в главном предложении, а союз «чтобы» - в зависимом.

Придаточное причины

Сложноподчиненные предложения с придаточными обстоятельственными причины указывают на основание того, о чем говорится в главной части. Зависимое предложение полностью относится к главному и отвечает на вопросы «по какой причине?», «почему?», «отчего?» и присоединяется союзами «потому что», «благо», «так как», «ибо», «оттого что» и другими, например:

  1. Благодаря тому, что мы сплотились, соперники не смогли победить нас (по какой причине?).
  2. Она была печальна (отчего?), оттого что осень принесла дожди и холод.
  3. Мы решили сделать привал (почему?), потому что шли шесть часов подряд.

Придаточное предложение в подобных синтаксических конструкциях обычно стоит после главного.

Придаточное следствия

В сложноподчиненных предложениях с подобными придаточными указывается на вывод, который сделан по содержанию основной части. Оно отвечает на вопрос «что случилось из-за этого?» Зависимый фрагмент присоединяется к главному союзом «так что» и всегда идет после него, например:

  1. Жара усилилась (что произошло из-за этого?), так что пришлось искать укрытия.
  2. Девочка заплакала (что произошло из-за этого?), так что пришлось уступить ее просьбе.

Не следует путать этот вид конструкций с придаточными степени и меры, в которых используют наречие «так» и союз «что» (За лето он так загорел, что его волосы казались белыми ).

Придаточное уступки

Сложноподчиненные предложения с этими придаточными дают объяснения событиям, которые произошли вопреки тому, о чем шла речь в основной части.

Они отвечают на вопросы «несмотря на что?», «вопреки чему?» и присоединяются к основной части:

  • союзами «хотя», «хоть… но», «не смотря на то что», «пусть», «пускай» (На улице были большие лужи, хотя дождь шел вчера );
  • союзными словами с частицей «ни» - «как ни», «сколько ни» «чтобы ни» (Сколько ни мастерил дед кресло - качалку, оно у него выходило кривобоким) .

Таким образом, придаточные уступки указывают, почему действие не сработало.

Придаточные предложения в русском языке являются зависимыми частями от главного в сложноподчинённом предложении. То есть они играют роль второстепенных членов предложения. Поэтому виды придаточных предложений подразделяются с учётом роли, выполняемой в предложении. Ко всему второстепенному предложению можно задать один вопрос подобно тому, как это делают в отношении членов предложения.

Основные виды придаточных предложений

Рассматривают четыре их типа: определительные, обстоятельственные, изъяснительные и присоединительные. Можно привести примеры, которые представят все виды придаточных предложений:

  1. Клумба, которая была разбита во дворе по левую сторону от крыльца, напоминала уменьшенную копию городка - этакий Цветочный городок из сказки Носова про Незнайку. (Определительное).
  2. И мне представилось, что там действительно живут непоседливые и смешные коротышки. (Изъяснительное).
  3. А не видим мы их оттого, что они от нас прячутся под землёй. (Обстоятельственное).
  4. Но лишь мы уезжаем куда-нибудь, как коротышки выбираются из своих укрытий и начинают бурно радоваться жизни. (Присоединительное).

Определительные придаточные

Эти придаточные предложения в русском языке определяют признак одного имени существительного или иногда словосочетания, состоящего из существительного и указательного слова. Они служат ответами на вопросы какой? чей? который? Эти второстепенные предложения присоединяются к главной части союзными словами чей, который, кто, что, какой, откуда, куда, когда . Обычно в главной части сложного предложения находятся такие указательные слова, как такой, каждый, всякий, любой или тот в различных формах родов. В качестве примеров можно взять следующие варианты предложений:

  • Живые существа, (какие? ) которые обитают на планете рядом с людьми, чувствуют доброе человеческое отношение к ним .
  • Протяни руку с кормом, раскрой ладонь, замри, и какая-нибудь птаха, (какая? ) чей голосок утрами слышится в кустах твоего сада, с доверием усядется на твою руку .
  • Всякий человек, (какой? ) кто считает себя вершиной творения Всевышнего , должен соответствовать этому званию.
  • Сад ли, лес или обычный двор, (какой? ) где всё привычно и знакомо , может приоткрыть человеку дверь в удивительный мир природы.

Придаточные присоединительные

Интересны типы придаточных предложений, которые относятся не к отдельному слову или словосочетанию, а ко всей главной части. Они носят название присоединительных. Зачастую эти части сложноподчинённого предложения заключают в себе значение следствия, дополняя либо поясняя содержание основной части. Присоединяются второстепенные предложения этого типа при помощи союзных слов откуда, как, когда, почему, где, что . Примеры:

  • И только рядышком с мамой любой малыш чувствует себя защищённым, что предусмотрено самой природой .
  • Забота о детёнышах, нежность к своим отпрыскам, самопожертвование закладывается в существо на уровне инстинкта, как каждому существу пресуща необходимость дышать, спать, есть и пить .

Изъяснительные придаточные

Если автор текста хочет пояснить, конкретизировать какое-то одно слово главной части, которое имеет значение мысли, восприятия, чувства или речи. Зачастую эти придаточные относятся к глаголам, таким как сказать, ответить, задуматься, почувствовать, гордиться, услышать . Но могут они конкретизировать и прилагательные, например, доволен или рад . Нередко наблюдается, когда эти виды придаточных предложений выступают пояснениями наречий (ясно, нужно, необходимо, известно, жаль ) или существительных (сообщение, мысль, заявление, слух, мысль, ощущение ). Присоединяются придаточные изъяснительные с помощью:

Союзов (чтобы, что, когда, будто, как и других);

Любых союзных слов;

Частицы (союза) ли.

Примерами могут послужить следующие сложносочинённые предложения :

  • А доводилось ли вам наблюдать, (что? ) как изумительно играет солнечный свет, отражаясь в капельках росы, крылышках насекомых, изразцах снежинок ?
  • Однажды этакую красоту, человек наверняка будет несказанно рад, (чему? ) что открыл для себя неповторимый мир прекрасного .
  • И сразу становится ясно, (что? ) что всё вокруг сотворено не просто так, что всё взаимосвязано между собой .
  • Сознание наполнят непередаваемые ощущения радости, (какие? ) будто бы ты и сам являешься частичкой этого удивительного и неповторимого мира .

Придаточные образа действия и степени

Обстоятельственные придаточные подразделяются на несколько подвидов. Группа зависимых частей сложносочинённых предложений, которые относятся к признаку или действию, называемому в главной его части, и обозначают его степень или меру, а также образ, относят к придаточным образа действия и степени. Обычно они отвечают на следующие вопросы: каким образом? насколько? как? в какой степени? Конструкция соединения придаточного с главной частью выглядит примерно таким образом: полное прилагательное + существительное + такой; полное прилагательное + такой; глагол + так . Присоединение этих придаточных предложений обеспечивается союзами чтобы, что, будто или союзными словами сколько, так, насколько и некоторыми другими. Примеры:

  • Девчушка рассмеялась так заразительно, так непосредственно, что и всем остальным трудно было удержаться от улыбки .
  • Звонкие переливы её смеха разорвали напряжённую тишину помещения, будто неожиданно рассыпались разноцветные горошины из пакета .
  • И само личико крошки преобразилось настолько, насколько это было возможно в данном случае: измученную болезнью девочку уже легко можно было назвать прелестным и абсолютно здоровым ребёнком.

Обстоятельственные придаточные места

Эти зависимые предложения указывают на место происхождения действия, которое называется в главной части сложносочинённого предложения. Относясь ко всему главному предложению, они отвечают на следующие вопросы: откуда? куда? где? и присоединяются союзными словами куда, откуда, где . Нередко в главном предложении находятся указательные слова туда, повсюду, там, везде, отовсюду и некоторые другие. Можно привести следующие примеры подобных предложений:

  1. Определить стороны света в лесной чаще можно довольно легко там, где на деревьях есть мох .
  2. Муравьишки тащили на спинках строительный материал для своих муравейников и запасы питания отовсюду, куда только могли пробраться эти трудолюбивые существа .
  3. Меня всё время тянет туда, в волшебные края, куда мы ездили с ним прошлым летом .

Обстоятельственные придаточные времени

Указывая на время действия, эти придаточные относятся как ко всему главному предложению, так и конкретно к одному сказуемому. К этому виду придаточных можно задать такие вопросы: как долго? до каких пор? когда? с каких пор? Нередко в главной части предложения есть указательные слова, например: иногда, однажды, всегда, теперь, тогда . Например: Животные тогда будут дружны меж собой, (когда? ) когда они растут рядом с самого детства .

Обстоятельственные придаточные условия, причины, цели, следствия

  1. Если зависимые части сложноподчинённых предложений отвечают на вопросы в каком случае? или при каком условии? и относятся либо к сказуемому главной части, либо к ней ко всей, присоединяясь при помощи условных союзов раз, коль, коли, если, когда и как (в значении «если»), то их можно отнести к придаточным условия. Пример: И даже самый отпетый шалопай превращается в серьёзного и благовоспитанного джентльмена, (в каком случае? ) когда он приобретает статус родителя , будь то человек, мартышка или пингвин.
  2. На вопросы из-за чего? почему? по какой причине? отчего? отвечают придаточные причины. Присоединение их происходит с помощью причинных союзов оттого что, потому что, так как . Пример: Для малыша в раннем детстве авторитет родителя непреклонен, (почему? ) потому что от этого существа зависит его благополучие.
  3. Зависимые предложения, обозначающие цель действия, названного в главной части и отвечающие на вопросы для чего? ради какой цели? зачем? , называются придаточными цели. Присоединение их к главной части обеспечивается целевыми союзами для того чтобы, затем чтобы, чтоб (чтобы) . Пример: Но и тогда следует сопровождать свои требования пояснениями (ради какой цели? ) затем, чтобы из малыша выросла думающая личность, а не безвольный робот-исполнитель .
  4. Зависимые части предложения, которые указывают на вывод или результат, обозначают следствие, вытекающее из вышесказанного в главной части предложения, называют придаточными следствия и относятся ко всему главному предложению. Они обычно присоединяются союзами следствия поэтому или так что , например: Воспитание - процесс сложный и регулярный, (что из этого следует? ) поэтому родителям следует всегда быть в форме и не расслабляться ни на минуту .

Обстоятельственные придаточные сравнения

Эти виды зависимых предложений в сложноподчинённых конструкциях относятся либо к сказуемому, либо ко всей главной части и отвечают на вопрос подобно чему ?, присоединяясь сравнительными союзами как будто, чем (тем), как, будто, точно . От сравнительных оборотов придаточные отличаются тем, что в них имеется грамматическая основа. Например: Белый медвежонок так забавно валился на бок и задирал кверху лапки, точно это расшалившийся мальчишка весело играет в песочнице со своими друзьями .

Обстоятельственные придаточные уступки

Зависимые предложения в сложносочинённой конструкции, обозначающие обстоятельства, вопреки которому совершено или может быть совершено действие, которое указывается в главной части, называют придаточными уступки. К ним можно задать вопросы: вопреки чему? несмотря на что? и присоединить к главному с помощью уступительных союзов хоть (хотя), пусть (пускай), что, даром что, несмотря на и некоторых других. Нередко используются союзные сочетания: сколько ни, что ни, когда ни, кто ни, как ни и тому подобные. Пример: Несмотря на то, что детёныши панд весело играли , их тёмные пятна вокруг глаз создавали впечатление грустной задумчивости.

Грамотный человек должен всегда помнить: при письме предложения, входящие в состав сложного, разделяются запятыми.

1. Вопросы: придаточные образа действия и степени отвечают на вопросы как? каким образом? в какой мере? в какой степени? сколько? насколько?

2. Главное слово: придаточные образа действия и степени прикрепляются к словосочетанию знаменательного слова (глагол, наречие, прилагательное, причастие, наречие, существительное) и указательного слова ().

3. Средства связи: придаточные образа действия и степени прикрепляются к главному предложению при помощи: а) союзных слов (как, сколько, насколько ); б) союзов (что, чтобы ). В главном предложении обязательно есть указательное слово - обстоятельство образа действия, меры и степени (столько, настолько, так, до такой степени, до того, такой ).

4. Место в предложении: если средством связи является союз, то придаточное стоит после главного предложения; если придаточное прикрепляется к главному предложению с помощью союзного слова, придаточное может стоять и перед главным, и после него.

    Стрелки поймали столько рыбы [сколько?], что не могли вытащить сеть (Арсеньев).

    [сущ. + указ. сл.], (что - союз).

    С тех пор она старалась всё делать так [как?], чтобы её хвалили (Панова).

    [гл. + указ. сл.], (чтобы - союз).

    Люди были интересны Самгину настолько [насколько?], насколько он, присматриваясь к ним, видел себя не похожим на них (М. Горький).

    [кр. прил. + указ. сл.], (насколько - союз. слово).

Обратите внимание!

1) Как отмечалось, сложноподчинённые предложения с придаточными образа действия и степени в главном предложении обязательно имеют указательное слово. Если указательного слова со значением образа действия, меры и степени нет, значит, это другой тип придаточного. Указательные слова обычно бывают обстоятельствами образа действия, меры и степени, но иногда они могут выполнять другую синтаксическую функцию. Однако и в этом случае указательные слова подчёркивают степень проявления признака и др.

Она такая красивая , что просто дух захватывает (Гольцов).

2) Каждый из союзов, используемых в придаточных образа действия и степени, привносит в значение сложноподчинённого предложения свой оттенок значения: союз что - значение следствия (Поляна так пестреет, что рябит в глазах ); союз чтобы - целевое значение, значение желательности, возможности (Деньги спрячь так, чтобы не нашли ). Однако значение образа действия и степени является в них основным, что подчеркивается указательным словом в главном предложении с тем же значением.

2.2. Придаточные предложения, которые относятся к одному слову в главном предложении

  • 2.2.5. Придаточные образа действия и степени

2.3. Придаточные предложения, которые относятся ко всему главному предложению

Урок №40. Сложноподчиненные предложения с придаточными образа действия, меры и степени. 9класс

Глездунова С.Н., учитель русского

языка и литературы МБОУ «МСШ»

Цели

Обучающие:

    познакомиться с новыми видами придаточных обстоятельственных – образа действия, меры и степени;

    формировать умения находить данные виды придаточных, определять средства их связи с главным предложением;

    формировать умение различать оттенки значения многозначных придаточных;

    формировать умения правильно расставлять знаки препинания в сложноподчиненных предложениях с изучаемыми видами придаточных, составлять их схемы.

Коррекционно-развивающие:

    различать изученные виды придаточных предложений;

    закреплять умения находить подчинительные союзы и другие придаточные предложения, определять их виды;

    формировать умение самостоятельной работы;

    создать условия для развития таких аналитических способностей учащихся, как умение анализировать, сопоставлять, сравнивать, делать выводы;

Воспитывающие:

    пробуждать познавательный интерес к изучению русского языка;

    способствовать развитию умения отстаивать свою точку зрения;

    воспитывать умение работать самостоятельно.

Тип урока: комбинированный

Ход урока.

I. Организационный момент.

II. Проверка знаний по изученной теме «СПП с придаточными предложениями».

    Куда ни обращаю взор , кругом синеет мрачный бор. (прид. места)

    Солоха долго думала, куда ей спрятать гостя . (изъяснит.)

    В том месте, где зашло солнце, небо еще рдело багряными полосами. (опр.)

    Хороша земля, если рук не жалеть.(условия)

    Жизнь будет еще удивительней, потому что человеческий гений не знает границ. (причины).

    Лишь только мы вступили в этот очаровательный сад , усталость была забыта. (времени)

    Мальчик рассеянно повторял слова молитвы, глядя в окно, откуда лилась в комнату прохлада и запах. (места)

    Несмотря на то, что у меня не было ни одной свободной минуты, я решил помочь своему другу. (уступки)

III. Объяснение нового материала. Определение цели урока обучающимися. Мотивация учебной деятельности

Сегодня мы изучим ещё несколько видов СПП и должны будем научиться отличать их от других видов СПП и друг от друга, правильно ставить знаки препинания внутри предложений, а также рассмотрим иные способы выражения того же значения одного из придаточных в тексте.

В стилистическом отношении сложноподчиненные предложения с придаточными меры и степени отличаются большей экспрессивностью, чем предложения с другими видами придаточных. Они широко используются в разговорном, художественном, публицистическом стилях, где очень важна качественная характеристика действия. Сложные предложения с этими придаточными - одно из ярких средств образной конкретизации и эмоциональной оценки явлений действительности.

IV . Используя материал учебника §20, стр. 88, вместе заполним таблицу. (у каждого на парте)

Составление таблицы «Виды придаточных предложений по значению».

Образ действия

Мера и степень

Как? Каким образом?

Как? Насколько? До какой степени? Сколько?

Союзы и союзные слова

как, что, чтобы, словно, как будто, точно, как

что, чтобы, будто, словно, точно, как будто, как, сколько, насколько, поскольку

Указательные слова

так, таким образом (могут быть опущены)

так, такой (в значении настолько), до такой степени, до того, настолько, столько

Место в предложении

Находятся после главного предложения

[Он мечтал прожить жизнь так], (как его отец). [Я от него ушёл так], (как будто мы расстались навсегда).

[Она знала жизнь до того плохо], (будто ей было совсем немного лет). [Я огорчился настолько], (насколько это только было возможно

Отвечают
на вопрос

Союзные
слова

К чему
присоединяется?

Указательные
слова

Образа действия

каким образом?

как, будто

Сказуемое, обстоятельство образа действия…

так, такой, таким образом…

насколько?

что, чтобы…

насколько?

К главному при помощи союзов …

Местоимения

такой, таков

до какой степени?

как будто, словно...

насколько?

К главному …

указательные слова, наречия

настолько…

Примеры

[Он мечтал прожить жизнь так], (как его отец).

[Я от него ушёл так], (как будто мы расстались навсегда).

[Она знала жизнь до того плохо], (будто ей было совсем немного лет).

[Я огорчился настолько], (насколько это только было возможно).

Башня была построена так, что никто не смог бы подкрасться к ней незамеченным (образ действия)

С тех пор она старалась всё делать так [как?], чтобы её хвалили (образ действия) Выполняют задания. [гл. + указ. сл.], (чтобы – союз).

Люди были интересны Самгину настолько [насколько?], насколько он, присматриваясь к ним, видел себя не похожим на них (степень) [кр. прил. + указ. сл.], (насколько – союз. слово).

Общее: придаточные образа действия и степени могут быть однозначными и многозначными; поясняют словосочетания; одинаковые указательные слова являются членами предложения и не могут быть опущенными.

Отличие: придаточные образа действия и степени отвечают на разные пары вопросов и поясняют словосочетания различного строения.

[Незнакомец не рассматривал нас так], (как рассматривали мы его).

Как? Каким образом?

[ …глагол + указательное слово], (союзное слово как…….)

Как? В какой степени?

[ … указательное слово +наречие ], (союз что………………)

V. Закрепление

1.Выполнение упр.141(1-2) на стр. 88.

2. Работа по карточкам. Расставьте пропущенные знаки препинания. Определите придаточные образа действия, степени и сравнительные.

    На войне солдаты поступали так, как велел им долг.

    Из груди так сильно била кровь, что санитарка не успевала менять марлевые салфетки.

    Мина взорвалась так неожиданно, что Сашка оказался в неглубокой воронке полной мутной водой.

    Засмеялся он, точно сталь зазвенела.

    Ветер дул так сильно, что стоять на ногах было невозможно.

    Где-то рядом грянуло так, что задрожала вся улица.

    Это были люди настолько страшные, что они были закутаны и одеялами и платками.

VI. Рефлексия.

Все ли вам было понятно сегодня на уроке?

Какие затруднения вы испытывали?

Какой материал показался вам сложным?

Что нужно делать, чтобы было легче справляться с заданиями? (повторять теоретический материал учебника, повторять правила, активнее работать на уроке, задавать вопросы и т.д.) - Какие задания были для вас интересными?

VII. Подведение итогов урока.

Наш урок подходит к концу.

О чём мы сегодня говорили?

Чтобы окончательно убедиться в ваших познаниях, я раздам небольшие задания для каждого. На их выполнение даю вам 5 минут.

Упражнение с самостоятельной проверкой.

Определите вид придаточного предложения (А - Отвечают на вопрос, выполняют задание придаточное места; Б - придаточное времени; В - придаточное уступительное; Г - придаточное образа действия; Д - придаточное условия; Е - придаточные меры и степени).

1) Хотя было еще рано, но ворота оказались запертыми.

2) Он выехал оттуда, откуда одна за другой съезжали во двор лошади.

3) Раз вы согласились, так уж нельзя вам отказываться.

4) Там, где по-настоящему борются с невеждами, там их нет.

5) Служите мне, как вы ему служили.

6) Мать плачет, что река льется.

7) Раз дал слово, нужно его держать.

8) Интерес к учению есть только там, где есть вдохновение, рождающееся от успеха.

10) Когда офицер много лет батареей командует, она стреляет хорошо.

VIII. Домашнее задание:

    Выучит правила §20, стр.88, повторить § 14-19, 1группа - упр. 141(3-5предлож.).

    Творческое задание для 2группы: из текстов художественной литературы выписать пять СПП с придаточными образа действия, меры и степени.

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Сложноподчиненные предложения с придаточными образа действия, меры и степени

Придаточными образа действия называются предложения, которые указывают на способ действия, названного в главном предложении, и отвечают на вопросы как? каким образом? Пример: [Человек этот вёл себя так], (как будто никого рядом не было).

Эти придаточные прикрепляются к главному предложению при помощи союзов как, что, чтобы, словно, как будто, точно; иногда имеют дополнительные оттенки значения сравнения, следствия. Пример: [Он мечтал прожить жизнь так], (как его отец). [Я от него ушёл так], (как будто мы расстались навсегда)

Таким придаточным в главной части часто соответствует указательное слово так, выполняющее функцию обстоятельства образа действия: Пример: Бьется насмерть парень бравый - так, как бьются на войне (А. Твардовский). Говорил он так, как сейчас уже никто из нас говорить не умеет, - выпуклым, сочным языком (К. Паустовский).

Придаточные меры и степени указывают на меру и степень проявления признака или действия в главном предложении и отвечают на вопросы в какой мере? в какой степени? сколько? насколько?

Им в главной части соответствуют указательные слова так, такой (в значении настолько), до такой степени, до того, настолько, столько. Они обозначают высокую меру проявления действия, состояния, признака, количества и сочетаются с глаголами, наречиями, прилагательными, существительными: Пример: [Она знала жизнь настолько плохо], (насколько это возможно в 20 лет). (А. Куприн).

Если указательного слова со значением меры и степени нет, значит, это другой тип придаточного. Указательные слова обычно бывают обстоятельствами образа действия, меры и степени, но иногда они могут выполнять другую синтаксическую функцию. Однако и в этом случае указательные слова подчёркивают степень проявления признака: Пример: [Природа в этих местах такая сказочная], (что просто дух захватывает).

Придаточные меры и степени присоединяются к главному предложению союзами что, чтобы, будто, словно, точно, как будто и союзными словами как, сколько, насколько, поскольку: Пример: [Это было сказано так твердо и властно], (что Лунину оставалось только подчиниться). (Н.Чуковский). [Люди были интересны Самгину настолько], (насколько он, присматриваясь к ним, видел себя не похожим на них). (М. Горький).

Нужно уметь отличать придаточные меры и степени от придаточных образа действия. Для этого надо правильно задать вопрос: Пример: Рукава и верхние полы рубашки засалились и залоснились до такой степени, что походили на юфть. (М. Горький). - засалились и залоснились до какой степени? как сильно? , а не как? каким образом?

Укажи СПП с придаточными образа действия Говорил он так, как сейчас уже никто из нас говорить не умеет, - выпуклым, сочным языком. Стрелки поймали столько рыбы, что не могли вытащить сеть. Поляна так пестреет, что рябит в глазах.

Укажи СПП с придаточными образа действия Белые акации пахли так сильно, что их сладкий, приторный, конфетный запах чувствовался на губах и во рту. Обо всём он говорил по-своему и так, что это запоминалось на всю жизнь. Я люблю ее так, что словами всего и не скажешь.

Придаточное сравнительное предложение поясняет обозначенные в главном действия, состояния, предметы, признаки через сравнение с другими действиями, предметами, признаками. Придаточные сравнительные отвечают на вопросы как? подобно чему? [Восторг его гас], (как гаснет свеча от сильного ветра). (А. Чехов).

Они присоединяются к главному предложению сравнительными союзами как, будто, как будто, словно, точно, что (разг.), подобно тому как (книжн.), как если бы и др.: [Станет как-то радостно и больно], (будто кто-то шепчет о любви). (Н. Рубцов).

Придаточные сравнительные предложения относятся ко всему главному предложению в целом, к ним часто нельзя поставить вопрос. Этими признаками придаточные сравнительные отличаются от сходных по значению придаточных образа действия, меры и степени. Ср.: Лиза начала медленно опускаться, как будто ей нужно было что-то поднять с пола. (К. Федин). - Я много раз видел ледоход, и всегда это было так, как будто какая-то сила нехотя ломала грязный лед. (В. Катаев).

В первом примере придаточное сравнительное, во втором - образа и способа действия.

Придаточные сравнительные могут стоять после главного предложения, перед главным предложением, в середине главного предложения. [ Служите мне], (как вы ему служили). (А. Пушкин). [С глухими звуками, (как будто кто-то бьет ладонью по картонной коробке), рвутся гранаты]. (Е. Первенцев). (Чем ближе подходит дневная съемка к концу), [тем ворчливее и бесцеремоннее делается землемер]. (А. Куприн).

Особое место в системе сложноподчинённых предложений занимают также предложения с двойным союзом чем... тем. В них трудно разграничить главное и придаточное предложения, поскольку обе части не могут существовать самостоятельно. Традиционно придаточным предложением считается первая часть с частью союза чем, тогда как вторая часть (с частью союза тем) считается главным предложением: (Чем меньше женщину мы любим), [тем легче нравимся мы ей]. (А. Пушкин).

Сравнительные придаточные предложения следует отличать от сравнительных оборотов, в составе которых отсутствует сказуемое: Сосна, /как дерево смолистое/, почти не поддаётся гниению.

Часто смешивают сравнительный оборот, с придаточным сравнительным, в котором опущено сказуемое, подсказываемое сказуемым главного предложения: [Серёжа рос в семье], (как трава (росла) в степи).

Чтобы научиться различать подобные конструкции, нужно понять, что в придаточном сравнительном имеются слова, относящиеся к опущенному сказуемому. Так в данном предложении в степи - обстоятельство места, относящееся к сказуемому. В сравнительном обороте таких слов нет: /Как стройный тополь/, носился он на буланом коне своём. (Н. Гоголь).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка в 9 классе. Сложноподчиненные предложения с придаточными образа действия

Данный урок имеет нравственно-патриотическую направленность, поскольку изучение лингвистической темы строится на текстах, посвященных победе в Великой Отечественной войне....

Презентация- сопровождение к уроку русского языка(9 класс) по теме "Сложноподчиненное предложение с придаточным образа действия и степени" ...